Итоги освоения содержания образовательной области

Пояснительная записка

В среднем дошкольном возрасте, благодаря возросшей самостоятельности и накопленному музыкальному опыту, ребенок становится активным участником танцевальной, певческой, инструментальной деятельности.

Задачи воспитания и развития детей в области музыкального восприятия – слушания – интерпретации: содействовать воспитанию слушательской культуры, освоению детьми элементарной музыкальной грамоты; способствовать развитию умений понимать и интерпретировать выразительные средства музыки, общаться и сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки, музыкального слуха (интонационного, мелодического, гармонического, ладового).

Задачи воспитания и развития детей в области музыкального исполнительства – импровизации – творчества: способствовать освоению детьми приемов игры на детских музыкальных инструментах, элементов танца и ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях; способствовать развитию у детей координации слуха и голоса, приобретению ими певческих навыков; стимулировать желание ребенка самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.

Ориентация детей в образовательной области

Дети учатся распознавать настроение музыки на примере уже знакомых метроритмических рисунков, понимать, что чувства людей отражаются в музыкальных произведениях. Анализируют музыкальную форму двух- и трехчастных произведений. Понимают, что музыка может выражать характер и настроение человека. Различают музыку, изображающую что-либо. Дифференцируют: музыка выражает внутренний мир человека, а изображает – внешнее движение. Пользуются звуковыми сенсорными предэталонами.

Организация опыта освоения образовательной области

Условия организации музыкальной деятельности детей этого возраста должны обеспечивать единство эмоционального и художественного компонентов развития. Педагогическое содействие в музыкальном воспитании заключается в специальном подборе музыкального репертуара, музыкальных игр, организации музыкального восприятия, демонстрирующих, что музыка выражает эмоции, характер, настроение человека. Необходимо показать ребенку, что окружающий его мир может быть изображен и выражен музыкальными звуками, а о его собственных переживаниях может сообщить то или иное музыкальное произведение. Так музыка становится одним из средств общения ребенка с социумом.

Воспитатель подбирает специальные музыкальные игры, песенные и инструментальные импровизации для развития интонационного, тембрального, ладового слуха, музыкальной памяти.

Важно научить ребенка пользоваться имеющимися у него средствами (голосом, телом, приемами игры на инструментах) для создания собственных музыкальных образов, характеров, настроений. Поэтому в среднем возрасте особенно значимо обучение для того, чтобы сохранить эмоциональный подъем и интерес к музыке как средству самовыражения и игры.

Педагог создает развивающие ситуации, стимулирующие детей к созданию простейших песенных импровизаций, показывает возможность их включения в рассказывание сказок, игровые драматизации.

Педагог помогает детям организовать простейший оркестр (ударные инструменты, резонатор, металлофон, дрова, лесенка-дрова). Каждый ребенок может стать дирижером импровизационного ансамбля с игрой и пением.

Воспитатель создает в группе условия для того, чтобы в соответствии с характером музыкального образа дети могли подбирать средства его создания, а для его интерпретации использовать подходящий музыкальный инструмент, нужный набор движений, адекватную песенную интонацию. Стимулирует развитие умения переноса, свидетельствующее о высоком уровне освоения музыкальной культуры: полученный на занятиях музыкальный опыт ребенок использует как в самостоятельной деятельности, так и при домашнем музицировании и пении.

Итоги освоения содержания образовательной области

• Может установить связь между средствами выразительности и содержанием музыкально-художественного образа.

• Различает выразительный и изобразительный характер в музыке.

• Владеет элементарными вокальными приемами; чисто интонирует попевки в пределах знакомых интервалов.

• Ритмично музицирует, слышит сильную долю в двух-, трехдольном размере.

• Накопленный музыкальный опыт переносит в самостоятельную деятельность, делает попытки творческих импровизаций на инструментах, в движении и пении*.

В пособии представлено планирование, отражающее содержание работы по освоению детьми образовательной области «Музыка» для средней группы и составленное на основе интеграции образовательных областей «Физическая культура», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Социализация» в соответствии с концепцией Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» (авторский коллектив: Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др.).

Комплексный подход к выбору форм и методов проведения занятий (прослушивание музыкальных произведений, элементарное музицирование, пение, выполнение простейших танцевальных и ритмических движений), использованный при составлении планирования, позволит педагогам развивать музыкальную культуру детей 4–5 лет, формировать позицию активного участника, исполнителя-создателя музыкальных произведений, будет способствовать накоплению опыта взаимодействия ребенка с музыкальными произведениями.

Предназначено музыкальным руководителям, методистам дошкольных образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования, студентам факультетов дошкольного образования высших и средних педагогических и музыкальных учебных заведений.

ПЛАНИРОВАНИЕ
ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Виды музыкальной деятельности Педагогические задачи Музыкальный репертуар Интеграция образовательных областей Формируемые интегративные качества
1 2 3 4 5

Сентябрь, 3-я неделя*

Мы снова вместе. Веселые игрушки

I. Музыкальные занятия.

Слушание

музыки:

а) восприятие музыкальных произведений;

    Создавать условия для обогащения музыкальных впечатлений детей.     «Солдатский марш», муз. Р. Шумана [20, с. 57]**.

• Физическая культура (выполнение музыкально-ритмических движений (проявляя точность и ловкость): перестраивание в круг из положения врассыпную, движение «галоп»).

• Социализация (игра на музыкальных инструментах в группе;

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: выполняют движения уверенно; испытывают острую потребность в движении; делают попытки творческих импровизаций в движении.

Любознательный, активный: проявляют высокую активность и любознательность.

Эмоционально отзывчивый: эмоционально реагируют на художественные и музыкальные произведения.

Овладевший средствами и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками:

стремятся к самовыражению в деятельности; сотрудничают со взрослыми, активно стремятся к познавательному общению со взрослыми.

Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на музыку. «Марш деревянных солдатиков», муз. П. Чайковского [20, с. 58].
Создавать условия для закрепления умений узнавать и называть музыкальное произведение. «Марш», муз. Д. Шостаковича [20, с. 6].

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
б) развитие слуха и голоса Способствовать формированию звуковысотного слуха, развитию восприятия детьми звуков сексты, умения точно интонировать мелодию «Зайчик», «Лягушка», р. н. п., обр. С. Железнова [6, с. 18, 25]

 музыкально-игровое упражнение «Спой свое имя», музыкально-дидактическая игра «Качели»).

• Коммуникация (формулирование развернутых ответов на вопросы, построение речевого высказывания).

• Труд (бережное отношение к музыкальным инструментам, уборка их на место).

• Чтение художественной литературы
(о дружбе, игрушках)

Способный управлять своим поведением
и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы
и правила поведения:
проявляют самостоятельность, стремятся к самовыражению; с помощью взрослого начинают действия, направленные на достижение конкретной цели.

Способный решать интеллектуальные
и личные задачи (проблемы), адекватные возрасту:
проявляют интерес к разным видам деятельности, активно участвуют в них; применяют усвоенные знания и способы деятельности (владеют элементарными вокальными приемами; чисто интонируют попевки в пределах знакомых интервалов; ритмично музицируют; импровизируют на инструментах,
в движении и пении) для решения несложных задач, поставленных взрослым.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе: знают свое имя (полное и краткое), пол; осознают свои умения, знания, то, чему научились; рассказывают о любимых игрушках.

Пение: а) усвоение певческих навыков; Создавать условия для обучения детей пению естественным голосом, исполнению песни легким звуком, передаче в каждой песне особенностей характера музыки.   «Детский сад», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной [30, с. 126].
б) песенное творчество Создавать условия для закрепления у детей умения проявлять самостоятельность в нахождении ласковых интонаций Музыкально-игровое упражнение «Спой свое имя»
Музыкально-ритмические движения: а) упражнения;   Создавать условия для обучения самостоятельной смене движений в соответствии с изменением характера музыки, перестраиванию в круг из положения врассыпную;   «Конь», муз. Л. Банниковой, сл. М. Клоковой [15, с. 57].

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
  побуждать детей ритмично, легко передавать игровые образы. «Лошадка», автор Е. Макшанцева [11, с. 44].

 

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умеют работать по образцу, слушать взрослого, выполнять его задания, отвечать на вопросы, когда спрашивают.

Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: используют специальные умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности (коммуникативной, музыкально-художественной, трудовой, игровой)

б) музыкально-игровое творчество; Создавать условия для ознакомления с движением «галоп» и его отработки по показу взрослого. «Самолеты», автор Т. Суворова [29, с. 6]; «Раз, два, три», муз. С. Паради, сл. Т. Суворовой [27, с. 11].

в) пляски
и хороводы

Совершенствовать выполнение ритмических движений. «Танец-приглашение», укр. н. м., обр. Ф. Теплицкой [8, с. 66].
Способствовать развитию умения двигаться в соответствии с характером музыки; содействовать воспитанию дружелюбия. «Танец обезьян», муз. Б. Савельева [5, с. 101].
Способствовать развитию у детей точности и ловкости движений, музыкального слуха «Чебурашка», муз. и сл. В. Шаинского [17, с. 45]
II. Игра на инструментах Способствовать развитию умения музыкальным молоточком отбивать ритмический рисунок; вызывать желание играть на различных музыкальных инструментах «Веселятся все игрушки», муз. В. Витлина, сл. Е. Серовой [13, с. 58]

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
III. Игра и самостоятельная деятельность Совершенствовать звуковысотный слух Музыкально-дидактическая игра «Качели», автор Е. Тиличеева [7, с. 50]    

Сентябрь, 4-я неделя

Осень-запасиха

I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) восприятие музыкальных произведений;     Создавать условия для обучения различению настроения в музыке.     «Осенью», муз. С. Майкапара; «Осень», муз. Ц. Кюи [22, с. 56–58].

• Физическая культура (выполнение ходьбы различного характера, ориентировка

в пространстве, выполнение движений (с погремушками, звоночками) с проявлением ловкости, быстроты реакции).

• Социализация (игра на музыкальных инструментах в группе; музыкально-

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: выполняют движения уверенно; испытывают острую потребность в движении; делают попытки творческих импровизаций в движении.

Любознательный, активный: проявляют высокую активность и любознательность; стремятся установить связи и зависимости в природе; имеют представления об окружающем; владеют основными способами познания;
в процессе совместной деятельности называют особенности объектов природы; объединяют предметы и объекты в видовые категории с указанием характерных признаков.

Эмоционально отзывчивый: эмоционально реагируют на художественные и музыкальные произведения.

Овладевший средствами и способами взаи -

б) развитие слуха и голоса Способствовать развитию умения точно интонировать мелодию «Паровоз», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель [30, с. 79]
Пение: а) усвоение певческих навыков;   Создавать условия для обучения пению естественным голосом, исполнению песни легким звуком, передаче в каждой песне особенностей характера музыки.   «Грибочки», «Огород-хоровод», р. н. м., обр. Н. Зарецкой [5, с. 18, 56].

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
б) песенное творчество Создавать условия для закрепления у детей умения проявлять самостоятельность в нахождении ласковых интонаций Музыкально-игровое упражнение «Спой свое имя»

игровое упражнение «Спой свое имя», музыкально-дидактическая игра «Эхо»).

• Познание (беседа «Осень»: об изменениях в природе с наступлением осени; составление коллективного рассказа «Что осень нам приносит»).

• Коммуникация (формулирование развернутых ответов на вопросы, построение речевого высказывания).

• Труд (бережное отношение к музыкальным инструментам,

модействия со взрослыми и сверстниками: стремятся к самовыражению в деятельности; сотрудничают со взрослыми, активно стремятся к познавательному общению со взрослыми; проявляют стремление к общению со сверстниками по поводу общих дел.

Способный управлять своим поведением
и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения:
проявляют самостоятельность, стремятся к самовыражению; с помощью взрослого начинают действия, направленные на достижение конкретной цели.

Способный решать интеллектуальные
и личные задачи (проблемы), адекватные возрасту:
проявляют интерес к разным видам деятельности, активно участвуют в них; применяют усвоенные знания и способы деятельности (владеют элементарными вокальными приемами; чисто интонируют попевки в пределах знакомых интервалов; ритмично музицируют; импровизируют на инструментах,
в движении и пении) для решения
несложных задач, поставленных взрослым.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), госу-

Музыкально-ритмические движения: а) упражнения;   Создавать условия для обучения выполнению ходьбы различного характера в соответствии с содержанием музыки.   «Бодрый шаг», муз. Д. Дешевова [1, с. 72].
б) музыкально-игровое творчество; Создавать условия для обучения ориентировке в пространстве; способствовать развитию у детей ловкости, быстроты реакции. «Огород-хоровод», р. н. м., обр. Н. Зарецкой [5, с. 56].
в) пляски и хороводы Способствовать воспитанию уступчивости, дружелюбия. «Танец рябинки», муз. Е. Макшанцевой [29, с. 21].
  Создавать условия для обучения ориентировке в пространстве, отработке движений с погремушками, звоночками «Хоровод грибов», муз. Н. Лукониной, сл. Л. Чадовой [9, с. 39].

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
II. Игра на инструментах Создавать условия для ознакомления с музыкальным инструментом – треугольником «Дождик», р. н. п., обр. Т. Попатенко [13, с. 47]

уборка их на место).

• Чтение художественной литературы (об осени, урожае).

• Художественное творчество (аппликационная работа «Что принесла нам осень»)

дарстве (стране), мире и природе: знают свое имя (полное и краткое), пол; осознают свои умения, знания, то, чему научились.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умеют работать по образцу, слушать взрослого, выполнять его задания, отвечать на вопросы, когда спрашивают.

Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: используют специальные умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности (коммуникативной, музыкально-художественной, трудовой, игровой, прикладной)

III. Игра и самостоятельная деятельность Совершенствовать звуковысотный ряд Музыкально-дидактическая игра «Эхо», автор Е. Тиличеева [7, с. 51]

Октябрь, 1-я неделя

Домашние животные осенью

I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) восприятие музыкальных произведений;     Создавать условия для обучения слушанию музыкального произведения от начала до конца, формулированию ответов на вопросы по содержанию песни.     «Котик», муз. О. А. Девочкиной [14, c. 6]. • Физическая культура (выполнение ходьбы). • Социализация (игра на музыкальных инструментах в группе; музыкально-игровое упраж- Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: выполняют движения уверенно; испытывают острую потребность в движении; делают попытки творческих импровизаций в движении. • Любознательный, активный: проявляют высокую активность и любознательность; стремятся установить связи и зависимости в при-

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
б) развитие слуха и голоса Способствовать развитию тембрового слуха; создавать условия для обучения различению звучания трех музыкальных инструментов «Киса», р. н. п., обр. С. Железнова [6, с. 24]

нение «Кто как поет», музыкально-дидактическая игра «Качели»).

• Познание (изменения
в жизни животных с наступлением осени).

• Коммуникация (формулирование развернутых ответов на вопросы, построение речевого высказывания).

• Труд (бережное отношение к музыкальным инструментам, уборка их на место).

• Чтение художественной литературы (о животных осенью)

роде; имеют представления об окружающем; владеют основными способами познания;
в процессе совместной деятельности называют особенности объектов природы; объединяют предметы и объекты в видовые категории с указанием характерных признаков.

Эмоционально отзывчивый: эмоционально реагируют на художественные и музыкальные произведения.

Овладевший средствами и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: стремятся к самовыражению в деятельности; сотрудничают со взрослыми, активно стремятся к познавательному общению со взрослыми; проявляют стремление к общению со сверстниками по поводу общих дел.

Способный управлять своим поведением
и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения:
проявляют самостоятельность, стремятся к самовыражению; с помощью взрослого начинают действия, направленные на достижение конкретной цели.

Способный решать интеллектуальные
и личные задачи (проблемы), адекватные возрасту:
проявляют интерес к разным видам

Пение: а) усвоение певческих навыков;   Совершенствовать умение правильно, не спеша брать дыхание между фразами; способствовать развитию динамического и звуковысотного восприятия, умения выделять более высокий звук.   «Серенькая кошечка», муз. В. Витлина [13, с. 25].
б) песенное творчество Способствовать развитию умения проявлять самостоятельность в нахождении ласковых интонаций Музыкально-игровое упражнение «Кто как поет?»
Музыкально-ритмические движения: а) упражнения;   Создавать условия для обучения изменению характера шага в соответствии с изменением громкости звучания музыки.     «Смело идти и прятаться», муз. И. Берковича [1, с. 56].  

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
б) музыкально-игровое творчество; Способствовать развитию творчества в движениях, умения самостоятельно найти образ в соответствии с музыкальным произведением. «Кот Васька», муз. Г. Лобачева, сл. Н. Френкель [8, с. 93]; «Мышки с сыром», автор Т. Суворова [26, с. 33].

 

деятельности, активно участвуют в них; применяют усвоенные знания и способы деятельности (владеют элементарными вокальными приемами; чисто интонируют попевки в пределах знакомых интервалов; ритмично музицируют; импровизируют на инструментах,
в движении и пении) для решения несложных задач, поставленных взрослым.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе: рассказывают о домашних животных.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умеют работать по образцу, слушать взрослого, выполнять его задания, отвечать на вопросы, когда спрашивают.

Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: используют специальные умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности (коммуникативной, музыкально-художественной, трудовой, игровой, прикладной)

в) пляски и хороводы Способствовать развитию у детей музыкальности, умения координировать движения с музыкой «Цыплята», азербайдж. н. п., обр. А. Бурениной [17, с. 58]
II. Игра на инструментах Способствовать развитию умения музыкальным молоточком отбивать ритмический рисунок; вызывать желание играть на различных музыкальных инструментах «Веселятся все игрушки», муз. В. Витлина, сл. Е. Серовой [13, с. 58]
III. Игра и самостоятельная деятельность Совершенствовать звуковысотный слух Музыкально-дидактическая игра «Качели», автор Е. Тиличеева [7, с. 50]

Продолжение табл.

1 2 3 4 5

Октябрь, 2-я неделя

Улетели-улетели

I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) восприятие музыкальных произведений;     Создавать условия для обучения различению характера вступления, куплетов песни, передаче изобразительности в музыке, пения кукушки (на металлофоне).     «Кукушка», муз. М. Красева; «Кукушка», муз. А. Аренского [21, c. 23– 25].

• Физическая культура (выполнение прыжков

на двух ногах, движений
с предметами).

• Социализация (игра на шумовых инструментах оркестра
в группе; музыкально-игровое упражнение «Кто как поет?», музыкально-дидактическая игра «Птицы
и птенчики»).

• Познание (изменения
в жизни птиц
с наступлением осени).

• Коммуника-

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: выполняют движения уверенно; испытывают острую потребность в движении; делают попытки творческих импровизаций в движении.

Любознательный, активный: проявляют высокую активность и любознательность; стремятся установить связи и зависимости в природе; имеют представления об окружающем; владеют основными способами познания;
в процессе совместной деятельности называют особенности объектов природы; объединяют предметы и объекты в видовые категории с указанием характерных признаков.

Эмоционально отзывчивый: эмоционально реагируют на художественные и музыкальные произведения.

Овладевший средствами и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: стремятся к самовыражению в деятельности; сотрудничают со взрослыми, активно стремятся к познавательному общению со взрослыми; проявляют стремление к общению

б) развитие слуха и голоса Содействовать формированию звуковысотного слуха. «Андрей-воробей», р. н. п., обр. Ю. Слонова [30, с. 85].
  Способствовать развитию умения точно интонировать мелодию «Утки», «Чижик», р. н. п., обр. С. Железнова [6, с. 42, 50]
Пение: а) усвоение певческих навыков;   Создавать условия для обучения пению, чисто интонируя мелодию, четко проговаривая слова.   «Две тетери», р. н. м., обр. В. Агафонникова [30, с. 91]; «Воробей», муз. В. Герчик, сл. А. Чельцова [4, с. 112].

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
б) песенное творчество Способствовать развитию умения проявлять самостоятельность в нахождении ласковых интонаций Музыкально-игровое упражнение «Кто как поет?»

ция (формулирование развернутых ответов на вопросы, построение речевого высказывания).

• Труд (бережное отношение к музыкальным инструментам, уборка их на место).

• Чтение художественной литературы (о перелетных и зимующих птицах)

со сверстниками  по поводу общих дел.

Способный управлять своим поведением
и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы
и правила поведения:
проявляют самостоятельность, стремятся к самовыражению; с помощью взрослого начинают действия, направленные на достижение конкретной цели.

Способный решать интеллектуальные
и личные задачи (проблемы), адекватные возрасту:
проявляют интерес к разным видам деятельности, активно участвуют в них; применяют усвоенные знания и способы деятельности (владеют элементарными вокальными приемами; чисто интонируют попевки в пределах знакомых интервалов; ритмично музицируют; импровизируют на инструментах,
в движении и пении) для решения несложных задач, поставленных взрослым.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе: рассказывают о домашних животных.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умеют работать по образцу, слушать взрослого, выполнять

Музыкально-ритмические движения: а) упражнения; Создавать условия для обучения передаче в движении изменений в музыке (двухчастная форма произведения); совершенствовать прыжки на двух ногах. «Воробушки», муз. А. Серова [1, с. 61].
б) музыкально-игровое творчество; Создавать непринужденную радостную атмосферу; побуждать детей активно участвовать в игре. «Займи домик», муз. М. Магиденко [14, с. 55].
в) пляски и хороводы Способствовать развитию умения двигаться с предметами; создавать условия для обучения различению двухчастной формы музыкального произведения «Танец с платочками», р. н. м., обр. Е. Каменецкой [8, с. 71]
II. Игра на инструментах Способствовать развитию навыков игры на шумовых инструментах оркестра «Ах ты, береза», р. н. п., обр. М. Раухвергера [13, с. 5]

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
III. Игра и самостоятельная деятельность Способствовать развитию у детей звуковысотного слуха Музыкально-дидактическая игра «Птицы и птенчики», автор Л. Комиссарова [7, с. 49]   его задания, отвечать на вопросы, когда спрашивают. • Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: используют специальные умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности (коммуникативной, музыкально-художественной, трудовой, игровой, прикладной)

Октябрь, 3-я неделя

Чудо-дерево

I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) восприятие музыкальных произведений;     Создавать условия для ознакомления с русским народным творчеством, жанрами народных песен, обучения определению жанра и характера произведения, пониманию изобразительного характера музыки, различению звучания регистров; способствовать развитию умения понимать средства музыкальной выразительности (регистр, динамику, темп).     «Ах ты, береза», р. н. м., обр. М. Раухвергера [13, с. 5]. • Физическая культура (выполнение движений). • Социализация (игра на музыкальных инструментах в группе, музыкально-игровое упражнение «Как зовут игрушку?»; музыкально-дидактическая игра «Эхо»). Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: выполняют движения уверенно; испытывают острую потребность в движении; делают попытки творческих импровизаций в движении. • Любознательный, активный: проявляют высокую активность и любознательность. • Эмоционально отзывчивый: эмоционально реагируют на художественные и музыкальные произведения. • Овладевший средствами и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: стремятся к самовыражению в деятельности; сотрудничают со взрослыми, активно стре-

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
б) развитие слуха и голоса Способствовать развитию ритмического восприятия простых музыкальных примеров «Елочка», р. н. п., обр. С. Железнова [6, с. 14]

• Коммуникация (формулирование развернутых ответов на вопросы, построение речевого высказывания).

• Труд (бережное отношение к музыкальным инструментам, уборка их на место)

мятся к познавательному общению со взрослыми.

Способный управлять своим поведением
и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения:
проявляют самостоятельность, стремятся к самовыражению; с помощью взрослого начинают действия, направленные на достижение конкретной цели.

Способный решать интеллектуальные
и личные задачи (проблемы), адекватные возрасту:
проявляют интерес к разным видам деятельности, активно участвуют в них; применяют усвоенные знания и способы деятельности (владеют элементарными вокальными приемами; чисто интонируют попевки в пределах знакомых интервалов; ритмично музицируют; импровизируют на инструментах,
в движении и пении) для решения
несложных задач, поставленных взрослым.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе: знают свое имя (полное и краткое), пол; осознают свои умения, знания, то, чему научились.

Пение: а) усвоение певческих навыков;   Способствовать развитию умений выразительно и чисто петь, исполнять в ансамбле.   «Деревца», муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Кузнецовой [18, с. 55].
б) песенное творчество Способствовать развитию умения проявлять самостоятельность в нахождении ласковых интонаций Музыкально-игровое упражнение «Как зовут игрушку?»
Музыкально-ритмические движения: а) упражнения;   Создавать условия для обучения самостоятельного изменения движений в соответствии с музыкой; содействовать правильному обращению с погремушкой.   «Упражнение с погремушками», муз. А. Жилина [1, с. 62].
б) музыкально-игровое творчество; Создавать непринужденную радостную атмосферу, побуждать детей активно участвовать в игре. «Найди свой цвет», белорус. н. м., обр. С. Железнова [26, с. 76].

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
в) пляски и хороводы Создавать условия для обучения выполнению несложных танцевальных движений под музыку, ориентированию в пространстве «Колобок», автор Т. Суворова [29, с. 7]; «Хоровод грибов», муз. Н. Лукониной, сл. Л. Чадовой [9, с. 39]

 

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умеют работать по образцу, слушать взрослого, выполнять его задания, отвечать на вопросы, когда спрашивают.

Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: используют специальные умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности (коммуникативной, музыкально-художественной, трудовой, игровой)

II. Игра на инструментах Создавать условия для тренировки в игре на различных музыкальных инструментах Знакомые детям музыкальные фрагменты: «Экосез», муз. Ф. Шуберта [13, с. 5]
III. Игра и самостоятельная деятельность Создавать условия для закрепления навыка различения звуков сексты Музыкально-дидактическая игра «Эхо», автор Е. Тиличеева [7, с. 51]

Октябрь, 4-я неделя

улетай, наше лето

I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) восприятие музыкальных произведений;     Создавать условия для обучения различению смены характера музыки.     «Осень», муз. Ц. Кюи [22, с. 58]. • Физическая культура (выполнение ходьбы, движение). • Социализация (игра на музыкальном инструменте; музыкально-дидактичес- Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: выполняют движения уверенно; испытывают острую потребность в движении; делают попытки творческих импровизаций в движении. • Любознательный, активный: проявляют высокую активность и любознательность; стремятся установить связи и зависимости в при-

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
б) развитие слуха и голоса Способствовать формированию звуковысотного слуха, развитию умения точно интонировать мелодию «Вот иду я вверх», муз. Е. Тиличеевой [30, с. 19]

кая игра «Громко – тихо»).

• Познание
(об изменениях
в природе с наступлением осени).

• Коммуникация (формулирование развернутых ответов на вопросы, построение речевого высказывания).

• Труд (бережное отношение к музыкальным инструментам, уборка их на место)

• Чтение художественной литературы (о лете, осени)

роде; имеют представления об окружающем; владеют основными способами познания;
в процессе совместной деятельности называют особенности объектов природы; объединяют предметы и объекты в видовые категории с указанием характерных признаков.

Эмоционально отзывчивый: эмоционально реагируют на художественные и музыкальные произведения.

Овладевший средствами и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: стремятся к самовыражению в деятельности; сотрудничают со взрослыми, активно стремятся к познавательному общению со взрослыми; проявляют стремление к общению со сверстниками по поводу общих дел.

Способный управлять своим поведением
и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения:
проявляют самостоятельность, стремятся к самовыражению; с помощью взрослого начинают действия, направленные на достижение конкретной цели.

Способный решать интеллектуальные
и личные задачи (проблемы), адекватные возрасту:
проявляют интерес к разным видам

Пение: а) усвоение певческих навыков;   Способствовать развитию умения правильно, не спеша брать дыхание между фразами.   «Листопад», муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко [18, с. 33]; «Осень», муз. И. Кишко, сл. И. Плакиды [13, с. 19]; «Дождик», р. н. м., обр. Т. Попатенко [13, с. 16]; «Холодом потянет», муз. И. Лукониной, сл. Л. Чадовой [9, с. 37].
б) песенное творчество Создавать условия для обучения пению естественным голосом, исполнению песни легким звуком, передаче в каждой песне особенностей характера музыки «Озорная тучка», «Ах, какая осень», автор З. Роот [24, с. 41, 47]
Музыкально-ритмические движения: а) упражнения;   Создавать условия для обучения изменению характера ша-   «Смело идти и прятаться», муз. И. Берковича

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
  га в соответствии с изменением громкости звучания музыки. [1, с. 56].

 

деятельности, активно участвуют в них; применяют усвоенные знания и способы деятельности (владеют элементарными вокальными приемами; чисто интонируют попевки в пределах знакомых интервалов; ритмично музицируют; импровизируют на инструментах,
в движении и пении) для решения

несложных задач, поставленных взрослым.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе: знают свое имя (полное и краткое), пол; осознают свои умения, знания, то, чему научились.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умеют работать по образцу, слушать взрослого, выполнять его задания, отвечать на вопросы, когда спрашивают.

Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: используют специальные умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности (коммуникативной, музыкально-художественной, трудовой, игровой, прикладной)

б) музыкально-игровое творчество; Способствовать развитию творчества в движениях, умения самостоятельно найти образ в соответствии с музыкальным произведением. «Дождик», муз. Т. Ломовой [15, с. 131].
в) пляски и хороводы Способствовать воспитанию уступчивости, дружелюбия «Дождинки», автор Г. Вихарева [3, с. 10]
II. Игра на инструментах Создавать условия для обучения игре на музыкальном инструменте (треугольник) «Дождик», р. н. п., обр. Т. Попатенко [13, с. 18]
III. Игра и самостоятельная деятельность Способствовать развитию творчества Музыкально-дидактическая игра «Громко – тихо», муз. Г. Левкодимова [7, с. 53]

Продолжение табл.

1 2 3 4 5

Ноябрь, 1-я неделя

Наш район красивый очень

I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) восприятие музыкальных произведений;     Создавать условия для обучения слушанию произведения от начала до конца, формулированию ответа на вопросы по содержанию песни.     «Мой район», муз. В. Емельянова, сл. Т. Лаврова [10, с. 85].

• Физическая культура (выполнение несложных танцевальных движений в парах, движений рук и ног, сужения и расширения круга).

• Социализация (музыкально-игровое упражнение «Спой свое имя и имя товарища»; музыкально-дидактическая игра «Качели»; игра на ложках, трещотках в группах).

• Познание (представление об истории

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: выполняют движения уверенно; испытывают острую потребность в движении; делают попытки творческих импровизаций в движении.

Любознательный, активный: проявляют высокую активность и любознательность.

Эмоционально отзывчивый: эмоционально реагируют на художественные и музыкальные произведения.

Овладевший средствами и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: стремятся к самовыражению в деятельности; сотрудничают со взрослыми, активно стремятся к познавательному общению со взрослыми.

Способный управлять своим поведением
и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения:
проявляют самостоятельность, стремятся к самовыражению;

б) развитие слуха и голоса Способствовать формированию звуковысотного слуха; способствовать развитию умения точно интонировать мелодию «Вот иду я вверх», муз. Е. Тиличеевой [30, с. 19]
Пение: а) усвоение певческих навыков;   Создавать условия для обучения детей пению естественным голосом, исполнению песни легким звуком, передаче в каждой песне особенностей характера музыки.   «Холодом потянет», муз. И. Лукониной, сл. Л. Чадовой [9, с. 37]; «Ах, какая осень», автор З. Роот [24, с. 47].

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
б) песенное творчество Создавать условия для закрепления у детей умения проявлять самостоятельность в нахождении ласковых интонаций Музыкально-игровое упражнение «Спой свое имя и имя товарища»

района (поселка), в котором

живут, о достопримечательностях).

• Коммуникация (формулирование развернутых ответов на вопросы, построение речевого высказывания).

• Труд (бережное отношение к музыкальным инструментам, уборка их на место).

• Чтение художественной литературы (о родном районе, поселке)

с помощью взрослого начинают действия, направленные на достижение конкретной цели.

Способный решать интеллектуальные
и личные задачи (проблемы), адекватные возрасту:
проявляют интерес к разным видам деятельности, активно участвуют в них; применяют усвоенные знания и способы деятельности (владеют элементарными вокальными приемами; чисто интонируют попевки в пределах знакомых интервалов; ритмично музицируют; импровизируют на инструментах,
в движении и пении) для решения несложных задач, поставленных взрослым.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе: знают свое имя (полное и краткое), пол; осознают свои умения, знания, то, чему научились; рассказывают о любимых игрушках; знают название города, района, в котором живут;
хорошо ориентируются в ближайшем окружении.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умеют работать по образцу, слушать взрослого, выполнять

Музыкально-ритмические движения: а) упражнения;   Способствовать развитию четкости координации движений рук и ног; создавать условия для обучения сужению и расширению круга.   «Марш с флажками», муз. А. Гречанинова [1, с. 59].
б) музыкально-игровое творчество; Создавать непринужденную радостную атмосферу; побуждать детей активно участвовать в игре. «Игра с погремушками», муз. Ф. Флотова [1, с. 61].
в) пляски и хороводы Создавать условия для обучения детей выполнению несложных танцевальных движений в парах, ориентировке в пространстве «Танец-приглашение», укр. н. м., обр. Ф. Теплицкой [26, с. 66]

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
II. Игра на инструментах Создавать условия для освоения методов игры на ложках, трещотках Русские народные попевки; «Экосез», муз. Ф. Шуберта [15, с. 5]

 

его задания, отвечать на вопросы, когда спрашивают.

Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: используют специальные умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности (коммуникативной, музыкально-художественной, трудовой, игровой)

III. Игра и самостоятельная деятельность Совершенствовать звуковысотный слух Музыкально-дидактическая игра «Качели», автор Е. Тиличеева [7, с. 50]

Ноябрь, 2-я неделя

Мебель

I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) восприятие музыкальных произведений;     Создавать условия для ознакомления детей с русским народным творчеством, жанрами народных песен, обучения определению жанра и характера произведения, пониманию изобразительного характера музыки, различению звучания регистров; способствовать развитию умения понимать средства музыкальной выразительности (регистр, динамику, темп).     «Ах ты, береза», р. н. м., обр. М. Раухвергера [13, с. 5]; «Я с комариком плясала», р. н. м., обр. А. Зилоти [13, с. 16]. • Физическая культура (построения в пары, в круг, выполнение маршевых движений, плясок с предметами (платочками), движений с погремушками, звоночками). • Социализация (музыкально-дидактическая игра «Качели»; Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: выполняют движения уверенно; испытывают острую потребность в движении; делают попытки творческих импровизаций в движении. • Любознательный, активный: проявляют высокую активность и любознательность. • Эмоционально отзывчивый: эмоционально реагируют на художественные и музыкальные произведения. • Овладевший средствами и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: стремятся к самовыражению в деятельности; сотрудничают со взрослыми, активно стре-

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
б) развитие слуха и голоса Способствовать формированию звуковысотного слуха, развитию восприятия детьми звуков сексты «Зайчик», «Огуречик», р. н. п., обр. С. Железнова [6, с. 18, 32]

игра на ложках, трещотках
в группе).

• Познание (представление о предметах мебели).

• Коммуникация (формулирование развернутых ответов на вопросы, построение речевого высказывания).

• Труд (бережное отношение к музыкальным инструментам, уборка их на место).

• Чтение художественной литературы (о мебели)

мятся к познавательному общению со взрослыми.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения: проявляют самостоятельность, стремятся к самовыражению; с помощью взрослого начинают действия, направленные на достижение конкретной цели.

Способный решать интеллектуальные
и личные задачи (проблемы), адекватные возрасту:
проявляют интерес к разным видам деятельности, активно участвуют в них; применяют усвоенные знания и способы деятельности (владеют элементарными вокальными приемами; чисто интонируют попевки в пределах знакомых интервалов; ритмично музицируют; импровизируют на инструментах,
в движении и пении) для решения несложных задач, поставленных взрослым.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе: знают свое имя (полное и краткое), пол; осознают свои умения, знания, то, чему научились.

Пение: а) усвоение певческих навыков;   Создавать условия для обучения отклику и выразительному исполнению песни спокойного, напевного, ласкового (1-я часть) и веселого, светлого характера (2-я часть), пению легким звуком в умеренном темпе, сравнению песни с другими знакомыми песнями.   «Листопад», муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко [18, с. 33]; «Огород-хоровод», р. н. м., обр. Н. Зарецкой [5, с. 56].
б) песенное творчество Создавать условия для обучения самостоятельному исполнению придуманных частушек  
Музыкально-ритмические движения: а) упражнения;     Создавать условия для обучения самостоятельному построению в пары, в круг; совершенствовать движения под марш, способствовать развитию чувства ритма.   «Медведь и дети», муз. И. Берковича, дв. С. Рудневой [8, с. 73]. «Дождик», муз. Т. Ломовой [15, с. 131];

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
б) музыкально-игровое творчество; Способствовать развитию творчества в движениях, умения самостоятельно находить образ в соответствии с музыкальным произведением.  «Кот Васька», муз. Г. Лобачева, сл. Н. Френкель [8, с. 93].

 

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умеют работать по образцу, слушать взрослого, выполнять его задания, отвечать на вопросы, когда спрашивают.

Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: используют специальные умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности (коммуникативной, музыкально-художественной, трудовой, игровой)

в) пляски и хороводы Совершенствовать умения различать и передавать в движении характер и динамические изменения в музыке, исполнять пляски с предметами (платочками); создавать условия для обучения детей ориентировке в пространстве, отработки движений с погремушками, звоночками «Танец с платочком», автор Т. Суворова [29, с. 19]; «Огород-хоровод», р. н. м., обр. Н. Зарецкой [5, с. 56]
II. Игра на инструментах Создавать условия для обучения освоению методов игры на ложках, трещотках «Ах ты, береза», р. н. п., обр. М. Раухвергера [13, с. 5]
III. Игра и самостоятельная деятельность Совершенствовать звуковысотный слух Музыкально-дидактическая игра «Качели», автор Е. Тиличеева [7, с. 50]

Продолжение табл.

1 2 3 4 5

Ноябрь, 3-я неделя

Наши добрые дела

I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) восприятие музыкальных произведений;     Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку задорного, шутливого характера; побуждать высказываться об эмоционально-образном содержании песни.     «Мальчик-замарашка», муз. Т. Попатенко, «Лентяй», муз. Д. Кабалевского [19, с. 42].

• Физическая культура (построения в пары,
в круг, выполнение маршевых движений, плясок с предметами (платочками), движений

с погремушками,

звоночками).

• Социализация (музыкально-дидактическая игра «Качели»; игра на ложках, трещотках
в группе).

• Познание.

• Коммуникация (формулирование развернутых ответов на вопросы, пост-

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: выполняют движения уверенно; испытывают острую потребность в движении; делают попытки творческих импровизаций в движении.

Любознательный, активный: проявляют высокую активность и любознательность.

Эмоционально отзывчивый: эмоционально реагируют на художественные и музыкальные произведения.

Овладевший средствами и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: стремятся к самовыражению в деятельности; сотрудничают со взрослыми, активно стремятся к познавательному общению со взрослыми.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения: проявляют самостоятельность, стремятся к самовыражению; с помощью взрослого начинают действия, направ -

б) развитие слуха и голоса Способствовать формированию звуковысотного слуха, развитию восприятия детьми звуков сексты «Зайчик», «Огуречик», р. н. п., обр. С. Железнова [6, с. 18, 32–43]
Пение: а) усвоение певческих навыков;   Способствовать развитию умения правильно, не спеша брать дыхание между фразами.   «К нам гости пришли», муз. Ан. Александрова, сл. В. Викторова [18, с. 36].
б) песенное творчество Создавать условия для закрепления у детей умения проявлять самостоятельность в нахождении ласковых интонаций Музыкально-игровое упражнение «Кто как поет?»

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
Музыкально-ритмические движения: а) упражнения;   Способствовать развитию четкости координации движений рук и ног, создавать условия для обучения сужению и расширению круга.   «Марш с флажками», муз. А. Гречанинова [1, с. 59].

роение речевого высказыва-

ния).

• Труд (бережное отношение к музыкальным инструментам, уборка их на место).

• Чтение художественной литературы (о добрых делах и хороших поступках)

ленные на достижение конкретной цели; поведение определяется требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо
и что такое плохо».

Способный решать интеллектуальные
и личные задачи (проблемы), адекватные возрасту:
проявляют интерес к разным видам деятельности, активно участвуют в них; применяют усвоенные знания и способы деятельности (владеют элементарными вокальными приемами; чисто интонируют попевки в пределах знакомых интервалов; ритмично музицируют; импровизируют на инструментах,
в движении и пении) для решения несложных задач, поставленных взрослым.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе: знают свое имя (полное и краткое), пол; осознают свои умения, знания, то, чему научились; рассказывают о любимых игрушках.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умеют работать по образцу, слушать взрослого, выполнять его задания, отвечать на вопросы, когда спрашивают.

б) музыкально-игровое творчество; Способствовать развитию творчества в движениях, умения самостоятельно найти образ в соответствии с музыкальным произведением. Создавать непринужденную радостную атмосферу; побуждать детей активно участвовать в игре. «К нам гости пришли», муз. Ан. Александрова, сл. В. Викторова [18, с. 36].   «Веселые музыканты», муз. А. Филиппенко [1, с. 63].
в) пляски и хороводы Создавать условия для обучения выполнению несложных танцевальных движений в парах, ориентировке в пространстве «Танец-приглашение», укр. н. м., обр. Ф. Теплицкой [26, с. 66]
II. Игра на инструментах Создавать условия для освоения методов игры на ложках, трещотках «Ах ты, береза», р. н. п., обр. М. Раухвергера [13, с. 5]

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
III. Игра и самостоятельная деятельность Совершенствовать звуковысотный слух Музыкально-дидактическая игра «Качели», автор Е. Тиличеева [7, с. 50]   Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: используют специальные умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности (коммуникативной, музыкально-художественной, трудовой, игровой)

Ноябрь, 4-я неделя

Одежда, обувь

I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) восприятие музыкальных произведений;     Способствовать привитию любви к музыке, формированию умений слушать внимательно, самостоятельно определять характер музыкального произведения; создавать условия для обучения сравнению пь


<

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow