Конспект урока №27 (1) по курсу «Расти и развиваться здоровыми» 7 класс 08.04 и 09.04.20
Тема: Психологическое благополучие и психическая устойчивость как составные части здоровья человека.
Цель: Помочь обучающимся понять ценность здоровья вообще и психологического здоровья в частности.
Образовательные:
1. Помочь обучающимся понять ценность каждой личности.
2. Подчеркнуть уникальность и неповторимость каждой личности.
3. Попытаться определить, что такое личность.
Коррекционно-развивающие: Коррекция и развития связной речи через умение общаться на уроке: отвечать на вопросы, спрашивать о непонятных словах, делиться впечатлениями. Способствовать расширению словарного запаса через изучение новых понятий.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, воспитание интереса к предмету.
Оборудование: доска, тетради, ручки, иллюстрации, планшет.
Тип урока: урок закрепления.
Методы: беседа, объяснение, демонстрация, упражнения.
Формы работы: беседа, работа в тетрадях, работа с наглядным материалом.
Ход урока
I. Подготовительный этап
Организация начала урока, нэн.
Цель: создание рабочей обстановки, психологический настрой обучающихся.
- Кто сегодня дежурный?
- Все ли присутствуют на уроке?
- Как называется наш урок?
- Какой урок по счету?
- Какое сегодня число?
- Какой день недели? Молодцы!
Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята, для того чтобы получить на уроке хорошие оценки, необходимо соблюдать следующие условия: на уроке быть внимательными, работать активно. Знания, приобретенные на уроках, обязательно пригодятся вам в вашей самостоятельной жизни.
Проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний.
Фронтальный опрос учащихся по теме прошлого урока.
Сообщение темы и цели урока
Тема сегодняшнего урока «Психологическое благополучие и психическая устойчивость как составные части здоровья человека».
- Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока. Не забываем пропускать одну клетку, между записями.
II. Основная часть
Изложение нового материала
Сегодня мы с вами поговорим о психологическом здоровье.
Но сначала давайте немного поиграем.
Рисуночная разминка «Достраивание композиции»
Каждый участник получает лист бумаги. Дается задание: задумать какую-либо композицию для изображения на этом листе, но изобразить только одну из ее характерных деталей. После этого листок передается соседу, тот дорисовывает еще какую-нибудь деталь и т.д. Таким образом, рисунки дорисовывают 3 обучюащихся, обрастая разными деталями. Передача листов осуществляется всеми участниками одновременно, по команде учителя. У каждого участника рисунок находится 30-40 секунд. Переговариваться в процессе выполнения упражнения нельзя.
Когда рисунки проходят полный круг, каждый получает в руки свой листок и может сравнить свой замысел с тем, что получилось в итоге.
Обсуждение: насколько получившиеся рисунки соответствуют вашему замыслу? Какие эмоции возникли при виде того, что получилось в итоге?
Все вы знаете, что такое «здоровый человек»?
Ученики отвечают: сильный, активный, занимается спортом. Нет вредных привычек.
Вы все правильно назвали, но здоровье человека можно образно представить тремя блоками (аспектами): физическое здоровье (нет болезней, сильный, активный), социальное положение (питание, образ жизни, уровень жизни), и психологическое здоровье. Например представьте себе, что человек живет очень бедно, фруктов не кушает, целый день работает, физкультурой заниматься некогда. Будет он здоров?
Ученики отвечают
Правильно, вот поэтому мы выделяем с вами и психологическое здоровье. Даже если человек физически здоров, но у него каждый день скандалы. Много работы – он нервничает, устает, ругается, спорит. Как он будет выглядеть? Измученный, круги под глазами? И, в конце концов, может даже заболеть. Психологическое здоровье – это благополучие личности человека, отсутствие проблем и стрессов, умение с ними справляться. Давайте вместе придумаем с вами правила психологической зарядки, проделывая которую вы всегда сможете поддерживать свое психологическое здоровье в порядке.
Итак, выработаем первое упражнение. Как вы думаете, что делает здоровый, счастливый человек, когда утром глядится в зеркало?
Ученики отвечают
Правильно! Первое упражнение – улыбка. Недаром говорят. Что улыбка и смех продлевают жизнь. Даже если вам не очень весело, поглядев на смеющегося человека, мы тоже начинаем улыбаться и настроение улучшается. Если же начнем свой день хмуро, то он так и пройдет, да и окружающие будут не в восторге.
Давайте повернемся друг к другу и весело улыбнемся!
А сейчас я предлагаю вам тест, с помощью которого вы сможете оценить степень своей конфликтности.
Тест «Самооценка конфликтности»
Оцените по 7-ми балльной шкале, насколько в вас представлено свойство, приведенное в тесте. 7 баллов означает, что в вашем поведении всегда проявляется данное свойство, 1 балл - что оно не проявляется никогда, для вас характерна его противоположность.
1. Рветесь в спор | 7 6 5 4 3 2 1 | Уклоняетесь от спора |
2. Свои выводы сопровождаете тоном, не терпящим возражений | 7 6 5 4 3 2 1 | Свои выводы сопровождаете извиняющимся тоном |
3. Считаете, что добьетесь своего, если будете возражать | 7 6 5 4 3 2 1 | Считаете, что если будете возражать, то не добьетесь своего |
4. Не обращаете внимания на то, что другие не принимают доводов | 7 6 5 4 3 2 1 | Сожалеете, если видите, что другие не принимают доводов |
5. Спорные вопросы обсуждаете в присутствии оппонента (соперника, противника) | 7 6 5 4 3 2 1 | Рассуждаете о спорных проблемах в отсутствие оппонента |
6. Не смущаетесь, если попадаете в напряженную обстановку | 7 6 5 4 3 2 1 | В напряженной обстановке чувствуете себя неловко |
7. Считаете, что в споре надо проявлять свой характер | 7 6 5 4 3 2 1 | Считаете, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции |
8. Не уступаете в спорах | 7 6 5 4 3 2 1 | Уступаете в спорах |
9. Считаете, что люди легко выходят из конфликта | 7 6 5 4 3 2 1 | Считаете, что люди с трудом выходят из конфликта |
10. Если взрываетесь, то считаете, что без этого нельзя | 7 6 5 4 3 2 1 | Если взрываетесь, то вскоре ощущаете чувство вины |
Подсчитайте общую сумму баллов и оцените степень своей конфликтности.
60 и более - высокая степень конфликтности. Зачастую вы сами ищите поводов для споров. Не обижайтесь, если вас будут считать любителем поскандалить. Лучше подумайте, не скрывается ли за таким поведением чувство собственной неполноценности?
50-60 баллов - выраженная конфликтность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, даже если это может отрицательно повлиять на ваши взаимоотношения с окружающими. За это вас не всегда любят, но зато уважают.
30-50 - конфликтность выражена слабо. Вы умеете сглаживать конфликты и избегать критических ситуаций, но при необходимости готовы решительно отстаивать свои интересы.
15-30 - конфликтность не выражена. Вы тактичны, не любите конфликтов. Если же вам приходится вступать в спор, вы всегда учитываете, как это может отразиться на ваших взаимоотношениях с окружающими.
Менее 15 баллов - для вас свойственно избегать конфликтных ситуаций. Вы предпочитаете отказаться от своих интересов, но избежать какой-либо напряженности в отношениях. Не думаете ли вы, что тем самым вы теряете уважение окружающих?
Физкультминутка
- Вы наверное устали много думали, читали. Отдохнуть уже пора, физминутка нам нужна.
Цель: снять статическое напряжение мышц спины.
Исходное положение: руки на парте. Руки вверх, потянуться как можно выше, прогнуть спину, посмотреть на руки, вернуться в исходное положение. Повторить 3 раза.