Услуги в банковском предпринимательстве
Банковские услуги классифицируются следующим образом:
1. Кредитные услуги — это отношения между банком и клиентом (заемщиком или дебитором) по предоставлению определенных денежных сумм на основании принципов срочности, платности и возвратности. Существуют две основные группы кредитных операций: пер- вые — когда банк выступает как кредитор (активные); вторые — банк выступает как дебитор, или заемщик (пассивные). Клиентами банка могут быть физические или юридические лица, другие банки либо финансовые учреждения. В качестве активных кредитных операций выступают ссудные операции, проводимые с клиентами и другими банками.
2. Депозиты — услуги, которые дают возможность банкам аккумулировать временно свободные денежные средства клиентов и рыночных экономических контрагентов.
3. Расчетно-кассовые услуги — расчеты и платежи с клиентами и банковскими учреждениями.
4. Инвестиционные операции и ценные бумаги. Банковские инвестиции — это вложение денежных средств в различные отрасли на- родного хозяйства. Прямые инвестиции осуществляются посредством реальных активов и вложения средств банка в конкретное производство. Портфельные инвестиции осуществляются посредством долгосрочных денежных ссуд в национальной или иностранной валюте.
|
|
5. Трансформация ссудных капиталов. Производство банковских операций, таких, как:
> форфетирование (приобретение без права обратного требования (регресса) платежных обязательств (обычно в форме простых или переводных векселей)),
> факторинг (переуступка права требования платежа), > лизинг (финансирование аренды дорогостоящего оборудования),
> траст (управление имуществом, собственностью клиента путем получения широких юридических прав на распоряжение этой собственностью) и др.
6. Консультационные и аудиторские услуги своим клиентам, контрагентам, акционерам и т. п. Типы банковских услуг по уровню выполняемых задач для клиента представлены в табл. 6.3. Таблица
6.3 Основные типы банковских услуг и банки, их предоставляющие