Психические образования

ТЕМА ЗАДАНИЯ № 3: ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ

Вопросы для изучения:

Психические состояния.

Психические образования.

ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

Психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени. К ним можно отнести: активность и пассивность человека, бодрость, усталость, апатию, эйфорию, душевный подъем, отчуждение, убежденность, стресс, сон.

П сихическое состояние – это временное отражение личностью ситуации, целостное явление, которое характеризуется своеобразием психической деятельности, неразрывно связано с психическими процессами и свойствами личности, проявляется в единстве переживания и поведения и имеет временные границы.

 

Психические состояния имеют структуру, которая включает в себя четыре уровня. Самый нижний – физиологический уровень включает нейрофизиологические характеристики, морфологические и биохимические изменения. Второй уровень – психофизиологический - содержит вегетативные реакции, изменения психомоторики, сенсорики. Более высокий – психологический – характеризует изменения психических функций и настроения человека. Самый высокий уровень – социально - психологический - содержит характеристики поведения, деятельности и отношения человека в том или ином состоянии.

Психические состояния характеризуются следующими основными

свойствами:

-активностью – доминированием отдельных компонентов целостного состояния и их влияния на эффективность психической деятельности;

-воспроизводимостью в сходных ситуациях (по типу условного рефлекса) и возможностью при условии особой значимости и повторяемости переходить в устойчивые характеристики личности;

-управляемостью – личностной регуляцией состояний в форме самоорганизации, самоуправления, саморегуляции;

-автономностью – дифференциацией психического состояния от других психических явлений, а также определенным промежуточным положением состояний между процессами и свойствами;

-эффективностью – организацией психических процессов и свойств личности для достижения целей деятельности, обеспечения результата;

-наблюдаемостью – возможностью изучения психических состояний и их специфики различными эмпирическими методами.

 

Особое внимание в психологической литературе уделяется стрессу.

 

Стресс – это психическое состояние сильного напряжения, возникающее под влиянием экстремальных либо особо сильных внешних воздействий, требующее активизации адаптивных ресурсов и защитных свойств психики и организма. Ведущей психологической характеристикой стресса выступает напряжение.

К наиболее частым проявлениям относятся следующие:

–ощущение потери контроля над собой;

–дезорганизация деятельности (рассеянность, принятие ошибочных решений, суетливость);

–вялость, апатия, повышенная утомляемость;

–расстройство сна (долгое засыпание, раннее пробуждение). Другие симптомы стресса:

–раздражительность, снижение настроения (придирчивость, необоснованная критичность);

–повышенный аппетит или его отсутствие;

–увеличение количества выпиваемого алкоголя;

–увеличение потребления психоактивных средств (успокаивающих, стимулирующих);

–расстройство половой функции;

–неблагополучное физическое состояние (головная боль, изжога, повышение давления).

Г. Селье рассматривал стресс как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения – приятна или неприятна ситуация, в которой человек оказался.

Стрессовые проявления обнаруживаются во всех сферах психики. В эмоциональной – чувство тревоги, переживание значимости текущей ситуации. В когнитивной – восприятие угрозы, опасности, ситуации неопределенности. В мотивационной – мобилизация сил либо, наоборот,

капитуляция. В поведенческой – изменение активности, привычных темпов деятельности, появление «зажатости» в движения.

Работа, трудовая деятельность часто связаны со стрессом. Наиболее частыми причинами являются влияние окружающей среды (шум, загрязнения, жар, холод и т.п.); нагрузки: физические (мышечные), информационные (чрезмерный объем информации, которую нужно переработать, запомнить), эмоциональные (нагрузки, превышающие комфортный для индивида уровень насыщения); монотония; значительные изменения на работе, конфликты в трудовой среде; ситуации неопределенности, ситуации конкретной угрозы.

Различают кратковременный и длительный стресс. Кратковременный стресс сопровождается яркими проявлениями симптомов, бурным расходованием «поверхностных» адаптационных резервов и наряду с этим началом мобилизации «глубоких». Не очень значительный по своей силе стресс способствует мобилизации нервной системы, повышает общий тонус человека. При длительном стрессе происходит постепенная мобилизация и расходование и «поверхностных», и «глубоких» адаптационных резервов. Симптоматика длительного стресса напоминает начальные общие симптомы соматических, а иногда психических болезненных состояний. Такой стресс может переходить в болезнь. Причиной длительного стресса может стать повторяющийся экстремальный фактор.

 

ПСИХИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Психические образования – это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Знания – совокупность усвоенных человеком сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной действительности.

Простые умения – самостоятельное применение приобретенных знаний в практической деятельности человека.

Простые навыки – несложные приемы и действия, совершаемые автоматически, без достаточного сосредоточения внимания.

Сложные навыки – усвоенные автоматизированные двигательные, сенсорные и умственные сложные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания и обеспечивающие эффективность деятельности человека.

Сложные умения – достигнутая в процессе обучения возможность творчески применять знания и навыки и получать желаемый результат в непрерывно меняющихся условиях практической действительности.

 

Сложные умения являются тем фундаментом, на котором основывается профессиональное мастерство людей, позволяющее им досконально овладевать конкретным видом деятельности, постоянно совершенствовать свои знания и навыки, достигать совершенства.

В формировании навыка выделяют три основных этапа:

 

- аналитический, представляющий собой вычленение и овладение отдельными элементами действия;

- синтетический – объединение изученных элементов в целостное действие;

- автоматизацию – упражнение с целью придания действию плавности, нужной скорости, снятия напряжения.

Навыки образуются в результате упражнений, т. е. целенаправленных и систематических повторений действий. По мере упражнения изменяются как количественные, так и качественные показатели работы.

Успешность овладения навыком зависит не только от количества повторений, но и от других причин объективного и субъективного характера. Результаты упражнений могут быть выражены графически.

Количественные показатели совершенствования навыка могут быть получены различным путем, например измерением количества работы, выполненной в единицу времени, затраченного на каждое упражнение.

Навык может быть сформирован разными путями: через простой показ; через объяснение; через сочетание показа и объяснения. Во всех случаях необходимо осознать и четко представлять схему действий и место в ней каждой операции.

К условиям, обеспечивающим успешное формирование навыков, относится число упражнений, их темп и расчленение во времени. Важное значение в сознательном овладении навыками и умениями имеет знание результатов.

Навыки и умения, приобретенные человеком, влияют на формирование новых навыков и умений. Это влияние может быть как положительным (перенос), так и отрицательным (интерференция).

Переносом навыков называется положительное влияние уже приобретенных навыков на усвоение новых. Сущность переноса состоит в том, что выработанный ранее навык облегчает приобретение сходного навыка. Необходимым условием переноса навыков является наличие сходной структуры действий, приемов и способов их выполнения или умений как в усвоенной, так и во вновь усваиваемой деятельности.

Интерференцией навыков называется отрицательное влияние уже выработанного навыка на вновь образуемый.

Интерференция возникает в тех случаях, когда:

- новый навык включает в себя движения, противоположные по своей структуре усвоенным ранее и ставшим привычными;

- закрепившийся навык содержит ошибочные приемы, затрудняющие усвоение правильной техники упражнения.

Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, в противном случае возникает деавтоматизация – ослабление или даже полное разрушение выработанных автоматизмов. При деавтоматизации движения становятся более медленными и менее точными, координированность их расстраивается, они начинают выполняться неуверенно, требуют специального сосредоточения внимания, усиления сознательного контроля над движениями.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: