Руководящие органы СНГ

Лекция 3.

Образование СНГ.

Процесс организационного оформления СНГ

В декабре 1991 г. распался Союз Советских Социалистических Республик (СССР) и появились 15 новых независимых государств, 12 из которых учредили новое региональное объединение — Содружество Независимых Государств (СНГ). Создание СНГ признается многими экспертами как самое значимое историческое событие на постсоветском пространстве после распада Советского Союза. Сам факт его появления позволил избежать югославского сценария распада страны с кровавыми гражданскими войнами, смягчить социальные и экономические последствия развала единого государства, сохранить и развивать на новой основе исторические связи между народами, проживавшими в Советском Союзе. Более того, в рамках СНГ начали формироваться новые интеграционные инициативы на постсоветском пространстве, начался поиск качественно иных форм сотрудничества и наполнения их новым содержанием, соответствующим изменившимся политическим реалиям и общемировым тенденциям развития.

Беловежские соглашения, Алма-Атинские решения и Устав СНГ

Распад СССР был оформлен юридически 8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще, в резиденции правительства Белоруссии «Вискули», где главы Белоруссии, России и Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. В нем говорилось, что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». В течение нескольких дней после подписания этого документа Верховные Советы Украины, Белоруссии и РСФСР денонсировали Договор об образовании СССР 1922 г.

В Соглашении стороны декларировали приверженность принципам уважения государственного суверенитета, равноправия и невмешательства во внутренние дела друг друга, отказ от использования силы или других методов давления при урегулировании спорных вопросов. Соглашение было объявлено открытым для присоединения к нему других бывших советских республик, а также иных государств, разделяющих цели и принципы этого документа.

В ночь с 12 на 13 декабря 1991 г. в Ашхабаде встретились лидеры центральноазиатских республик — Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана. Итогом длительных ночных дискуссий стало одобрение ими Беловежских соглашений и готовность войти в состав СНГ на правах учредителей.

В Алматы 21 декабря 1991 г. руководители 11 бывших союзных республик (не участвовали вышедшие ранее из состава СССР страны Балтии и Грузия) подписали Протокол к Соглашению и Алма-Атинскую декларацию, подтверждавшую стремление государств Содружества к сотрудничеству в сферах внутренней и внешней политики. Эти документы, наряду с Соглашением от 8 декабря 1991 г., являются учредительными документами СНГ. В декабре 1993 г. в качестве двенадцатого участника в СНГ вступила Грузия.

Принятый в январе 1993 г. Устав СНГ (не подписанный Туркменистаном и Украиной) зафиксировал следующие важнейшие цели Содружества:

■ осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной и иных областях;

■ всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие в рамках общего экономического пространства;

■ межгосударственная интеграция;

■ обеспечение прав и основных свобод человека, сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности;

■ содействие гражданам стран СНГ в свободном общении и передвижении в рамках Содружества;

■ осуществление взаимной правовой помощи и сотрудничества в сфере правовых отношений;

■ обеспечение мирного разрешения споров и конфликтов.

Согласно Уставу организации различаются государства-учредители (страны, подписавшие и ратифицировавшие Соглашение о создании СНГ и Протокол к нему, и это — Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина); государства-члены СНГ — те, кто принял на себя обязательства по Уставу СНГ в течение года после его утверждения Советом глав государств (Грузия стала членом СНГ в декабре 1993 г.), а также ассоциированные члены (с августа 2005 г. Туркменистан участвует в деятельности СНГ в качестве ассоциированного члена).

При создании СНГ государства-учредители ставили перед новой организацией вполне определенные задачи. Во-первых, с наименьшими издержками провести процедуру ликвидации СССР, урегулировать сложные вопросы по гарантиям выполнения международных обязательств бывшего Союза ССР, включая раздел общесоюзной собственности, выполнение международных договоров, в том числе по контролю за нераспространением ядерного оружия, способствовать обретению молодыми республиками международного признания и суверенитета. Во-вторых, учитывая совместный опыт взаимодействия в рамках единого государства и народно-хозяйственного комплекса, создать на основе новых принципов сотрудничества общее экономическое, политическое, культурное и образовательное пространство новых независимых государств.

С первым блоком задач СНГ справилось достаточно успешно, а второй блок — формирование эффективного интеграционного объединения — в силу сложившихся объективных причин оказался более сложным для реализации

Руководящие органы СНГ.

В странах Содружества происходили сложные процессы национальной самоидентификации, государства формировали собственные внешнеполитические приоритеты, стремились оптимизировать отношения с внешним миром. Необходимо было найти такие механизмы сотрудничества, которые позволили бы партнерам по СНГ взаимодействовать на межправительственном уровне, укрепляя при этом свою государственность, обезопасить себя от внешних и внутренних вызовов и угроз.

В рамках Содружества была сформирована разветвленная институциональная структура, созданы межгосударственные руководящие органы СНГ: Совет глав государств, Совет глав правительств, Межпарламентская ассамблея, Совет министров иностранных дел, Экономический совет СНГ, Экономический суд СНГ, Совет постоянных полномочных представителей государств—участников Содружества при уставных и других органах Содружества, Исполнительный комитет СНГ. Высшим органом СНГ является Совет глав государств СНГ.

В полномочия Совета глав государств входит принятие решений по принципиальным вопросам, связанным с общими интересами государств-участников. Он также принимает решения, касающиеся внесения поправок в Устав СНГ, создания новых и упразднения старых органов Содружества, совершенствования структуры и деятельности его органов. Совет собирается на заседания два раза в год. Внеочередные заседания могут созываться по инициативе одного из государств-членов.

Совет глав правительств координирует сотрудничество органов исполнительной власти стран СНГ в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. Совет глав правительств собирается на заседания четыре раза в год. Решения обоих Советов, в соответствии с Уставом и Правилами процедуры, принимаются консенсусом. Любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно рассматриваться как препятствие для принятия решения. Главы государств и главы правительств на заседаниях соответствующих Советов председательствуют поочередно в порядке русского алфавита названий государств Содружества.

В рамках организации функционируют органы отраслевого сотрудничества СНГ по разным направлениям деятельности.

Совет министров иностранных дел — исполнительный орган СНГ, который в период между заседаниями Совета глав государств и Совета глав правительств и по их решению осуществляет сотрудничество во внешнеполитической деятельности государств СНГ.

В рамках СНГ действует Совет министров обороны государств—участников Содружества Независимых Государств, который обеспечивает взаимодействие по вопросам военной политики и военного строительства на базе Концепции военного сотрудничества государств—участников СНГ до 2020 г., принятой 16 октября 2015 г.

Блок социально-экономических вопросов был передан в введение Координационно-консультативного Комитета — постоянно действующего исполнительного и координирующего органа СНГ. Ключевая роль в формировании единого экономического пространства отводилась созданному в 1994 г. Межгосударственному экономическому комитету Экономического союза. С 2000 г. вопросами социально-экономического взаимодействия в рамках СНГ занимается Экономический совет.

В целях обеспечения выполнения экономических обязательств в рамках СНГ с 1992 г. функционирует Экономический суд, который призван разрешать споры, возникающие при исполнении экономических обязательств, а также толкует положения соглашений и иных актов Содружества по экономическим вопросам.

На основании соглашения «О Межпарламентской ассамблее государств—участников СНГ» 1992 г. была создана Межпарламентская ассамблея (МПА СНГ). Она проводит межпарламентские консультации и разрабатывает рекомендательные законодательные акты, содействует обмену информацией правового характера между странами-участницами. Ею уже подготовлено несколько десятков подобных актов, например Гражданский, Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы. В 1995 г. статус МПА СНГ как самостоятельной межгосударственной организации окончательно закреплен, после принятия Конвенции о Межпарламентской ассамблее государств—участников Содружества Независимых Государств она получила все права самостоятельной международной организации. Штаб-квартира МПА СНГ расположена в Санкт-Петербурге.

В апреле 1999 г. в Москве на Специальном межгосударственном форуме обсуждались вопросы деятельности СНГ и его реформирования. Участники форума приняли решение внести на рассмотрение Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ ряд документов, в том числе проект положения о структуре СНГ. Было принято решение о совершенствовании и реформировании структуры органов Содружества Независимых Государств, что было зафиксировано в Декларации глав государств—участников СНГ об основных направлениях развития Содружества Независимых Государств.

Был реорганизован Исполнительный комитет СНГ — единый постоянно действующий исполнительный, административный и координирующий орган для обеспечения организации работы Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел, Экономического совета и других органов. В число важнейших функций Исполкома входит разработка предложений о приоритетах и перспективах развития Содружества, анализ хода реализации решений и договоров, заключенных в рамках СНГ, координация и анализ деятельности органов отраслевого блока. Комитет состоит из департаментов и иных структурных подразделений.

Таким образом, институциональная структура СНГ, сформированная в первой половине 1990-х годов, на рубеже ХХ и XXI вв. была значительно усовершенствована.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: