Тема 7. Преступления в сфере таможенного дела и финансовой деятельности государства

 

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов

с физического лица (ст. 198 УК РФ)

 

Объект преступления - установленный порядок уплаты физическими лицами налогов и (или) сборов.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. N 64 "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления" общественная опасность уклонения от уплаты налогов и сборов заключается в непоступлении денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащий им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежными средствами, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 НК РФ): Сбор - это установленный налоговым законодательством обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая представление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п. 2 ст. 8 НК РФ).

Действующим законодательством установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные (ст. 13 НК РФ), региональные (ст. 14 НК РФ) и местные (ст. 15 НК РФ), а также специальные налоговые режимы (ст. 18 НК РФ). Уголовная ответственность наступает в случае уклонения от уплаты как федеральных налогов и сборов, так и налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов. Среди налогов, уплачиваемых налогоплательщиками - физическими лицами, основными являются: на доходы, транспортный, земельный, на имущество. Порядок и сроки их уплаты предусматриваются в законодательстве о налогах и сборах <1>.

Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты) и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. Налоговая декларация - это письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога, а также других данных, связанных с исчислением и уплатой налога (ст. 80 НК РФ). Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по каждому виду налога по определенной форме лично или через его представителя, а также может быть направлена по почте, в том числе и электронной, в порядке и в сроки, установленные налоговым законодательством. Под иными документами, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, понимаются любые предусмотренные Налоговым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов и (или) сборов. Например, справки о суммах уплаченного налога (ст. 244 НК РФ), документы, подтверждающие право на налоговые льготы.

Объективная сторона преступления выражается в действии (бездействии) - уклонении от уплаты налогов и (или) сборов следующими способами: 1) непредставление налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным; 2) включение в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, последствии в виде крупного размера, причинной связи.

Основные вопросы, связанные с толкованием объективных признаков деяния и его квалификацией, раскрываются в названном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ:

а) уклонение от уплаты налогов и (или) сборов - это умышленные деяния, направленные на их неуплату в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное или частичное непоступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации (абз. 1 п. 3);

б) под включением в налоговую декларацию или в иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений следует понимать умышленное указание в них любых не соответствующих действительности данных об объекте налогообложения, расчете налоговой базы, наличии налоговых льгот или вычетов и любой иной информации, влияющей на правильное исчисление и уплату налогов и сборов (абз. 1 п. 9);

в) включение в налоговую декларацию или иные обязательные для представления документы заведомо ложных сведений может выражаться в умышленном неотражении в них данных о доходах из определенных источников, объектов налогообложения, в уменьшении действительного размера дохода, искажении размеров произведенных расходов, которые учитываются при исчислении налогов (например, расходы, вычитаемые при определении совокупного налогооблагаемого дохода). К заведомо ложным сведениям могут быть также отнесены не соответствующие действительности данные о времени (периоде) понесенных расходов, полученных доходов, искажение в расчетах физических показателей, характеризующих определенный вид деятельности, при уплате единого налога на вмененный доход и т.п. (абз. 2 п. 9);

г) по смыслу закона ответственность за преступление, предусмотренное ст. 198 УК РФ либо ст. 199 УК РФ, может наступить при наличии к тому оснований и за отдельный налоговый период, установленный Налоговым кодексом РФ (например, за календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате), если уклонение от уплаты одного или нескольких налогов (сборов) составило крупный или особо крупный размер и истекли установленные налоговым законодательством сроки их уплаты (абз. 2 п. 11);

д) при исчислении крупного или особо крупного размера уклонения от уплаты налогов и (или) сборов надлежит складывать как сумму налогов (в том числе по каждому их виду), так и сумму сборов, которые не были уплачены за период в пределах трех финансовых лет подряд. При этом следует учитывать лишь суммы тех налогов и (или) сборов, которые не были уплачены в бюджеты различных уровней по истечении налоговых периодов по видам налогов и (или) сборов в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Крупный (особо крупный) размер неуплаченных налогов и (или) сборов исчисляется за период в пределах трех финансовых лет подряд и в тех случаях, когда сроки их уплаты выходят за пределы данного трехлетнего периода и они истекли (абз. 1 п. 12);

е) если налогоплательщик не представил налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным (ст. 23 НК РФ), либо включил в налоговую декларацию или в эти документы заведомо ложные сведения, в том числе в случаях подачи в налоговый орган заявления о дополнении и изменении налоговой декларации после истечения срока ее подачи, но затем до истечения срока уплаты налога и (или) сбора сумму обязательного взноса уплатил (п. 4 ст. 81 НК РФ), добровольно и окончательно отказавшись от доведения преступления до конца (ч. 2 ст. 31 УК РФ), то в его действиях состав преступления, предусмотренный ст. 198 или ст. 199 УК РФ, отсутствует (п. 14);

Под непредставлением налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, понимается неподача указанных документов в налоговые органы в порядке и сроки, которые установлены законодательством о налогах и сборах. Для каждого вида налога и сбора эти сроки устанавливаются отдельно. Например, налогоплательщик налога на доходы обязан представить налоговую декларацию в налоговый орган по месту своего учета не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 229 НК РФ).

Состав преступления материальный. Моментом окончания деяния следует считать фактическую неуплату налогов (сборов) в крупном размере в срок, установленный налоговым законодательством.

Конкретная сумма неуплаченных налогов и (или) сборов (как обязательный признак состава преступления) должна быть рассчитана исходя из примечания к ст. 198 УК РФ или из примечания к ст. 199 УК РФ. Исчисляя долю неуплаченных налогов и (или) сборов (свыше 10% или свыше 20%), необходимо исходить из суммы всех налогов и (или) сборов, подлежащих уплате за период в пределах трех финансовых лет подряд, если такая сумма составила: по ст. 198 УК РФ - соответственно более 600 тыс. рублей и более 3 млн. рублей, по ст. 199 УК РФ - соответственно более 2 млн. рублей и более 10 млн. рублей. Выявленная сумма неуплаченных налогов (сборов) должна включаться в общую сумму налогов (сборов), подлежащих уплате.

Порядок определения неуплаченной доли налогов (сборов) не относится к случаям, когда крупный или особо крупный размер составляет более 1 млн. 800 тыс. рублей или более 9 млн. рублей для соответствующих частей ст. 198 УК РФ и соответственно более 6 млн. рублей или 30 млн. рублей для соответствующих частей ст. 199 УК РФ.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что уклоняется от уплаты налогов и (или) сборов в крупном (особо крупном) размере способами, указанными в диспозиции статьи, и желает этого. Цель действий (бездействия) виновного - полностью или частично не уплатить налоги и (или) сборы.

Несвоевременная подача декларации о доходах, не связанная с намерением уклониться от уплаты налога, а равно искажение данных о фактически полученных доходах или понесенных при этом расходах, произошедшие по ошибке, не влекут уголовной ответственности по ст. 198 УК РФ.

При решении вопроса о наличии у лица умысла необходимо учитывать обстоятельства, исключающие его вину в налоговом правонарушении (ст. 111 НК РФ). Например, в случае выполнения налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции.

Субъект преступления специальный - вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет, обязанное в соответствии с законодательством о налогах и сборах своевременно и в полном объеме уплатить налоги и (или) сборы.

Субъектом преступления может также являться частный нотариус, адвокат, индивидуальный предприниматель и иное физическое лицо, осуществляющее функции законного или уполномоченного представителя в совершении действий, регулируемых законодательством о налогах и сборах (ст. ст. 26 - 29 НК РФ) (абз. 1 и 2 п. 6 Постановления).

В тех случаях, когда лицо, фактически осуществляющее свою предпринимательскую деятельность через подставное лицо (например, безработного, который формально был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя), уклонялось при этом от уплаты налогов (сборов), его действия следует квалифицировать по ст. 198 УК РФ как исполнителя данного преступления, а действия иного лица в силу ч. 4 ст. 34 УК РФ - как его пособника при условии, если он сознавал, что участвует в уклонении от уплаты налогов (сборов) и его умыслом охватывалось совершение этого преступления (абз. 3 п. 6 Постановления).

Квалифицирующий признак - совершение преступления в особо крупном размере (ч. 2 ст. 198 УК РФ).

В соответствии с примечанием к данной статье, а также в силу ч. 1 ст. 76.1 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.

 

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации

(ст. 199 УК РФ)

 

Объект преступления - установленный порядок уплаты организациями налогов и (или) сборов.

Содержание объективных признаков состава преступления, его субъективной стороны, а также вопросов, возникающих при квалификации деяния, аналогичны норме, предусмотренной ст. 198 УК РФ, за исключением того, что налогоплательщиком здесь является организация.

Организации - это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ (ст. 11 НК РФ).

Наиболее важными налогами, уплачиваемыми организациями, являются: налог на добавленную стоимость, на прибыль, акцизы, единый социальный, на добычу полезных ископаемых, на имущество, земельный.

К иным документам, представление которых организацией в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, могут относиться: выписки из книги продаж, из книги учета доходов и расходов хозяйственных операций, копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур (ст. 145 НК РФ); расчеты по авансовым платежам и расчетные ведомости (ст. ст. 243 и 398 НК РФ); годовые отчеты (ст. 307 НК РФ) и т.д.

Состав преступления материальный. Моментом окончания деяния следует считать фактическую неуплату налогов (сборов) в крупном размере в срок, установленный налоговым законодательством.

Порядок расчета крупного (особо крупного) размера неуплаченных налогов и (или) сборов, идентичен рассмотренному выше применительно к составу преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ.

Субъект преступления специальный - вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет, в обязанности которого в соответствии с законодательством о налогах и сборах входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, и обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов.

В соответствии с положениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. N 64 "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления" к субъектам преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, могут быть отнесены:

а) руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов; иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий; лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера). Содеянное надлежит квалифицировать по п. "а" ч. 2 ст. 199 УК РФ, если указанные лица заранее договорились о совместном совершении действий, направленных на уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации-налогоплательщика (абз. 1 п. 7);

б) иные служащие организации-налогоплательщика (организации плательщика сборов), оформляющие, например, первичные документы бухгалтерского учета, могут быть при наличии к тому оснований привлечены к уголовной ответственности по соответствующей части ст. 199 УК РФ как пособники данного преступления (ч. 5 ст. 33 УК РФ), умышленно содействовавшие его совершению (абз. 2 п. 7);

в) лицо, организовавшее совершение преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, либо склонившее к его совершению руководителя, главного бухгалтера (бухгалтера) организации-налогоплательщика или иных сотрудников этой организации, а равно содействовавшее совершению преступления советами, указаниями и т.п., несет ответственность в зависимости от содеянного им как организатор, подстрекатель либо пособник по соответствующей части ст. 33 УК РФ и соответствующей части ст. 199 УК РФ (абз. 3 п. 7).

Квалифицирующие признаки - совершение преступления группой лиц по предварительному сговору (понятие данного признака дано в ч. 2 ст. 35 УК РФ) и в особо крупном размере.

В соответствии с примечанием к данной статье, а также в силу ч. 1 ст. 76.1 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.

 

Неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ)

 

Объект преступления - установленный порядок уплаты налоговыми агентами налогов и (или) сборов <1>.

В соответствии со ст. 24 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Обязанности налогового агента могут быть возложены только на тех лиц (юридические или физические), которые являются источником выплаты доходов, подлежащих обложению налогами, например: на добавленную стоимость (ст. 161 НК РФ), на доходы физических лиц (ст. 226 НК РФ), на прибыль (ст. 286 НК РФ). Так, организация-работодатель вне зависимости от своей организационно-правовой формы является налоговым агентом в отношении заработной платы, подлежащей обложению налогом на доходы, который должны уплачивать ее работники. Данную денежную сумму налоговый агент вначале исчисляет, далее - удерживает из заработной платы работника при ее выдаче, а затем перечисляет ее в бюджетную систему РФ.

Объективная сторона преступления выражается в бездействии - неисполнении обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), последствии в виде крупного размера, причинной связи.

Как уже отмечалось, обязанности налогового агента, указанные в диспозиции ст. 199.1 УК РФ, предусмотрены ст. 24 НК РФ. Ненадлежащее исполнение налоговым агентом иных обязанностей (например, в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика) уголовно ненаказуемо.

Для каждого вида налога в Налоговом кодексе РФ предусмотрен свой порядок исчисления, а также сроки его удержания и перечисления в бюджетную систему РФ. Например, налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода (ст. 226 НК РФ).

Некоторые вопросы толкования признаков состава преступления и его квалификации отражены в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. N 64 "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления" <1>:

а) если действия налогового агента, нарушающие налоговое законодательство по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершены из корыстных побуждений и связаны с незаконным изъятием денежных средств и другого имущества в свою пользу или в пользу других лиц, содеянное следует при наличии к тому оснований дополнительно квалифицировать как хищение чужого имущества (абз. 4 п. 17);

б) в том случае, когда лицо в личных интересах не исполняет обязанности налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и одновременно уклоняется от уплаты налогов с физического лица или организации в крупном или особо крупном размере, содеянное им при наличии к тому оснований надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 199.1 УК РФ и соответственно ст. 198 УК РФ или ст. 199 УК РФ. Если названное лицо совершает также действия по сокрытию денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, содеянное им подлежит при наличии к тому оснований дополнительной квалификации по ст. 199.2 УК РФ (п. 18).

Состав преступления материальный. Деяние является оконченным с момента фактической неуплаты налогов (сборов) в крупном размере в срок, установленный налоговым законодательством.

При определении крупного (особо крупного) размера неисполнения налоговым агентом обязанностей, перечисленных в ст. 199.1 УК РФ, необходимо руководствоваться правилами, содержащимися в примечании к ст. 199 УК РФ, и исчислять его исходя из сумм тех налогов (сборов), которые подлежат перечислению в бюджет (внебюджетные фонды) самим налоговым агентом.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что не исполняет в крупном (особо крупном) размере обязанности, предусмотренные в ст. 199.1 УК РФ, и желает этого.

Обязательным признаком деяния является и его мотив - личный интерес, который может выражаться в стремлении извлечь выгоду имущественного, а также неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п. (абз. 3 п. 17 Постановления).

Субъект преступления специальный - вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет, выполняющее обязанности налогового агента. Это может быть: физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, а также лицо, на которое в соответствии с его должностным или служебным положением возложена обязанность по исчислению, удержанию или перечислению налогов (руководитель или главный (старший) бухгалтер организации), иной сотрудник организации, специально уполномоченный на совершение таких действий, либо лицо, фактически выполняющее обязанности руководителя или главного (старшего) бухгалтера) (абз. 1 п. 17 Постановления).

Квалифицирующий признак (ч. 2 ст. 199.1 УК РФ) - совершение преступления в особо крупном размере.

В соответствии с примечанием к ст. 199 УК РФ, а также в силу ч. 1 ст. 76.1 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.

 

Сокрытие денежных средств либо имущества организации

или индивидуального предпринимателя, за счет которых

должно производиться взыскание налогов и (или) сборов

(ст. 199.2 УК РФ)

 

Объект преступления - установленный порядок взыскания недоимки по налогам и (или) сборам.

Недоимка - это сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок (ст. 11 НК РФ). В случае наличия недоимки налоговые органы имеют право взыскать ее (подп. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Порядок принудительного взыскания недоимки предусмотрен законодательством о налогах и сборах (ст. ст. 45 - 48 НК РФ). Так, после истечения срока исполнения требования об уплате недоимки обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика налоговый орган направляет соответствующее постановление в службу судебных приставов для взыскания недоимки за счет другого имущества <1>.

Предмет преступления - денежные средства и имущество.

В соответствии с налоговым законодательством под денежными средствами и имуществом организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в установленном порядке должно производиться взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, понимаются денежные средства налогоплательщика (плательщика сборов) на счетах в банках, их наличные денежные средства, а также иное имущество, перечисленное в ст. 47 НК РФ (например, имущество, не участвующее непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности: ценные бумаги, валютные ценности, непроизводственные помещения, легковой автотранспорт, предметы дизайна служебных помещений; готовая продукция (товар) и т.д.).

Не является предметом данного преступления имущество, на которое в соответствии с действующим законодательством не может быть обращено взыскание (ст. 446 ГПК РФ). Например: предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и др.), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши; средства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью имущество; призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награжден гражданин-должник.

Объективная сторона преступления выражается в действии (бездействии) - сокрытии в крупном размере денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

Некоторые вопросы толкования признаков состава преступления и его квалификации разъяснены в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. N 64 "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления" <1>:

а) под сокрытием денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК РФ), следует понимать деяние, направленное на воспрепятствование принудительному взысканию недоимки по налогам и сборам в крупном размере (абз. 3 п. 20);

б) если лицо, виновное в уклонении от уплаты налогов и (или) сборов в крупном или особо крупном размере, осуществляет сокрытие денежных средств или имущества организации либо индивидуального предпринимателя в крупном размере, за счет которых в установленном порядке должно производиться взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, содеянное им подлежит дополнительной квалификации по ст. 199.2 УК РФ (абз. 2 п. 20);

в) в тех случаях, когда лицо совершает в крупном размере сокрытие денежных средств либо имущества, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, и предметом сокрытия выступают денежные средства либо имущество, в отношении которых применены способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов или сборов в виде приостановления операций по счетам (ст. 76 НК РФ) и (или) ареста имущества (ст. 77 НК РФ), содеянное полностью охватывается составом преступления, предусмотренным ст. 199.2 УК РФ. При этом умышленные действия служащего кредитной организации, осуществившего банковские операции с находящимися на счетах денежными средствами (вкладами), на которые наложен арест, при наличии к тому оснований подлежат квалификации по ч. 1 ст. 312 УК РФ (абз. 3 п. 20).

Состав преступления материальный. Уголовная ответственность наступает после истечения срока, установленного в полученном требовании об уплате налога и (или) сбора в крупном размере.

Исходя из примечания к ст. 169 УК РФ под крупным размером следует понимать стоимость сокрытого имущества в сумме, которая необходима для погашения задолженности, превышающей 1 млн. 500 тыс. рублей. Состав преступления, предусмотренный ст. 199.2 УК РФ, наличествует и в том случае, когда размер задолженности превышает стоимость имущества, сокрытого в крупном размере с целью воспрепятствовать дальнейшему принудительному взысканию недоимки.

В судебной практике сложился подход, согласно которому сокрытие осуществляется посредством: совершения с имуществом мнимых сделок; осуществления безналичных расчетов через новые открытые расчетные счета или счета третьих лиц; несдачи денежной выручки в кассу предприятия; взаимозачетов или расчетов с контрагентами векселями и т.д. <1>.

Действия лица, потратившего сокрытые денежные средства на выплату заработной платы или на производственные нужды, в том числе и на уплату коммунальных платежей, формально содержат признаки состава преступления, предусмотренного ст. 199.2 УК. В то же время при определенных условиях (например, сложная социально-экономическая ситуация в регионе) указанное деяние может являться обстоятельством, исключающим его преступность в силу крайней необходимости (ст. 39 УК РФ).

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что воспрепятствует принудительному взысканию недоимки по налогам и сборам в крупном размере, и желает этого.

Субъект преступления специальный - вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет, имеющее статус индивидуального предпринимателя, собственник имущества организации, руководитель организации либо лицо, выполняющее управленческие функции в этой организации, связанные с распоряжением ее имущества.

В диспозиции данной статьи физическое лицо не указано в качестве общего субъекта преступления. При наличии оснований деяние такого лица, направленное на сокрытие имущества, за счет которого согласно законодательству РФ о налогах и сборах должно быть произведено взыскание недоимки, можно квалифицировать по ст. 312 УК РФ.

 

Незаконные экспорт из Российской Федерации

или передача сырья, материалов, оборудования, технологий,

научно-технической информации, незаконное выполнение работ

(оказание услуг), которые могут быть использованы

при создании оружия массового поражения, вооружения

и военной техники (ст. 189 УК РФ)

 

Объект преступления - установленный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, работ (услуг), используемых при создании вооружения и военной техники, оружия массового поражения и средств его доставки.

В соответствии с Федеральным законом от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" <1> в Российской Федерации предусмотрен комплекс мер (экспортный контроль), обеспечивающих реализацию установленного действующим законодательством порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов.

Экспортный контроль осуществляется в целях защиты интересов России и соблюдения ею международных договоров в области нераспространения оружия массового поражения и иных видов вооружения и военной техники.

Контролируемые товары и технологии - сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них), которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также продукция, являющаяся особо опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов (ст. 1 Федерального закона "Об экспортном контроле").

Содержание понятий, а также номенклатура подпадающих под экспортный контроль товаров, информации, работ (услуг) и технологий определяются списками (перечнями), утверждаемыми указами Президента РФ по представлению Правительства РФ <1>.

Деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой, разработкой и производством продукции военного назначения, регламентируется Федеральным законом от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" <1>.

Согласно ст. 1 данного нормативного акта под вооружением и военной техникой понимается продукция военного назначения. Например, комплексы различных видов оружия и средств обеспечения его боевого применения, системы связи и управления войсками, вооружением и военной техникой; взрывчатые вещества, предметы и устройства взрывания, порох (за исключением охотничьих), ракетное топливо для боевых ракет, материалы специального назначения и специальное оборудование для их производства.

Оружие массового поражения - это ядерное, химическое, бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие. Средства его доставки - это ракеты и беспилотные летательные аппараты, способные доставлять оружие массового поражения.

Объективная сторона преступления выражается в следующих незаконных действиях, оказываемых иностранной организации или ее представителю: 1) экспорт или передача товаров, информации и технологий; 2) выполнение работ или оказание услуг.

В соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" экспортом является вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе. Под передачей сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации понимаются любые действия, в результате которых иностранная организация или ее представители стали обладателями этих предметов. В отличие от экспорта передача указанных предметов осуществляется на территории России. Выполнение работ для иностранной организации или ее представителя - это производство любых работ, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники, оружия массового поражения, средств его доставки. Например, переоборудование объекта, предназначенного для производства военной техники. Услуги иностранной организации или ее представителю могут выражаться в оказании им помощи (консультации, обучение, проведение исследований и т.п.), связанной с созданием оружия массового поражения, средств его доставки и иного вооружения и военной техники.

Иностранная организация - это юридическое лицо, вне зависимости от своей организационно-правовой формы созданное на территории иностранного государства. Представителями этой организации являются ее руководители и иные лица, уполномоченные от ее имени совершать определенные действия.

Действия, образующие объективную сторону данного преступления, должны быть незаконными, т.е. совершены в нарушение установленного в Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении контролируемых товаров и технологий.

Совершение указанных действий подлежат квалификации по ст. 189 УК РФ, если в них отсутствуют признаки преступлений, предусмотренных ст. ст. 226.1 и 275 УК РФ.

В случае если передаваемые товары и технологии содержат сведения, составляющие государственную тайну, либо иная оказываемая помощь иностранной организации или ее представителю может причинить ущерб внешней безопасности России, содеянное необходимо квалифицировать по ст. 275 УК РФ, предусматривающей ответственность за государственную измену.

Состав преступления формальный. Деяние является оконченным в момент совершения любого действия, указанного в диспозиции настоящей статьи.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что незаконно экспортирует или передает соответствующие предметы, информацию, выполняет работы или оказывает услуги иностранной организации или ее представителю, и желает этого.

Заведомость как обязательный признак данного состава преступления предполагает, что виновному достоверно известно, что контролируемые товары и технологии, с которыми совершаются незаконные действия, могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль.

Субъект преступления специальный - лицо, наделенное правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, достигшее возраста 16 лет.

Согласно примечанию к данной статье под лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, понимается руководитель юридического лица или индивидуальный предприниматель, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие постоянное место нахождения или место жительства на территории Российской Федерации.

Особо квалифицирующие признаки (ч. 3 ст. 189 УК РФ) - совершение деяния организованной группой (о понятии данного признака см. ч. 3 ст. 35 УК РФ) либо в отношении сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, работ (услуг), которые заведомо для лица, наделенного правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки и в отношении которых установлен экспортный контроль.

 

Невозвращение на территорию Российской Федерации

культурных ценностей (ст. 190 УК РФ)

 

Объект преступления - установленный порядок вывоза из Российской Федерации и возвращения на ее территорию предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран.

В целях сохранения культурного наследия народов Российской Федерации и зарубежных стран действующим законодательством предусмотрен особый порядок вывоза и ввоза культурных ценностей независимо от их формы собственности.

Под культурными ценностями понимаются движимые предметы материального мира, находящиеся на территории Российской Федерации, а именно: созданные гражданами РФ или иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими здесь; имеющие важное значение для РФ; обнаруженные на территории РФ; приобретенные археологическими, этнологическими и естественнонаучными экспедициями либо в результате добровольных обменов; полученные в качестве дара или законно приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности.

Предмет преступления - культурные ценности художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран.

В ст. 7 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" <1> предусмотрены следующие категории предметов, подпадающих под его действие: а) исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства); б) предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок; в) художественные ценности, в том числе: картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов; оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы; оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов; художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы; гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы; произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов; изделия традиционных народных художественных промыслов и т.д.

Указанные предметы делятся на три категории: 1) подлежащие вывозу из РФ; 2) подлежащие временному вывозу из РФ; 3) не подлежащие вывозу из РФ <1>.

Предметом преступления, предусмотренного ст. 190 УК РФ, являются именно ценности, которые подлежат временному вывозу из Российской Федерации.

Временный вывоз культурных ценностей - это их перемещение через таможенную границу России с обязательством их обратного ввоза в оговоренный срок. Согласно абз. 3 - 5 п. 1 ст. 9 и абз. 6 ст. 27 Закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей" к таким предметам относятся: движимые предметы, независимо от времени их создания охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей Российской Федерации; культурные ценности, созданные более 100 лет назад.

Временный вывоз с территории Российской Федерации культурных ценностей осуществляется для организации выставок, реставрационных работ и научных исследований, в связи с театральной, концертной и иной артистической деятельностью и в других необходимых случаях.

Порядок и условия временного вывоза культурных ценностей регламентирован действующим законодательством, в частности ст. ст. 27 - 35 Закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей".

Решение о возможности временного вывоза культурных ценностей принимается соответствующими государственными органами после обязательной их экспертизы и заключения между этими органами и лицом, вывозящим ценности, договора о возврате временно вывозимых культурных ценностей. При принятии данного решения выдается свидетельство на право временного вывоза культурных ценностей, в котором, так же как и в указанном договоре, устанавливается срок обязательного возврата ценностей на территорию страны.

Объективная сторона преступления выражается в бездействии - невозвращении указанных ценностей в установленный срок на территорию РФ, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством РФ.

Под невозвращением понимается невыполнение лицом обязанности возвратить на территорию России культурные ценности в срок, установленный в соответствующем договоре и свидетельстве на право их временного вывоза.

Лицо не подлежит уголовной ответственности, если оно не имеет реальной возможности возвратить культурные ценности (например, ценности утрачены в результате стихийного бедствия, военных действий).

Состав преступления формальный. Деяние является оконченным после истечения срока, установленного для возвращения культурных ценностей на территорию Российской Федерации.

Невозвращение вывезенных из-за границы ценностей необходимо отличать от их хищения, совершенным лицом, не являющимся собственником этих предметов. В последнем случае лицо изначально не собиралось возвращать эти ценности в Россию, имея корыстную цель их присвоения. Данные действия необходимо квалифицировать по статьям гл. 21 УК РФ (например, ст. ст. 160, 164).

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что не возвращает в установленный срок на территорию Российской Федерации предметы художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, и желает этого.

Субъект преступления специальный - вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет, на которое возложена обязанность возвратить в установленный срок на территорию России культурные ценности (например, собственник ценностей, руководитель музея или библиотеки, организатор выставки).

 

Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых

с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ)

 

Объект преступления - установленный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности и уплаты таможенных платежей.

Товары при перемещении через таможенную границу РФ подлежат обложению таможенными платежами, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.

Согласно ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 17) <1> к таможенным платежам относятся: 1) ввозная таможенная пошлина; 2) вывозная таможенная пошлина; 3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза; 4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза; 5) таможенные сборы.

В соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза могут устанавливаться специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины <1>, которые к таможенным платежам не относятся и не являются предметом рассматриваемого преступления.

Особенности уплаты таможенной пошлины в отношении товаров для личного пользования также установлены гл. 49 Таможенного кодекса.

Ставки таможенных пошлин подразделяются на следующие виды:

1) адвалорные - установленные в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; 2) специфические - установленные в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик); 3) комбинированные - сочетающие виды, указанные в подп. 1 и 2.

В соответствии со ст. 72 ТК таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза. Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств - членов Таможенного союза.

Порядок исчисления таможенных платежей, основания возникновения обязанности по их уплате, а также сроки их уплаты определяются указанным Таможенным кодексом, Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (в ред. от 6 декабря 2011 г.) <1>, Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 718 "О Таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности" <2>, Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2003 г. N 718 "Об утверждении Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования" <3> и другими нормативными актами.

Объективная сторона преступления выражается в бездействии - уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, последствии в виде крупного размера, причинной связи.

Под уклонением понимается полная или частичная неуплата таможенных платежей. Способы уклонения в диспозиции комментируемой статьи не указаны. Они могут быть разнообразными (например, предоставление подложных документов, подтверждающих факт уплаты таможенных платежей; простая неуплата таможенных платежей).

Состав преступления материальный. Деяние является оконченным в момент фактической неуплаты таможенных платежей в крупном размере в срок, установленный действующим законодательством.

В соответствии с примечанием к данной статье уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей за товары, перемещенные через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в том числе в одной или нескольких товарных партиях, превышает 1 млн. рублей, а в особо крупном размере - 3 млн. рублей.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что уклоняется от уплаты таможенных платежей в крупном размере, и желает этого.

Субъект преступления специальный - физическое лицо, достигшее возраста 16 лет, ответственное за уплату таможенных платежей.

Квалифицирующие признаки, предусмотренные ч. ч. 2 - 4 рассматриваемой статьи, предполагают уголовную ответственность за то же деяние, совершенное:

1) группой лиц по предварительному сговору (см. комментарий к ст. 35 УК РФ);

2) в особо крупном размере (см. примечание к настоящей статье);

3) должностным лицом с использованием своего служебного положения. Понятие должностного лица определено в примечании к ст. 285 УК РФ. Применительно к рассматриваемой норме под таковыми следует понимать, в частности, должностных лиц таможенных органов, уполномоченных на проведение таможенного контроля, таможенного досмотра и осмотра, а также должностные лица иных органов, привлекаемые для выполнения указанных функций либо проведения таможенной проверки. К данной категории также следует отнести и должностных лиц, освобожденных от таможенного контроля. Для вменения указанного признака необходимо установить, что должностное лицо использовало свои полномочия именно для уклонения от уплаты таможенных платежей;

4) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль. Под насилием следует понимать любое физическое воздействие (например, с нанесением ударов, связыванием) на лицо, осуществляющее таможенный или пограничный контроль, с целью принудить его не препятствовать совершению действий, направленных на уклонение от таможенных платежей, либо устраняя в его лице такое препятствие. Применение насилия (за исключением убийства и причинения тяжкого вреда здоровью) охватывается составом, предусмотренным п. "б" ч. 3 ст. 194 УК РФ, и дополнительной квалификации по статьям, предусматривающим ответственность за преступление против личности, не требует. В случае причинения тяжкого вреда здоровью либо убийства лиц, осуществляющих таможенный или пограничный контроль, содеянное квалифицируется по совокупности с ч. 2 ст. 105 либо соответствующей части ст. 11 УК РФ;

5) организованной группой (см. ст. 35 УК РФ).

 

Контрабанда наличных денежных средств

и (или) денежных инструментов (ст. 200.1 УК РФ)

 

Объектом данного преступления является установленный порядок перемещения наличных денежных средств и денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза <1> в рамках ЕврАзЭС.

В соответствии со ст. 2 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс) единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией. Пределы таможенной территории Таможенного союза являются таможенной границей Таможенного союза.

Порядок перемещения наличных денежных средств и денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза определяется Договором от 5 июля 2010 г. N 51 о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза, принятым решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС <1>.

Статья 2 данного Договора определяет, что под наличными денежными средствами понимаются денежные знаки в виде банкнот и казначейских билетов, монет, за исключением монет из драгоценных металлов, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в государствах - членах Таможенного союза или иностранных государствах (группе иностранных государств), включая изъятые либо изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на находящиеся в обращении денежные знаки. Денежные инструменты - это дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата.

Ввоз и вывоз физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на таможенную территорию Таможенного союза осуществляется без ограничений в следующем порядке:

- при единовременном ввозе или вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки не подлежат таможенному декларированию в письменной форме;

- при единовременном ввозе или вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму ввозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.

Ввоз и вывоз физическим лицом денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, осуществляется при условии таможенного декларирования в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации.

В случаях ввоза или вывоза на таможенную территорию Таможенного союза или вывоза с этой территории физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков перерасчет в доллары США осуществляется по курсу, установленному в соответствии с законодательством той стороны, через государственную границу которой перемещаются такие наличные денежные средства и (или) дорожные чеки, на день подачи пассажирской таможенной декларации таможенному органу.

При таможенном декларировании денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, в пассажирской таможенной декларации <1> указывается номинальная стоимость либо соответствующая сумма в валюте государства - члена Таможенного союза или иностранной валюте, право на получение которой удостоверяет денежный инструмент. В случае отсутствия номинальной стоимости и невозможности определить сумму в валюте государства - члена Таможенного союза или иностранной валюте, право на получение которой удостоверяет денежный инструмент, в пассажирской таможенной декларации указывается количество перемещаемых денежных инструментов.

Обязательным признаком данного состава является крупный размер перемещаемых наличных денег и денежных инструментов. В соответствии с п. 1 примечания к данной статье деяние признается совершенным в крупном размере, если сумма незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимость незаконно перемещенных денежных инструментов превышает двукратный размер суммы наличных денежных средств и (или) стоимости дорожных чеков, разрешенных таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС к перемещению без письменного декларирования.

При расчете размера суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимости незаконно перемещенных денежных инструментов из всей суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимости незаконно перемещенных денежных инструментов подлежит исключению та часть, которая таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС разрешена к перемещению без декларирования или была задекларирована (примечание 3 к ст. 200.1 УК РФ).

Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в действии и предполагает незаконное перемещение через таможенную границу указанных предметов.

Пункт 19 ч. 1 ст. 4 Таможенного кодекса под незаконным перемещением товара <1> через таможенную границу понимает перемещение товара через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах.

Перемещение помимо таможенного контроля заключается в совершении любых умышленных действий по их ввозу на таможенную территорию или вывозу с этой территории вне пунктов пропуска через таможенную границу или иных мест нахождения таможенных органов (таможен, таможенных постов) либо вне времени их работы.

Под сокрытием предметов от таможенного контроля понимаются любые действия, направленные на то, чтобы затруднить обнаружение денег или денежных инструментов либо утаить их подлинные свойства или количество (например, использование тайников, специально изготовленных или приспособленных для контрабанды в предметах багажа, одежды или оборудованных на транспортных средствах.

Недекларирование при контрабанде денег и денежных инструментов предполагает умышленное незаявление в пассажирской таможенной декларации сведений о перемещаемых предметах. Недостоверное декларирование представляет собой заявление в пассажирской таможенной декларации заведомо ложных сведений о количестве перевозимых денежных средств или денежных инструментов, их виде и стоимости.

Момент окончания контрабанды должен определяться в зависимости от формы и способа перемещения указанных предметов (ввоз, вывоз, пересылка), способа совершения контрабанды (помимо или с сокрытием от таможенного контроля, с недекларированием или недостоверным декларированием). При ввозе наличных денег или денежных инструментов на таможенную территорию контрабанду, совершенную с недекларированием или недостоверным декларированием, следует считать оконченным преступлением с момента пресечения перемещения наличных денег или денежных инструментов в связи с обнаружением того, что ввоз этих предметов совершается одним из указанных противоправных способов.

В случаях когда в процессе перемещения наличных денег или денежных инструментов факты недекларирования, недостоверного декларирования, или сокрытия от таможенного контроля обнаружены не были, преступление, предусмотренное ст. 200.1 УК РФ, считается оконченным с момента совершения уголовно наказуемых действий по фактическому выведению данных предметов из-под таможенного контроля, т.е. с момента пересечения данными предметами таможенной границы. Аналогичным образом следует определить и момент окончания контрабанды в случае перемещения денежных средств вне пунктов таможенного контроля.

Контрабанду, совершенную при вывозе наличных денег или денежных инструментов с таможенной территории, следует считать оконченным преступлением с момента обнаружения недостоверности сведений, указанных лицом в представленной им таможенной декларации, или с момента пресечения иных действий, непосредственно направленных на вывоз наличных денег или денежных инструментов, если такие действия совершались противоправными способами, которыми достигалось выведение вывозимых предметов из-под таможенного контроля. К числу действий, непосредственно направленных на вывоз наличных денег или денежных инструментов, помимо подачи пассажирской таможенной декларации относятся иные действия с указанными предметами до фактического пересечения ими таможенной границы (вход или въезд лица в зону таможенного контроля, сдача организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории, действия лица, непосредственно направленные на фактическое пересечение таможенной границы вне установленных мест и т.п.).

Субъективная сторона предполагает наличие прямого умысла. Виновный должен осознавать, что незаконно перемещает через таможенную границу наличные денежные средства и денежные инструменты в крупном размере и желает этого.

Субъект преступления - вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет.

Часть 2 комментируемой статьи предусматривает уголовную ответственность за те же деяния, совершенные:

а) в особо крупном размере, которым в соответствии с п. 2 примечания к данной статье признается сумма незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимость незаконно перемещенных денежных инструментов, превышающая пятикратный размер суммы наличных денежных средств и (или) стоимости дорожных чеков, разрешенных таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС к перемещению без письменного декларирования;

б) группой лиц.

Пункт 4 примечания к данной статье предусматривает специальный случай освобождения от уголовной ответственности в случае добровольной выдачи перемещаемых денежных средств или денежных инструментов до применения мер таможенного контроля или задержания лица либо обнаружения указанных предметов при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: