Преступления | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 |
Преступления, совершенные несовершеннолетними или при их соучастии | 182 798 | 189 293 | 208 313 | 195 426 | 185 379 | 139 681 | 145 368 | 154 414 |
Темпы прироста к 1997 г., % | - | + 3,6 | + 14 | + 7 | + 1,1 | - 23 | - 21 | - 16 |
Удельный вес в общем числе преступлений, в % | 10,9 | 10,3 | 9,6 | 8,9 | 9,0 | 9,1 | 9,6 | 9,8 |
Несовершеннолетними или при соучастии, по данным уголовной статистики РФ, совершается каждое 11-е преступление. Однако меняется в России сам характер преступности несовершеннолетних. Появились и развиваются такие ее виды, как наркоторговля, притоносодержательство и сутенерство, разбойные нападения, рэкет, мошенничество с ценными бумагами, компьютерные преступления. Все больше совершается тяжких преступлений, убийств, изнасилований, тяжких телесных повреждений.
Структура преступность несовершеннолетних: 1) кражи (более 65%) – самый распространенный вид преступлений, совершаемый несовершеннолетними; 2) грабежи (около 10%), хулиганство (около 8%); 3) убийства, изнасилования, умышленное причинение вреда здоровью (1%).
|
|
70% несовершеннолетних совершают преступления в группах. Большинство преступных групп состоит из двух-трех, максимум пяти-шести человек. Группы обычно нестойкие и в среднем существуют от 1-го до 3-х месяцев. Чаще всего они формируются по территориальному принципу.
Каждое пятое преступление совершается подростками вместе со взрослыми. Лидером в группе обычно является «деловой» или «крутой» несовершеннолетний. Нередко интеллектуальный и культурный уровень лидера выше, чем у остальных членов группы. Повторность совершения преступлений среди несовершеннолетних составляет примерно 10 %.
Преступность несовершеннолетних в своей основе мужская, на долю девушек в 2003-2004 гг. приходилось около 9% зарегистрированных преступлений, однако при Советском Союзе их вес был еще в 1,5 раза меньше. В то же в крупных городах показатель преступности существенно выше – он равен доле женской преступности (13-17%). Несовершеннолетние девушки не столько принимают участие в «традиционных» преступлениях (кражи, грабежи, хулиганство, убийства), сколько становятся участницами преступных группировок.
Несовершеннолетние по своему возрасту разделяются на две группы: 14-15 и 16-17 лет. При этом коэффициент криминальности вторых в 2,6 раза выше, чем у более молодых. Удельный вес 16-17-летних преступников среди всех несовершеннолетних более 70%.Есть разница и в видах преступлений, совершаемых представителями этих двух возрастных диапазонов. В группе 14-15-летних чаще совершаются кражи, грабежи, причинение вреда средней тяжести. Среди 16-17-летних – выше доля лиц, совершивших убийство, изнасилование, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, разбой, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения.
|
|
Если рассматривать социальную структуру несовершеннолетних, то чаще всего совершают преступления молодые люди, которые нигде не работают и не учатся. Второе место среди несовершеннолетних преступников занимают работающие подростки, на третьем - учащиеся ПТУ, на четвертом - учащиеся школ, гимназий, лицеев. На противоправное поведение несовершеннолетних оказывают влияние их возрастные особенности: повышенная внушаемость; склонность к социально-психологическому заражению; подражание; негативизм; несформированность жизненных ориентаций и установок.
Основные причины преступности несовершеннолетних коренятся в сфере формирования личности, в семье, школе, трудовой и досуговой деятельности. Наиболее часто встречаются следующие обстоятельства, толкающие несовершеннолетних на путь преступности:
1) отрицательное влияние семьи (злоупотребление родителей алкоголем, наркотиками, бравирование родителей безнаказанностью);
2) временное или постоянное отсутствие у существенного процента родителей возможности обеспечить минимально необходимые потребности детей и, как следствие, возникновение озлобленности по отношению к преуспевающим в России;
3) настроения безнадежности и озлобленности, которые при отсутствии социальной помощи ведут к формированию преступной мотивации;
3) безнадзорность и беспризорность большого количества детей и подростков в России;
4) несправедливость социально-политического уклада жизни в современной России, отсутствие перспективы у большинства молодежи в этой стране и одновременно хамская демонстрация отдельными преуспевающими гражданами РФ своего чрезмерного, как правило нечестно добытого богатства;
5) неэффективная деятельность правоохранительных органов, которые постоянно подвергаются реформам и из которых систематически уходят наиболее квалифицированные сотрудники ввиду низкого денежного содержания;
6) низкий статус правопослушного поведения и низкий социальный статус таких профессий, как педагоги, врачи, офицеры Вооруженных Сил;
7) проникновение в подростковую и молодежную субкультуры через средства массовой информации в качестве примеров подражания культа насилия, грубости, жестокости, наркотиков, проституции, реклама в СМИ аморального поведения отдельных представителей российской элиты;
8) отсутствие в достаточном количестве сети молодежных клубов и досуговых центров, что ограничивает позитивную досуговую занятость молодежи;
9) постепенная деградация населения России, увеличение в РФ доли физически и психически ненормальных лиц, лиц с отставанием в интеллектуальном и волевом развитии как результат «имперского бремени» для русской нации в прошлые века, поголовного пьянства, наркомании и токсикомании при самоустранении от этих проблем ее властей.
По глубине деформации личности выделим 4-е типа несовершеннолетних преступников: 1) совершившие преступления в результате случайного стечения обстоятельств и вопреки положительной направленности личности; 2) совершившие преступления в результате попадания в ситуацию, связанную с неустойчивостью общей направленности личности; 3) совершившие преступления в результате отрицательной направленности личности, не достигшей уровня устойчивой антиобщественной позиции; 4) совершившие преступления неоднократно в результате сформировавшейся антиобщественной позиции личности.
Учитывая, что большинству из Вас предстоит в будущем работать в системе образования, рассмотрим некоторые варианты криминальных ситуаций в образовательных учреждениях:
|
|
- В последние годы в наших школах нарастаетатмосфера насилия. Процесс этот объективен, так как школа - часть реальной жизни. Уже с 1 класса дети могут подвергаться грубому отношению со стороны более старших учеников: их толкают, оскорбляют. Нередко возникают «разборки», т.е. достаточно серьезные выяснения отношений, сопровождающиеся применением физической силы - избиениями, драками. Насилие сопровождается угрозой применения ножа (в 20 % случаев), кастета (5 %), огнестрельного оружия (5 %), газового пистолета или баллончика, металлических палок, бутылок, кирпичей.
- Дети, начиная с младшего школьного возраста, подвергаютсявымогательству, когда сильный или старший требует от младшего или слабого денег или вещей. Схема стандартная: запугивание и требование вынести, например, определенную сумму (в начале небольшую). Напуганный ребенок выпрашивает деньги под разными предлогами у родителей, родственников или крадет дома. Такие случаи имеют регулярный характер. Ребенок облагается «данью». При этом если он не принимает активных мер к противодействию вымогательству, не имеет «крутых» друзей, старших братьев и боится обратиться за помощью к взрослым, то аппетиты у вымогателей начинают расти, причем в геометрической прогрессии. Они начинают требовать не только все больших денежных сумм, но и ценностей, вещей, дорогостоящей аудио-видеотехники и т.д.
- В ряде учебных заведений имеют место фактыростовщичества, деньги даются в долг под %, а также что-либо напрокат.
- Подростки-токсикоманы, уже зная, что попались в сети токсикозависимости, чтобы отомстить «чистюлям» или ради выгоды заманивают молодых ребят для того, чтобы попробовать «кайфануть». Ребенок, чтобы не потерять авторитет, не отказывается. В результате чего в последующем формируется наркозависимость.
Возле школы и в ее стенах нередко болтаются лица, которые нигде не работают и не учатся, освободившиеся из мест лишения свободы или состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. Они совершают различные сделки (в том числе продажу наркотиков), собирают долги, договариваются о различных видах «услуг».
|
|