ТЕМА ЗАДАНИЯ № 3: ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ
Вопросы для изучения:
Психические состояния.
Психические образования.
ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ
Психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени. К ним можно отнести: активность и пассивность человека, бодрость, усталость, апатию, эйфорию, душевный подъем, отчуждение, убежденность, стресс, сон.
П сихическое состояние – это временное отражение личностью ситуации, целостное явление, которое характеризуется своеобразием психической деятельности, неразрывно связано с психическими процессами и свойствами личности, проявляется в единстве переживания и поведения и имеет временные границы.
Психические состояния имеют структуру, которая включает в себя четыре уровня. Самый нижний – физиологический уровень включает нейрофизиологические характеристики, морфологические и биохимические изменения. Второй уровень – психофизиологический - содержит вегетативные реакции, изменения психомоторики, сенсорики. Более высокий – психологический – характеризует изменения психических функций и настроения человека. Самый высокий уровень – социально - психологический - содержит характеристики поведения, деятельности и отношения человека в том или ином состоянии.
|
|
Психические состояния характеризуются следующими основными
свойствами:
-активностью – доминированием отдельных компонентов целостного состояния и их влияния на эффективность психической деятельности;
-воспроизводимостью в сходных ситуациях (по типу условного рефлекса) и возможностью при условии особой значимости и повторяемости переходить в устойчивые характеристики личности;
-управляемостью – личностной регуляцией состояний в форме самоорганизации, самоуправления, саморегуляции;
-автономностью – дифференциацией психического состояния от других психических явлений, а также определенным промежуточным положением состояний между процессами и свойствами;
-эффективностью – организацией психических процессов и свойств личности для достижения целей деятельности, обеспечения результата;
-наблюдаемостью – возможностью изучения психических состояний и их специфики различными эмпирическими методами.
Особое внимание в психологической литературе уделяется стрессу.
Стресс – это психическое состояние сильного напряжения, возникающее под влиянием экстремальных либо особо сильных внешних воздействий, требующее активизации адаптивных ресурсов и защитных свойств психики и организма. Ведущей психологической характеристикой стресса выступает напряжение.
|
|
К наиболее частым проявлениям относятся следующие:
–ощущение потери контроля над собой;
–дезорганизация деятельности (рассеянность, принятие ошибочных решений, суетливость);
–вялость, апатия, повышенная утомляемость;
–расстройство сна (долгое засыпание, раннее пробуждение). Другие симптомы стресса:
–раздражительность, снижение настроения (придирчивость, необоснованная критичность);
–повышенный аппетит или его отсутствие;
–увеличение количества выпиваемого алкоголя;
–увеличение потребления психоактивных средств (успокаивающих, стимулирующих);
–расстройство половой функции;
–неблагополучное физическое состояние (головная боль, изжога, повышение давления).
Г. Селье рассматривал стресс как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения – приятна или неприятна ситуация, в которой человек оказался.
Стрессовые проявления обнаруживаются во всех сферах психики. В эмоциональной – чувство тревоги, переживание значимости текущей ситуации. В когнитивной – восприятие угрозы, опасности, ситуации неопределенности. В мотивационной – мобилизация сил либо, наоборот,
капитуляция. В поведенческой – изменение активности, привычных темпов деятельности, появление «зажатости» в движения.
Работа, трудовая деятельность часто связаны со стрессом. Наиболее частыми причинами являются влияние окружающей среды (шум, загрязнения, жар, холод и т.п.); нагрузки: физические (мышечные), информационные (чрезмерный объем информации, которую нужно переработать, запомнить), эмоциональные (нагрузки, превышающие комфортный для индивида уровень насыщения); монотония; значительные изменения на работе, конфликты в трудовой среде; ситуации неопределенности, ситуации конкретной угрозы.
Различают кратковременный и длительный стресс. Кратковременный стресс сопровождается яркими проявлениями симптомов, бурным расходованием «поверхностных» адаптационных резервов и наряду с этим началом мобилизации «глубоких». Не очень значительный по своей силе стресс способствует мобилизации нервной системы, повышает общий тонус человека. При длительном стрессе происходит постепенная мобилизация и расходование и «поверхностных», и «глубоких» адаптационных резервов. Симптоматика длительного стресса напоминает начальные общие симптомы соматических, а иногда психических болезненных состояний. Такой стресс может переходить в болезнь. Причиной длительного стресса может стать повторяющийся экстремальный фактор.
ПСИХИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Психические образования – это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.
Знания – совокупность усвоенных человеком сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной действительности.
Простые умения – самостоятельное применение приобретенных знаний в практической деятельности человека.
Простые навыки – несложные приемы и действия, совершаемые автоматически, без достаточного сосредоточения внимания.
Сложные навыки – усвоенные автоматизированные двигательные, сенсорные и умственные сложные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания и обеспечивающие эффективность деятельности человека.
Сложные умения – достигнутая в процессе обучения возможность творчески применять знания и навыки и получать желаемый результат в непрерывно меняющихся условиях практической действительности.
|
|
Сложные умения являются тем фундаментом, на котором основывается профессиональное мастерство людей, позволяющее им досконально овладевать конкретным видом деятельности, постоянно совершенствовать свои знания и навыки, достигать совершенства.
В формировании навыка выделяют три основных этапа:
- аналитический, представляющий собой вычленение и овладение отдельными элементами действия;
- синтетический – объединение изученных элементов в целостное действие;
- автоматизацию – упражнение с целью придания действию плавности, нужной скорости, снятия напряжения.
Навыки образуются в результате упражнений, т. е. целенаправленных и систематических повторений действий. По мере упражнения изменяются как количественные, так и качественные показатели работы.
Успешность овладения навыком зависит не только от количества повторений, но и от других причин объективного и субъективного характера. Результаты упражнений могут быть выражены графически.
Количественные показатели совершенствования навыка могут быть получены различным путем, например измерением количества работы, выполненной в единицу времени, затраченного на каждое упражнение.
Навык может быть сформирован разными путями: через простой показ; через объяснение; через сочетание показа и объяснения. Во всех случаях необходимо осознать и четко представлять схему действий и место в ней каждой операции.
К условиям, обеспечивающим успешное формирование навыков, относится число упражнений, их темп и расчленение во времени. Важное значение в сознательном овладении навыками и умениями имеет знание результатов.
Навыки и умения, приобретенные человеком, влияют на формирование новых навыков и умений. Это влияние может быть как положительным (перенос), так и отрицательным (интерференция).
Переносом навыков называется положительное влияние уже приобретенных навыков на усвоение новых. Сущность переноса состоит в том, что выработанный ранее навык облегчает приобретение сходного навыка. Необходимым условием переноса навыков является наличие сходной структуры действий, приемов и способов их выполнения или умений как в усвоенной, так и во вновь усваиваемой деятельности.
|
|
Интерференцией навыков называется отрицательное влияние уже выработанного навыка на вновь образуемый.
Интерференция возникает в тех случаях, когда:
- новый навык включает в себя движения, противоположные по своей структуре усвоенным ранее и ставшим привычными;
- закрепившийся навык содержит ошибочные приемы, затрудняющие усвоение правильной техники упражнения.
Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, в противном случае возникает деавтоматизация – ослабление или даже полное разрушение выработанных автоматизмов. При деавтоматизации движения становятся более медленными и менее точными, координированность их расстраивается, они начинают выполняться неуверенно, требуют специального сосредоточения внимания, усиления сознательного контроля над движениями.