Влияние на европейскую культуру

Германо-скандинавская мифология

Германо-скандинавская мифология (древнегерманская, скандинавская) – мифология германских племён (англов, саксов, норманнов, данов и др.), формировавшаяся с V в. до н. э. до принятия христианства.

Источники:

1. «Старшая Эдда» (исландский литературный памятник раннехристианского времени; сборник мифологических и героических песен;2-я пол. XIII в.; систематические данные по скандинавской мифологии).

2. «Младшая Эдда» (учебник поэтического искусства скальдов, составлен в XIII в. исландцем Снорри Стурлусоном; содержит образцы поэзии скальдов (с IX в.), расшифровку скальдических мифологических иносказаний (кеннингов) и обзор самой мифологии).

 [ кенинг – разновидность метафоры, описательное поэтическое выражение, состоящее как минимум из 2 -х существительных и применяемое для замены обычного названия какого-либо предмета или персоны. Примеры: сын Одина – Тор, «вепрь волн» – корабль, «волк пчёл» (Беовульф) – медведь]

3. «Деяния датчан» Саксона Грамматика (пересказ мифологических сюжетов с заменой богов на королей и героев).

4. «Германия» Тацита (I в.).

5. Мерзебургские заклинания (Х в., древнейшие германские тексты; упоминаются некоторые боги).

6. Сочинения готского историка Иордана и византийского Прокопия Кесарийского (VI в.) [отрывочные сведения]

7. Франкские хроники Григория Турского (VI в.).

8. «История лангобардов» Павла Диакона (VIII в.).

При этом следует отметить разную степень сохранности: сведения по мифологии древних германцев крайне отрывочны (причина – ранняя и глубокая христианизация западногерманских племён); а скандинавская мифология, наоборот, известна достаточно полно (причина: вследствие более поздней христианизации Скандинавии сохранились литературные памятники, основанные на мифологических сюжетах + бережное отношение в Исландии к дохристианской культурной традиции вплоть до XIII в.).

Таким образом, в качестве мифологической системы нам известна только скандинавская мифология.

Пантеон

Высший уровень пантеона богов в скандинавской мифологии сложился в результате объединения 2-х групп богов – асов и ванов.

Асы – основная группа богов во главе с Одином, отвечающих за различные сферы мироздания. Ваны – группа богов плодородия, наделенных колдовским и пророческим даром (Ньёрд и его дети – Фрейр и Фрейя).    

В «Прорицании вёльвы» («Старшая Эдда») изложен этиологический (объяснительный) миф о первой войне, положившей конец золотому веку. Ее причиной стал приход от ванов к асам злой колдуньи Хейд. Асы забили её копьями и трижды сжигали, но она снова возрождалась. Подход войска ванов.

Один бросил копьё в сторону ванов, но те не устрашились и стали наступать, угрожая Асгарду. Война закончилась миром и обменом заложниками.

Очевидно, в этом мифе нашел свое отражение механизм формирования пантеона. Это стало результатом борьбы культов местных (носители матриархальной земледельческой культуры) и пришлых (индо-германские завоеватели) племён. Вариант:  борьба различных социальных групп древнегерманского общества.

Один (герм. Водан)

Верховное божество. Изначально бог войны, покровитель воинских союзов и воинских инициаций. Во время сражений он приводит дружинников в состояние неистовой ярости, которое лишает воина чувства страха и ощущения боли (Кухулин). Хозяин Вальхаллы – небесного рая для отважных воинов, павших в бою.

Бог- колдун (шаман). Бог мудрости. Одина часто изображали одноглазым седобородым старцем. Свой глаз он отдал Мимиру, хозяину источника великой мудрости, за один глоток из него.

Чтобы узнать тайну мертвых и обрести дар ясновидения, Один, пронзенный собственным копьем, 9 дней висел на мировом древе Иггдрасиль. Затем, утолив жажду священным медом, он получил от великана Бёльторна, своего деда по материнской линии, магические руны.

Один знает все, что происходит в 9 -ти мирах. В этом ему помогают 2 брата-ворона, Хугин (мысль) и Мунин (память). Облетев миры, птицы возвращались и, сидя на плечах Одина, нашептывали обо всем, что им удавалось узнать. 

Тор (герм. Д о нар)

Один из сыновей Одина и богини земли Ёрд. Бог грома, бури и плодородия, культурный герой, богатырь, защищающий богов и людей от великанов (ётунов) и страшных чудовищ. Тацит описывает Д о нара под римским именем Геркулеса.

Подобно Индре (бог грома и молнии), Тор – сокрушитель зла (в скандинавской мифологии мировое зло олицетворяли ётуны).

Представлялся в виде рыжебородого богатыря с непомерным аппетитом. Передвигался на бронзовой колеснице, которую тащили по небу 2 козла (Тангниостр – «скрежещущий зубами» – и Тангриснир – «скрипящий зубами»).

В «Младшей Эдде» козлы выступают не только в роли коней, но и служат источником неисчерпаемой пищи. Тор, останавливаясь на ночлег, их убивает и жарит на ужин, оставляя нетронутыми только кости, а после трапезы возвращает животных к жизни.

Однажды в земле людей (Мидгарде) Тор заночевал в крестьянском доме. На ужине (из 2-х козлов) присутствовали сын хозяина Тьяльви и его сестра Рёсква. Тьяльви нарушил запрет и стал грызть кости, из-за чего один из козлов охромел. В виде выкупа он и сестра вынуждены были навечно стать слугами Тора.

Атрибуты Тора – молот (Мьёлльнир. История похищения [«Песнь о Трюме» в «Старшей Эдде»]: великан Трюм, богиня плодородия Фрейя, бог-плут Локки в одежде служанки Фрейи, принесение молота для освящения свадебного обряда) и пояс силы. Все мифы с участием Тора свидетельствуют о неограниченных разрушительных возможностях его молота.

Согласно «Прорицанию вёльвы» («Старшая Эдда»), в последней битве перед концом мира (день Рагнарёк) Тор сражается с мировым змеем Ёрмунгандом, убивает его и после этого, успев сделать 9 шагов, сам умирает от его ядовитых укусов.

Тюр (у Тацита под именем Марса)

Небесный бог, бог битвы, покровитель военных собраний и поединков. Сын Одина и его жены Фригг. Вероятно, первоначально Тюр был богом неба, но позднее эта функция перешла к Одину и частично к Тору.

Один из мифов о Тюре связан с чудовищным волком Фенриром. Он вырос таким сильным, что боги решили посадить его на цепь. Обычные цепи не удерживали зверя, а чтобы Фенрир согласился надеть на себя волшебные цепи, Тюру пришлось в знак доверия положить ему в пасть свою правую руку.

Когда волк понял, что не в силах порвать узы, он откусил руку, а боги долго смеялись над страданиями Тюра.

В последней битве перед концом мира Тюр сражался с демоническим псом Гармом, и они убили друг друга.

Хеймдалль

Страж богов и мирового древа, светлейший из асов. Его обязанностью была охрана от ётунов радужного моста Биврёст, соединявшего Асгард с Мидгардом (небо с землей).

Хеймдалль – владелец золотого рога Гьяллархорн, звук которого будет услышан во всех уголках мира в момент наступления дня Рагнарёк, во время которого Хеймдалль должен погибнуть в поединке с Локи.

В первой строфе «Прорицания вёльвы» люди называются детьми Хеймдалля. Согласно мифу, бог принял облик Рига (смертного первопредка) и по очереди посетил 3 дома в Мидгарде. В итоге рожденные от него красивые дети становились конунгами, крепыши – крестьянами, а уродцы – рабами.

Улль

Бог – стрелок из лука и лыжник. Своего мифа не имеет.

Ньёрд

Один из богов плодородия (ван), бог мореплавания, рыболовства, охоты на морских животных (бог моря и ветра).

Фрейр

Сын Ньёрда, бог плодородия, обеспечивавший солнечный свет, дождь, обильные урожаи и мир. Брат- близнец богини плодородия, любви и красоты Фрейи.

Миф о Фрейре рассказывает о его женитьбе на Герд (е) – дочери морского великана Гюмира. Не зная, как добиться расположения девушки, Фрейр заболел. Ньёрд, узнав об этом, отправил верного слугу Скирнира («сияющий») в Ётунхейм, пообещав ему волшебного коня и меч.

В дар невесте Скирнир вез молодильные яблоки, умножающее богатство кольцо и сверкающий портрет Фрейра на роге, наполненном медом.

Скирнир пытался уговорить Герд (у) ответить на любовь Фрейра в обмен на 11 яблок вечной молодости. Когда та отвергла подарок и не прельстилась волшебным кольцом Одина, Скирнир пообещал отрубить ей голову. Но угроза не подействовала.

Тогда посланец пригрозил наложить на нее заклятье уродства и вечного изгнания, и это решило дело. Герд (а) согласилась встретиться с Фрейром через 9 дней.

Локи

Мифологический плут и насмешник (трикстер), отец хтонических чудовищ (хозяйка царства мёртвых Хель, волк Фенрир, мировой змей Ермунганд), посредник между богами и великанами.

«Младшая Эдда»: великан Тьяцци в обличье орла не даёт изжариться мясу, которое готовят для своей трапезы странствующие асы, и требует себе дичи. Когда орёл хватает лучшие куски, Локи ударяет его палкой, но руки и палка пристают к телу орла.

Тьяцци соглашается отпустить Локи только в том случае, если тот доставит ему богиню Идунн и её золотые яблоки, дарующие молодость. Локи заманивает Идунн в лес и отдаёт её во власть Тьяцци.

Боги, оставшись без молодильных яблок, стали стареть. Схватив Локи, они стали угрожать ему смертью. Тогда Локи в одолженном им у Фрейи соколином оперении полетел к Тьяцци, похитил Идунн и, превратив её в орех, доставил в Асгард, а прилетевшего следом Тьяцци-орла асы убили.

Дочь великана, Скади, пришла мстить за отца. Чтобы избежать войны, ей предложили мужа из числа асов. При этом Скади поставила условие, чтобы её рассмешили, что и сделал Локи. Мужем великанши стал Ньёрд.

Почти все сюжеты о Локи, имевшие первоначально характер этиологических мифов, изображают его как добытчика -похитителя, прибегающего к хитрости и обману. При этом он действует то в интересах богов, то в интересах великанов, как бы способствуя циркуляции ценностей между различными мирами.

Миф «Перебранка Локи». На пиру богов у морского великана Эгира Локи нарушает ритуальный мир, убивает слугу и поносит всех богов, обвиняя их в трусости, распутстве и пр.

Терпение богов кончилось. Пытаясь ускользнуть от разъяренных гостей, Локи превратился в лосося, но с высоты Асгарда Один заметил рыбу, спрятавшуюся в водопаде.

Локи схватили, а великанша Скади, жена Ньёрда, повесила над его головой змею, источавшую жгучий яд, который капал Локи на лицо. Отчасти его страдания облегчала супруга – богиня Сигунн, которая подставила под капающий яд чашу. Но когда та наполнялась и Сигунн отходила ее опорожнить, яд капал на лицо Локи, заставляя его содрогаться и вызывать тем самым землетрясения.

Так он и дожидался дня Рагнарёк, когда в последней битве богов и чудовищ должен был возглавить воинство зла и встретить смерть от руки бога Хеймдалля.

В целом Локи – комически-демоническая фигура, отрицательный вариант культурного героя и мифологический плут-трикстер с отчётливой хтонически-шаманской окраской.

Фригг

Богиня брака, любви, семейного очага, жена Одина.

Павел Диакон «История лангобардов». В сказании о битве винилов и вандалов Фригг помогает винилам, а Водан (Один) – вандалам.

Фрейя

Богиня плодородия, любви и красоты. Пролетая над землей, она разбрызгивала утреннюю росу и летний солнечный свет, а из ее золотистых кудрей сыпались весенние цветы. Слезы Фрейи, падая на землю или в море, превращались в янтарь.

Передвигается на колеснице, запряженной кошками.

Известные нам германо-скандинавские мифы – результат литературной обработки (мифологическая литература), поэтому их отличают хорошо проработанные сюжеты.

В повествовательных мифах ключевыми персонажами являются Один, Тор и Локи, выступающие прежде всего в роли культурных героев: Один –творец и шаман (жрец); Тор – героический борец, ограждающий богов и людей от чудовищ, защищающий творения Одина и других богов; Локи – отрицательный вариант культурного героя (мифологический плут, трикстер), комический дублер Одина в космогонии и его демонический противник в эсхатологии.

У Одина подчеркивается ум (в синкретическом понимании, включает магическую силу и коварство), у Тора – физическая сила и богатырская ярость, у Локи – хитрость и плутовство.

И Один, и Тор (а также и оттесненный Тюр) являются богами неба и войны. Параллелизм устраняется тем, что Один – бог военной магии и военной дружины, покровитель героев и сеятель раздора между ними, хозяин воинского рая, а Тор – бог-богатырь, моделирующий вооруженный народ, защитник своих от чужих.

Тюр ограничен функцией хранителя воинских правил.

Космогония

«Миф об Имире» – основной космогонический миф.

Вначале был только хаос в виде мировой бездны Гинунгагап. К югу от нее находилась огненная страна Муспелльхейм – источник огня, света, мужское начало мира. На севере лежал Нифльхейм – темный мир, источник холода, женское начало.

С севера текли многочисленные ручьи, а с юга шёл жар и летели огненные искры. Когда реки застыли льдом, из них выделился ядовитый иней, заполнивший мировую бездну. Под влиянием тепла, идущего из Муспелльсхейма, иней стал таять и превратился в первое антропоморфное существо – великана Имира и мировую корову Аудумлу, которая выкормила Имира своим молоком.

Корова лизала соляные камни и создала таким образом Бури – первого бога, от которого пошел род небесных богов – асов (БуриБорОдин).

В «Младшей Эдде» говорится, что под мышками у Имира родились мальчик и девочка (сходный мотив зафиксирован в мифологии австралийцев аранда).

«Старшая Эдда»: асы во главе с Одином напали на Имира, убили его и из его тела создали Землю: кости стали горами, жилы – реками, живот – морем, волосы – лесом, череп – небесным сводом, мозг – облаками, а из ресниц были построены стены Мидгарда – человеческой части мира.

(Антропогонические представления). Затем боги создали первых людей, которых нашли в виде бездыханных и лишенных судьбы древесных прообразов: из ясеня – мужчину по имени Аск, а из ивы – женщину по имени Эмбла.

Локи научил людей счету, рунам, изготовлению оружия и плетению сетей.

На небесах боги решили построить для себя город – Асгард, для чего они заключили договор с неким великаном, которому, если он построит Асгард за 1 год, были обещаны в качестве вознаграждения Солнце, Луна и жена Одина – Фрейя.

Великан строил город с необыкновенной быстротой, перевозя огромные камни на волшебном коне. Боги испугались, созвали собрание и на нем обвинили Локи в неудачном договоре, приказав ему сделать все, чтобы не дать ётуну выполнить договор.

Локи превратился в кобылицу и увел коня великана. А тот не смог закончить строительство к концу года.

Локи тем временем породил 3-х хтонических существ: мирового волка Фенрира, мирового змея Ермунганда и восьминогого коня Слейпнира.

Быстроногий конь был взят Одином, который стал совершать на нем ежедневные поездки по небу. Раз в год,  в день зимнего солнцестояния (25 декабря) Один вместе с Фрейей приезжал на волшебном коне в Мидгард, одаривая людей подарками, а те благодарили бога жертвами, развешивавшимися на вечнозеленых елях.

Ермунганд опутал всю землю и кусал собственный хвост. В этом образе германцы метафорически отразили идею сферичности Земли.

Но самая мрачная роль в будущем отводилась мировому волку Фенриру. Прорицательницы предсказали богам, что придет день, когда волк поглотит их всех. Боги устрашились и решили защититься от этого бедствия.

Тор выковал прочную цепь, и боги пришли к Фенриру, заявив, что хотят испытать его силу. Волк согласился и легко разорвал наброшенную на него цепь. Тогда Тор выковал еще более толстую и прочную цепь. Но Фенрир снова порвал ее.

Боги были в панике, и тогда им помогла Фрейя (или Фригг). Она сплела веревку из всего, что есть на земле. С ней боги пришли к волку, уговаривая подвергнуться третьему испытанию. Волк отказывался, но потом согласился при условии, что Тюр в качестве гарантии положит ему в пасть правую руку.

Фенрир не смог порвать веревку, и тогда откусил руку Тюра.

Модель мира

Пространственная модель мира скандинавской эддической мифологической системы включает горизонтальную и вертикальную проекции.

Горизонтальная проекция антропоцентрична и построена на противопоставлении Мидгарда, населенного людьми и занимающего центральную часть земли, Ётунхейму – пустынной, каменистой и холодной окраине земли, населенной великанами (ётунами), а также окружающему землю океану, где живет чудовище Ёрмунганд.

К обеим проекциям относятся образы 4-х карликов- цвергов, носящих имена стран света и поддерживающих небо по углам.

Горизонтальная космическая модель является пространственным фоном для многочисленных мифов о приключениях асов, в которых все действие в основном развивается по линии противостояния «асывеликаны» и лишь отчасти – «асыкарлики».

Боги и великаны представлены в состоянии вечной вражды, которая реализуется прежде всего в бесконечных походах Тора на Восток, где он избивает великанов.

Основу вертикальной космической проекции составляет мировое древо – ясень Иггдрасиль. Он связывает землю с небом и с подземным миром, где находится царство мертвых – хель. Таким, образом формируется трихотомическое вертикальное деление вселенной.  

В первой песне «Старшей Эдды» («Прорицание вёльвы») провидица называет 9 миров (для сравнения: 9 небесных ярусов у индейцев Месоамерики).

Загробный мир

В скандинавской мифологии состоит из 2 -х противопоставленных друг другу частей: Вальхаллы и Xель.

Вальхалла (чертог убитых) – принадлежащее Одину небесное жилище павших в бою храбрых воинов (эйнхериев), которые там пируют, пьют неиссякающее медовое молоко козы Хейдрун и едят неиссякающее мясо вепря Сэхримнира.

Вместо огня Вальхаллу освещают блестящие мечи.

Помимо Одина с Вальхаллой связаны представления о валькириях – воинственных девах, участвующих в распределении побед и смертей в битвах. На крылатых конях они летают над полем битвы, уносят в Вальхаллу павших в бою храбрых воинов и там им прислуживают: подносят питьё, следят за посудой и чашами.

Изображались в доспехах, рогатых или крылатых шлемах, со щитами и копьями. От блеска их доспехов на небе возникает северное сияние.

В «Речах Гримнира» («Старшая Эдда») даётся перечень валькирий: Хильд (битва), Херфьётур (путы войска), Хлёкк (шум битвы), Труд (сила), Христ (потрясающая), Мист (туманная) и др. (всего 13 имен).

Валькирию Сигрдриву, в последующей традиции отождествлённую с Брюнхильд – героиней германского эпоса о нибелунгах, Один наказал (больше не будет участвовать в битвах и выйдет замуж) и погрузил в сон за то, что та его ослушалась и в поединке между конунгами дала победу не Гуннару (которому Один обещал победу), а Агнару. От сна её пробудит великий герой Сигурд.

В героических песнях «Старшей Эдды» валькирии приобретают черты женщин- богатырок и фигурируют в качестве возлюбленных героев.

Кроме того, одной из функций валькирий является определение человеческой судьбы (наряду с норнами).

Норны определяют судьбу всех людей при рождении (валькирии –только судьбы воинов в битвах). В «Прорицании вёльвы» и в «Младшей Эдде» названы 3 норны: Урд (судьба), Верданди (становление) и Скульд (долг).

В «Первой песне о Хельги...» («Старшая Эдда») говорится, что норны при рождении героя прядут нить его судьбы, предсказывая славное будущее.

Другая часть загробного мира – Хель. Это царство мёртвых, расположенное в подземном мире. У ворот Xель течёт река Гьёлль, мост через которую охраняет дева Модгуд.

«Младшая Эдда» красочно описывает хозяйку царства мёртвых: она наполовину синяя, наполовину – цвета мяса; при ходьбе сутулится и имеет свирепый вид. Её палаты зовутся Мокрая морось.

В битве перед концом мира из Хель приплывет ведомый Локи корабль мертвецов. Его пассажиры выступят на стороне хтонических сил, тогда как павшие воины из Вальхаллы – на стороне богов.

Эсхатология

В германо-скандинавской эсхатологической концепции мир движется к сумеркам, и асы знают о своей неминуемой гибели и ее причине – нарушении данных ими обетов.

В скандинавской мифологии день гибели богов и всего мира называется Рагнарёк. Ему предшествует последняя битва богов и хтонических чудовищ.

Предвестием конца света являются смерть юного бога Бальдра, а затем нарушение родовых норм, кровавые распри родичей, моральный хаос.

В «Эддах» упоминается также трёхгодичная великанская зима, предшествующая дню Рагнарёк. Волк (Фенрир?) глотает солнце, другой волк похищает месяц. В «Прорицании вёльвы» говорится, что солнце «чернеет, звёзды падают с неба. Происходят землетрясения, дрожит и гудит мировой ясень Иггдрасиль, вода заливает землю (или земля погружается в море)».

На свободу вырываются хтонические чудовища, прежде всего волк Фенрир и мировой змей Ёрмунганд, а также их отец Локи.

Из хель (царства мёртвых) приплывает корабль мертвецов, которым, согласно «Прорицанию вёльвы», правит Локи. Появляются также инеистые великаны (хримтурсы).

Войско сынов огненной страны Муспелль скачет по радужному мосту Биврёст, который при этом рушится. Великан Сурт приближается с юга с мечом, который ярче солнца (огонь).

Страж богов Хеймдалль, трубя в рог, будит богов-асов во главе с Одином и его дружину из павших воинов (эйнхериев). Вслед за тем Один скачет к Мимиру, хозяину источника мудрости, испрашивая у него совета перед боем.

На поле битвы выезжают боги и эйнхерии, возглавляемые Одином. Один сражается с Фенриром, Тор – с Ёрмунгандом, бог Тюр – с демоническим псом Гармом, Хеймдалль – с Локи, бог Фрейр – с Суртом.

Фенрир проглатывает Одина, но сын Одина Видар (молчаливый бог) тут же разрывает волку пасть (или пронзает его мечом). Другие участники поединков убивают друг друга.

Сурт сжигает мир огнём. При этом погибают и все люди. Но за гибелью мира последует его возрождение: выживают и селятся на месте, где ранее был Асгард, представители младшего поколения богов – сыновья Одина Видар и Вали, сыновья Тора Магни и Моди.

Выживут, укрывшись в роще, и два человека – Лив и Ливтрасир, которые вновь дадут начало человеческому роду («Старшая Эдда»).

Влияние на европейскую культуру

Мифология оказала сильнейшее влияние на германо-скандинавский героический эпос. Наиболее ранние из сохранившихся произведений героического эпоса – англосаксонские поэмы «Беовульф» (рубеж 7-8 вв., записана ок. 1000 г.), «Битва при Финсбурге» (9 в.); немецкие «Песнь о Хильдебранде» (н. 9 в.), «Вальтарий» (9 в., на латыне), «Песнь о нибелунгах» (13 в.), норвежские «Сага о Вёльсунгах» и «Сага о Тидреке».

Героями эпоса являются персонажи как вымышленные, так и восходящие к историческим прототипам, но от последних в эпосе сохранены лишь имена, а события, с которыми они были связаны в действительной истории мифологизированы и представлены в виде родовых междоусобиц и личных конфликтов.

В средневековом европейском эпосе отражается эпоха Великого переселения народов (4-6 вв.), войны между готами и гуннами, гибель под ударами гуннов остготского королевства (375 г.), разгром гуннами бургундского королевства (437 г.), смерть гуннского короля Аттилы в 453 г.

В «Старшей Эдде» песни о героях четко отделены от песен о богах. Асы, как правило, непосредственно не вмешиваются в жизнь героев.

Местом действия в мифологических песнях являются Асгард и Ётунхейм, а героического эпоса – Рейн, держава гуннов, готское королевство.

И германо-скандинавская мифология, и эпос пронизаны фатальным трагизмом: все герои эпоса гибнут (в основном страшной смертью), которую они, как правило, смело принимают, а в ряде случаев даже идут ей навстречу (Брюнхильд, Гуннар, Хёгни).

Мотив нарушения клятв – один из ведущих и в героическом эпосе: Сигурд, бургунды, Атли и др. персонажи погибают именно из-за несоблюдения торжественно взятых клятв.

Общим для мифа и героического эпоса было и понимание судьбы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: