Рекомендации, инструкции по выполнению каждого задания

 

1.Изучите материалы учебника «Гигиена и экология человека» В. И. Архангельский, В. Ф. Кириллов (стр. 75-81) и ответьте на контрольные вопросы по теме «Гигиеническая оценка естественного и искусственного освещения, шума»:

1.История формирования городских поселений. Гигиенические предпосылки и особенности.

2.Факторы формирования городской среды. Планировка населенных мест.

3.Выбор территории для строительства городов. Функциональное зонирование.

4.Зоны рекреации. Санитарно-защитные зоны.

5.Санитарная чистка городов.

6.Особенности водоснабжения и теплоснабжения городов.

7.Санитарная охрана атмосферного воздуха городов

8.Урбанизация как глобальный процесс. Закономерности устойчивого развития урбосистемы.

9.Требования к планировке жилищ. Микроклиматические особенности жилых помещений.

 

2.Для проверки усвоения материала Вам предлагается решить следующие задания:

Задание 1.

В помещении, где будет выполняться высокоточная зрительная работа, рекомендуется организовать естественное освещение по типу одностороннего бокового.

Оцените правильность выбора, если помещение располагается на первом этаже, а окна частично затеняются деревьями.

1. Выбор неправильный. Длина световой волны недостаточна для глубокого проникновения в помещение. Свойство дифракции у световых волн выражено слабо.

2. Выбор правильный. Расположение световых проемов не имеет значения.

3. Выбор правильный. Длина световой волны недостаточна для глубокого проникновения в помещение. Свойство дифракции у световых волн выражено хорошо.

4. Выбор неправильный. Предпочтительнее двухстороннее освещение.

5. Выбор правильный. Солнечные лучи распространяются в воздухе равномерно.

 

Задание 2.

На приеме у офтальмолога наладчик электронного оборудования жалуется на то, что при настройке яркости на экранах мониторов у него появляются неприятные ощущения в виде резей в глазах. Естественное освещение организовано по типу одностороннего бокового. Взгляд фиксируется в вертикальной плоскости в направлении окна.

Назовите зрительную функцию, напряжение которой привело к появлению данных жалоб.

1. Острота зрения.

2. Контрастная чувствительность.

3. Цветовая чувствительность.

4. Быстрота различения мелких деталей.

5. Устойчивость ясного видения.

 

Задание 3.

У студента при подготовке к занятиям появляются симптомы зрительного утомления. Письменный стол располагается перед окном. На рабочую поверхность стола падает тень от оконной рамы.

Какое свойство световых волн явилось причиной появления теней?

1. Хорошая способность огибать препятствия.

2. Хорошая способность проходить через препятствия.

3. Плохая способность огибать препятствия.

4. Выраженное свойство интерференции.

5. Слабовыраженное свойство интерференции.

 

Задание 4.

На приеме у офтальмолога школьник жалуется на то, что знаки препинания в печатных текстах распознает с трудом.

Какая зрительная функция требует коррекции?

1. Острота зрения.

2. Контрастная чувствительность.

3. Цветовая чувствительность.

4. Быстрота различения мелких деталей.

5. Устойчивость ясного видения.

Эталоны ответов на задания контроля исходного уровня: задание 1 - 1, 4; задание 2 - 2. Остальные задания решите самостоятельно.

 

Задание 1.

В помещении, где будет выполняться зрительная работа, требующая точного определения оттенков в разнообразной цветовой гамме, рекомендуется организовать искусственное освещение с использованием ламп накаливания.

Оцените выбор источника света.

1. Выбор правильный, так как лампы накаливания генерируют излучение, близкое по спектру к солнечному свету.

2. Выбор неверный, так как лампы накаливания генерируют излучение, отличающееся по спектру от солнечного света.

3. Выбор источника света не имеет значения, так как желто-красные лучи имеются также и в спектре солнечного света.

4. Выбор неверный, что связано с особенностями отражения световых волн поверхностями с разнообразными отражающими свойствами.

5. Предпочтительнее люминесцентные лампы, так как свет, возникающий в результате электрического разряда в газе, ближе по спектральному составу естественному.

Задание 2.

На приеме у офтальмолога школьник жалуется на то, что при занятиях компьютерными играми у него быстро появляются рези в глазах. Цель игры: поражение мишеней мелких размеров. Для освещения помещения используется потолочный светильник, который размещается за спиной.

Назовите зрительную функцию, напряжение которой привело к появлению данных жалоб.

1. Острота зрения.

2. Контрастная чувствительность.

3. Цветовая чувствительность.

4. Быстрота различения мелких деталей.

5. Устойчивость ясного видения.

Задание 3.

Письменный стол студента расположен так, что потолочный светильник размещен у него за спиной. При занятиях в вечернее время, тень от туловища и головы оказывается в поле зрения, то есть на рабочей поверхности стола.

Какие свойства световых волн стали причиной появления тени?

1. Слабо выраженное свойство дифракции.

2. Слабо выраженное свойство преломления.

3. Слабо выраженное свойство интерференции.

4. Хорошо выраженное свойство дифракции.

5. Хорошо выраженное свойство преломления.

Задание 4.

На приеме у офтальмолога пациент жалуется на то, что при чтении мелкого шрифта в вечернее время у него быстро формируются признаки зрительного и общего утомления. В помещении используются светильники общего и местного освещения. Уровень освещенности достаточный.

Назовите зрительную функцию, напряжение которой привело к появлению данных жалоб.

1. Острота зрения.

2. Контрастная чувствительность.

3. Цветовая чувствительность.

4. Быстрота различения мелких деталей.

5. Устойчивость ясного видения.

Эталоны ответов заданий контроля исходного уровня: задание 1 - 2, 4, 5; задание 2 - 4. Остальные задания решите самостоятельно.

Просмотрите презентации «Приборы для измерения освещённости, шума» и ответьте на вопросы.

  4. Демонстрация преподавателем приборов для измерения освещённости,

Ознакомьтесь с алгоритмом (приложение 1).

В соответствии с алгоритмом, первая позиция включает изучение факторов, влияющих на светотехнические показатели при искусственном освещении:

- размеры и конфигурация помещений, количество светильников, их размещение в помещении, высота подвеса и мощность (определяет уровень освещенности, равномерность и ограничение блескости);

- вид источника света (определяет ряд гигиенических характеристик освещения),

- характеристика осветительной арматуры (определяет уровень освещенности, равномерность и ограничение блескости);

- цвет стен в помещении и особенности оформления интерьера (определяет отражающие свойства поверхностей);

- санитарное состояние потолка, стен, мебели и осветительной арматуры (может оказывать существенное влияние на коэффициент отражения поверхностей и коэффициент пропускания осветительной арматуры);

- исправность светильников.

Вторая позиция включает определение уровня освещенности при искусственном освещении с использованием люксметра. При этом определяется уровень освещенности на рабочей поверхности стола в 5-ти точках, вычисляется средняя величина освещенности, определяется коэффициент неравномерности.

Третья позиция предусматривает оценку освещенности вертикальной плоскости поля зрения. Производится определение тех же показателей на площади доски.

В четвертой позиции вычисляется минимальная освещенность на горизонтальной поверхности через удельную мощность (см. прил. 2).

В пятой позиции осуществляется гигиеническая оценка показателей искусственного освещения путем сравнения полученных данных с нормативными величинами (см. прил. 2), разрабатываются рекомендации по рационализации световой среды в помещении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: