Новые образовательные возможности цифровой эпохи. Обзор возможностей партнеров СПбГУ

До 2020 года я часто слышала в профессиональном сообществе сетование на «образовательную пассивность» детей. Учителя говорят: «Смотри, что здесь предлагают!» И в ответ слышат от учеников, что это, конечно, очень интересно, но нет времени, устал, все занимает домашка…

Сегодня мы остро ощущаем потребность в индивидуализации образовательных траекторий. Наши ученики хотят углубленно изучать определенные предметы, при этом они не хотят считаться неполноценными, неуспешными, если в их образовательные цели не входит какая-то другая область знаний. Ученики хотят большей самостоятельности в постановке образовательных целей, хотят нести ответственность за свой результат, пробовать новое и иметь право на ошибку. Возникает вопрос: что будет считаться настоящим образованием – умение отвечать на вопросы или задавать их? Какие будут нужны результаты образования в эпоху онлайн?

У онлайн-учеников могут быть разные запросы к образовательной системе, и все они будут правомочными. Базовая цель – сдать экзамен по предмету, пройти государственную аттестацию. Для достижения этой цели есть отличный инструмент – онлайн тренажеры. Может быть и другая образовательная цель – получить представление о чем-то, расширить картину мира. Для этого отлично подойдут научно-популярные порталы.

Есть ученики, у которых цель больше, чем просто получить знания. Они хотят за время учебы получить новый опыт, новое общение, новые социальные связи. В этом случае нужны совсем другие инструменты образования, которые предполагают самостоятельный опыт ученика в проектной и исследовательской деятельности.

Такой подход к образовательному маршруту встречается пока не очень часто. Он укладывается в образовательный цикл, который может развивать осознанность образовательных целей. В основе этого цикла лежит известная модель Колба. В такой образовательной модели важно вовлеченное участие ученика, общение с тьютором, который даст обратную связь по результатам, а также традиционное освоение теоретических знаний. Еще одно обязательное условие – применение полученных знаний на практике.

Этот цикл ориентирован на семьи и учителей, которые хотят, чтобы за время учебы их дети получили не только новые знания, многие из которых можно легко проверить на онлайн-тренажерах Яндекса, Я Класс или Учи.ру. Этим ученикам нужны другие образовательные цели и результаты: новое общение, новые социальные связи. При таком подходе к построению своего стиля жизни и образования нужны другие инструменты образования. Они предполагают личный опыт, исследование и проектирование.

Попробуем проанализировать, как проектная или исследовательская деятельность сможет повлиять на качество образования.

Представим, что у нас есть ученик, который принял решение участвовать в конкурсах «Большие вызовы», Олимпиада НТИ, в конкурсных программах Цифрового Нанограда или в других программах, о которых информируют специальные информационные агрегаторы, например, Олимпиада.ру или «Все конкурсы». В этой ситуации ученик получает опыт личного участия и оценки своих достижений. Если школьник остается на этом этапе без поддержки со стороны учителей, скорее всего, он быстро достигнет своего предела. Нужна обратная связь, разбор успехов и разбор неудач. Для этого нужны сервисы, которые обеспечивают живой диалог: Zoom, Скайп, Google meet, Whats App и прочие. Рефлексия, критическая оценка результатов, постановка новых целей, поддержка и обратная связь – важные образовательные этапы для вовлеченного образования и развития школьника.

Цикл может инициироваться и из этой точки, когда какие-то личностные и когнитивные изменения начинаются в диалоге с тьютором, происходит осмысление каких-то сложностей и постановка целей.

Следующий этап цикла – получение знаний о теоретических концептах, расширение картины мира. Во многом на эту задачу работает школьный учебник, но тот медиаконтент, который сейчас доступен любому человеку, оказывается более интересным и захватывающим. Для этой части цикла отлично подойдут научно-популярные порталы ПостНаука, Просветительский проект «Арзамас», Нейроновости, Культура.рф, Просветительский проект «Всенаука», Онлайн-курсы Образовательного центра «Сириус», к которым преподаватели Санкт-Петербургского университета имеют непосредственное отношение. Безусловно, здесь перечислены единичные яркие представители онлайн-образования, но продолжение этого списка и есть задача современного тьютора.

К сожалению, такую колоссальную нагрузку выдержит не каждый учитель, поэтому появилась гибридная образовательная платформа Благотворительного фонда «Вклад в будущее». Она построена как персонализированная модель обучения (ПМО) и предполагает решение почти всех задач в этом образовательном цикле – отбор качественного образовательного контента в открытой сети и формирование банка заданий, в которых знания применяются на практике.

Пока не все школы перестроились на модель персонализированного обучения, отдельные учителя стремятся выстроить свой образовательный процесс таким образом, чтобы знания, полученные на уроках, могли бы быть применены учениками в исследовании или реализации своего проекта. Постановка проектных и исследовательских задач – большая методическая работа. Пока российская педагогическая школа испытывает серьезный методический дефицит в качественном образовательном контенте такого рода. Применяя знания на практике, ученики знакомятся в сети, создают команды для решения общей задачи, придумывают нетривиальные решения. Для многих это звучит, как фантастика, но есть и реальная педагогическая практика. Например, в партнерстве с СПбГУ в 2017 году в Образовательном центре «Сириус» начался и продолжается волонтерский проект «Уроки настоящего». Этот проект может реализовываться в любой школе РФ. Школьная лига (Роснано) при поддержке Института педагогики СПбГУ создает проектные и исследовательские задания для «Цифрового Нанограда»: этот контент позволяет развивать не только навыки исследования и проектирования, но показывает актуальность междисциплинарных заданий. Благодаря событиям в рамках Недели высоких технологий и технопредпринимательства ученики проводят исследования, развивающие критическое мышление, с опорой на научный контент.

В результате накопленной обратной связи, полученных знаний, приобретенного опыта исследования и проектирования у ученика возникает потребность в росте, самоактуализации, признании в сообществе, развитии новых связей и отношений в кругу ровесников со схожими ценностями. Цикл замыкается и начинает работать на новом витке.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: