Далее: Рулевое управление колесного трактора поворотом колес
Тормозами трактора и прицепа, буксируемого трактором, можно управлять при помощи различных типов приводов: механического, гидравлического или пневматического.
Механический привод тормозов применяют для управления тормозами трактора. Он отличается простотой устройства. Управляют тормозами с помощью двух педалей, каждая из которых предназначена для тормоза одного из задних колес. При транспортных работах, когда транспорт движется по хорошей дороге с большой скоростью, педали следует блокировать (соединять) планкой, чтобы оба тормоза работали одновременно.
Чтобы привести в действие такой тормоз, нужно ногой нажать на педаль, и это усилие, будучи увеличено соотношением плеч рычагов передаточного механизма, заставит колодки тормоза прижаться к стенкам тормозного барабана с силой F’ в результате чего и будет осуществляться торможение трактора.
Пневматический тормозной привод (рис. 104,6) используют для тормозов трактора и для буксируемого им прицепа. Он обладает преимуществами перед другими видами приводов: меньшим усилием, которое должен приложить тракторист к педали управления, достаточной надежностью работы, легкостью привода в действие тормозов прицепа, возможностью использования сжатого воздуха для других целей (накачивания пневматических шин трактора и др.).
|
|
Такой привод находит применение на мощных тяжелых колесных тракторах, где нужны большие тормозные усилия для тормозов трактора и буксируемого им прицепа, а также на универсально-пропашных тракторах для тормозов прицепов.
Рис. 104. Привод тормозов тракторных прицепов:
а — пневмосистема; б — пневматический; в — гидропневматический; 1 — компрессор; 2— регулятор давления; 3— баллон; 4 — манометр, 5 — разобщительный кран; 6, 17— воздухопроводы; 7— тормозной кран; 8 — педаль; 9 — соединительная головка; 10—колодки; 11—тормозная камера; 12 — рычаг; 13 — воздухораспределительный клапан; 14 — баллон прицепа; 15 — главный тормозной цилиндр; 16 — пневматический переходник; 18 — рабочий цилиндр; 19 — поршни.
Чтобы обеспечить всех потребителей трактора сжатым воздухом, на нем устанавливают пневматическую систему (см. рис, 104, а).
Устройство. Пневматическая система состоит из следующих частей: компрессора, приводимого в действие двигателем трактора (компрессоры тракторов средней мощности делают одноцилиндровыми с воздушным охлаждением, а мощных тракторов — двухцилиндровыми с жидкостным охлаждением); регулятора давления воздуха; баллона для сжатого воздуха; манометра для контроля за давлением в пневматической системе; тормозного крана; разобщительного крана, через который сжатый воздух от трактора передается на прицеп, имеющий пневматический привод тормозов; тормозной камеры пневматического переходника, с помощью которого осуществляется управление тормозами прицепа, имеющими гидравлический привод; соединительной головки, через которую сжатый воздух передается на тормозную систему буксируемого прицепа.
|
|
Действие. При работе трактора компрессор засасывает из впускной трубы двигателя за воздухоочистителем или из впускного коллектора двигателя очищенный воздух и подает его в регулятор давления. В регуляторе установлен фильтрующий элемент, который дополнительно отделяет от воздуха попавшие в него воду, масло и твердые частицы. После очистки воздух поступает в баллон 3. Как только давление воздуха в баллоне достигает верхнего допустимого предела (0,73 МПа), срабатывает регулятор и воздух из компрессора вместо баллона направляется в атмосферу без всякого противодавления. По мере расходования воздуха давление в баллоне 3 понижается. Как только давление дойдет до нижнего предела 0,66…0,69 МПа, регулятор вновь направит воздух в баллон, закрыв ему выход в атмосферу.
Если сжатый воздух направится в тормозную камеру (см. рис. 104,6), он будет давить на диафрагму, которая через шток повернет рычаг, а тот, в свою очередь, через разжимной кулак прижмет колодки к тормозному барабану с силой Я”.
При такой конструкции привода усилие тракториста при торможении трактора и прицепа затрачивается только на открытие крана, через который проходит сжатый воздух в тормозную камеру. Однако очень легкое управление тормозами не дает возможности трактористу «чувствовать» торможение, и поэтому привод тормозов специально несколько утяжеляют.
Стояночный (горный) тормоз. В качестве стояночного тормоза может быть использован рабочий тормоз. На рисунке 105, а показано устройство такого тормоза. Для этой цели на тракторе установлен рычаг 5, соединенный тягой с правой тормозной педалью 2. Прорезь в тяге 3 позволяет управлять тормозами трактора и прицепа (в том случае, если в седло установлен тормозной цилиндр гидравлического привода прицепа) педалью во время работы трактора.
Чтобы на стоянке затормозить трактор, нужно рычаг передвинуть на себя; при этом тяга нажмет на педаль и трактор (может быть, и прицеп) будет заторможен.
Чтобы освободить трактор от стояночного торможения, нужно нажать на кнопку и передвинуть рычаг от себя (по рисунку вправо).
Рис. 105. Стояночные тормоза:
а — рабочий в качестве стояночного; б — ленточный;в — дисковый; 1 — кнопка; 2 -педаль; 3 — тяга; 4 — седло для тормозного цилиндра прицепа; 5 — рычаг; 6 — стояночный тормоз; 7—рабочий тормоз; 8 -шкив; 9 — тормозная лента
Специальные стояночные тормоза делают ленточными или дисковыми.
Ленточный стояночный тормоз состоит из шкива, установленного на валу, передающем крутящий момент на ведущий мост. Вокруг шкива намотана тормозная стальная лента с фрикционными накладками. Один конец ленты закреплен в кронштейне, а другой соединен системой тяг с рычагом, имеющим защелку, фиксирующую его в нужных положениях.
Дисковый стояночный тормоз размещается рядом с рабочим тормозом и управляется рычагом с защелкой.
Управление тормозами, установленными на прицепных тележках (прицепах и полуприцепах). Гидравлический тормозной привод. После присоединения прицепа (полуприцепа) к трактору главный тормозной цилиндр (см. рис. 103, г, принадлежность прицепа) должен быть укреплен в седле. При переводе рычага, находящегося в кабине трактора, назад шток переместит поршень (по рисунку вправо), находящийся в цилиндре, вытолкнет тормозную жидкость, которая по шлангу поступит под высоким давлением (4…6 МПа) в рабочие цилиндры всех колес прицепа, и с силой Я’ раздвинет тормозные колодки и тем самым затормозит колеса прицепа.
|
|
Гидропневматический тормозной привод (см. рис. 104,в). После присоединения прицепа к трактору с пневматической системой следует снять главный тормозной цилиндр с седла, прикрепленного на дышле прицепа, и установить его в седло пневматического переходника, а разобщительный кран закрыть.
Если при этом не нажимать на педаль, сжатый воздух из баллона по воздухопроводам поступит в полости А и Б пневматического переходника, расположенные по обе стороны диафрагмы тормозной камеры. Торможения при этом не происходит.
При нажатии на педаль тормозной кран прекратит подачу воздуха в воздухопровод, а следовательно, и в полость Б переходника и соединит ее с атмосферой.
После того как педаль будет отпущена, все детали возвратятся в исходное положение и торможение прицепа прекращается.
Пневматический тормозной привод. Присоединив к трактору прицеп, следует прикрепить к соединительной головке шланг с головкой от прицепа. Затем нужно открыть разобщительный кран, чтобы воздух из баллона поступал в воздухораспределительный клапан прицепа и оттуда в баллон прицепа.
Когда тракторист нажмет на педаль, тормозной кран прекратит подачу воздуха в магистраль и соединит ее с атмосферой. В этом случае воздухораспределительный клапан прицепа немедленно направит сжатый воздух из баллона прицепа в рабочие тормозные камеры прицепа и тем самым затормозит его.
При освобождении педали воздух опять направится в баллон прицепа и будет его подзаряжать, а торможение колес прекратится.
Эффективность действия различных типов приводов. Из описанных конструкций приводов видно, что силы, прижимающие колодки к барабанам при одной и той же силе на педали, неодинаковы.