Режим организации внеурочной деятельности

 

План внеурочной деятельности разработан для параллелей 1-4 классов.

Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки учащихся и составляет не более 1350 часов за 4 года обучения для начальной школы (до 10 часов в неделю). Форма проведения занятий - отличная от урока (экскурсии, кружки, секции, викторины, олимпиады, конкурсы, исследования, проекты, общественно полезные практики, игры, досуговое общение, художественное творчество, трудовая деятельность, туристско-краеведческие мероприятия и т.д.).

Количество занятий внеурочной деятельности для каждого обучающегося определяется его родителями (законными представителями) с учетом занятости обучающихся во второй половине дня.

Внеурочная деятельность может реализовываться как через проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и организацию занятий крупными блоками - «интенсивами» (походы, экспедиции, экскурсии и т.д.).

Возможно часть часов внеурочной деятельности использовать в период каникул для организации тематических смен, создаваемых на базе школы и образовательных учреждений дополнительного образования детей педагогическими кадрами школы.

В целях адаптации ребенка к школе целесообразно начинать занятия по внеурочной деятельности в 1-ых классах в третьей декаде сентября при условии полного выполнения программ по данным курсам (всего до 330 часов за год). Прохождение программ осуществляется за счет перераспределения материала при составлении календарно-тематического планирования на каникулярное время и выходные дни.

Со 2-ого класса при реализации ФГОС НОО занятия по внеурочной деятельности организуются с 1 сентября.

Продолжительность одного занятия внеурочной деятельности в 1-ом классе в первом полугодии 35 минут. Со второго полугодия в первом классе ив последующих годах обучения продолжительность занятий (40 минут) утверждается педагогическим советом. Интенсивность проведения занятий определяется в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения.

Для проведения занятий по внеурочной деятельности допускается комплектование групп как из обучающихся одного класса, так и из учеников параллели классов. Комплектование групп проходит в соответствии с запросом участников образовательного процесса на основании заявлений родителей (законных представителей) учащегося.

Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся, утверждается директором школы.

Проведение занятий (темы занятий) и учет посещения их учащимися необходимо фиксировать в отдельном журнале. Журнал заводится на один класс, или на параллель классов, или ведется педагогом в соответствии с нагрузкой.

Программно-методическое обеспечение и его соответствие требованиям ФГОС.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное, которые отражены в программах курсов внеурочной деятельности.

Целью курсов «Здоровячок», «По тропе здоровья» является воспитание у обучающихся нравственного и эмоционально-ценностного позитивного отношения к своему здоровью, к физкультурно-оздоровительной деятельности, к окружающему миру; стремления к самореализации, саморазвитию, взаимопониманию, общению, сотрудничеству, самоопределению; привитие интереса к возможностям своего организма, к физической культуре и спорту, знакомство с национальными спортивными играми.

Целью курсов «Веснушки», «Изостудия», «Искусство слова» является развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства; воспитание и развитие художественного вкуса обучающихся, их интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты; овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности; формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям народов, проживающих на территории Краснодарского края.

Целью курса «Вместе играем, учимся, переживаем» является формирование коммуникативных умений, выявление и развитие природных задатков и способностей лидера и других способностей, способствующих успеху в общественной деятельности, в том числе и  в работе органов ученического самоуправления.

Целью курсов «Умники и умницы», «Юный исследователь», «Эрудит» является развитие познавательной активности учащихся, интеллектуальных способностей.

Содержание предмета «Окружающий мир» дополняет курс внеурочной деятельности «Почемучка»,  целью которого является развитие познавательных, эстетических, эмоционально-нравственных и деятельностно-практических отношений с окружающей природой; развитие познавательной, исполнительской и творческой активности учащихся; воспитание интереса учащихся к содержанию природоохранительной, учебно-исследовательской деятельности.

Цель курса «Юный инспектор движения» - создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения.

Курс «Основы финансовой грамотности» ориентирован на приобретение школьниками компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды. Кроме того, изучение курса позволит учащимся сформировать навыки принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности. Курс способствует также  развитию аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков менеджмента. Данный кружок способствует самоопределению учащегося в жизни, что повышает его социальную и личностную значимость.

Программа курса «Шахматы» ориентирована на воспитание устойчивого интереса обучающихся к игре в шахматы и призвана способствовать  ихумственному развитию, формированию внутреннего плана действий - способности действовать в уме, развивать наглядно-образное мышление, логическое мышление, воспитывать усидчивость, вдумчивость, целеустремленность.

Курсы «История и культура кубанского казачества», «Народные игры кубанских казаков» (1-4 кл.) и «Истоки» (предполагающий изучение основ православной культуры) (1-3 кл.) реализуют казачье образование в классах казачьей направленности. Целью курсов является формирование у обучающихся ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому; уважения к Конституции, государственной символике, родному языку, самосознания гражданина Российской Федерации, осознание единства прав и обязанностей гражданина России; бережного отношения к народным традициям, истории, культуре, природе своей страны; готовности к самостоятельному выбору демократических ценностей и исполнению гражданского долга, усвоению основ толерантности; активной жизненной позиции; ценности свободы, других ценностей демократического общества.

 

Предполагаемый педагогический результат плана внеурочной деятельности

При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности

Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням, каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует ряд образовательных содержательно и структурно близких форм. Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй уровень – более сложными, третий уровень – самыми сложными формами внеурочной деятельности. Форсирование результатов и форм не обеспечивает повышения качества и эффективности деятельности.

Класс Уровень результатов Содержание Способ достижения Возможные формы деятельности
1 Первый уровень результатов Приобретение учащимися социального знания (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.); понимание социальной реальности и повседневной жизни Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта - «педагог - ученик» Беседа
2-3 Второй уровень результатов Получение школьником опыта переживания позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать) - «педагог – ученик-коллектив» Дебаты, тематический диспут
4 Третий уровень результатов Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде – «педагог – ученик – коллектив – общественная среда» Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов

 

При организации внеурочной педагог должен использовать различные формы внеурочной деятельности.

 

Направления внеурочной деятельности: Формы внеурочной деятельности, решающие проблему приобретения обучающимися социальных знаний
Спортивно-оздоровительное 1.Занятия спортивных секций. 2.Беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах. 3.Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции.
Духовно-нравственное   1.Этическая беседа. 2.Занятия гражданско-патриотической направленности.
Социальное     1.Досугово-развлекательные акции школьников в окружающем школу социуме (благотворительные концерты, гастроли школьной самодеятельности и т.д.). 2.Художественные акции школьников в окружающем школу социуме. 3.КТД (коллективно-творческое дело). 4.Трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры, детская производственная бригада под руководством взрослого 5.Спортивные и оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме. 6. Игра с ролевым и деловым акцентом. 7. Социально-моделирующая игра
Общеинтеллектуальное   1.Познавательные беседы, интеллектуальные конкурсы, олимпиады. 2. Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т. п.). 3.Образовательная экскурсия, туристическая поездка. 4. Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.
Общекультурное   1.Культпоходы в музеи. 2.Концерты, инсценировки, праздничные «огоньки» на уровне класса и школы. 3.Художественные выставки, фестивали, спектакли в классе, школе.

 

 

Приложение 1

 

Таблица-сетка часов плана внеурочной деятельности для 1-х классов, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, на 2019 – 2020 учебный год

 

 

Направление внеурочной деятельности

Наименование курса внеурочной деятельности

Количество часов в неделю

I (2019-2020)

II (2020-2021)

III (2022-2023)

IV(2023-2024)

В Б А Г В Б А Г В Б А Г В Б А Г

спортивно-оздоровительное

По тропе здоровья 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Здоровячок 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Народные игры кубанских казаков 1       1       1       1      

духовно-нравственное

Уроки нравственности 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Истоки 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1        
социальное Юный инспектор движения       1       1       1       1

общеинтел-

лектуальное

Почемучка 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Основы финансовой грамотности                         1 1 1 1
Умники и умницы 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
История и культура кубанского казачества 1       1       1       1      
Шахматы   1 1 1   1 1 1   1 1 1   1 1 1

общекультурное

Изостудия 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Искусство слова 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Веснушки                 1 1 1 1 1 1 1 1

Всего по классам

10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10

Итого:

                   40

 

Приложение 2

 

Таблица-сетка часов плана внеурочной деятельности для 2-х классов, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, на 2019 – 2020 учебный год

 

 

Направление внеурочной деятельности

Наименование курса внеурочной деятельности

Количество часов в неделю

I (2018-2019)

II (2019-2020)

III (2021-2022)

IV(2022-2023)

В Б А Г В Б А Г В Б А Г В Б А Г

спортивно-оздоровительное

По тропе здоровья 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Здоровячок   1 1 1   1 1 1   1 1 1   1 1 1
Народные игры кубанских казаков 1       1       1       1      

духовно-нравственное

Уроки нравственности 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Истоки 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1        
социальное Учусь делать добро 1 1 1 1 1 1 1 1                

общеинтел-

лектуальное

Почемучка 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Основы финансовой грамотности                         1 1 1 1
Умники и умницы 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
История и культура кубанского казачества 1       1       1       1      
Шахматы   1 1 1   1 1 1   1 1 1   1 1 1

общекультурное

Изостудия 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Искусство слова 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Веснушки                 1 1 1 1 1 1 1 1

Всего по классам

10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10

Итого:

                   40

 

 

 

 

Приложение 3

 

Таблица-сетка часов плана внеурочной деятельности для 3-х классов, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, на 2019 – 2020 учебный год

 

 

Направление внеурочной деятельности

Наименование курса внеурочной деятельности

Количество часов в неделю

I (2017-2018)

II (2018-2019)

III (2019-2020)

IV(2020-2021)

А Б В Г А Б В Г А Б В Г А Б В Г

спортивно-оздоровительное

По тропе здоровья 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Здоровячок   1 1 1   1 1 1   1 1 1   1 1 1
Народные игры кубанских казаков 1       1       1       1      

духовно-нравственное

Уроки нравственности 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Истоки 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1        
социальное Вместе играем, учимся, переживаем 1 1 1 1 1 1 1 1                

общеинтел-

лектуальное

Почемучка 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Основы финансовой грамотности                         1 1 1 1
Умники и умницы 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
История и культура кубанского казачества 1       1       1       1      
Эрудит   1 1 1   1 1 1   1 1 1   1 1 1

общекультурное

Изостудия 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Искусство слова 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Веснушки                 1 1 1 1 1 1 1 1

Всего по классам

10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10

Итого:

                   40

 

 

Приложение 4

 

Таблица-сетка часов плана внеурочной деятельности для 4-х классов, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, на  2019– 2020 учебный год

 

Направление внеурочной деятельности

Наименование курса внеурочной деятельности

Количество часов в неделю

I (2016-2017)

II (2017-2018)

III (2018-2019)

IV(2019-2020)

А Б В Г А Б В Г А Б В Г А Б В Г

спортивно-оздоровительное

По тропе здоровья 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Здоровячок 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

духовно-нравственное

Уроки нравственности 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Истоки 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1        

социальное

Вместе играем, учимся, переживаем 1 1 1 1 1 1 1 1                
Учусь делать добро                 1 1 1 1 1 1 1 1

общеинтел-

лектуальное

Почемучка 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Основы финансовой грамотности                         1 1 1 1

общекультурное

Оригами 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Изостудия 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Искусство слова 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Музыкальный фольклор 1 1 1 1 1 1 1 1                
Веснушки                 1 1 1 1 1 1 1 1

Всего по классам

10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10

Итого:

                   40

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: