Изучение законодательной деятельности в России.
Цель работы:
1. Ознакомление с законотворческим процессом в России
Методические указания
1.Изучить рекомендованную литературу.
2. Выполнить задания.
1. Президент РФ подписал указ об отставке Правительства РФ и временном возложении обязанностей Председателя Правительства РФ на себя, а позже – указ о назначении исполняющим обязанности министра топлива и энергетики; исполняющим обязанности заместителем Председателя Правительства РФ и исполняющим обязанности Председателя Правительства РФ. Соответствуют ли данные указы Конституции РФ и Федеральному конституционному закону «О Правительстве Российской Федерации»? Может ли Правительство РФ после отставки принимать решения в обычном порядке до формирования нового Правительства РФ?
2. Совет Федерации обратился к Президенту РФ с предложением отменить указ о назначении первого заместителя Председателя Правительства РФ, поскольку Конституция РФ и Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» не предусматривают наличия в составе Правительства РФ подобной государственной должности. Прав ли был Совет Федерации?
|
|
3. Правительство РФ своим постановлением отменило постановление правительства Свердловской области о порядке лицензирования отдельных видов деятельности на территории области как несоответствующее федеральному законодательству и нарушающее компетенцию Правительства РФ. Допускается ли в Конституции РФ такое полномочие Правительства РФ?
4. В Законе об образовании установлено, что основное общее образование является обязательным. Предположим, что правительство, ознакомившись с ситуацией, связанной со школьным образованием, выносит следующее постановление: в местностях, где существует дефицит педагогических кадров, обязательным является шестилетнее образование. Можно ли признать издание данного нормативного акта законным? При расхождении содержания нормативных актов, изданных по одному и тому же вопросу, какой из них следует применить?
5. Семья Николаевых решила отдохнуть летом за границей. Рассчитав свой скромны бюджет, семейный совет решил воспользоваться ж/д транспортом: денег на отдых должно было хватить, если не делать в поезде никаких трат. Однако на границе с каждого члена семьи потребовали уплаты установленной пошлины за пересечение границы, а так же сообщили, что согласно недавно принятому закону, такую же сумму следует заплатить и при возвращении в Россию. Справедливо ли это, если учесть, что с новым законом никто из Николаевых не был знаком: ни по телевидению, ни по радио, ни из газет они о нем ничего не слышали, хотя им сообщили, что этот закон был опубликован.
|
|
6. Расставьте в правильном порядке стадии законодательного процесса:
а) обсуждение законопроекта; б) принятие законопроекта;
в) опубликование закона;
г) законодательная инициатива; д) вступление закона в силу;
е) утверждение законопроекта.
7. Срок начала действия закона:
а) с даты указанной в законе
б) с момента появления в сети Интернет
в) с момента опубликования
г) с момента прочтения закона гражданами РФ
8.Право законодательной инициативы принадлежит следующим субъектам: а) Президенту РФ
б) депутатам Государственной Думы в) руководителям крупных банков
г) Правительству РФ
9. Составьте схему законодательной деятельности в РФ. Кратко опишите основные стадии законотворческого процесса.
Критерии оценки:
Оценка «5»- ответы на все вопросы даны верно, работа аккуратно оформлена.
Оценка «4»- работа выполнена с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно.
Оценка «3»- работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена грубейшая ошибка.
Оценка «2»- работа не выполнена. Рекомендуемая литература
1. И-Р 3 www.constitution.ru (Конституция РФ).
Тема: Правоотношения, правовая культура и правовое поведение личности.
Практическое занятие № 5
Изучение деятельности различных правовых систем.
Цель работы:
1. Изучить деятельность различных правовых систем.
Методические указания
1. Заполнить, руководствуясь приведенными признаками, правовые системы (Романо- германскую, англо-саксонскую, мусульманскую, социалистическую).
Правовые системы | признаки |
Основан на правилах применения шариата к новым жизненным ситуациям | |
Выраженный классовый характер | |
Возникла в результате заимствования римского права | |
Рассмотрение в качестве источников права громадного количества судебных решений, являющихся образцом для последующих дел | |
Сформирована на основе марксистской теории | |
Является наиболее распространенной в мире | |
Основным источником является священная книга | |
В качестве основного источника права выступает нормативно-правовой акт | |
Является наиболее древней семье | |
Господство публичного права над частным | |
Судьи не обязаны следовать ранее принятому решению | |
Отличается архаичностью многих правовых институтов | |
Создана как продукт божественной воли | |
Строгая отраслевая классификация | |
Нормы носят казуистический (индивидуальный) характер | |
Четкое деление права на частное и публичное | |
Отрицание возможности суда выступать в роли создателя | |
правовых норм | |
Устойчивая иерархия источников права | |
Отсутствие отраслевого законодательства | |
Приоритетное значение отдается процессуальным нормам | |
Основной формой систематизации законодательства выступает кодификация | |
Автономия судебной власти |
Критерии оценки:
Оценка «5»- таблица заполнена верно, указаны все виды правовых систем. Оценка «4»- не указаны один виды правовых систем.
Оценка «3»- в таблице не указаны признаки правовых систем. Оценка «2»- работа не выполнена.
Рекомендуемая литература
1. И-Р1 www. pravo. gov. ru (Официальный интернет-портал правовой информации).
2. И-Р 2 www. consultant. ru (Правовая система Консультант Плюс).
3. И-Р 3 www.constitution.ru (Конституция РФ).
Тема: Правоотношения, правовая культура и правовое поведение личности.