В наших условиях можно выделить несколько форм педагогического контроля
1. Самоконтроль осуществляю по следующим показателям: самочувствие, сон, аппетит, вес, пульс, переносимость нагрузки, учет выполняемой тренировочной работы. Все данные ученик отмечает в дневнике тренировок.
2. Собственно-педагогический контроль проводится тренером. Использую срочную и периодическую информацию о состоянии здоровья, переносимости нагрузки, физической подготовленности, технической, психической, тактической, морально - волевой, специально-беговой подготовленности. Осуществляю контроль путём наблюдений, тестов, функциональных проб, учёта выполненной работой спортсмена. Физическую подготовленность можно считать хорошей, если спортсмен может выполнить следующие упражнения:
1.Пробежать в медленном темпе, не переходя на ходьбу 6-8км,
2. В висе на перекладине поднять ноги до касания перекладины 6-10 раз
3. При беге на месте с опорой руками за барьер выполнить не менее 30 движений одной ногой за 10 сек.
|
|
4. Выполняя беговые упр. руками, стоя на месте сделать не менее 30 движений одной рукой за 10 сек
5. Прыгнуть тройным прыжком с места на расстоянии, равное росту в см. х на коэффициент 5,4 для мальчиков и 5,0 для девочек
Упр. 1,2,3,5 можно применять на протяжении базового этапа подготовки и в конце его
Упр. 4 и 5- в остальные периоды
Спортивно-техническая подготовленность определяется визуально по фотографиям, кинограмамм. Об уровне технической подготовленности можно судить по способности спортсмена многократно выполнять упражнения стабильно и без ошибки.
Планирование тренировок
Спортивные тренировки заключают многолетнее планирование от новичка до мастера спорта, перспективное планирование для спортсменов старшин разрядов (обычно четырехлетние – по олимпийским циклам), годичное – на тренировочный год и текущее на 1-2 средних цикла).
Для ведущих спринтеров периодизация тренировок выглядит следующим образом
этапы
периоды
Подготовительный
Соревновательный
Переходный
Зимний
Ноябрь, декабрь, январь
Февраль-первая половина марта
1-я второй половины марта
Летний
Апрель-июнь
Июль-сентябрь
Октябрь
Периоды тренировки целесообразно делить на этапы
Примерная тренировка в осенне-зимний период:
Понедельник: задача - ОФП и СФП, совершенствование элементов техники,развитие скорости, упр. с набивными мячами, прыжки через барьеры. Беговые движения руками, бег на месте.
Вторник: Совершенствование элементов техники, развитие быстроты движения и скорости бега
Среда: Развитие силы
Четверг: Отдых, парная, баня
|
|
Пятница: СФП, развитие скорости.
Суббота: Развитие выносливости, кроссовая подготовка.
Примерная тренировка в весеннее - летнем подготовительном периоде: Понедельник: СФП, бег с низкого старта 10х20 60м по команде и без команды повторный бег Зх60м
Вторник: прыжки, специальные упр.переменный бег на коротких отрезках
Среда: бег с н/с прыжковые упр., повторный бег 100,1 50метров
Четверг
Пятница: интервальный бег 3 х 150м через 200.Силовая подготовка
Суббота: кроссовый бег
Заключение
Анализируя свой опыт работы и высказывания различных тренеров, не всегда можно чётко уловить правильный смысл в подготовке того или иного воспитанника. Иногда приходится слышать, что спринтер тренируясь два раза в неделю и отлично выступает. Есть тренеры, которые утверждают, что спринтеру незачем много трудиться, а следует лишь копить «свежесть» и результат будет, хотим мы этого или не хотим, И те и другие действительно заблуждаются. Спринтеры, которые будут тренироваться 2 раза в неделю, или те, которые «копят» вспышку, никогда не станут выдающимися спринтерами. Главный секрет в достижении высоких результатов - это труд. Если спортсмен обладает достаточным терпением и упорством, почти фанатически относится к своему любимому деле, он сможет многого добиться
Методическая литература:
1. «Бег на короткие дистанции» автор Л.В. Бартенёв
2. «Бег на средние дистанции» автор С.А.Вакуров
З. «Бег на средние и длинные дистанции» автор Ф.П.Суслов
4. «Теория и практика физической культуры и спорта»
5. Учебник тренера по легкой атлетике Л.С.Хоменков
6. «Молодому коллеге» автор Н.Г.Озолин
7. Легкая атлетика за рубежом «На старте женщины» автор Е.Н.Кайтмазова
8. «Скорость или выносливость» автор С.А.Дедтковский
9. Легкая атлетика в школе автор О.Н.Трофимов
10. «Тренажеры и специальные упражнения в легкой атлетике» автор В.Г.Алабина
11. «Вопросы управления подготовкой легкоатлетов» автор В.Ф.Таранов