№ | Наименование Разделов, тем | Общая трудоемкость по ГОС ВПО | Аудиторные занятия | Лекции | Семинары | Самостоятельная работа |
1. | Общетеоретические проблемы криминальных опасностей. | 31 | 10 | 6 | 4 | 21 |
1. | Преступность как социальное явление | 18 | 6 | 4 | 2 | 12 |
2. | Личность преступника и его жертвы | 13 | 4 | 2 | 2 | 9 |
2. | Характеристика преступности | 56 | 20 | 10 | 10 | 36 |
2.1. | Преступность в Российской Федерации. Понятие, классификация и состав преступлений | 12 | 4 | 2 | 2 | 8 |
2.2. | Политическая и организованная преступность | 12 | 4 | 2 | 2 | 8 |
2.3. | Преступления в сфере экономики | 12 | 4 | 2 | 2 | 8 |
2.4. | Насильственная преступность | 10 | 4 | 2 | 2 | 6 |
2.5. | Подростковая преступность | 10 | 4 | 2 | 2 | 6 |
3. | Самозащита от физического и психического насилия | 80 | 30 | 14 | 16 | 50 |
3.1. | Обеспечение безопасности в местах проживания | 12 | 4 | 2 | 2 | 8 |
3.2. | Безопасность на улицах и в общественных местах, защита транспортных средств | 12 | 4 | 2 | 2 | 8 |
3.3. | Взаимоотношения с полицией и поведение в сфере потребления. | 14 | 6 | 2 | 4 | 8 |
3.4. | Самооборона: понятие, виды и классификация. | 13 | 4 | 2 | 2 | 9 |
3.5. | Оружие и технические средства самообороны и самозащиты, порядок их применения | 17 | 8 | 4 | 4 | 9 |
3.6. | Психологический аспект опасных ситуаций. | 12 | 4 | 2 | 2 | 8 |
4. | Обеспечение коллективной безопасности в социуме | 31 | 12 | 4 | 8 | 21 |
4.1. | Организация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью | 19 | 8 | 2 | 6 | 11 |
4.2. | Обеспечения безопасности в населенном пункте и в образовательном учреждении. | 14 | 4 | 2 | 2 | 10 |
Подготовка к зачету | 20 | 20 | ||||
Итого | 220 | 72 | 36 | 36 | 148 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
|
|
По курсу «Криминальные опасности и защита от них»
Для студентов заочной формы обучения факультета ФК и БЖ
№ | Наименование Разделов, тем | Общая трудоемкость по ГОС ВПО | Аудиторные занятия | Лекции | Семинары | Самостоятельная работа |
1. | Общетеоретические проблемы криминальных опасностей. | 31 | 4 | 2 | 2 | 27 |
2. | Характеристика преступности | 56 | 4 | 2 | 2 | 52 |
3. | Самозащита от физического и психического насилия | 80 | 8 | 4 | 4 | 72 |
4. | Обеспечение коллективной безопасности в социуме | 31 | 4 | 2 | 2 | 27 |
Подготовка к зачету | 20 | 20 | ||||
Итого | 220 | 72 | 36 | 36 | 148 |
Приложение № 2
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Общие методические указания ко всем видам занятий
Учебным планом Нижнетагильской ГСПА на факультете физической культуры т безопасности жизнедеятельности предусмотрено изучение курса «Криминальные опасности и защита от них» по очной форме обучения в объеме 72 аудиторных часов (из них 30 часов лекций и 42 часа семинаров), а для заочной – 20 часов (из них 10 часов лекций и 10 часов семинарских занятий).
|
|
При освоении курса перед студентами ставится задача глубокого усвоения знаний и умений в части идентификации преступности, причин и условий совершения преступлений, выбора форм, методов и разновидностей профилактики преступлений, формирования компетенций в части защиты от преступности на индивидуальном и социальном уровнях.
2. Методические рекомендации к семинарам
Тематическим планом изучения курса предусмотрены по дневной форме обучения 42 часа семинарских занятий, при этом в рамках изучения темы № 4.1. «Организация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» предусмотрено 4-х часовое практическое занятие на базе Учебного центра ГУВД МВД РФ по Свердловской области.
Со студентами, обучающимися заочно, проводятся 5-ть семинарских занятий (по 2 акад. часа), при этом по 1,2 и 4 разделу предусматривается по 1-му семинару (в соответствии с тематическим планом), по 3-му разделу – 2-а семинара: 1-ый по темам 3.1 – 3.3., 2-ой по темам 3.4.-3.6. настоящего курса.
По каждой теме семинара предусмотрена лекция. В то же время количество и содержание вопросов лекции и семинара (по конкретной теме) не всегда совпадают. На семинар выносятся вопросы, требующие углубленного изучения и усвоения или не в полной мере рассмотренные на лекции. По ряду семинаров для предварительной подготовки к занятию предлагаются задания, имеющие теоретический или практический характер.
Подготовка к семинару включает в себя:
1) прочтение и усвоение конспекта лекций;
2) проработка соответствующего нормативного материала;
3) чтение, при необходимости конспектирование лекций данного учебного пособия или рекомендованной литературы по курсу;
4) ознакомление с дополнительной литературой, указанной в списке литературы по курсу данного пособия и рекомендованной преподавателем;
5) подготовка к выступлению по вопросам и проблемам семинара, включая как написание рабочего плана, так и продумывание выступления;
6) написание доклада или реферата (по собственному выбору или по заданию преподавателя).
Выступление студента на семинаре должно удовлетворять требованиям: а) оно должно быть близко к научному сообщению; б) в нем должна быть постановка проблемы; в) даны определений основных категорий, закономерностей и нормативных актов по теме занятия; г) выступление, включая категории, законы и другие нормативные акты, должно быть развернуто в стройную логическую систему; д) умозаключения и положения, претендующие на истинность, должны быть обоснованы и по возможности доказаны; е) в выступлении должно иметь место самостоятельное оценочное отношение к поднятым вопросам.
ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ
Раздел 1. Общетеоретические проблемы криминальных опасностей
Тема 1.1. «Преступность как социальное явление» (2 часа)
Вопросы семинара:
1. Введение в дисциплину «Криминальные опасности и защита от них»:
1.1. Какие основные отрасли научного знания включает в себя курс «Криминальные опасности и защита от них»?
1.2. Изложите предмет и направление исследований криминологии как науки о преступности;
1.3. Когда появилась данная наука, каковы ее генезис и современное состояние в мире и в нашей стране;
1.4. Что изучает «секъюритология», каковы ее основные проблемы?
2. Основные научные подходы к выявлению причин преступности:
2.1. Биологический подход (Чезаре Лрмброзо, Кречнер, Шелдон);
2.2. Социологическая позиция Кетле и его последователей;
2.3. Теория социальной дезорганизации;
2.4. Теория конфликта культур;
2.5. Теория стигматизации.
3. Преступность как социальное явление:
3.1. Что такое преступность? В чем ее социальная природа?
3.2. Что включает в себя количественный анализ преступности?
3.3. Как подсчитывается коэффициент показателя преступности в стране? Какой коэффициент считается критическим?
|
|
3.4. Как определяются качественные показатели преступности?
4. Латентная преступность:
4.1. Что такое латентная преступность? В чем ее опасность?
4.2. Изложите мотивы сокрытия преступлений жертвами преступлений;
4.3. Назовите источники информации о преступности;
4.4. Какие из источников информации о преступности в наибольшей степени имеют место в нашей стране и почему?
4.5. Как ведется учет преступности в правоохранительных органах?