Практическое занятие №4

Изучение законодательной деятельности в России.


Цель работы:

1. Ознакомление с законотворческим процессом в России

Методические указания

1.Изучить рекомендованную литературу.

2. Выполнить задания.

 

1. Президент РФ подписал указ об отставке Правительства РФ и временном возложении обязанностей Председателя Правительства РФ на себя, а позже – указ о назначении исполняющим обязанности министра топлива и энергетики; исполняющим обязанности заместителем Председателя Правительства РФ и исполняющим обязанности Председателя Правительства РФ. Соответствуют ли данные указы Конституции РФ и Федеральному конституционному закону «О Правительстве Российской Федерации»? Может ли Правительство РФ после отставки принимать решения в обычном порядке до формирования нового Правительства РФ?

2. Совет Федерации обратился к Президенту РФ с предложением отменить указ о назначении первого заместителя Председателя Правительства РФ, поскольку Конституция РФ и Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» не предусматривают наличия в составе Правительства РФ подобной государственной должности. Прав ли был Совет Федерации?

3. Правительство РФ своим постановлением отменило постановление правительства Свердловской области о порядке лицензирования отдельных видов деятельности на территории области как несоответствующее федеральному законодательству и нарушающее компетенцию Правительства РФ. Допускается ли в Конституции РФ такое полномочие Правительства РФ?

4. В Законе об образовании установлено, что основное общее образование является обязательным. Предположим, что правительство, ознакомившись с ситуацией, связанной со школьным образованием, выносит следующее постановление: в местностях, где существует дефицит педагогических кадров, обязательным является шестилетнее образование. Можно ли признать издание данного нормативного акта законным? При расхождении содержания нормативных актов, изданных по одному и тому же вопросу, какой из них следует применить?

5. Семья Николаевых решила отдохнуть летом за границей. Рассчитав свой скромны бюджет, семейный совет решил воспользоваться ж/д транспортом: денег на отдых должно было хватить, если не делать в поезде никаких трат. Однако на границе с каждого члена семьи потребовали уплаты установленной пошлины за пересечение границы, а так же сообщили, что согласно недавно принятому закону, такую же сумму следует заплатить и при возвращении в Россию. Справедливо ли это, если учесть, что с новым законом никто из Николаевых не был знаком: ни по телевидению, ни по радио, ни из газет они о нем ничего не слышали, хотя им сообщили, что этот закон был опубликован.

6. Расставьте в правильном порядке стадии законодательного процесса:

а) обсуждение законопроекта; б) принятие законопроекта;

в) опубликование закона;

г) законодательная инициатива; д) вступление закона в силу;

е) утверждение законопроекта.

7. Срок начала действия закона:

а) с даты указанной в законе

б) с момента появления в сети Интернет


в) с момента опубликования

г) с момента прочтения закона гражданами РФ

8.Право законодательной инициативы принадлежит следующим субъектам: а) Президенту РФ

б) депутатам Государственной Думы в) руководителям крупных банков

г) Правительству РФ

9. Составьте схему законодательной деятельности в РФ. Кратко опишите основные стадии законотворческого процесса.

 

Критерии оценки:

Оценка «5»- ответы на все вопросы даны верно, работа аккуратно оформлена.

Оценка «4»- работа выполнена с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно.

Оценка  «3»- работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена грубейшая ошибка.

Оценка «2»- работа не выполнена. Рекомендуемая литература

1. И-Р 3 www.constitution.ru (Конституция РФ).

 

 

Тема: Правоотношения, правовая культура и правовое поведение личности.



Практическое занятие № 5

Изучение деятельности  различных правовых систем.

Цель работы:

1. Изучить деятельность различных правовых систем.

Методические указания

1. Заполнить, руководствуясь приведенными признаками, правовые системы (Романо- германскую, англо-саксонскую, мусульманскую, социалистическую).

 

Правовые системы признаки
  Основан на правилах применения шариата к новым жизненным ситуациям
  Выраженный классовый характер
  Возникла в результате заимствования римского права
  Рассмотрение в качестве источников права громадного количества судебных решений, являющихся образцом для последующих дел
    Сформирована на основе марксистской теории
  Является наиболее распространенной в мире
  Основным источником является священная книга
  В качестве основного источника права выступает нормативно-правовой акт
  Является наиболее древней семье
  Господство публичного права над частным
  Судьи не обязаны следовать ранее принятому решению
  Отличается архаичностью многих правовых институтов
  Создана как продукт божественной воли
  Строгая отраслевая классификация
  Нормы носят казуистический (индивидуальный) характер
  Четкое деление права на частное и публичное
  Отрицание возможности суда выступать в роли создателя
  правовых норм
  Устойчивая иерархия источников права
  Отсутствие отраслевого законодательства
  Приоритетное значение отдается процессуальным нормам
  Основной формой систематизации законодательства выступает кодификация
  Автономия судебной власти

 

Критерии оценки:

Оценка «5»- таблица заполнена верно, указаны все виды правовых систем. Оценка «4»- не указаны один виды правовых систем.

Оценка «3»- в таблице не указаны признаки правовых систем. Оценка «2»- работа не выполнена.

 

Рекомендуемая литература

1. И-Р1 www. pravo. gov. ru (Официальный интернет-портал правовой информации).

2. И-Р 2 www. consultant. ru (Правовая система Консультант Плюс).

3. И-Р 3 www.constitution.ru (Конституция РФ).

 

Тема: Правоотношения, правовая культура и правовое поведение личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: