Правовой статус вынужденных переселенцев и беженцев в РФ

Беженец это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений;

В отношении ряда категорий российский Закон исключает их признание беженцами, хотя и по разным основаниям. Это лица, с одной стороны, совершившие серьезные преступления, с другой — чьи права и обязательства признаются их государством, а также лица, пользующиеся защитой и (или) помощью других органов или учреждений ООН, кроме Верховного Комиссара ООН по делам беженцев. Кроме того, российский Закон не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, покинувших государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Допустимы два варианта обращения с ходатайством о признании беженцем: находящиеся за границей могут обратиться в наши дипломатические или консульские ведомства; пребывающие в России обращаются в МВД России и территориальные органы МВД России.

Рассмотрев ходатайство, названные органы и учреждения принимают решение о выдаче лицу свидетельства — документа, удостоверяющего личность лица, ходатайствующего о признании беженцем (однако это еще не признание человека беженцем). Решение о выдаче свидетельства является основанием для предоставления лицу и членам его семьи прав и возложения на них обязанностей, предусмотренных Законом о беженцах. Кроме того, свидетельство является основанием для регистрации соответствующих лиц в органе внутренних дел на срок рассмотрения ходатайства по существу.

Свидетельство является также основанием для получения лицом и членами его семьи направления в центр временного размещения беженцев, оплаты проезда в этот центр, а также единовременного денежного пособия на каждого члена семьи в порядке и в размерах, определяемых Правительством РФ.

Решение о признании беженцем вручается или направляется лицу МВД России или территориальными органами МВД России в течение трех рабочих дней со дня принятия решения. Если лицо находится вне пределов территории России, в решении указывается место пребывания данного лица и членов его семьи на территории. Лицу, признанному беженцем и достигшему 18 лет, МВД России и территориальные органы МВД России выдает удостоверение установленной формы. Удостоверение действительно на всей территории России и является основанием для регистрации в установленном порядке лица, признанного беженцем, и членов его семьи в территориальном органе внутренних дел на срок признания данного лица беженцем.

В соответствии с Законом о беженцах лицо признается беженцем на срок до трех лет. При сохранении в государстве гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) лица обстоятельств, ставших основанием при признании беженцем, срок признания беженцем продлевается на каждый последующий год.

У лиц, признанных беженцами, по Закону достаточно много прав и обязанностей. В частности, они сохраняют право на получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях, а также иной информации о своем положении. Если человек находится вне пределов территории России, он получает содействие российской стороны в оформлении документов для въезда в страну. В любом случае беженец получает содействие в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания. Он получает питание и пользуется коммунальными услугами в центре временного размещения до убытия к новому месту пребывания. В этом центре беженцы имеют также право на охрану представителями территориального органа внутренних дел в целях обеспечения своей безопасности.

Беженцы имеют право на пользование жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом Правительством РФ, из фонда жилья для временного поселения, — если они или члены их семей не имеют жилого помещения, предоставленного им по договору найма или принадлежащего им на праве собственности на территории России. Согласно Закону о беженцах, они получают медицинскую и лекарственную помощь наравне с российскими гражданами, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Беженцы имеют права: на получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве; на работу по найму или предпринимательскую деятельность; на социальную защиту, в том числе социальное обеспечение; на получение содействия в устройстве их детей в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального образования, а также в переводе их в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Беженец имеет право на обращение с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации или на приобретение ее гражданства в соответствии с законодательством РФ и международными договорами Российской Федерации. Беженец обладает правом на участие в общественной деятельности наравне с российскими гражданами, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами Российской Федерации.

За беженцем сохраняется право на добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства), а также на выезд на место жительства в иностранное государство.

Беженцы обязаны соблюдать российские законы, сообщать о себе необходимые сведения в территориальные органы МВД России, проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые этими органами.

Закон о беженцах предусматривает утрату и лишение лицом статуса беженца. Утрата имеет место, если лицо получило разрешение на постоянное проживание на территории Российской Федерации либо приобрело ее гражданство, снова добровольно воспользовалось защитой государства своей гражданской принадлежности, восстановило прежнее или приобрело новое гражданство либо прекратились обстоятельства, вынудившие лицо стать беженцем. Возможно и лишение статуса беженца — это своего рода санкция, мера конституционно-правовой ответственности. Лицо лишается статуса беженца, если оно: осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории России; сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы,

Вынужденный переселенец – гражданин РФ, покинувший место жительства вследствии совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных компаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

По названным выше обстоятельствам вынужденным переселенцем признается: гражданин РФ, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию РФ; гражданин РФ, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого субъекта РФ. 

Вынужденным переселенцем может быть признан иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории РФ по названным обстоятельствам. Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживающий на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца РФ и утративший этот статус в связи с приобретением российского гражданства, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории России. Решением вопроса о признании лиц вынужденными переселенцами занимаются уполномоченные территориальные органы соответствующих федеральных структур. Для признания лица вынужденным переселенцем оформляется ходатайство на имя руководителя данного территориального органа или на имя руководителя соответствующего органа исполнительной власти по форме установленного образца. С ходатайством можно обращаться как лично, так и через уполномоченного на то представителя. Поступившее ходатайство должно рассматриваться руководителем соответствующего территориального органа или уполномоченным им должностным лицом в течении трех дней со дня его поступления. При положительном решении вопроса заявителю и членам его семьи старше 18 лет в день принятия решения выдается свидетельство о регистрации ходатайства под расписку при предъявлении паспорта или другого документа, удостоверяющего личность. Выдача свидетельства также регистрируется в книге учета свидетельств.

Статус вынужденных переселенцев регулируется Законом РФ «О вынужденных переселенцах». 

Лица, признанные беженцами или вынужденными переселенцами, пользуются такими же социально-экономическими правами, но у вынужденного переселенца существует ряд дополнительных прав. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий:

 включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности;

оказывают помощь в индивидуальном жилищном строительстве, включая предоставление (приобретение) земельного участка и приобретение строительных материалов в установленном порядке;

предоставляют вынужденному переселенцу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, безвозмездные субсидии на строительство (приобретение) жилья;

письменной форме в порядке и в сроки, которые определяются законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны оказывать беженцам и вынужденным переселенцам всестороннюю помощь и содействие в решении проблем их устройства на новом месте жительства.

Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. 5.

Срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии одновременно следующих оснований:

1) вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации;

2) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, денежной компенсации за утраченное жилье;

3) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья до 1 января 2003 года;

4) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья до 16 октября 2010 года;

5) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, социальной выплаты на приобретение (строительство, восстановление) жилого помещения;

6) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, в установленном законодательством Российской Федерации порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на строительство (приобретение) жилого помещения;

7) непредоставление вынужденному переселенцу и (или) членам семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющим статуса вынужденного переселенца, в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: