Пояснительная записка
В среднем дошкольном возрасте, благодаря возросшей самостоятельности и накопленному музыкальному опыту, ребенок становится активным участником танцевальной, певческой, инструментальной деятельности.
Задачи воспитания и развития детей в области музыкального восприятия – слушания – интерпретации: содействовать воспитанию слушательской культуры, освоению детьми элементарной музыкальной грамоты; способствовать развитию умений понимать и интерпретировать выразительные средства музыки, общаться и сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки, музыкального слуха (интонационного, мелодического, гармонического, ладового).
Задачи воспитания и развития детей в области музыкального исполнительства – импровизации – творчества: способствовать освоению детьми приемов игры на детских музыкальных инструментах, элементов танца и ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях; способствовать развитию у детей координации слуха и голоса, приобретению ими певческих навыков; стимулировать желание ребенка самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.
|
|
Ориентация детей в образовательной области
Дети учатся распознавать настроение музыки на примере уже знакомых метроритмических рисунков, понимать, что чувства людей отражаются в музыкальных произведениях. Анализируют музыкальную форму двух- и трехчастных произведений. Понимают, что музыка может выражать характер и настроение человека. Различают музыку, изображающую что-либо. Дифференцируют: музыка выражает внутренний мир человека, а изображает – внешнее движение. Пользуются звуковыми сенсорными предэталонами.
Организация опыта освоения образовательной области
Условия организации музыкальной деятельности детей этого возраста должны обеспечивать единство эмоционального и художественного компонентов развития. Педагогическое содействие в музыкальном воспитании заключается в специальном подборе музыкального репертуара, музыкальных игр, организации музыкального восприятия, демонстрирующих, что музыка выражает эмоции, характер, настроение человека. Необходимо показать ребенку, что окружающий его мир может быть изображен и выражен музыкальными звуками, а о его собственных переживаниях может сообщить то или иное музыкальное произведение. Так музыка становится одним из средств общения ребенка с социумом.
Воспитатель подбирает специальные музыкальные игры, песенные и инструментальные импровизации для развития интонационного, тембрального, ладового слуха, музыкальной памяти.
|
|
Важно научить ребенка пользоваться имеющимися у него средствами (голосом, телом, приемами игры на инструментах) для создания собственных музыкальных образов, характеров, настроений. Поэтому в среднем возрасте особенно значимо обучение для того, чтобы сохранить эмоциональный подъем и интерес к музыке как средству самовыражения и игры.
Педагог создает развивающие ситуации, стимулирующие детей к созданию простейших песенных импровизаций, показывает возможность их включения в рассказывание сказок, игровые драматизации.
Педагог помогает детям организовать простейший оркестр (ударные инструменты, резонатор, металлофон, дрова, лесенка-дрова). Каждый ребенок может стать дирижером импровизационного ансамбля с игрой и пением.
Воспитатель создает в группе условия для того, чтобы в соответствии с характером музыкального образа дети могли подбирать средства его создания, а для его интерпретации использовать подходящий музыкальный инструмент, нужный набор движений, адекватную песенную интонацию. Стимулирует развитие умения переноса, свидетельствующее о высоком уровне освоения музыкальной культуры: полученный на занятиях музыкальный опыт ребенок использует как в самостоятельной деятельности, так и при домашнем музицировании и пении.
Итоги освоения содержания образовательной области
• Может установить связь между средствами выразительности и содержанием музыкально-художественного образа.
• Различает выразительный и изобразительный характер в музыке.
• Владеет элементарными вокальными приемами; чисто интонирует попевки в пределах знакомых интервалов.
• Ритмично музицирует, слышит сильную долю в двух-, трехдольном размере.
• Накопленный музыкальный опыт переносит в самостоятельную деятельность, делает попытки творческих импровизаций на инструментах, в движении и пении*.
В пособии представлено планирование, отражающее содержание работы по освоению детьми образовательной области «Музыка» для средней группы и составленное на основе интеграции образовательных областей «Физическая культура», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Социализация» в соответствии с концепцией Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» (авторский коллектив: Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др.).
Комплексный подход к выбору форм и методов проведения занятий (прослушивание музыкальных произведений, элементарное музицирование, пение, выполнение простейших танцевальных и ритмических движений), использованный при составлении планирования, позволит педагогам развивать музыкальную культуру детей 4–5 лет, формировать позицию активного участника, исполнителя-создателя музыкальных произведений, будет способствовать накоплению опыта взаимодействия ребенка с музыкальными произведениями.
Предназначено музыкальным руководителям, методистам дошкольных образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования, студентам факультетов дошкольного образования высших и средних педагогических и музыкальных учебных заведений.
ПЛАНИРОВАНИЕ
ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Виды музыкальной деятельности | Педагогические задачи | Музыкальный репертуар | Интеграция образовательных областей | Формируемые интегративные качества | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
Сентябрь, 3-я неделя* | ||||||
Мы снова вместе. Веселые игрушки | ||||||
I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) восприятие музыкальных произведений; | Создавать условия для обогащения музыкальных впечатлений детей. | «Солдатский марш», муз. Р. Шумана [20, с. 57]**. | • Физическая культура (выполнение музыкально-ритмических движений (проявляя точность и ловкость): перестраивание в круг из положения врассыпную, движение «галоп»).
• Социализация (игра на музыкальных инструментах в группе; | • Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: выполняют движения уверенно; испытывают острую потребность в движении; делают попытки творческих импровизаций в движении. • Любознательный, активный: проявляют высокую активность и любознательность. • Эмоционально отзывчивый: эмоционально реагируют на художественные и музыкальные произведения. • Овладевший средствами и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: стремятся к самовыражению в деятельности; сотрудничают со взрослыми, активно стремятся к познавательному общению со взрослыми. | ||
Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на музыку. | «Марш деревянных солдатиков», муз. П. Чайковского [20, с. 58]. | |||||
Создавать условия для закрепления умений узнавать и называть музыкальное произведение. | «Марш», муз. Д. Шостаковича [20, с. 6]. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
б) развитие слуха и голоса | Способствовать формированию звуковысотного слуха, развитию восприятия детьми звуков сексты, умения точно интонировать мелодию | «Зайчик», «Лягушка», р. н. п., обр. С. Железнова [6, с. 18, 25] | музыкально-игровое упражнение «Спой свое имя», музыкально-дидактическая игра «Качели»). • Коммуникация (формулирование развернутых ответов на вопросы, построение речевого высказывания). • Труд (бережное отношение к музыкальным инструментам, уборка их на место). • Чтение художественной литературы | • Способный управлять своим поведением • Способный решать интеллектуальные
• Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе: знают свое имя (полное и краткое), пол; осознают свои умения, знания, то, чему научились; рассказывают о любимых игрушках. | ||
Пение: а) усвоение певческих навыков; | Создавать условия для обучения детей пению естественным голосом, исполнению песни легким звуком, передаче в каждой песне особенностей характера музыки. | «Детский сад», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной [30, с. 126]. | ||||
б) песенное творчество | Создавать условия для закрепления у детей умения проявлять самостоятельность в нахождении ласковых интонаций | Музыкально-игровое упражнение «Спой свое имя» | ||||
Музыкально-ритмические движения: а) упражнения; | Создавать условия для обучения самостоятельной смене движений в соответствии с изменением характера музыки, перестраиванию в круг из положения врассыпную; | «Конь», муз. Л. Банниковой, сл. М. Клоковой [15, с. 57]. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
побуждать детей ритмично, легко передавать игровые образы. | «Лошадка», автор Е. Макшанцева [11, с. 44]. |
| • Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умеют работать по образцу, слушать взрослого, выполнять его задания, отвечать на вопросы, когда спрашивают. • Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: используют специальные умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности (коммуникативной, музыкально-художественной, трудовой, игровой) | |
б) музыкально-игровое творчество; | Создавать условия для ознакомления с движением «галоп» и его отработки по показу взрослого. | «Самолеты», автор Т. Суворова [29, с. 6]; «Раз, два, три», муз. С. Паради, сл. Т. Суворовой [27, с. 11]. | ||
в) пляски | Совершенствовать выполнение ритмических движений. | «Танец-приглашение», укр. н. м., обр. Ф. Теплицкой [8, с. 66]. | ||
Способствовать развитию умения двигаться в соответствии с характером музыки; содействовать воспитанию дружелюбия. | «Танец обезьян», муз. Б. Савельева [5, с. 101]. | |||
Способствовать развитию у детей точности и ловкости движений, музыкального слуха | «Чебурашка», муз. и сл. В. Шаинского [17, с. 45] | |||
II. Игра на инструментах | Способствовать развитию умения музыкальным молоточком отбивать ритмический рисунок; вызывать желание играть на различных музыкальных инструментах | «Веселятся все игрушки», муз. В. Витлина, сл. Е. Серовой [13, с. 58] |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
III. Игра и самостоятельная деятельность | Совершенствовать звуковысотный слух | Музыкально-дидактическая игра «Качели», автор Е. Тиличеева [7, с. 50] | ||
Сентябрь, 4-я неделя | ||||
Осень-запасиха | ||||
I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) восприятие музыкальных произведений; | Создавать условия для обучения различению настроения в музыке. | «Осенью», муз. С. Майкапара; «Осень», муз. Ц. Кюи [22, с. 56–58]. | • Физическая культура (выполнение ходьбы различного характера, ориентировка в пространстве, выполнение движений (с погремушками, звоночками) с проявлением ловкости, быстроты реакции). • Социализация (игра на музыкальных инструментах в группе; музыкально- | • Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: выполняют движения уверенно; испытывают острую потребность в движении; делают попытки творческих импровизаций в движении. • Любознательный, активный: проявляют высокую активность и любознательность; стремятся установить связи и зависимости в природе; имеют представления об окружающем; владеют основными способами познания; • Эмоционально отзывчивый: эмоционально реагируют на художественные и музыкальные произведения. • Овладевший средствами и способами взаи - |
б) развитие слуха и голоса | Способствовать развитию умения точно интонировать мелодию | «Паровоз», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель [30, с. 79] | ||
Пение: а) усвоение певческих навыков; | Создавать условия для обучения пению естественным голосом, исполнению песни легким звуком, передаче в каждой песне особенностей характера музыки. | «Грибочки», «Огород-хоровод», р. н. м., обр. Н. Зарецкой [5, с. 18, 56]. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
б) песенное творчество | Создавать условия для закрепления у детей умения проявлять самостоятельность в нахождении ласковых интонаций | Музыкально-игровое упражнение «Спой свое имя» | игровое упражнение «Спой свое имя», музыкально-дидактическая игра «Эхо»). • Познание (беседа «Осень»: об изменениях в природе с наступлением осени; составление коллективного рассказа «Что осень нам приносит»). • Коммуникация (формулирование развернутых ответов на вопросы, построение речевого высказывания). • Труд (бережное отношение к музыкальным инструментам, | модействия со взрослыми и сверстниками: стремятся к самовыражению в деятельности; сотрудничают со взрослыми, активно стремятся к познавательному общению со взрослыми; проявляют стремление к общению со сверстниками по поводу общих дел. • Способный управлять своим поведением • Способный решать интеллектуальные • Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), госу- |
Музыкально-ритмические движения: а) упражнения; | Создавать условия для обучения выполнению ходьбы различного характера в соответствии с содержанием музыки. | «Бодрый шаг», муз. Д. Дешевова [1, с. 72]. | ||
б) музыкально-игровое творчество; | Создавать условия для обучения ориентировке в пространстве; способствовать развитию у детей ловкости, быстроты реакции. | «Огород-хоровод», р. н. м., обр. Н. Зарецкой [5, с. 56]. | ||
в) пляски и хороводы | Способствовать воспитанию уступчивости, дружелюбия. | «Танец рябинки», муз. Е. Макшанцевой [29, с. 21]. | ||
Создавать условия для обучения ориентировке в пространстве, отработке движений с погремушками, звоночками | «Хоровод грибов», муз. Н. Лукониной, сл. Л. Чадовой [9, с. 39]. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
II. Игра на инструментах | Создавать условия для ознакомления с музыкальным инструментом – треугольником | «Дождик», р. н. п., обр. Т. Попатенко [13, с. 47] | уборка их на место). • Чтение художественной литературы (об осени, урожае). • Художественное творчество (аппликационная работа «Что принесла нам осень») | дарстве (стране), мире и природе: знают свое имя (полное и краткое), пол; осознают свои умения, знания, то, чему научились. • Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умеют работать по образцу, слушать взрослого, выполнять его задания, отвечать на вопросы, когда спрашивают. • Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: используют специальные умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности (коммуникативной, музыкально-художественной, трудовой, игровой, прикладной) |
III. Игра и самостоятельная деятельность | Совершенствовать звуковысотный ряд | Музыкально-дидактическая игра «Эхо», автор Е. Тиличеева [7, с. 51] | ||
Октябрь, 1-я неделя | ||||
Домашние животные осенью | ||||
I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) восприятие музыкальных произведений; | Создавать условия для обучения слушанию музыкального произведения от начала до конца, формулированию ответов на вопросы по содержанию песни. | «Котик», муз. О. А. Девочкиной [14, c. 6]. | • Физическая культура (выполнение ходьбы). • Социализация (игра на музыкальных инструментах в группе; музыкально-игровое упраж- | • Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: выполняют движения уверенно; испытывают острую потребность в движении; делают попытки творческих импровизаций в движении. • Любознательный, активный: проявляют высокую активность и любознательность; стремятся установить связи и зависимости в при- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
б) развитие слуха и голоса | Способствовать развитию тембрового слуха; создавать условия для обучения различению звучания трех музыкальных инструментов | «Киса», р. н. п., обр. С. Железнова [6, с. 24] | нение «Кто как поет», музыкально-дидактическая игра «Качели»). • Познание (изменения • Коммуникация (формулирование развернутых ответов на вопросы, построение речевого высказывания). • Труд (бережное отношение к музыкальным инструментам, уборка их на место). • Чтение художественной литературы (о животных осенью) | роде; имеют представления об окружающем; владеют основными способами познания; • Эмоционально отзывчивый: эмоционально реагируют на художественные и музыкальные произведения. • Овладевший средствами и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: стремятся к самовыражению в деятельности; сотрудничают со взрослыми, активно стремятся к познавательному общению со взрослыми; проявляют стремление к общению со сверстниками по поводу общих дел. • Способный управлять своим поведением • Способный решать интеллектуальные |
Пение: а) усвоение певческих навыков; | Совершенствовать умение правильно, не спеша брать дыхание между фразами; способствовать развитию динамического и звуковысотного восприятия, умения выделять более высокий звук. | «Серенькая кошечка», муз. В. Витлина [13, с. 25]. | ||
б) песенное творчество | Способствовать развитию умения проявлять самостоятельность в нахождении ласковых интонаций | Музыкально-игровое упражнение «Кто как поет?» | ||
Музыкально-ритмические движения: а) упражнения; | Создавать условия для обучения изменению характера шага в соответствии с изменением громкости звучания музыки. | «Смело идти и прятаться», муз. И. Берковича [1, с. 56]. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
б) музыкально-игровое творчество; | Способствовать развитию творчества в движениях, умения самостоятельно найти образ в соответствии с музыкальным произведением. | «Кот Васька», муз. Г. Лобачева, сл. Н. Френкель [8, с. 93]; «Мышки с сыром», автор Т. Суворова [26, с. 33]. |
| деятельности, активно участвуют в них; применяют усвоенные знания и способы деятельности (владеют элементарными вокальными приемами; чисто интонируют попевки в пределах знакомых интервалов; ритмично музицируют; импровизируют на инструментах, • Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе: рассказывают о домашних животных. • Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умеют работать по образцу, слушать взрослого, выполнять его задания, отвечать на вопросы, когда спрашивают. • Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: используют специальные умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности (коммуникативной, музыкально-художественной, трудовой, игровой, прикладной) |
в) пляски и хороводы | Способствовать развитию у детей музыкальности, умения координировать движения с музыкой | «Цыплята», азербайдж. н. п., обр. А. Бурениной [17, с. 58] | ||
II. Игра на инструментах | Способствовать развитию умения музыкальным молоточком отбивать ритмический рисунок; вызывать желание играть на различных музыкальных инструментах | «Веселятся все игрушки», муз. В. Витлина, сл. Е. Серовой [13, с. 58] | ||
III. Игра и самостоятельная деятельность | Совершенствовать звуковысотный слух | Музыкально-дидактическая игра «Качели», автор Е. Тиличеева [7, с. 50] |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Октябрь, 2-я неделя | ||||
Улетели-улетели | ||||
I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) восприятие музыкальных произведений; | Создавать условия для обучения различению характера вступления, куплетов песни, передаче изобразительности в музыке, пения кукушки (на металлофоне). | «Кукушка», муз. М. Красева; «Кукушка», муз. А. Аренского [21, c. 23– 25]. | • Физическая культура (выполнение прыжков на двух ногах, движений • Социализация (игра на шумовых инструментах оркестра • Познание (изменения • Коммуника- | • Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: выполняют движения уверенно; испытывают острую потребность в движении; делают попытки творческих импровизаций в движении. • Любознательный, активный: проявляют высокую активность и любознательность; стремятся установить связи и зависимости в природе; имеют представления об окружающем; владеют основными способами познания; • Эмоционально отзывчивый: эмоционально реагируют на художественные и музыкальные произведения. • Овладевший средствами и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: стремятся к самовыражению в деятельности; сотрудничают со взрослыми, активно стремятся к познавательному общению со взрослыми; проявляют стремление к общению |
б) развитие слуха и голоса | Содействовать формированию звуковысотного слуха. | «Андрей-воробей», р. н. п., обр. Ю. Слонова [30, с. 85]. | ||
Способствовать развитию умения точно интонировать мелодию | «Утки», «Чижик», р. н. п., обр. С. Железнова [6, с. 42, 50] | |||
Пение: а) усвоение певческих навыков; | Создавать условия для обучения пению, чисто интонируя мелодию, четко проговаривая слова. | «Две тетери», р. н. м., обр. В. Агафонникова [30, с. 91]; «Воробей», муз. В. Герчик, сл. А. Чельцова [4, с. 112]. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
б) песенное творчество | Способствовать развитию умения проявлять самостоятельность в нахождении ласковых интонаций | Музыкально-игровое упражнение «Кто как поет?» | ция (формулирование развернутых ответов на вопросы, построение речевого высказывания). • Труд (бережное отношение к музыкальным инструментам, уборка их на место). • Чтение художественной литературы (о перелетных и зимующих птицах) | со сверстниками по поводу общих дел. • Способный управлять своим поведением • Способный решать интеллектуальные • Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе: рассказывают о домашних животных. • Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умеют работать по образцу, слушать взрослого, выполнять |
Музыкально-ритмические движения: а) упражнения; | Создавать условия для обучения передаче в движении изменений в музыке (двухчастная форма произведения); совершенствовать прыжки на двух ногах. | «Воробушки», муз. А. Серова [1, с. 61]. | ||
б) музыкально-игровое творчество; | Создавать непринужденную радостную атмосферу; побуждать детей активно участвовать в игре. | «Займи домик», муз. М. Магиденко [14, с. 55]. | ||
в) пляски и хороводы | Способствовать развитию умения двигаться с предметами; создавать условия для обучения различению двухчастной формы музыкального произведения | «Танец с платочками», р. н. м., обр. Е. Каменецкой [8, с. 71] | ||
II. Игра на инструментах | Способствовать развитию навыков игры на шумовых инструментах оркестра | «Ах ты, береза», р. н. п., обр. М. Раухвергера [13, с. 5] |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
III. Игра и самостоятельная деятельность | Способствовать развитию у детей звуковысотного слуха | Музыкально-дидактическая игра «Птицы и птенчики», автор Л. Комиссарова [7, с. 49] | его задания, отвечать на вопросы, когда спрашивают. • Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: используют специальные умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности (коммуникативной, музыкально-художественной, трудовой, игровой, прикладной) | |
Октябрь, 3-я неделя | ||||
Чудо-дерево | ||||
I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) восприятие музыкальных произведений; | Создавать условия для ознакомления с русским народным творчеством, жанрами народных песен, обучения определению жанра и характера произведения, пониманию изобразительного характера музыки, различению звучания регистров; способствовать развитию умения понимать средства музыкальной выразительности (регистр, динамику, темп). | «Ах ты, береза», р. н. м., обр. М. Раухвергера [13, с. 5]. | • Физическая культура (выполнение движений). • Социализация (игра на музыкальных инструментах в группе, музыкально-игровое упражнение «Как зовут игрушку?»; музыкально-дидактическая игра «Эхо»). | • Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: выполняют движения уверенно; испытывают острую потребность в движении; делают попытки творческих импровизаций в движении. • Любознательный, активный: проявляют высокую активность и любознательность. • Эмоционально отзывчивый: эмоционально реагируют на художественные и музыкальные произведения. • Овладевший средствами и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: стремятся к самовыражению в деятельности; сотрудничают со взрослыми, активно стре- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
б) развитие слуха и голоса | Способствовать развитию ритмического восприятия простых музыкальных примеров | «Елочка», р. н. п., обр. С. Железнова [6, с. 14] | • Коммуникация (формулирование развернутых ответов на вопросы, построение речевого высказывания). • Труд (бережное отношение к музыкальным инструментам, уборка их на место) | мятся к познавательному общению со взрослыми. • Способный управлять своим поведением • Способный решать интеллектуальные • Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе: знают свое имя (полное и краткое), пол; осознают свои умения, знания, то, чему научились. |
Пение: а) усвоение певческих навыков; | Способствовать развитию умений выразительно и чисто петь, исполнять в ансамбле. | «Деревца», муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Кузнецовой [18, с. 55]. | ||
б) песенное творчество | Способствовать развитию умения проявлять самостоятельность в нахождении ласковых интонаций | Музыкально-игровое упражнение «Как зовут игрушку?» | ||
Музыкально-ритмические движения: а) упражнения; | Создавать условия для обучения самостоятельного изменения движений в соответствии с музыкой; содействовать правильному обращению с погремушкой. | «Упражнение с погремушками», муз. А. Жилина [1, с. 62]. | ||
б) музыкально-игровое творчество; | Создавать непринужденную радостную атмосферу, побуждать детей активно участвовать в игре. | «Найди свой цвет», белорус. н. м., обр. С. Железнова [26, с. 76]. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
в) пляски и хороводы | Создавать условия для обучения выполнению несложных танцевальных движений под музыку, ориентированию в пространстве | «Колобок», автор Т. Суворова [29, с. 7]; «Хоровод грибов», муз. Н. Лукониной, сл. Л. Чадовой [9, с. 39] |
| • Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умеют работать по образцу, слушать взрослого, выполнять его задания, отвечать на вопросы, когда спрашивают. • Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: используют специальные умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности (коммуникативной, музыкально-художественной, трудовой, игровой) |
II. Игра на инструментах | Создавать условия для тренировки в игре на различных музыкальных инструментах | Знакомые детям музыкальные фрагменты: «Экосез», муз. Ф. Шуберта [13, с. 5] | ||
III. Игра и самостоятельная деятельность | Создавать условия для закрепления навыка различения звуков сексты | Музыкально-дидактическая игра «Эхо», автор Е. Тиличеева [7, с. 51] | ||
Октябрь, 4-я неделя | ||||
улетай, наше лето | ||||
I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) восприятие музыкальных произведений; | Создавать условия для обучения различению смены характера музыки. | «Осень», муз. Ц. Кюи [22, с. 58]. | • Физическая культура (выполнение ходьбы, движение). • Социализация (игра на музыкальном инструменте; музыкально-дидактичес- | • Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: выполняют движения уверенно; испытывают острую потребность в движении; делают попытки творческих импровизаций в движении. • Любознательный, активный: проявляют высокую активность и любознательность; стремятся установить связи и зависимости в при- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
б) развитие слуха и голоса | Способствовать формированию звуковысотного слуха, развитию умения точно интонировать мелодию | «Вот иду я вверх», муз. Е. Тиличеевой [30, с. 19] | кая игра «Громко – тихо»). • Познание • Коммуникация (формулирование развернутых ответов на вопросы, построение речевого высказывания). • Труд (бережное отношение к музыкальным инструментам, уборка их на место) • Чтение художественной литературы (о лете, осени) | роде; имеют представления об окружающем; владеют основными способами познания; • Эмоционально отзывчивый: эмоционально реагируют на художественные и музыкальные произведения. • Овладевший средствами и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: стремятся к самовыражению в деятельности; сотрудничают со взрослыми, активно стремятся к познавательному общению со взрослыми; проявляют стремление к общению со сверстниками по поводу общих дел. • Способный управлять своим поведением • Способный решать интеллектуальные |
Пение: а) усвоение певческих навыков; | Способствовать развитию умения правильно, не спеша брать дыхание между фразами. | «Листопад», муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко [18, с. 33]; «Осень», муз. И. Кишко, сл. И. Плакиды [13, с. 19]; «Дождик», р. н. м., обр. Т. Попатенко [13, с. 16]; «Холодом потянет», муз. И. Лукониной, сл. Л. Чадовой [9, с. 37]. | ||
б) песенное творчество | Создавать условия для обучения пению естественным голосом, исполнению песни легким звуком, передаче в каждой песне особенностей характера музыки | «Озорная тучка», «Ах, какая осень», автор З. Роот [24, с. 41, 47] | ||
Музыкально-ритмические движения: а) упражнения; | Создавать условия для обучения изменению характера ша- | «Смело идти и прятаться», муз. И. Берковича |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
га в соответствии с изменением громкости звучания музыки. | [1, с. 56]. |
| деятельности, активно участвуют в них; применяют усвоенные знания и способы деятельности (владеют элементарными вокальными приемами; чисто интонируют попевки в пределах знакомых интервалов; ритмично музицируют; импровизируют на инструментах, несложных задач, поставленных взрослым. • Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе: знают свое имя (полное и краткое), пол; осознают свои умения, знания, то, чему научились. • Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умеют работать по образцу, слушать взрослого, выполнять его задания, отвечать на вопросы, когда спрашивают. • Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: используют специальные умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности (коммуникативной, музыкально-художественной, трудовой, игровой, прикладной) | |
б) музыкально-игровое творчество; | Способствовать развитию творчества в движениях, умения самостоятельно найти образ в соответствии с музыкальным произведением. | «Дождик», муз. Т. Ломовой [15, с. 131]. | ||
в) пляски и хороводы | Способствовать воспитанию уступчивости, дружелюбия | «Дождинки», автор Г. Вихарева [3, с. 10] | ||
II. Игра на инструментах | Создавать условия для обучения игре на музыкальном инструменте (треугольник) | «Дождик», р. н. п., обр. Т. Попатенко [13, с. 18] | ||
III. Игра и самостоятельная деятельность | Способствовать развитию творчества | Музыкально-дидактическая игра «Громко – тихо», муз. Г. Левкодимова [7, с. 53] |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Ноябрь, 1-я неделя | ||||
Наш район красивый очень | ||||
I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) восприятие музыкальных произведений; | Создавать условия для обучения слушанию произведения от начала до конца, формулированию ответа на вопросы по содержанию песни. | «Мой район», муз. В. Емельянова, сл. Т. Лаврова [10, с. 85]. | • Физическая культура (выполнение несложных танцевальных движений в парах, движений рук и ног, сужения и расширения круга). • Социализация (музыкально-игровое упражнение «Спой свое имя и имя товарища»; музыкально-дидактическая игра «Качели»; игра на ложках, трещотках в группах). • Познание (представление об истории | • Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: выполняют движения уверенно; испытывают острую потребность в движении; делают попытки творческих импровизаций в движении. • Любознательный, активный: проявляют высокую активность и любознательность. • Эмоционально отзывчивый: эмоционально реагируют на художественные и музыкальные произведения. • Овладевший средствами и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: стремятся к самовыражению в деятельности; сотрудничают со взрослыми, активно стремятся к познавательному общению со взрослыми. • Способный управлять своим поведением |
б) развитие слуха и голоса | Способствовать формированию звуковысотного слуха; способствовать развитию умения точно интонировать мелодию | «Вот иду я вверх», муз. Е. Тиличеевой [30, с. 19] | ||
Пение: а) усвоение певческих навыков; | Создавать условия для обучения детей пению естественным голосом, исполнению песни легким звуком, передаче в каждой песне особенностей характера музыки. | «Холодом потянет», муз. И. Лукониной, сл. Л. Чадовой [9, с. 37]; «Ах, какая осень», автор З. Роот [24, с. 47]. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
б) песенное творчество | Создавать условия для закрепления у детей умения проявлять самостоятельность в нахождении ласковых интонаций | Музыкально-игровое упражнение «Спой свое имя и имя товарища» | района (поселка), в котором живут, о достопримечательностях). • Коммуникация (формулирование развернутых ответов на вопросы, построение речевого высказывания). • Труд (бережное отношение к музыкальным инструментам, уборка их на место). • Чтение художественной литературы (о родном районе, поселке) | с помощью взрослого начинают действия, направленные на достижение конкретной цели. • Способный решать интеллектуальные • Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе: знают свое имя (полное и краткое), пол; осознают свои умения, знания, то, чему научились; рассказывают о любимых игрушках; знают название города, района, в котором живут; • Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умеют работать по образцу, слушать взрослого, выполнять |
Музыкально-ритмические движения: а) упражнения; | Способствовать развитию четкости координации движений рук и ног; создавать условия для обучения сужению и расширению круга. | «Марш с флажками», муз. А. Гречанинова [1, с. 59]. | ||
б) музыкально-игровое творчество; | Создавать непринужденную радостную атмосферу; побуждать детей активно участвовать в игре. | «Игра с погремушками», муз. Ф. Флотова [1, с. 61]. | ||
в) пляски и хороводы | Создавать условия для обучения детей выполнению несложных танцевальных движений в парах, ориентировке в пространстве | «Танец-приглашение», укр. н. м., обр. Ф. Теплицкой [26, с. 66] |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
II. Игра на инструментах | Создавать условия для освоения методов игры на ложках, трещотках | Русские народные попевки; «Экосез», муз. Ф. Шуберта [15, с. 5] |
| его задания, отвечать на вопросы, когда спрашивают. • Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: используют специальные умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности (коммуникативной, музыкально-художественной, трудовой, игровой) |
III. Игра и самостоятельная деятельность | Совершенствовать звуковысотный слух | Музыкально-дидактическая игра «Качели», автор Е. Тиличеева [7, с. 50] | ||
Ноябрь, 2-я неделя | ||||
Мебель | ||||
I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) восприятие музыкальных произведений; | Создавать условия для ознакомления детей с русским народным творчеством, жанрами народных песен, обучения определению жанра и характера произведения, пониманию изобразительного характера музыки, различению звучания регистров; способствовать развитию умения понимать средства музыкальной выразительности (регистр, динамику, темп). | «Ах ты, береза», р. н. м., обр. М. Раухвергера [13, с. 5]; «Я с комариком плясала», р. н. м., обр. А. Зилоти [13, с. 16]. | • Физическая культура (построения в пары, в круг, выполнение маршевых движений, плясок с предметами (платочками), движений с погремушками, звоночками). • Социализация (музыкально-дидактическая игра «Качели»; | • Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: выполняют движения уверенно; испытывают острую потребность в движении; делают попытки творческих импровизаций в движении. • Любознательный, активный: проявляют высокую активность и любознательность. • Эмоционально отзывчивый: эмоционально реагируют на художественные и музыкальные произведения. • Овладевший средствами и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: стремятся к самовыражению в деятельности; сотрудничают со взрослыми, активно стре- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
б) развитие слуха и голоса | Способствовать формированию звуковысотного слуха, развитию восприятия детьми звуков сексты | «Зайчик», «Огуречик», р. н. п., обр. С. Железнова [6, с. 18, 32] | игра на ложках, трещотках • Познание (представление о предметах мебели). • Коммуникация (формулирование развернутых ответов на вопросы, построение речевого высказывания). • Труд (бережное отношение к музыкальным инструментам, уборка их на место). • Чтение художественной литературы (о мебели) | мятся к познавательному общению со взрослыми. • Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения: проявляют самостоятельность, стремятся к самовыражению; с помощью взрослого начинают действия, направленные на достижение конкретной цели. • Способный решать интеллектуальные • Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе: знают свое имя (полное и краткое), пол; осознают свои умения, знания, то, чему научились. |
Пение: а) усвоение певческих навыков; | Создавать условия для обучения отклику и выразительному исполнению песни спокойного, напевного, ласкового (1-я часть) и веселого, светлого характера (2-я часть), пению легким звуком в умеренном темпе, сравнению песни с другими знакомыми песнями. | «Листопад», муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко [18, с. 33]; «Огород-хоровод», р. н. м., обр. Н. Зарецкой [5, с. 56]. | ||
б) песенное творчество | Создавать условия для обучения самостоятельному исполнению придуманных частушек | |||
Музыкально-ритмические движения: а) упражнения; | Создавать условия для обучения самостоятельному построению в пары, в круг; совершенствовать движения под марш, способствовать развитию чувства ритма. | «Медведь и дети», муз. И. Берковича, дв. С. Рудневой [8, с. 73]. «Дождик», муз. Т. Ломовой [15, с. 131]; |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
б) музыкально-игровое творчество; | Способствовать развитию творчества в движениях, умения самостоятельно находить образ в соответствии с музыкальным произведением. | «Кот Васька», муз. Г. Лобачева, сл. Н. Френкель [8, с. 93]. |
| • Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умеют работать по образцу, слушать взрослого, выполнять его задания, отвечать на вопросы, когда спрашивают. • Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: используют специальные умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности (коммуникативной, музыкально-художественной, трудовой, игровой) |
в) пляски и хороводы | Совершенствовать умения различать и передавать в движении характер и динамические изменения в музыке, исполнять пляски с предметами (платочками); создавать условия для обучения детей ориентировке в пространстве, отработки движений с погремушками, звоночками | «Танец с платочком», автор Т. Суворова [29, с. 19]; «Огород-хоровод», р. н. м., обр. Н. Зарецкой [5, с. 56] | ||
II. Игра на инструментах | Создавать условия для обучения освоению методов игры на ложках, трещотках | «Ах ты, береза», р. н. п., обр. М. Раухвергера [13, с. 5] | ||
III. Игра и самостоятельная деятельность | Совершенствовать звуковысотный слух | Музыкально-дидактическая игра «Качели», автор Е. Тиличеева [7, с. 50] |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Ноябрь, 3-я неделя | ||||
Наши добрые дела | ||||
I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) восприятие музыкальных произведений; | Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку задорного, шутливого характера; побуждать высказываться об эмоционально-образном содержании песни. | «Мальчик-замарашка», муз. Т. Попатенко, «Лентяй», муз. Д. Кабалевского [19, с. 42]. | • Физическая культура (построения в пары, с погремушками, звоночками). • Социализация (музыкально-дидактическая игра «Качели»; игра на ложках, трещотках • Познание. • Коммуникация (формулирование развернутых ответов на вопросы, пост- | • Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: выполняют движения уверенно; испытывают острую потребность в движении; делают попытки творческих импровизаций в движении. • Любознательный, активный: проявляют высокую активность и любознательность. • Эмоционально отзывчивый: эмоционально реагируют на художественные и музыкальные произведения. • Овладевший средствами и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: стремятся к самовыражению в деятельности; сотрудничают со взрослыми, активно стремятся к познавательному общению со взрослыми. • Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения: проявляют самостоятельность, стремятся к самовыражению; с помощью взрослого начинают действия, направ - |
б) развитие слуха и голоса | Способствовать формированию звуковысотного слуха, развитию восприятия детьми звуков сексты | «Зайчик», «Огуречик», р. н. п., обр. С. Железнова [6, с. 18, 32–43] | ||
Пение: а) усвоение певческих навыков; | Способствовать развитию умения правильно, не спеша брать дыхание между фразами. | «К нам гости пришли», муз. Ан. Александрова, сл. В. Викторова [18, с. 36]. | ||
б) песенное творчество | Создавать условия для закрепления у детей умения проявлять самостоятельность в нахождении ласковых интонаций | Музыкально-игровое упражнение «Кто как поет?» |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Музыкально-ритмические движения: а) упражнения; | Способствовать развитию четкости координации движений рук и ног, создавать условия для обучения сужению и расширению круга. | «Марш с флажками», муз. А. Гречанинова [1, с. 59]. | роение речевого высказыва- ния). • Труд (бережное отношение к музыкальным инструментам, уборка их на место). • Чтение художественной литературы (о добрых делах и хороших поступках) | ленные на достижение конкретной цели; поведение определяется требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо • Способный решать интеллектуальные • Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе: знают свое имя (полное и краткое), пол; осознают свои умения, знания, то, чему научились; рассказывают о любимых игрушках. • Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умеют работать по образцу, слушать взрослого, выполнять его задания, отвечать на вопросы, когда спрашивают. |
б) музыкально-игровое творчество; | Способствовать развитию творчества в движениях, умения самостоятельно найти образ в соответствии с музыкальным произведением. Создавать непринужденную радостную атмосферу; побуждать детей активно участвовать в игре. | «К нам гости пришли», муз. Ан. Александрова, сл. В. Викторова [18, с. 36]. «Веселые музыканты», муз. А. Филиппенко [1, с. 63]. | ||
в) пляски и хороводы | Создавать условия для обучения выполнению несложных танцевальных движений в парах, ориентировке в пространстве | «Танец-приглашение», укр. н. м., обр. Ф. Теплицкой [26, с. 66] | ||
II. Игра на инструментах | Создавать условия для освоения методов игры на ложках, трещотках | «Ах ты, береза», р. н. п., обр. М. Раухвергера [13, с. 5] |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
III. Игра и самостоятельная деятельность | Совершенствовать звуковысотный слух | Музыкально-дидактическая игра «Качели», автор Е. Тиличеева [7, с. 50] | • Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: используют специальные умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности (коммуникативной, музыкально-художественной, трудовой, игровой) | |
Ноябрь, 4-я неделя | ||||
Одежда, обувь | ||||
I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) восприятие музыкальных произведений; |
Способствовать привитию любви к музыке, формированию умений слушать внимательно, самостоятельно определять характер музыкального произведения; создавать условия для обучения сравнению пь<
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Сейчас читают про:
|