Семестр 4. Молекулярная биология. Биохимия межклеточных коммуникаций. Биохимия тканей и физиологических функций.
Тема занятия №15. Биохимия печени.
Работа: Количественное определение билирубина в сыворотке крови.
Цель занятия: Изучить особенности метаболизма, происходящего в печени.
Рекомендации по самоподготовке:
1. Усвоить основные реакции углеводного обмена в печени. Для этого нужно:
а) повторить реакции аэробного и анаэробного окисления глюкозы, гликогенез, гликогенолиз, реакции цикла пентозофосфатов. цикл Кори, аланиновый цикл;
б) обратить внимание на механизм регуляции обмена углеволов.
2. Необходимо знать реакции липидного обмена, проходящие в печени:
а) синтез жирных кислот, триглицеридов, фосфолипидов;
б) синтез холестерина и его производных;
в) образование кетоновых тел;
г) образование липопротеидов.
3. Нужно знать основные реакции белкового обмена:
а) реакции сопровождающиеся образованием новых аминов;
б) синтез новых белков организма.
|
|
4. Нужно рассмотреть роль печени в пигментном обмене (образование билирубина).
5. Усвоить основные реакции обезвреживания некоторых веществ в печени.
а) обезвреживание продуктов гниения белков, образующихся в толстом кишечнике (индол, скатол, меркаптаны, путресцин, кадаверин);
б) печень – место инактивации некоторых гормонов.
Вопросы для самоконтроля:
1. Роль печени в углеводном обмене;
а) основное депо гликогена;
б) роль в поддержании уровня сахара в крови;
в) роль печени в процессе синтеза глюкозы (цикл Кори);
г) активное превращение глюкозы в реакциях ЦПФ.
2. Роль печени в жировом обмене:
а) синтез жиров из углеводов;
б) образование липопротеидов – транспортных форм жира;
в) синтез и использование холестерина;
г) образование фосфолипидов (важность для этого процесса аминокислоты метионина).
3. Роль печени в обмене белков:
а) создание в печени аминокислотного фонда организма;
б) синтез заменимых аминокислот;
в) образование мочевины;
г) синтез белков плазмы крови.
4. Детоксикационная функция печени, микросомальное окисление, роль цитохрома Р450.
5. Пробы для определения функциональной активности печени:
а) гиппуровая проба с бензойной кислотой;
б) сахарная нагрузка.
Основная учебная литература:
1. Биохимия: учебник / под ред. Е. С. Северин. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 768 с.; То же [Электронный ресурс] URL:http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970433126.html
2. Биологическая химия с упражнениями и задачами: учебник / под ред. Е. С. Северина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 624 с.; То же [Электронный ресурс] URL:http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970430279.html
|
|
Дополнительная учебная литература:
1. Березов, Т. Т. Биологическая химия: учебник / Т. Т. Березов, Б. Ф.
Коровкин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1998. – 704 с.
2. Николаев, А. Я. Биологическая химия: учебник / А. Я. Николаев. – 3-е изд.
перераб. и доп. – М.: Медицинское информационное агенство, 2004. – 566 с.
Методические материалы:
1. Каминская, Г. А. Биологическая химия. Руководство к лабораторным занятиям / Г. А. Каминская, К. А. Ефетов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Симферополь: CSMU Press, 2007. – 100 c.
I, II медицинские факультеты
Семестр 4. Молекулярная биология. Биохимия межклеточных коммуникаций. Биохимия тканей и физиологических функций.
Тема занятия № 16. Водно-солевой обмен. Особенности обмена в почечной ткани.
Работа: Патологические компоненты мочи.
Цель занятия:
1. Изучить основы обмена веществ в почках.
2. Уметь определять патологические компоненты мочи.
Рекомендации по самоподготовке:
1. Необходимо знать, что важная роль в обеспечении водно-солевого обмена и кислотно-основного равновесия принадлежит почкам. Нарушение функции почек приводит к развитию патологии.
2. Изучить особенности обмена в почечной ткани и его влияния на поддержание гомеостаза в организме. Для этого нужно:
а) изучить механизмы регуляции водно-солевого баланса почками;
б) изучить механизмы регуляции кислотно-щелочного равновесия;
в) понять роль почек в регуляции артериального давления.
3. Изучить методы выявления различных патологических компонентов мочи и уметь связывать их появление с различными патологическими состояниями.
Вопросы для самоконтроля:
1. Механизмы реабсорбции воды и ионов в почечных канальцах.
2. Гормональная регуляция реабсорбции воды и ионов почками.
3. Взаимосвязь между экскрецией ионов почками и кислотно-основным равновесием в организме.
4. Ренин-ангиотензиновая и каллекреин-кининовая системы.
5. Качественная реакция на присутствие белка в моче (причины протеинурии).
6. Качественная реакция на кровь (причины гематурии).
7. Качественные реакции на ацетоновые тела.
8. Выявление глюкозы в моче.
9. Выявление уробилина в моче.
Основная учебная литература:
1. Биохимия: учебник / под ред. Е. С. Северин. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 768 с.; То же [Электронный ресурс] URL:http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970433126.html
2. Биологическая химия с упражнениями и задачами: учебник / под ред. Е. С. Северина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 624 с.; То же [Электронный ресурс] URL:http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970430279.html