Духовный мир человека

 

Понятие духовности. Говоря о духовном мире людей,мы имеем в виду всю совокупность явлений человеческого сознания: мысли и чувства, эмоциональные состояния и волевые побуждения, интересы и устремления, знания и предубеждения.

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


30 Тема 1. Общественная сущность человека

В процессе исторического развития формируется ду-ховная жизнь общества и человека. Человек не просто приспосабливается к внешним условиям, а творит новое: сначала в своём мышлении и воображении, а затем уже и

 

в осязаемой реальности. Для того чтобы что-то сделать по-человечески — взвешенно, умно и ответственно, надо сна-чала учесть все обстоятельства, приобрести необходимые знания и умения, продумать последствия, т. е. произвести надлежащие изменения в самом себе, в своём духовном мире, в сознании.

 

Духовность —это обобщённая характеристика цен-ностных ориентиров как отдельного человека, так и общества, в котором он живёт.

 

Уровни духовности различаются тем, в какой степени люди осознают необходимость следовать не только законам природы, но и нормам общественной жизни, в том числе правилам нравственности, утвердившимся представле-ниям о прекрасном и безобразном, о возвышенном и ни-зменном.

 

Духовность включает знания, но не сводится к ним, ибо здесь особенно важно, каким целям служат приоб-ретённые знания, соответствуют ли эти цели требованиям гуманизма, сохранения нашей природной среды обитания, мира и доброжелательности в отношениях между людьми, странами и народами. Сами по себе знания свойств и за-конов природы не определяют целей нашей деятельности: цели мы выбираем, руководствуясь сложившимися пред-ставлениями о должном и недолжном, допустимом и не-допустимом. Высокая духовность предполагает высокую нравственность. Низкий уровень нравственности, эгои-стичность и антигуманность целей, которые преследует человек, означают низкий уровень духовности.

 

Нравственность — это лишь одна из областей духов-ности общества и личности. Высокие нравственные цели не могут быть достигнуты, если преследующий их человек не имеет нужных знаний и умений. Значит, важное зна-чение для развития духовности имеет наука. Целостность

 

и гармоничность духовного мира людей недостижимы

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


§ 4. Духовный мир человека 31

 

М. В. Нестеров. Святая Русь (1901—1906)

 

без искусства, которое развивает наши чувства, образное восприятие мира, способность различать подлинные и мнимые ценности. В течение тысячелетий своеобразным хранителем человеческой духовности выступала религия. Конфликты религии и науки в основном остались в про-шлом. Если наука исследует, каковы законы и свойства окружающих нас предметов и явлений, то религия призы-вает человека подчиниться некоей высшей силе, следовать её предписаниям. Для многих людей этот призыв означает путь к духовному росту.

 

Духовность личности проявляется в её поступках и действиях, в отношении к себе, к людям, к окружающему миру в целом.

 

Размышляя о духовности, каждый из нас задаёт себе вопросы: что такое человек, в чём его призвание, долг и смысл жизни? Решение их связано с формированием на-шего мировоззрения.

 

Мировоззрение, его роль в жизни людей. Человек—мыслящее существо, осознающее себя и окружающую действительность. Человек способен выразить своё пони-мание происходящего и дать ему оценку, более или менее

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


32 Тема 1. Общественная сущность человека

чётко сформулировать свои цели. Говоря самому себе «Я знаю, что…», «Я хочу, чтобы…», «Я должен…», человек мысленно выделяет себя из окружающего мира. В его сознании выстраиваются отношения «Я и другие люди», «Я и природа», «Я и окружающий мир в целом». Во всех этих мыслимых, осознаваемых отношениях присутствуют некоторое понятие или образ себя (Я), а также понятие или образ внешней действительности, с которой человек связан и в отрыве от которой не может жить.

 

Для того чтобы быть сознательным субъектом своей жизнедеятельности, быть личностью, духовным существом, каждый из нас должен выработать определённое мировоз-зрение.

 

Мировоззрение —это обобщённое понимание чело-веком самого себя, окружающего мира и своей связи с миром, состоящее из его важнейших убеждений.

 

Мировоззрение каждой личности содержит ответы на три основных вопроса: «Что я представляю из себя как человек?» «Что представляет собой окружающий мир — люди и природа, каковы их главные характеристики?», «Как я могу и должен относиться к окружающему миру и к самому себе, что я вообще могу и должен делать?»

 

Каждый человек решает для себя эти вопросы в тече-ние всей сознательной жизни, уточняя на основе опыта и знаний какие-то их стороны, моменты. Что-то из прежних мировоззренческих убеждений личности подтверждается её опытом и всё более закрепляется в сознании; некоторые же мировоззренческие представления обнаруживают несо-стоятельность и перестают считаться важными. Человек самостоятельно выстраивает своё мировоззрение.

 

Мировоззрение не просто соединяет различные знания человека о мире и о самом себе, а предполагает твёрдую убеждённость в правильности и высокой ценности этих знаний. Именно основополагающие знания и ценностные идеи, ставшие глубокими, принципиальными убеждения-ми личности, образуют в совокупности её мировоззрение.

 

В повседневной жизни нам часто приходится опреде-лять своё отношение к происходящему, делать выбор из

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


§ 4. Духовный мир человека 33

нескольких вариантов поведения, уточнять жизненные задачи и находить среди них самые важные, приоритет-ные. А для этого нужны какие-то основания. Многие про-блемы мы решаем почти неосознанно, потому что они похожи на те, с которыми мы уже встречались и для которых выработали приемлемую схему решения. Здесь мы действуем привычным образом. Другие же являются новыми, необычными. Для их решения мы обращаемся к сложившимся у нас основополагающим представлениям или идеям о том, как вообще должен поступать человек

 

в той или иной ситуации. При этом мы используем те знания об окружающем мире, которые считаем надёжно установленными и которым доверяем. Это и означает об-ращение к важнейшим убеждениям, составляющим наше мировоззрение.

 

Жизненный смысл мировоззрения состоит в том, чтобы направлять наши поступки и мысли, вооружать нас ори-ентирами, позволяющими правильно поступать в важных для нас ситуациях. Наше мировоззрение есть то, чем мы реально руководствуемся в жизни. Правда, мы далеко не всегда чётко осознаём, в чём же действительно состоит наше мировоззрение. Попробуйте сами определить свои важнейшие, основополагающие убеждения, и вы увидите, что сделать это совсем не просто.

 

Мы отчётливо осознаём то, что ново, необычно и тре-бует специального внимания. Но в состав мировоззрения входят такие убеждения, представления, идеи, которые давно приняты нами в качестве бесспорных и стали вос-приниматься как привычные и самоочевидные. Многие привычные вещи могут быть очень важными, но мы на них почти не обращаем внимания — именно в силу их привычности.

 

Так и с нашим мировоззрением. Его назначение состоит не в том, чтобы быть ярким, «картинным» и развлекать нас всё новыми и новыми впечатлениями. Наоборот, оно «ведёт себя» очень скромно и обычно не выпячивается в нашем сознании на первый план. Вместе с тем оно по-стоянно указывает нам, что мы можем и чего мы не мо-жем достичь; что мы должны делать, а чего мы делать

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


34 Тема 1. Общественная сущность человека

не вправе, потому что это противоречит нормам жизни и недостойно высокого звания человека.

 

Мировоззрение — это внутренний регулятор, обобщаю-щий наш прошлый опыт и направляющий все наши зна-чимые поступки и действия. Положим, что-то важное вы делаете по привычке, почти не задумываясь. Но вы всё же можете задать вопрос: а почему вы это делаете именно так,

 

а не иначе? И если вы будете старательно доискиваться ис-токов и оснований, то обязательно выявите какое-нибудь из ваших мировоззренческих убеждений.

 

Пути развития духовного мира личности. Мы ужеговорили о том, что личностью не рождаются, а стано-вятся. Это становление начинается ещё в детстве. Вслед за желаниями, выражающими интересы и потребности, личность начинает осознавать свои возможности, а также разнообразные правила, ограничения, предписания, регу-лирующие её действия. Ребёнок учится выражать в словах эмоции и чувства, настроения, ожидания, предпочтения и т. д. У него постепенно формируется определённое ми-роощущение,связанное с преобладающим настроением,общим чувственно-эмоциональным восприятием проис-ходящего.

 

По мере развития познавательной деятельности у ре-бёнка складываются представления о свойствах и связях вещей, о некоторой упорядоченности всего, что его окру-жает. Взрослые помогают ему разобраться в этой упо-рядоченности. Так постепенно закладываются основы и предпосылки миропонимания. А потом ребёнок приходит в школу и начинает последовательно осваивать различные учебные предметы, приобретать знания, которые отражают длительный познавательный опыт человечества. В про-цессе воспитания он усваивает общие правила поведения, нормы и ценности человеческой жизни. Изучая историю, литературу, другие гуманитарные предметы, он расширяет знания о мире человеческих взаимоотношений, об органи-зации совместной (общественной) жизни людей.

 

Образующаяся личность не просто впитывает готовые знания и впечатления — она так или иначе осмыслива-ет, по-своему упорядочивает их. В обществе, в культуре

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


§ 4. Духовный мир человека 35

существуют образцы мировоззренческих обобщений, с ко-торыми человек знакомится в процессе получения образо-вания. Такие образцы ещё в далёком прошлом принима-ли форму мифа и религии. Религия играет важную роль

 

и в жизни многих наших современников. Религиозное мировоззрение основывается на вере в реальность сверхъ-естественных сил, управляющих миром. Эта вера не до-пускает сомнений в правильности некоторых исходных утверждений, называемых догматами. Существует и нере-лигиозная форма широких мировоззренческих обобщений, опирающаяся на использование общих понятий и следова-ние правилам логического мышления, — это философия. Она тесно связана с конкретными науками о природе, обществе и человеке.

 

Вы знаете, что существуют разные религиозные учения о мире, о жизни, о человеке и Боге. Философских учений тоже немало. Важно ознакомиться с разными формами мировоззрения, глубоко продумать их, чтобы уточнить и обогатить собственную мировоззренческую позицию, обе-спечить условия своего духовного роста.

 

У каждого человека, сложившегося как личность, есть собственное мировоззрение. Мировоззрение — это основа, духовный стержень личности. Именно оно наиболее широ-ко и полно раскрывает, каков уровень нашей духовности, каковы мы на самом деле, ибо оно является основой на-ших мыслей, чувств и поступков, организующим началом всей нашей жизни.

 

В течение жизни мировоззрение, весь духовный мир личности претерпевают значительные изменения. Они связаны с особенностями каждого возраста, с характером возникающих перед нами проблем и с тем, как мы их вос-принимаем и решаем.

 







Некоторые выводы

 

1. Основные области духовности общества — это нрав-ственность, наука, искусство, религия. Духовность предполагает заинтересованность личности в высших ценностях и проявляется в её поступках по отношению

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


36 Тема 1. Общественная сущность человека

к людям, окружающей природе. 2. Основой мировоз-зрения личности являются её глубокие и прочные убеждения, основанные на знаниях. 3. Назначение мировоззрения состоит в том, чтобы направлять на-ши поступки и мысли, указывать нам ориентиры, нужные для осуществления деятельности. 4. Мировоз-зрение личности формируется в процессе её становле-ния и дальнейшего развития. Оно вбирает в себя как личный опыт, так и обобщённый опыт других людей, выработанные человечеством знания о мире.

 

?! Вопросы и задания

1. Что вы понимаете под духовностью? Что включает в себя духовный мир человека?

 

2. Чем различаются уровни духовности? Приведите примеры поступков человека, свидетельствующие о высоком и низ-ком уровнях духовности.

3. Что влияет на формирование духовного мира человека? Какого человека можно назвать духовно богатым?

 

4. Что такое мировоззрение? Может ли у разных людей быть одинаковое мировоззрение?

 

5. Немецкий философ И. Кант отмечал, что наш разум дол-жен решить три вопроса: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?» Первый из них — о познании; второй — о нравственности; третий — о вере. Все эти вопросы можно, по словам Канта, объеди-нить в вопросе о том, что такое человек. Как вы считаете, почему И. Кант выделил именно эти три вопроса?

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: