Волнующая романтика моря как символа борьбы и свободы

Константин Михайлович Станюкович, потомственный моряк, сын адмирала, оставил службу в военном флоте и вышел в отставку в чине лейтенанта ради того, чтобы стать писателем. Но море его не отпустило - вершиной литературного творчества Станюковича по праву считаются МОРСКИЕ РАССКАЗЫ, где автор достиг полной власти над материалом. Доскональное знание морского дела и родовая связь со средой моряков позволили ему создать ряд блестящих произведений о жизни флота, которыми уже более ста лет зачитываются все новые и новые поколения читателей. Многие рассказы Станюковича обрели вторую жизнь на киноэкране: фильм МАКСИМКА с участием Бориса Андреева, Вячеслава Тихонова, Николая Крючкова и Марка Бернеса, фильм МАТРОС ЧИЖИК, снятый по мотивам рассказа НЯНЬКА, и, наконец, фильм Станислава Говорухина ПАССАЖИРКА, в основу сценария которого легли сразу несколько рассказов писателя, хорошо известны и любимы нашими зрителями.


Морскими рассказами и повестями выдающегося русского писателя Константина Михайловича Станюковича одинаково зачитываются безусые юноши, мечтающие о далеких плаваниях, и убеленные сединами мужчины. Писатель-реалист показал русских матросов и офицеров во всем их мужестве и бесстрашии, во всем чисто русском, неосознанном гуманизме, во всей чистоте прекрасной и честной души, во всей беззаветной любви к родному кораблю и русскому флоту - в любви, рождающей крепчайшее морское товарищество, штормовое и боевое. В настоящей книге повествуется о необыкновенных приключениях русского матроса, волею случая оставшегося на чужом американском берегу без товарищей, без денег, без языка.
Море с незапамятных времен манило к себе человека. Люди любовались морем, слушали шум прибоя. Море было частью бытия человека, оно одновременно пугало и притягивало своей красотой, силой и непредсказуемостью. Поэтому «корни морской темы уходят в мифы». Так, в мифах Древней Греции рассказывается о властелине морей - Посейдоне. Волны моря послушны малейшему движению его руки. “Когда взмахнет Посейдон своим грозным трезубцем, тогда словно горы вздымаются морские волны, покрытые белыми гребнями пены, и бушует на море свирепая буря. Но простирает Посейдон свой трезубец над волнами, и они успокаиваются. Стихает буря, снова море спокойно, ровно, как зеркало, и чуть слышно плещется у берега - синее, беспредельное”.

Море - это стихия, которая очень трудно покоряется человеку, и с ней помериться силой может лишь сильный и мужественный человек. И уже в античной литературе звучит тема борения человека с океаном, Одиссей бросает вызов грозному властелину морей - Посейдону.

В мировой литературе тема моря получила широкое освещение, русская литература также не и Классиком и основоположником русской маринистики является Константин Михайлович Станюкович.

Расцвет творчества Константина Михайловича Станюковича приходится на 1872-1899 годы. Перу писателя принадлежат произведения различных жанров: фельетоны, очерки, сатирические стихотворения, романы, морские повести и рассказы.

Но богатое творческое наследие, оставленное Станюковичем, не может считаться до конца собранным и изу

В учебных пособиях по русской литературе XIX века имя Константина Михайловича Станюковича упоминается лишь вскользь, попутно с именами других писателей, в окружении которых он находился.

Однако не стоит преуменьшать заслуги Станюковича и тот вклад, который он внес в историю развития русской литературы.

Хотя для творчества Станюковича характерно жанровое многообразие произведений, писатель вошел в историю русской литературы XIX века прежде всего как автор морских рассказов и повестей. Характерной особенностью его творчества является то, что в основу своих произведений писатель положил непосредственные наблюдения морского офицера.

Станюкович, по желанию своего отца-адмирала, был зачислен в Морской Кадетский корпус, воспитывающий будущих офицеров флота. В корпусе царили феодально-крепостнические нравы: грубость, взяточничество, порка.

Во время учебного плавания летом 1860 года на 84-пушечном корабле «Орел» Станюкович столкнулся с вопиющей жестокостью флотской службы - телесными наказаниями, зверской расправой с матросами, все увиденное укрепило желание переменить профессию. Но в октябре 1860 года, за полгода до выпускных экзаменов в Морском корпусе, Станюкович вынужден был отправиться в плавание на корвете «Калевала» под командованием капитана В.Ф. Давыдова, человека передовых взглядов (впоследствии запечатленного в повести «Вокруг света на "Коршуне"» в образе командира “Коршуна”).

Находясь в кругосветном плавании, Станюкович не оставляет литературных занятий. Он написал заметки о виденном и услышанном и использовал их впоследствии как фактическую основу для многих своих морских рассказов.

В 1861-1864 годах по рекомендации контр-адмирала А.А. Попова, командующего Тихоокеанской эскадрой, ряд статей и очерков Станюковича были напечатаны в «Морском сборнике». Впоследствии некоторые очерки и рассказы были объединены в сборник «Из кругосветного плавания» (1867). Критика оценила их как первые реалистические произведения, раскрывающие своеобразный быт моряков, особенности морской жизни.

В 1888 году в Петербурге выходит сборник «Морские рассказы», который был тепло встречен критикой и читателями. Следует отметить, что реалистическое изображение военной среды появилось в литературе позднее, чем отражение других сфер общественной жизни, так как критическая оценка армии и флота преследовалась правительством с особой строгостью.

Станюкович справедливо считается основоположником русской прозы на морскую тему.

Пейзаж и в романтическом, и в реалистическом произведении выполняет различные функции: помогает автору в раскрытии идейного смысла произведения, служит фоном, на котором действуют герои, содействует раскрытию образов героев, обычно неразрывно связанных с природой.

«Подобрать образные поэтические сравнения, показать красоту окружающей природу - красоту, раскрывающуюся с какой-то новой стороны, неожиданной для читателя - в этом суть романтического отражения природы».

И морской роман дал возможность на протяжении сотен страниц держать читателя в напряжении.

Произведения с морской тематикой отличаются динамичностью сюжета, события развертываются быстро и увлекательно, захватывая читателя своим драматизмом. «Обилие внешнего действия стало непременной и естественной чертой таких романов, ибо непрестанные изменения сюжетных ходов обусловливались природой морской стихии».

Часто в морских романах отсутствует фантастическое как в событиях романа, так и в его персонажах. Но, известно, что иногда действительность превосходит даже самую смелую фантазию.

Читателя влекут к себе тайны морских просторов, секреты океанских глубин. И, естественно, привлекают рассказы людей, занятых изучением этих просторов.

Расцвет творчества Константина Михайловича Станюковича приходится на 1872-1899 годы. Перу писателя принадлежат произведения различных жанров: фельетоны, очерки, сатирические стихотворения, романы, морские повести и рассказы.

В учебных пособиях по русской литературе XIX века имя Константина Михайловича Станюковича упоминается лишь вскользь, попутно с именами других писателей, в окружении которых он находился.

Однако не стоит преуменьшать заслуги Станюковича и тот вклад, который он внес в историю развития русской литературы.

Хотя для творчества Станюковича характерно жанровое многообразие произведений, писатель вошел в историю русской литературы XIX века прежде всего как автор морских рассказов и Характерной особенностью его творчества является то, что в основу своих произведений писатель положил непосредственные наблюдения морского офицера.

Станюкович, по желанию своего отца-адмирала, был зачислен в Морской Кадетский корпус, воспитывающий будущих офицеров флота. В корпусе царили феодально-крепостнические нравы: грубость, взяточничество, порка.

Во время учебного плавания летом 1860 года на 84-пушечном корабле «Орел» Станюкович столкнулся с вопиющей жестокостью флотской службы - телесными наказаниями, зверской расправой с матросами, все увиденное укрепило желание переменить профессию. Но в октябре 1860 года, за полгода до выпускных экзаменов в Морском корпусе, Станюкович вынужден был отправиться в плавание на корвете «Калевала» под командованием капитана В.Ф. Давыдова, человека передовых взглядов (впоследствии запечатленного в повести «Вокруг света на "Коршуне"» в образе командира “Коршуна”).

Находясь в кругосветном плавании, Станюкович не оставляет литературных занятий. Он написал заметки об увиденном и услышанном и использовал их впоследствии как фактическую основу для многих своих морских рассказов.

В 1861-1864 годах по рекомендации контр-адмирала А.А. Попова, командующего Тихоокеанской эскадрой, ряд статей и очерков Станюковича были напечатаны в «Морском сборнике». Впоследствии некоторые очерки и рассказы были объединены в сборник «Из кругосветного плавания» (1867). Критика оценила их как первые реалистические произведения, раскрывающие своеобразный быт моряков, особенности морской жизни.

В 1888 году в Петербурге выходит сборник «Морские рассказы», который был тепло встречен критикой и читателями. Следует отметить, что реалистическое изображение военной среды появилось в литературе позднее, чем отражение других сфер общественной жизни, так как критическая оценка армии и флота преследовалась правительством с особой строгостью.

Станюкович справедливо считается основоположником русской прозы на морскую тему.

Пейзаж и в романтическом, и в реалистическом произведении выполняет различные функции: помогает автору в раскрытии идейного смысла произведения, служит фоном, на котором действуют герои, содействует раскрытию образов героев, обычно неразрывно связанных с природой.

«Подобрать образные поэтические сравнения, показать красоту окружающей природу - красоту, раскрывающуюся с какой-то новой стороны, неожиданной для читателя - в этом суть романтического отражения природы», - считает В.Д. Самойлова. Но важно показать читателю не только эту красоту, но и что-то затронуть в его душе, в его сердце, взволновать его.

И морской роман дал возможность на протяжении сотен страниц держать читателя в напряжении.

Произведения с морской тематикой отличаются динамичностью сюжета, события развертываются быстро и увлекательно, захватывая читателя своим драматизмом. «Обилие внешнего действия стало непременной и естественной чертой таких романов, ибо непрестанные изменения сюжетных ходов обусловливались природой морской стихии», - писала М.Н. Боброва.

Часто в морских романах отсутствует фантастическое как в событиях романа, так и в его персонажах. Но, известно, что иногда действительность превосходит даже самую смелую фантазию.

Читателя влекут к себе тайны морских просторов, секреты океанских глубин.



Вопросы для самоконтроля.

1. Морские рассказы К. Станюковича.

«Истинно русский человек», «История одной жизни», «Кириллыч», «Краткий морской словарь», «Куда уйти?», «Куцый», «Ледяной шторм», «Максимка».

2.Волнующая романтика моря как символа борьбы и свободы.

Преподаватели: О.В. Лисунова, Н.Н. Савинчукова, О.В. Маркина.

 

 

                                          ПЛАН ЗАНЯТИЯ №15

Дисциплина: Родная литература.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: