Оборудование: 8 больших карточек, 64 маленькие карточки с изображением предметных картинок.
Логопед. На большую карточку с желтым прямоугольником в середине мы должны собрать картинки, в которых слова начинаются со звонкого согласного звука. На большие карточки с сиреневым прямоугольником в середине соберем картинки, если в слове глухой согласный звук находится в начале слова.
Дети (2—4 чёл.) берут себе по большой карточке и решают, что будут ориентироваться на звонкий (глухой) согласный звук в начале слова. Логопед показывает по одной картинке и спрашивает: «Кому она подходит?»
Дети выкладывают картинки, которые начинаются, например, с глухого согласного звука [с].
Выигрывает тот, кто первым соберет все картинки на своей большой карточке.
л
Библиотека Логопеда
39
Развитие навыков звукового анализа и синтеза
Звуковые замки
Цель: учить • различать гласные и согласные звуки по твердости и мягкости.
Оборудование: плоскостные домики с окошками разного цвета (красный, синий, зеленый).
|
|
Логопед. Ребята, мы попали в город разноцветных замков. В этих замках живут разные звуки. В красном замке на красной улице живут звуки, которые поют разные длинные песенки, и им ничто не мешает во рту. Эти звуки называются гласные. На синей улице в синем замке живут звуки, которые произносятся твердо. Когда мы их произносим, нам мешают наши губы, зубы, язык. В зеленом замке на зеленой улице живут звуки, которые произносятся мягко, но когда мы их произносим, нам тоже мешают губы, зубы, язык. Звуки, которые живут в синем и зеленом замках, называются согласными.
Звуковые человечки
Цели:
— формировать артикуляционные уклады гласных и согласных звуков;
— развивать фонематический слух.
Оборудование: звуковые человечки в красных, синих и зеленых костюмчиках.
Логопед. Ребята, мы уже знакомились с разноцветными замками. А сегодня мы узнаем про их жителей. В красном замке на красной улице живут звуковые человечки, которые носят красные костюмчики. Шесть гласных — шесть девочек. Они не похожи друг на друга, посмотрите на положение их губ. (Схематическая артикуляция.) Полуоткрытый рот говорит о свободном выдохе воздушной струи: гласные звуки легко поют длинные песенки. Шапочки с колокольчиками обозначают, что их песенки звонкие. С помощью звуковых человечков можно составлять звуковые песенки, выкладывая человечков в таком порядке, в каком произнесены звуки. Все согласные звуки изображают четыре мальчика: два мальчика в синих костюмчиках, два — в зеленых.
Кто мне скажет, в каком замке живут мальчики в синих костюмчиках?^ синем.)
|
|
40
Речевые игры и упражнения
Л
В каком замке живут мальчики в зеленых костюмчиках? (В зеленом.)
Правильно. Посмотрите, у двоих мальчиков на шапочках есть колокольчики, а у двоих — шапочки без колокольчиков. Это значит, что звуки глухие, голосок у них всегда спит и не включается в работу. Этих звуковых человечков называют согласными.
Посмотрите на их положение губ. Сжатые губы — символ преграды для выдыхаемого воздуха. Спеть песенку у согласных не получается: они свистят, шипят, звенят, рычат, взрываются, их можно потянуть: «ж-ж-ж», но не пропеть! Все звуковые человечки дружат между собой, а когда они встречаются, то поют разные песенки.
Дружные звуки
Цели:
— развивать фонематический слух;
— научить узнавать на слух звуки, произносимые с утрированной интонацией.
Речевой материал: А-а-аня — А-а-алла, О-о-оля' — И-и-и-горь, У-у-уля — И-и-ира, а-а-астра — а-а-аист, о-о-осень — о-о-о-слик, и-и-игру — и-и-имя, а-а-адрес — у-у-умный, о-о-обруч
— у-у-утка.
Логопед. Жили разные звуки в одном Звуковом царстве. Когда стали создаваться слова, пришлось им разойтись по своим домам-словам. И вместо одного звука [а] появилось много таких же звуков [а]. Хотят они собраться вместе, потому что скучают друг без друга. Помогите звукам собраться вместе. Я буду произносить по два слова, а вы хлопайте в ладоши в том случае, если в словах звуки одинаковые. Чтобы легче вам было искать друзей, я буду произносить звуки громко, протяжно. Сначала нужно сказать, какой звук я называю громко в первом слове, а потом — во втором слове. После этого мы сравним звуки и обрадуемся, если они одинаковые, хлопнем в ладоши.
Утки и окуни
Цель: научить узнавать на слух и различать в словах ударные гласные звуки [о] и [у].
Речевой материал: обруч, овощи, осень, ослик, остров, отдых, отпуск, Оля, озеро, овцы, облако, угол, удочка, ужин, улей,утро,уголь.
л
Библиотека Логопеда
41
Дети делятся на две команды — «Окуни» и «Утки». Они двигаются произвольно по полянке. Логопед произносит поочередно слова то с ударным звуком [о], то с ударным звуком [у]. Дети-«окуни» должны замереть, когда услышат слово со звуком [о], а «утки» — когда услышат слово со звуком [у]. Кто не остановился вовремя, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся и дольше всех оставался на полянке.
Куклы заблудились
Цели:
— научить выделять в слове ударный звук;
— развивать фонематический слух.
Логопед
Наша Маша рано встала, Кукол всех пересчитала: Две матрешки — на окошке, Две Танюшки — на подушке, Две Иринки — на перинке, А Петрушка в колпаке — На дубовом сундучке.
Дети получают задание слушать текст, находить слова с заданным звуком и запоминать их. После прочтения логопед спрашивает детей, какие слова они запомнили. Выигрывает тот, кто запомнил больше слов.
Построй пирамиду
Цель: упражнять детей в определении количества звуков в словах.
Оборудование:
1) демонстрационный материал — аппликация пирамиды из квадратов. В нижней части каждого квадрата кармашки для выкладывания картинок. В основании пирамиды — 5 квадратов, выше — 4, потом 3 и 2 квадрата. Заканчивается пирамида треугольной верхушкой;
2) предметные картинки, содержащие в названиях от 2 до 5 звуков:
— 2 звука находятся в словах: еж, уж, ус;
— 3 звука: мак, рак, жук, сыр, ухо, ком, сом;
— 4 звука: рыба, ваза, роза, лиса, утка, жаба;
— 5 звуков: сумка, туфли, кофта, миска, кошка, мышка.
42
Речевые игры и упражнения _______________ J\
Логопед (демонстрирует пирамиду). Эту пирамиду мы будем строить из картинок. На самом верху у нас должны быть картинки с короткими названиями, состоящими всего из двух звуков. А в основании пирамиды помещены картинки с названиями из пяти звуков.
Логопед вызывает поочередно детей для выполнения игрового задания. Сначала дети берут любые картинки, отчетливо произносят слово и определяют в нем количество звуков. Например: в слове жук три звука. Ребенок ставит эту картинку во второй ряд (от верха). Ошибочный вариант не засчитывается, в этом случае картинка возвращается на прежнее место.
|
|
В процессе игры дети ищут картинки только для незаполненных квадратов. В конце игры логопед спрашивает о том, как устроена эта необычная пирамида.
Аквариум
Цели:
— активизировать словарный запас;
— автоматизировать отдельные звуки;
— упражнять в нахождении изучаемого звука в начале, середине или конце слова.
Оборудование: аквариум (коробка); удочка с леской и магнитом на конце; конверты с небольшими предметными картинками, наклеенными на кружки красного, синего и зеленого цвета, обозначающие гласные, твердые и мягкие согласные звуки (по количеству изучаемых звуков); на каждый изучаемый звук по 8 картинок, который находится в начале, середине или конце слова; картинки с гласными звуками: [а], [у]» [°]«[ы]' [и]» И; картинки с твердыми согласными звуками: [м], [п], [х], [т], [н], [с], [к], [ш], [л], [б], [г], [д], [ж], [з], [в]; картинки с мягкими согласными звуками: [м'], [к'], [л'], [р']. Контуры рыбок трех цветов: по 8 — красного, синего и зеленого цвета; металлические скрепки, которыми прикрепляются картинки к рыбкам.
Дети по очереди из аквариума вылавливают удочкой различные предметы. Называют их и объясняют, к какому обобщающему слову относятся. Определяют наличие или отсутствие в названии изучаемого звука, например: звук [а], его место в слове (в начале, середине, конце слова).
За правильный ответ ребенок получает рыбку.
л
Библиотека Логопеда
43