В стране идет развитие системы общественного контроля. Общественные инициативы из регионов поддерживаются ресурсными центрами, для координации всего этого существует общероссийский центр. Региональные общественные советы в ЖКХ и другие подобные объединения поддерживаются местными властями и центрами на уровне субъектов.
На федеральном уровне координацией работы общественников занимается Национальный центр общественного контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Задачей региональных центров является поддержка в конкретных субъектах деятельности активистов и профильных организаций. Для обеспечения эффективной координации создается реестр работающих в ЖКХ некоммерческих организаций, формируется общественный совет или иной орган, объединяющий всех участников. Чтобы повысить уровень координации, разрабатывается и реализуется совместный рабочий план по защите прав потребителей. С людьми ведется разъяснительная работа на связанные с ЖКХ темы, предлагаются различные инициативы для повышения качества функционирования отрасли.
|
|
Региональный центр предоставляет все необходимые виды поддержки (информационную, методическую, организационную) своим НКО и активистам. Кроме того, он занимается их обучением и консультированием. Регистрация такого центра может происходить в качестве самостоятельной организации. В то же время он может быть не юридическим лицом, а совместным проектом властей и общественников.
Региональные центры получают информационную, методическую, организационную и юридическую поддержку и сопровождение от национального центра.
Чем занимается национальный центр:
· разрабатывает и поддерживает общий сайт общественных контролеров, на котором региональные центры могут зарегистрироваться и пользоваться личным кабинетом;
· занимается обучением сотрудников региональных центров, предоставляет им информационно-методические материалы, рассчитанные на профессионалов разных профилей. Отдельные материалы могут готовиться для ознакомления граждан и размещения в СМИ;
· разрабатывает методические рекомендации для работы региональных центров, а также предлагает им планы для проведения различных мероприятий;
· помогает региональным центрам рассматривать жалобы граждан;
· организует сбор наиболее эффективных практик для использования общественными контролерами, создает условия для обмена опытом между региональными центрами;
· собирает, анализирует и обобщает сведения об обстановке в жилищно-коммунальном хозяйстве в регионах страны;
· обрабатывает предложения региональных центров, направленные на улучшение работы ЖКХ, и в том числе, на оптимизацию действующих нормативов;
|
|
· организует взаимодействие между региональными центрами и органами власти на федеральном уровне.
Приемные в таких центрах предоставляют гражданам консультации по правовым вопросам. За помощью они могут обратиться по телефону, в письме, на сайте НП «ЖКХ-контроль» или при личном визите.
Управляющие компании и РСО при взаимодействии с отдельными потребителями понимают, что их ранее проконсультировали в общественной приемной. Обязанностью таких приемных является разъяснение существующих норм законодательства, общее консультирование и организационная поддержка в части общения с представителями УО.
Общественные приемные становятся посредниками между гражданами и государственными контролирующими органами. Они помогают жильцам в составлении обращений, отслеживают их обработку, итоги и последствия проводимых процедур.
В общественной приемной ведется журнал звонков с фиксацией дня обращения, его содержания и результатов рассмотрения (промежуточных и конечных). Оформляется журнал заявок в электронном виде.
Действия общественных организаций при обнаружении нарушений законодательства будут следующими:
· дать людям адресные консультации, провести организационную работу и при необходимости помочь в подготовке обращения в контролирующие органы;
· направить запрос в контрольные и надзорные органы;
· проконтролировать рассмотрение жалоб, проводимые по ним проверки и принимаемые меры;
· сообщить в СМИ об обнаруженных нарушениях законодательства и результатах их устранения;
· объяснить нарушителям, к каким правовым последствиям приводят их действия.
При отсутствии реакции контролирующих органов на жалобы общественники наращивают собственные усилия в решении проблемы. Они получают поддержку своих действий со стороны регионального центра. Подобные ситуации рассматриваются на заседаниях совещательного органа, работающего вместе с руководством региона, либо на регулярных мероприятиях, посвященных освещению проблем жилищно-коммунального хозяйства. К совещаниям привлекаются представители власти, суда, надзорных органов, предприятий ЖКХ, общественных советов и прочих подобных организаций, а также средств массовой информации.