Поведенческие аспекты контроля

При разработке процедуры контроля менеджер должен принимать во внимание поведение людей. Менеджеры часто намеренно делают процесс контроля видимым, чтобы оказать воздействие на поведение сотрудников и заставить их направить усилия на достижение целей.

Сотрудники обычно знают, что для оценки результативности их деятельности руководство применяет различные методы контроля. Они знают, что их ошибки и достижения в тех областях, где руководство установило стандарты и выполняет процедуру контроля, послужат основанием для распределения вознаграждений. Поэтому подчиненные обычно делают то, что начальство хочет увидеть от них при проверке. Такой тип поведения называется поведением, ориентированным на контроль. Необходимо спроектировать систему контроля с учетом подобных эффектов, иначе она будет направлять сотрудников на то, чтобы хорошо выглядеть при проведении контрольных измерений, а вовсе не на то, чтобы достичь целей организации.

Другой потенциальный поведенческий эффект контроля заключается в том, что он может побуждать людей выдавать организации непригодную информацию. Так менеджеры могут стараться устанавливать заниженные цели, увеличивая вероятность их достижения и получения вознаграждения в период подве­дения итогов.

☺ Задание 4. Придумайте пример – как может проявиться поведение, ориентированное на контроль, в каких действиях сотрудников? Смоделируйте ситуацию.

Характеристики эффективного контроля

Поведение людей не единственный фактор, определяющий эффективность контроля. Для того чтобы контроль мог обеспечить достижение целей организации, он должен обладать важными свойствами.

1. Стратегическая направленность контроля

Для того чтобы быть эффективным, контроль должен иметь стратегический характер, т.е. отражать общие приоритеты организации и поддерживать их. Деятельность в областях, которые не имеют стратегического значения, следует измерять не очень часто. Абсолютный контроль над обычными операциями не имеет смысла и будет только отвлекать силы от более важных целей. Но если высшее руководство считает, что какие-то виды деятельности имеют стратегическое значение, то в каждой такой области должен быть налажен эффективный контроль, даже если эта деятельность с трудом поддается измерению.

 

2. Ориентация на результаты

Цель контроля состоит не в том, чтобы собрать информацию, установить стандарты и выявить проблемы, а в том, чтобы решить задачи, стоящие перед организацией. Если вы хотите сделать контроль эффективным, вы должны тщательно следить за тем, чтобы средства контроля не заняли более важного места, чем цели организации. В итоге контроль можно назвать эффективным тогда, когда организация достигает желаемых целей и в состоянии сформулировать новые цели, которые обеспечат ее выживание в будущем.

3. Соответствие делу

Для того чтобы быть эффективным, контроль должен соответствовать контролируемому виду деятельности. Он должен объективно изме­рять и оценивать то, что важно.

4. Своевременность контроля

Своевременность контроля заключается не в высокой скорости или частоте его проведения, а во временном интервале между проведением измерений или оценок, который адекватно соответствует контролируемому явлению. Значение наиболее подходящего временного интервала такого рода определяется с учетом временных рамок основного плана, скорости изменений и затрат на проведение измерений и распространение полученных результатов. Помимо этого, важнейшей целью контроля остается устранение отклонений прежде, чем они примут серьезные размеры. Система эффективного контроля — это система, которая дает информацию людям до того, как разовьется кризис.

5. Гибкость контроля

Контроль должен быть гибким и приспосабливаться к происходящим изменениям.

6. Простота контроля

Наиболее эффективный контроль — это простейший контроль с точки зрения тех целей, для которых он предназначен. Простейшие методы контроля требуют меньших усилий и более экономичны. Избыточная сложность ведет к беспорядку, являющемуся синонимом потери контроля над ситуацией. Для того чтобы быть эффективным, контроль должен соответствовать потребностям и возможностям людей, взаимодействующих с системой контроля.

7. Экономичность контроля

Если суммарные затраты на систему контроля превосходят создаваемые ею преимущества, организа­ции лучше не использовать эту систему контроля вообще или же ввести менее тщательный контроль. Вообще, поскольку в контроле скрыто много побочных затрат, таких как затраты рабочего времени и отвлечение ресурсов, которые могли бы быть затрачены на решение других задач, то для того, чтобы контроль был экономически оправдан, отношение затрат к возможной прибыли у него должно быть довольно низким. Если и существует какое-либо твердое правило контроля, то оно состоит в том, что любой контроль, который стоит больше, чем он дает для достижения целей, не улучшает контроля над ситуацией, а направляет работу по ложному пути, что является синонимом потери контроля.

☺ Большое д\з: кейс на тему производственного контроля. Дата выполнения: к 29.04


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: