Изложение нового материала

Конспект урока №26 (2) по курсу «Расти и развиваться здоровыми» 8 класс 02.04.20

Тема: Характеристика механизма стресса, видов стресса, стадии развития стресса.

Цель: Формирование у обучающихся представления о стрессовых ситуациях и влияния стресса на организм человека, научить детей способам саморегуляции.

Образовательные:  

- Актуализировать знания о стрессовых факторах.

- Познакомить с причинами их возникновения и возможными последствиями для здоровья человека.

Коррекционно-развивающие:

- Коррекция и развития связной речи через умение общаться на уроке: отвечать на вопросы, спрашивать о непонятных словах, делиться впечатлениями. Способствовать расширению словарного запаса через изучение новых понятий.

Воспитательные:

- Воспитывать психологическую компетентность по сохранению и укреплению психологического здоровья, интерес к предмету.

Оборудование: доска, тетради, ручки, ноутбук.

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Методы: словесные (беседа, рассказ), наглядные, практические.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная.

Ход урока

I. Подготовительный этап

Организация начала урока, нэн.

Цель: создание рабочей обстановки, психологический настрой обучающихся.

- Кто сегодня дежурный?

- Все ли присутствуют на уроке?

- Как называется наш урок?

- Какой урок по счету?

- Какое сегодня число?

- Какой день недели? Молодцы!

Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, для того чтобы получить на уроке хорошие оценки, необходимо соблюдать следующие условия: на уроке быть внимательными, работать активно. Знания, приобретенные на уроках, обязательно пригодятся вам в вашей самостоятельной жизни.

Проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний.

Фронтальный опрос учащихся по теме прошлого урока.

Сообщение темы и цели урока

Тема сегодняшнего урока «Характеристика механизма стресса, видов стресса, стадии развития стресса».

- Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока. Не забываем пропускать одну клетку, между записями.

II. Основная часть

Изложение нового материала

Учитель: Однажды Сократа спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни – богатство или слава?» Ребята, скажите, а что для вас важно?

Ответ детей: богатство это хорошо, но здоровье важнее.

Учитель: Так вот, великий мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава еще не делают человека счастливым. А как вы думаете что может сделать счастливым человека?

Ответ детей: семья, здоровье, любовь и т.д.

Учитель: По мнению Сократа, здоровый нищий - счастливее больного короля»

Сейчас я предлагаю выстроить «ценности» по значимости в той последовательности, в которой, как вы считаете, подходит для вас.

(Богатство; счастье; слава; удача; здоровье.)

Дети выстраивают ценности. Обсуждение ответов детей.

Учитель: Правильно ребята. ЗДОРОВЬЕ – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. А что такое здоровье?

Ответ детей: Это не иметь вредных привычек, заниматься спортом и т.д.

Учитель: правильно, то есть это гармония души и тела. Как раз сегодня мы с вами поговорим о душевном состоянии человека.

Обратите внимание на экран.

На экране изображены 3 картинки.

1)извержение вулкана

2)землетрясение

3)наводнение

Учитель: Что объединяет все эти картинки?

Что люди испытывают во время опасности?

Ответ учеников: панику, страх.

Правильно сильное эмоциональное напряжение, то есть стресс.

Ситуационная задача.

В современном мире так трудно быть спокойным и положительно реагировать на тяжелые жизненные ситуации.

В этот момент звучит лай собаки.

Учитель: Дети поднимите руку те, кто испугался? А кто вздрогнул? Какие изменения в вашем физическом состоянии принесла стрессовая ситуация?

Расскажите о своих эмоциях и ощущениях в тот момент когда зазвучал лай?

Ответ детей: Сердце бьется сильней, дыхание учащается и т.д.

Стресс-это ответ организма на стрессовый фактор, он проявляется в ряде измеряемых физиологических изменений в организме (учащение пульса, замедление и остановка дыхания, увеличение зрачков).

Учитель: Таким образом, сейчас мы с вами на себе почувствовали и ощутили влияние стресса на человека. Скажите, а достаточно ли знать, что стресс влияет на здоровье человека? О чем мы должны узнать на уроке?

Ответ учеников: что такое стресс.

Учитель: Достаточно ли знать определение стресса, что бы помочь себе и другим в трудной ситуации?

Ответ детей: нет, нам нужно знать, что делать в стрессовой ситуации.

Учитель: Сегодня на уроке нам предстоит узнать, что такое стресс и научится помогать себе и другим справляться с напряжением и стрессом.

Учитель: В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье.

Наиболее широко употребляемым определением является следующее:

Стресс - состояние напряжения, возникшее у человека под влиянием сильных внешних воздействий. Существуют и другие определения, но важно понять следующее – стресс это не само воздействие, а именно наша реакция на это воздействие.

Стрессовые ситуации возникают как дома, так и в школе, институте, на работе. Понятие стресса появилось в 1954 году благодаря Гансу Селье- канадскому ученому. В 1936 году ученый опубликовал первую статью, посвященную интересующему его явлению. В научных кругах изобретение, сделанное Гансом Селье, было принято на ура. Видимо, были и другие исследователи, пытавшиеся объяснить ощущения, которые им порой приходилось испытывать. Вот только никто не решился уделить им так много внимания, не говоря уже о том, чтобы отслеживать на гормональном уровне последствия всевозможных жизненных неурядиц. Именно Ганс Селье впервые увидел связь между ощущением тревоги и тем, что происходит в этот момент в организме человека. Английским языком он владел в совершенстве, поэтому подобрать необходимое определение stress (в переводе с этого языка – "напряжение") ему не составило большого труда. Это слово сделало Ганса знаменитым на весь мир. Ганс Селье выделил три основные стадии стрессового состояния.

Стадия мобилизации, стадия сопротивления, стадия истощения.

Стадия стресса Физиологические изменения в организме
1. мобилизации поднимается давление, учащается пульс, замедляется пищеварение
2. сопротивления эмоциональная усталость, отсутствует реакция на другие внешние воздействия на организм
3. истощения утомляемость, раздражительность повышается, бессонница, ухудшение аппетита.

Запись таблицы в тетрадь.

Давайте постараемся все вместе дать определение «что такое стресс».

Какой конкретно фактор явится экстремальным, зависит от самого человека. Для кого-то обычная контрольная работа будет являться стрессом, а для другого даже событие, выходящее за пределы обыденности, таковым не будет.

Таким образом, мы почти сформулировали с вами понятие стресса, введенное в наш лексикон канадским врачом Гансом Селье. Смысл данного им определения стресса таков: это неспецифические физиологические и психологические реакции организма при воздействии на него резких, экстремальных факторов. Как видите, эти реакции возникают тогда, когда внешнее воздействие по силе гораздо больше, чем обычное. Причем Селье доказал, что эти раздражители необязательно должны существовать в реальности. Человек реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Здесь важно также указание на то, что данные реакции организма проявляются как в психологических, так и в физиологических изменениях, происходящих с человеком.

У всех людей стресс проявляется по-разному, самыми распространенными признаками стресса, являются:

тревога,

страх,

напряжение,

неуверенность,

растерянность,

подавленность,

беззащитность,

паника,

бледность или краснота,

учащение пульса,

дрожь,

потливость,

сухость во рту,

затруднение дыхания,

расширение зрачков,

мышечная скованность,

трудности глотания.

В настоящее время в зависимости от стрессового фактора выделяют различные виды стресса.

Ребята, запишите в тетрадь эти виды. Под влиянием длительных или сильных физических заболеваний или нагрузок, а также в результате получения какого-либо увечья в организме наступает так называемый физиологический стресс.

Неблагоприятные морально-психологические факторы способны вызвать стресс психологический. Причем в зависимости от типа воздействия психологический стресс можно, в свою очередь, разделить на информационный и эмоциональный.

Если человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности, т.е. когда возникает информационная перегрузка, может развиться информационный стресс.

Эмоциональный стресс появляется в ситуации угрозы, опасности, обиды и др.

Физкультминутка

- Вы наверное устали много думали, читали. Отдохнуть уже пора, физминутка нам нужна.

Цель: снять статическое напряжение мышц спины.

Исходное положение: руки на парте. Руки вверх, потянуться как можно выше, прогнуть спину, посмотреть на руки, вернуться в исходное положение. Повторить 3 раза.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: