Сущность характера. Не каждый поступок или на-мерение человека полно и точно выражает его характер. Человек совершает разные поступки. Многие из них яв-ляются случайными, не свойственными ему. Так, если вы однажды не уступили место в автобусе пожилому челове-ку, это ещё не означает, что вы проявили к нему неува-жение. Возможно, вы плохо себя чувствовали. Но если в подобных ситуациях вы так поступаете всегда, то это уже характерный для вас поступок, который стал скверной привычкой, свидетельствующей о невоспитанности.
Характер человека —это совокупность его отно-сительно устойчивых свойств, которые проявляются в действиях и поступках.
Характер определяется не только тем, что человек де-лает, но и тем, как он это делает, какие цели ставит перед собой. Слова, жесты, действия, если относиться к ним внимательно, рассказывают о поведении в целом и позво-ляют понять характер человека.
Типы и черты характера. Каждая эпоха,каждая куль-тура порождает свои характеры. Типичные черты харак-тера, общие для многих людей, определяются теми исто-рическими условиями, в которых они живут и действуют.
Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"
16 Тема 1. Общественная сущность человека
Вместе с тем характер как индивидуальная особенность личности порождается своеобразными, неповторимыми ситуациями, в которых проходит жизнь человека, осу-ществляется его воспитание и самовоспитание.
Свойства и устойчивые отношения человека обычно на-зывают чертами его характера. Характер включает две основные группы черт. К первой группе относятся те чер-ты, в которых проявляются отношения человека к окру-жающей действительности, к другим людям и к самому себе, к порученному делу. Ко второй группе относятся волевые черты, определяющие умение и готовность управ-лять своим поведением.
Известный швейцарский психолог К. Г. Юнг (1875— 1961) выделил два основных типа характера. Они раз-личаются преобладающей направленностью на внешний или на внутренний мир человека. Первый тип составляют экстраверты (от лат. extra —вне,снаружи иverto —об-ращаю) — люди, главные интересы которых обращены на внешний мир и деятельность в нём. Таких людей отличают активность, общительность, стремление достигнуть успеха
и общественного признания, преимущественное внимание к окружающим предметам и их свойствам.
Второй тип — это интроверты (от лат. intro — внутрь
и verto — обращаю), главный интерес которых направлен на их внутренний мир, на ход мыслей и переживаний. Такие люди стараются избегать чрезмерного общения и склонны к самоуглублению; вещи и внешние признаки успеха их мало интересуют. В «чистом» виде экстраверт-ные и интровертные характеры встречаются нечасто; обыч-но соответствующие черты характера преобладают в том или ином отношении.
В зависимости от степени развития волевых черт раз-деляют сильные и слабые типы характера. Слабохарактер-ность — отрицательное качество, даже если оно сочетается с добрыми намерениями и правильным пониманием стоя-щих задач. Без должной настойчивости, последовательно-сти и упорства ни одна поставленная цель так и не будет достигнута.
Пути формирования характера. Характер не даётся че-
ловеку полностью готовым от природы. Правда, он начинает
Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"
§ 2. Характер и темперамент человека 17
Поль Шарль Чокарн-Моро. Неприятный сюрприз (нач. XX в.)
проявляться уже у маленьких детей, которые, как правило, стараются всё делать по-своему. Упрямство, свойственное детям, особенно в возрасте около трёх лет, является первым ростком будущего характера. Конечно, пустое упрямство — неприятная черта, но важно то, что в упрямстве ребёнок под-чёркивает свою самостоятельность. Со временем оно может развиться в такую важную черту характера, как упорство в достижении поставленной цели.
Твёрдый характер означает способность человека про-тивостоять внешним влияниям, вырабатывать собственное понимание того, что нужно делать, и последовательно до-биваться намеченного. Такой характер позволяет человеку быть самостоятельной личностью.
Человек со сложившимся твёрдым характером способен осуществлять самоформирование. Он может выявить соб-ственные недостатки и будет стараться устранить их, одно-временно усиливая те положительные качества, которые даны ему от природы. Так, известный русский полководец
Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"
18 Тема 1. Общественная сущность человека
А. В. Суворов от рождения был очень болезненным. За-каляясь и тренируясь, он смог укрепить своё здоровье и вместе с тем воспитать в себе мужество, решительность и находчивость, которые позволили ему стать талантливым военачальником.
Таким образом, характер человека основывается на при-родных задатках и формируется в конкретных жизненных обстоятельствах. Вместе с тем главную роль в формирова-нии характера личности играет её осознанное и ответствен-ное отношение к себе, умение ставить перед собой чёткие задачи. Эти задачи связаны с учёбой, трудом, с налажива-нием хороших отношений с людьми, а также с развитием своих способностей и неустанной работой над собой.
Характер формируется в процессе деятельности. На-ши поступки влияют на наш образ жизни, на наши при-вычки. Закрепляясь, эти привычки становятся чертами характера.
Говорят, «привычка — вторая натура». Изменить при-вычки совсем не просто. Поэтому лучше не допускать за-крепления вредных привычек. И это относится не только
к курению или сквернословию, но и к необязательности, безответственности, легкомыслию, склонности к пустому, бессмысленному времяпровождению и т. д. Мы сами та-ковы, каковы наши привычки. Из них во многом скла-дывается характер, а от него зависит, какой будет наша жизнь. В этом смысле каждый человек — хозяин своей судьбы, поскольку он сам определяет свои поступки, может влиять на свои привычки, а через них и на свой характер.
Темперамент, его роль в жизни человека. Все людиотличаются друг от друга особенностями поведения: одни — подвижны, энергичны, другие — медлительны; одни — эмоциональны, другие — спокойны. Подобные признаки поведения личности называются динамическими. Дина-мику человеческого поведения можно сравнить с течени-ем реки. Бывает, река несёт свои воды медленно и плав-но, её течение едва заметно. Другая река течёт быстро, вода в ней бурлит и грохочет, ударяясь о камни. Так же
Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"
|
И. П. Павлов |
§ 2. Характер и темперамент человека 19
отличаются и действия, поведение разных личностей, ди-намические характеристики которых во многом зависят от темперамента.
Темперамент (от лат. temperamentum —соразмер-ность, соотношение) — это совокупность индивидуаль-ных особенностей, которые придают своеобразие пове-дению и деятельности человека, характеризуют степень его жизненной активности.
Учение о темпераменте берёт начало в далёком про-шлом. Ещё древнегреческий врач Гиппократ учил, что
в организме человека есть четыре жидкости: кровь (по-латински «sanguis»), слизь (по-гречески «phlegma»), жёл-тая жёлчь (по-гречески «cholē») и чёрная жёлчь (от грече-ских «melas» — чёрный, «cholē» — жёлчь). Смешивание этих жидкостей и преобладание какой-то из них, как утверждал Гиппократ, лежит в основе типов темперамен-та: сангвинического, флегматического, холерического и меланхолического.
Темперамент — врождённая характеристика челове-ка. Она проявляется с самого рождения и почти не из-
меняется в течение жизни. Выдаю-щийся русский физиолог И. П. Пав-лов (1849—1936) научно объяснил происхождение темперамента. По его мнению, в основе темперамента лежит тип нервной системы, который человек наследует от своих родите-лей. Работа нервной системы опреде-ляется прежде всего соотношением её основных процессов — возбуждения и торможения. Процессы возбужде-ния и торможения у разных людей
неодинаково сильны. В зависимости от этого учёный выделил два типа нервной системы: сильный и слабый. Важную роль играют и такие особенности нервной систе-мы, как её уравновешенность или неуравновешенность,
а также подвижность или инертность. В зависимости от соотношения данных признаков и различаются типы темперамента.
Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"
20 Тема 1. Общественная сущность человека
Характеристика типов темперамента | ||
Тип | ||
темпера- | Характеристика типа темперамента | |
мента | ||
1 | 2 | |
Сангвиник | Человек подвижный, весёлый, общительный. Лег- | |
ко сходится с людьми. В большой компании не- | ||
знакомых людей чувствует себя как рыба в воде. | ||
Его отличает доброта, желание прийти на помощь. | ||
Он активен, энергичен, легко приспосабливается к | ||
новым условиям жизни. Охотно берётся за дело, | ||
но может не довести его до конца. Напряжённая | ||
умственная и физическая работа его быстро утом- | ||
ляет. И. П. Павлов называл его: «Горячий продук- | ||
тивный деятель», но лишь тогда, когда много ин- | ||
тересных дел. В противном случае он становится | ||
скучным и вялым | ||
Холерик | Человек быстрый, порывистый, с большой жиз- | |
ненной энергией. И. П. Павлов так определял этот | ||
темперамент: «Боевой, задорный, легко раздра- | ||
жающийся тип». Его чувства вспыхивают быстро и | ||
ярко, но так же быстро потухают. Настроение часто | ||
меняется. В общении с людьми холерики бывают | ||
вспыльчивы, несдержанны, крикливы. Человек с | ||
таким характером за дело берётся страстно, увле- | ||
чённо, но сил хватает ненадолго, и тогда всё ему | ||
невмоготу. Не любит выполнять работу, которая | ||
требует длительной концентрации внимания, спо- | ||
койного, медленного темпа | ||
Флегма- | Человек спокойный, медлительный; он никуда | |
тик | не спешит. Его чувства, эмоции сдержанны; его | |
трудно «вывести из себя». Движения и мими- | ||
ка невыразительны; не любит новых знакомств, | ||
для него важнее общаться с одними и теми же | ||
людьми. Он настойчивый и упорный работник. | ||
И. П. Павлов его так и называл: «Упорный тру- | ||
женик жизни» | ||
Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"
§ 2. Характер и темперамент человека | 21 | ||
Окончание таблицы | |||
1 | 2 | ||
Меланхо- | Человек очень чувствительный, обидчивый, легко | ||
лик | ранимый. Голос тихий. Движения невыразитель- | ||
ны. Плачет тихо. Редко смеётся во весь голос. | |||
Если он переживает, то долго, сильно и глубоко. | |||
Тяжело переносит неудачи, обиды. Он сдержан | |||
и слов на ветер не бросает, дорожит хороши- | |||
ми отношениями с окружающими людьми. Хоро- | |||
шо справляется с малоинтересной, монотонной | |||
работой, сохраняет при её выполнении высокую | |||
работоспособность. В привычной, спокойной об- | |||
становке работает очень продуктивно, но плохо | |||
приспосабливается ко всему новому. При малей- | |||
ших трудностях у него опускаются руки. И. П. Пав- | |||
лов говорил о нём так: «Меланхолик теряется в | |||
новых условиях жизни» | |||
Итак, мы охарактеризовали типы темперамента. Теперь вы легко сможете определить как собственный темпера-мент, так и темперамент близких вам людей.
Между тем далеко не все люди являются «чистыми» представителями какого-то одного из основных темпера-ментов. У большинства из них особенности одного темпе-рамента сочетаются с характерными признаками другого.
В одних жизненных ситуациях у человека проявляется, например, сангвинический тип, а в других — флегмати-ческий. Или, скажем, человек может быть холериком, но стремиться действовать как сангвиник.
В каждом типе темперамента имеются положительные и отрицательные стороны. Исследования психологов по-казали, что высоких результатов в своей деятельности могут добиваться люди с разными темпераментами. При любом темпераменте существует и опасность развития нежелательных черт личности. Например, у холерика может появиться несдержанность, резкость поведения, у сангвиника — легкомыслие, непоследовательность в
Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"
22 Тема 1. Общественная сущность человека
делах, у меланхолика — чрезмерная замкнутость, застен-чивость, у флегматика — пассивность, вялость, безраз-личие.
Не следует оправдывать темпераментом то, что является результатом невоспитанности. Например, несдержанным и бестактным может быть человек любого темперамента. И в любом случае от этих качеств нужно избавляться. Поэтому важно найти применение положительным сторонам своего темперамента и научиться сдерживать или преодолевать связанные с ним отрицательные черты.
Некоторые выводы
1. Характер проявляется в поступках и действиях.
2. В зависимости от того, направляется внимание человека преимущественно на внешний мир или на внутренний, различают два типа характера — экс-траверты и интроверты. 3. Волевой человек способен преодолевать отрицательные черты своего характе-ра, не допускать возникновения вредных привычек.
4. От темперамента зависит своеобразие поведения и деятельности человека, степень его жизненной актив-ности.
?! Вопросы и задания
1. Что мы понимаем под характером человека? Любая ли осо-бенность человека может считаться чертой его характера?
2. В чём состоят различия между сильным и слабым харак-тером?
3. Каковы основные черты характера экстраверта и интро-верта?
4. Продолжите перечень сказочных персонажей и определите их темперамент: Снежная Королева — флегматик, Малень-кая Разбойница — …, Золушка — …, Дюймовочка — …, Черепаха Тортила — ….
5. Охарактеризуйте основные типы темперамента. Как влияют их особенности на выполнение работы?
Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"