В.И.Вернадский (1863 – 1945)

Следуя традициям русской материалистической философской мысли (А.В. Ломоносов, А.И.Герцен, Тимирязев и др.), В.И.Вернадский считал, что влияние философии на развитие естественных наук и наук о человеке очень велико. Он писал, что ученый, подойдя к крупным научным обобщениям, неизбежно встречается с философскими понятиями и должен считаться с достижениями философской мысли. В то же время, и философ неизбежно опирается на научные факты, обобщения, гипотезы. Для такого взаимопроникновения науки и философии необходимо многообразие философских идей. Эти идеи Вернадского звучали «еретически» в условиях 20-30 гг. в СССР, когда единственно возможной, истинной считалась только марксистско-ленинская философия.

В.И.Вернадский не отрицал значения марксистско-ленинской философии для научного познания. Но он считал ошибочным признание ее как абсолютной истины. Научное знание общезначимо, а в философии общеобязательного нет. Он отмечал, что в истории человеческой мысли нет ни одной эпохи, когда существовало бы только одна-единственная философия. Всегда существуют самые противоположные философские системы.

Защита идеи необходимости существования различных философских учений, критика диалектического материализма рассматривалась как покушение на государственную идеологию, советскую систему ценностей.

В отличие от большинства «официальных» философов, Вернадский придавал большое значение истории философии, считая ее школой человеческой мысли. Он поддерживал исследования в области истории философии.

Вернадский утверждал, что философские системы непрерывно развиваются и существуют во всем своем многообразии. Такие философские системы, как учения Ф.Аквинского, Г.Гегеля, К.Маркса должны рассматриваться не как застывшие, а как дающие начало новым философским знаниям. Он подчеркивал, что характерной чертой начала 20 века является возрождение и усиление идеалистических течений в философии.

Эти идеи высказывались Вернадским в различной форме и были обобщены в работе «Записки о выборах члена Академии по отделу философских наук» (1928). Они вызвали резкую критику, доходившую до политических обвинений. Один из главных оппонентов Вернадского академик А.М.Деборин писал, что «…все мировоззрение Вернадского… глубоко враждебно материализму и нашей современной жизни. Нашему социалистическому строительству»,

Философское творчество Вернадского основывалось на глубоком проникновении в сущность мировых процессов, процессов взаимосвязи человека, земли, космоса.

Разрабатывая новую картину мира, Вернадский опирался на данные геохимии, геологии, астрономии, биологии, антропологии. Он продолжил и развил традиции русского космизма.

Главное научно-философское учение Вернадского – это учение о ноосфере. Учение о ноосфере В.И.Вернадского изложено в его работах: «Философские мысли натуралиста», «Биосфера» и многочисленных статьях.

Ноосфера (от греч. ноос – ум, разум) – понятие, которое ввел в науку Э.Леруа

Ноосфера – это область планеты, охваченная разумной человеческой деятельностью, в результате которой человек преобразует природу в соответствии со своими интересами и включает в нее все новые планетарные и космические явления.

Теория ноосферы. В.И.Вернадский показал, что кроме литосферы (верхней части земной коры) и атмосферы существует биосфера – сфера «живого вещества» во всех ее проявлениях в океанах и на суше. Между биосферой и литосферой – косной, безжизненной частью земли происходит непрерывный обмен в виде движения атомов. При этом Земля и ее биологическая оболочка тесно связаны с космической средой. Вернадский вводит понятие Лик Земли, т.е. ее «изображение в Космосе, вырисовывающееся извне, со стороны, из дали бесконечных земных пространств».

На основе научных данных он делает вывод о том, что биосфера испытывает воздействие космических излучений, она включается в круговорот вещества и энергии. Эта живая природа, связанная с безжизненной частью земли, с космосом, образует, благодаря почве и природным зонам основу, на которой развивается вся жизнь человека и общества – материальная, научная, культурная.

Таким образом, человек включается в систему природного, космического круговорота.

Научная мысль человека, коллективный разум и коллективный труд всего человечества приводят к тому, что биосфера переходит в новое состояние – ноосферу.

По мере эволюции человека усиливается его деятельность

по преобразованию окружающей природы. Появляется новая сфера разума – ноосфера. Это сфера жизни человека, его материальной и духовной культуры. Ноосфера постоянно расширяется и охватывает другие области бытия. Биосфера (сфера жизни) постоянно, но неуклонно переходит в ноосферу.

Таким образом, формируя ноосферу, расширяя ее границы, человек, его разум включаются в систему космических процессов.

Вернадский считал, что в будущем ноосфера станет ведущей на Земле и переместится в космос.

Цивилизация уже не может прерваться или уничтожиться, т.к. она – результат мысли и труда людей, она уже природное явление и образует ноосферу.

Поэтому человечество должно осознавать себя в общепланетарном масштабе и беречь биосферу, тем самым беречь и сохранять себя.

Осознание этого требует не только коллективных усилий ученых разных стран и народов, но и соединения всех познавательных способностей человека, т.е. и наука, и философия, и религия, и искусство должны служить единой цели – познание мира и человека.

Вернадский считал, что «философская мысль и религиозное творчество, общественная жизнь и создания искусства теснейшими и непрерывнейшими узами связаны с научным мировоззрением».

Таким образом, Вернадский продолжил не только традиции русского космизма, но и идеи В.Соловьева, П.Флоренского, развил идеи философии всеединства, объединяющие философию, науку, религию, искусство.

Формула «истина-добро-красота» пронизывает все философское творчество Вернадского послеоктябрьского периода.

Выполните задания (в документе Word)!!!!!

Ситуационные задачи

1.  Л.Н.Толстой писал: «Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру». Какие идеи философско-религиозного учения Л. Толстого содержатся в этом высказывании?

 Выполните тест:

1. Ломоносов является в русской философии 18 века представителем направления

а) материалистического

б) социально-политического

в) революционно-демократического

г) теологического

2. Мистическую (корпускулярную) теорию строения вещества в русской философии создал

а) А.Н.Радищев

б) В.И.Вернадский

в) М.В.Ломоносов

г) А.Л.Чижевский

3. М.В.Ломоносов считал, что Бог

а) создал мир и определяет законы его развития

б) создал мир, но природа развивается по своим законам

в) влияет только на духовный мир

г) определяет законы природы

4. По мнению М.В. Ломоносова, духовность – это

а) целостное единство веры, истины и красоты

б) познание истинной веры в Бога

в) следование нравственным заповедям

г) постоянное стремление к познанию истины

5. К положениям корпускулярной теории М.В.Ломоносова не относится

а) материя вечна и неуничтожима

б) все существующее в мире состоит из материи

в) материя состоит из атомов

г) законы природы познать в полной мере невозможно

6. Движение русской общественно-философской мысли середины 19 века, сторонники которого пропагандировали идею европейского пути развития России – это

а) западничество

б) марксизм

в) славянофильство

г) космизм

7. Направление русской общественно-философской мысли середины 19 века, выдвинувшее идею особой роли России и других славянских стран в мире – это

а) западничество

б) марксизм

в) славянофильство

г) космизм

8. По мнению Ф.М. Достоевского христианская религия является

а) препятствием общественного развития

б) основой человеческой духовности

в) основой правового регулирования в обществе

г) способом познания мира

9. Идею богочеловечества выдвинул

а) Л.Н.Толстой

б) Ф.М.Достоевский

в) В.С.Соловьев

г) Н.А.Бердяев

10. 10 Жизненный путь человека, на котором он следует заповедям Бога в учении Ф.М. Достоевского называется путь

а) человекобожества

б) всеединства

в) богочеловечества

г) непротивления злу насилием

11. Жизненный путь человека, на котором он отвергает Бога, всякие авторитеты, считает себя в праве делать все, что хочется, в учении Ф.М.Достоевского называется

а) человекобожества

б) всеединства

в) богочеловечества

г) непротивления злу насилием

12.Ф.М.Достоевский является в русской философии представителем направления

а) теологического

б) славянофильство

в) космизм

г) западничество

13. Идея непротивления злу насилием принадлежит

а) Ф.М.Достоевскому

б) В.С.Слловьеву

в) Н.А.Бердяеву

г) Л.Н.Толстому

14. В основе идеи непротивления злу насилием лежит мысль о том, что

а) насилие осуждается христианской религией

б) смерть и насилие – главное зло на земле

в) применение насилия трудно ограничить

г) можно достичь цели другими средствами

15. Согласно учению Л.Н.Толстого, смысл жизни человека – это

а) самосовершенстование

б) служение Богу

в) труд на благо общества

г) стремление к знаниям

16. Основоположник философии всеединства в русской философии

а) Н.А.Бердяев

б) П.А. Флоренский

в) В.С.Соловьев

г) С.Н.Булгаков

17. Объединение и гармония всех сторон бытия – это главная идея философии

а) толстовства

б) всеединства

в) славянофильства

г) западничества

18. Нравственность является главным аспектом жизни человека; низшим ее уровнем

является право, а высшим – любовь. Это одна из главных идей учения

а) Л.Н.Толстого

б) М.В.Ломоносова

в) В.С.Соловьева

г) В.И.Ленина

19. Согласно учению В.С. Соловьева, всю полноту бытия определяет единство трех

абсолютных ценностей

а) вера, добро, истина

б) вера, благо, красота

в) добро, вера, красота

г) благо, истина, красота

20. В учении Вл.Соловьева Бог - это

а) благо

б) истина

в) любовь

г) милосердие

21. Высший онтологический принцип организации бытия, означающий взаимопроникновение и вместе с тем взаиморазделенность всех вещей и явлений мира в русской философии обозначается понятием

а) богочеловечество

б) всеединство

в) София

г) человекобожество

22. Область планеты, охваченная разумной человеческой деятельностью, в результате которой человек преобразует природу соответственно своим интересам и включает в нее все новые планетарные и космические являения В.И.Вернадский назвал

а) социум

б) экосистема

в) биосфера

г) ноосфера

23. Направление в русской философии, которое рассматривало космос, природный мир и человека как единое взаимосвязанное целое – это

а) космизм

б) всеединство

в) марксизм

г) славянофильство

24. Представителем русского космизма не является

а) К.Э.Циолковский

б) В.И.Вернадский

в) А.Л.Чижевский

г) Д.И. Менделеев

25. Философ, считавший, что свойства материи позволяют считать жизнь на Земле не единственной во Вселенной – это

а) К.Э.Циолковский

б) А.Л.Чижевский

в) В.С.Соловьев

г) В.И.Вернадский

26. «Жизнь – это неотъемлемая черта космического бытия», - считал

а) В.С.Соловьев

б) А.Л.Чижевский

в) К.Э.Циолковский

г) В.И.Вернадский

27. Космос К.Э.Циолковский понимал как область мироздания,

а) в которой существуют другие разумные миры

б) для дальнейшего распространения разумной деятельности человека

в) оказывающую влияние на жизнедеятельность человека

г) недоступную для научного познания

28. Самым значимым элементом космоса, оказывающим влияние на все формы жизни на Земле, согласно теории А.Л.Чижевского, является

а) Луна

б) кометы

в) Солнце

г) Млечный путь

29. Согласно теории А.Л.Чижевского, активность Солнца влияет на

а) состояние здоровья человека

б) поведение животных

в) природные явления

г) состояние всего живого на Земле

30 Материалистическое понимание психической жизни человека предложил в своем учении

а) И.Н.Сеченов

б) В.И.Вернадский

в) И.П.Павлов

г) И.И.Мечников

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: