Методические рекомендации
По оптимизации рабочей программы
По математике 5-11 классы (май, 2020г.) и
Ее дистанционному сопровождению
Лукичева Е.Ю., к.п.н.,
доцент кафедры математики,
информатики и ИКТ ЛОИРО
Основными мерами по оптимизации содержания рабочих программ по дисциплинам учебного плана, при реализации обучения в дистанционном формате, в частности по математике, выступают:
- укрупнение дидактических единиц по предмету, использование блочно-модульной технологии подачи учебного материала;
- предоставление учащимся права на изучение части учебного материала самостоятельно с последующим осуществлением контроля их работы;
- оценка содержания рабочих программ по предмету для выявления повтора тем уроков с целью их объединения;
- использование запланированного в рабочих программах потенциального резервного времени;
- уменьшение количества аудиторных часов на проведение проверочных работ по предмету.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона № 273-ФЗ ОО может самостоятельно разработать Положение о мероприятиях по преодолению отставаний в реализации образовательных программ по учебным предметам, возникших по уважительным причинам.
Дадим некоторые рекомендации по сопровождению обучения математике
В 5-11-х классах образовательных организаций
В материалах приведены ссылки на конкретные электронные и интернет ресурсы, которые могут быть использованы при изучении нового материала, при проведении практических занятий и организации проверки знаний учащихся.
В таблицах приведены примерные расчеты почасовой нагрузки на период с 27 апреля 2020г. до конца учебного года (условные четыре учебные недели).
Классы
· Ключевыми вопросами изучения курса математики 5-6 классов являются: рациональные числа и действия с ними, текстовые задач на части, совместную работу и проценты. Именно из этих соображений и следует исходить, определяя приоритеты оптимизации учебной программы. При этом, нельзя не заметить, что в вариантах ВПР 6 класса встречаются задания на симметрию.
Оптимизация учебного материала на примере
УМК_Математика, 5_А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир.
№ п/п | Темы, планируемые к изучению | К-во час. | ДОТ сопровождения изучения нового материала | ДОТ сопровождения практических занятий |
1 | Среднее арифметическое. Среднее значение величины | 3 | Инфоурок https://infourok.ru/videouroki/klass-5 | Портал ЯКЛАСС https://www.yaklass.ru/p/matematika/5-klass |
2 | Проценты. Нахождение процентов от числа | 4 | РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/ Инфоурок | Российская электронная школа (РЭШ): https://resh.edu.ru/subject/lesson/ Портал ЯКЛАСС https://www.yaklass.ru/p/matematika/5-klass/ |
3 | Нахождение числа по его процентам | 4 | РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/ | Российская электронная школа (РЭШ): https://resh.edu.ru/subject/lesson/ Портал ЯКЛАСС https://www.yaklass.ru/p/matematika/5-klass/ |
4 | Контрольная работа по теме «Среднее арифметическое. Проценты» | 1 |
| РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/6853/start/237362/ Портал РешуВПР-5 https://math5-vpr.sdamgia.ru/teacher |
5 | Повторение. Натуральные числа и шкалы. Сложение, вычитание, умножение и деление чисел. | 3 |
Портал РешуВПР-5 https://math5-vpr.sdamgia.ru/teacher Портал ЯКЛАСС https://www.yaklass.ru/p/matematika/5-klass
| |
6 | Площади и объемы | 1 | ||
7 | Обыкновенные дроби | 1 | ||
8 | Решение уравнений и задач | 5 | ||
9 | Итоговая контрольная работа | 1 | ||
10 | Заключительный урок | 1 | ||
Всего | 24 |
Оптимизация учебного материала на примере
УМК_Математика, 6_А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир.
№ п/п | Темы, планируемые к изучению | К-во час. | ДОТ сопровождения изучения нового материала | ДОТ сопровождения практических занятий |
1 | Осевая симметрия | 1 | Сервис https://www.youtube.com/ c помощью поисковой строки или пользуясь набором ссылок в приложении | Портал ЯКЛАСС https://www.yaklass.ru/p/matematika/6-klass |
2 | Параллельные прямые | 2 | Сервис https://www.youtube.com/ c помощью поисковой строки или пользуясь набором ссылок в приложении | Портал ЯКЛАСС https://www.yaklass.ru/p/matematika/6-klass/geometricheskie-figury-i-tela-simmetriia-na-ploskosti-13781/parallelnost-priamykh-13884 |
3 | Координатная плоскость | 3 | РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/6921/main/236560/ | РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/6921/main/236560/ |
4 | Графики | 3 | РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/6911/main/235706/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/6922/start/236618/ | |
5 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 | РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/6917/start/236649/ | |
6 | Контрольная работа по теме «Перпендикулярные и параллельные прямые. Координатная плоскость. Графики» | 1 |
| РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/6917/start/236649/ Портал РешуВПР https://math6-vpr.sdamgia.ru/ |
7 | Повторение. Делимость чисел | 1 | Портал ЯКЛАСС https://www.yaklass.ru/p/matematika/6-klass
РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/6917/start/236649/
Портал РешуВПР https://math6-vpr.sdamgia.ru/
| |
8 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | 2 | ||
9 | Умножение и деление обыкновенных дробей | 2 | ||
10 | Отношения и пропорции | 1 | ||
11 | Действия с положительными и отрицательными числами | 1 | ||
12 | Решение уравнений. | 2 | ||
13 | Координаты на плоскости. | 1 | ||
14 | Итоговая контрольная работа | 1 | ||
15 | Заключительный урок | 2 | ||
Всего | 24 |
Контроль, проверка и оценка знаний учащихся может осуществляться при помощи ресурсов интернет порталов РЭШ, ЯКЛАСС, РешуВПР-5, на них организованы тренинги и проведение контроля по темам каждого урока. Организована автоматическая проверка выполненных работ при условии регистрации учителя на портале.
Класс
· Ключевыми вопросами курса алгебры 7 класса являются: преобразование рациональных выражений (формулы сокращенного умножения, действия с многочленами, действия с алгебраическими дробями), линейная функция и ее график, системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными.
Оптимизация учебного материала на примере
УМК_Алгебра, 7_Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин
№ п/п | Темы, планируемые к изучению | К-во час. | ДОТ сопровождения изучения нового материала | ДОТ сопровождения практических занятий |
1 | Графический способ | 1 | РЭШ 7 класс, алгебра, урок 60 https://resh.edu.ru/subject/archived/16/7/ ИЛИ (видео) онлайнуроки на платформе uchi.ru | Карточки заданий https://uchi.ru/ Графическое решение систем (3 шт.) |
2 | Решение задач с помощью систем уравнений | 4 | РЭШ 7 класс, алгебра, урок 61-64 https://resh.edu.ru/subject/archived/16/7/ ИЛИ (видео) онлайнуроки на платформе uchi.ru | Карточки заданий https://uchi.ru/ Решение задач с помощью уравнений (3 шт.) |
3 | Контрольная работа по теме «Системы линейных уравнений» | 1 | Проверочные работы «Линейные уравнения с двумя переменными и их системы» https://uchi.ru/b2t/teacher/check/847909 «Решение задач с помощью систем линейных уравнений» https://uchi.ru/b2t/teacher/check/847926 ИЛИ: Задание контрольной работы от учителя | |
4 | Повторение Функции | 1 |
| РЭШ 7 класс https://resh.edu.ru/subject/archiv
Карточки заданий https://uchi.ru/ |
5 | Одночлены. Многочлены | 1 | ||
6 | Формулы сокращенного умножения | 1 | ||
7 | Системы линейных уравнений | 1 | ||
8 | Итоговая контрольная работа | 1 | ||
9 | Заключительный урок | 1 | ||
Всего | 12 |
Контроль, проверка и оценка знаний учащихся может осуществляться, например, в личном кабинете учителя/ученика интернет портала https://uchi.ru/.
· Ключевыми вопросами курса геометрии 7 класса являются: треугольник и его элементы, параллельные прямые, соотношение между сторонами и углами треугольника.