План внеурочной деятельности разработан для параллелей 1-4 классов.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки учащихся и составляет не более 1350 часов за 4 года обучения для начальной школы (до 10 часов в неделю). Форма проведения занятий - отличная от урока (экскурсии, кружки, секции, викторины, олимпиады, конкурсы, исследования, проекты, общественно полезные практики, игры, досуговое общение, художественное творчество, трудовая деятельность, туристско-краеведческие мероприятия и т.д.).
Количество занятий внеурочной деятельности для каждого обучающегося определяется его родителями (законными представителями) с учетом занятости обучающихся во второй половине дня.
Внеурочная деятельность может реализовываться как через проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и организацию занятий крупными блоками - «интенсивами» (походы, экспедиции, экскурсии и т.д.).
Возможно часть часов внеурочной деятельности использовать в период каникул для организации тематических смен, создаваемых на базе школы и образовательных учреждений дополнительного образования детей педагогическими кадрами школы.
В целях адаптации ребенка к школе целесообразно начинать занятия по внеурочной деятельности в 1-ых классах в третьей декаде сентября при условии полного выполнения программ по данным курсам (всего до 330 часов за год). Прохождение программ осуществляется за счет перераспределения материала при составлении календарно-тематического планирования на каникулярное время и выходные дни.
Со 2-ого класса при реализации ФГОС НОО занятия по внеурочной деятельности организуются с 1 сентября.
Продолжительность одного занятия внеурочной деятельности в 1-ом классе в первом полугодии 35 минут. Со второго полугодия в первом классе ив последующих годах обучения продолжительность занятий (40 минут) утверждается педагогическим советом. Интенсивность проведения занятий определяется в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения.
Для проведения занятий по внеурочной деятельности допускается комплектование групп как из обучающихся одного класса, так и из учеников параллели классов. Комплектование групп проходит в соответствии с запросом участников образовательного процесса на основании заявлений родителей (законных представителей) учащегося.
Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся, утверждается директором школы.
Проведение занятий (темы занятий) и учет посещения их учащимися необходимо фиксировать в отдельном журнале. Журнал заводится на один класс, или на параллель классов, или ведется педагогом в соответствии с нагрузкой.
Программно-методическое обеспечение и его соответствие требованиям ФГОС.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное, которые отражены в программах курсов внеурочной деятельности.
Целью курсов «Здоровячок», «По тропе здоровья» является воспитание у обучающихся нравственного и эмоционально-ценностного позитивного отношения к своему здоровью, к физкультурно-оздоровительной деятельности, к окружающему миру; стремления к самореализации, саморазвитию, взаимопониманию, общению, сотрудничеству, самоопределению; привитие интереса к возможностям своего организма, к физической культуре и спорту, знакомство с национальными спортивными играми.
Целью курсов «Веснушки», «Изостудия», «Искусство слова» является развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства; воспитание и развитие художественного вкуса обучающихся, их интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты; овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности; формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям народов, проживающих на территории Краснодарского края.
Целью курса «Вместе играем, учимся, переживаем» является формирование коммуникативных умений, выявление и развитие природных задатков и способностей лидера и других способностей, способствующих успеху в общественной деятельности, в том числе и в работе органов ученического самоуправления.
Целью курсов «Умники и умницы», «Юный исследователь», «Эрудит» является развитие познавательной активности учащихся, интеллектуальных способностей.
Содержание предмета «Окружающий мир» дополняет курс внеурочной деятельности «Почемучка», целью которого является развитие познавательных, эстетических, эмоционально-нравственных и деятельностно-практических отношений с окружающей природой; развитие познавательной, исполнительской и творческой активности учащихся; воспитание интереса учащихся к содержанию природоохранительной, учебно-исследовательской деятельности.
Цель курса «Юный инспектор движения» - создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения.
Курс «Основы финансовой грамотности» ориентирован на приобретение школьниками компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды. Кроме того, изучение курса позволит учащимся сформировать навыки принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности. Курс способствует также развитию аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков менеджмента. Данный кружок способствует самоопределению учащегося в жизни, что повышает его социальную и личностную значимость.
Программа курса «Шахматы» ориентирована на воспитание устойчивого интереса обучающихся к игре в шахматы и призвана способствовать ихумственному развитию, формированию внутреннего плана действий - способности действовать в уме, развивать наглядно-образное мышление, логическое мышление, воспитывать усидчивость, вдумчивость, целеустремленность.
Курсы «История и культура кубанского казачества», «Народные игры кубанских казаков» (1-4 кл.) и «Истоки» (предполагающий изучение основ православной культуры) (1-3 кл.) реализуют казачье образование в классах казачьей направленности. Целью курсов является формирование у обучающихся ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому; уважения к Конституции, государственной символике, родному языку, самосознания гражданина Российской Федерации, осознание единства прав и обязанностей гражданина России; бережного отношения к народным традициям, истории, культуре, природе своей страны; готовности к самостоятельному выбору демократических ценностей и исполнению гражданского долга, усвоению основ толерантности; активной жизненной позиции; ценности свободы, других ценностей демократического общества.
Предполагаемый педагогический результат плана внеурочной деятельности
При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности
Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням, каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует ряд образовательных содержательно и структурно близких форм. Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй уровень – более сложными, третий уровень – самыми сложными формами внеурочной деятельности. Форсирование результатов и форм не обеспечивает повышения качества и эффективности деятельности.
Класс | Уровень результатов | Содержание | Способ достижения | Возможные формы деятельности |
1 | Первый уровень результатов | Приобретение учащимися социального знания (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.); понимание социальной реальности и повседневной жизни | Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта - «педагог - ученик» | Беседа |
2-3 | Второй уровень результатов | Получение школьником опыта переживания позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом | Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать) - «педагог – ученик-коллектив» | Дебаты, тематический диспут |
4 | Третий уровень результатов | Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия | Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде – «педагог – ученик – коллектив – общественная среда» | Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов |
При организации внеурочной педагог должен использовать различные формы внеурочной деятельности.
Направления внеурочной деятельности: | Формы внеурочной деятельности, решающие проблему приобретения обучающимися социальных знаний |
Спортивно-оздоровительное | 1.Занятия спортивных секций. 2.Беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах. 3.Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции. |
Духовно-нравственное | 1.Этическая беседа. 2.Занятия гражданско-патриотической направленности. |
Социальное | 1.Досугово-развлекательные акции школьников в окружающем школу социуме (благотворительные концерты, гастроли школьной самодеятельности и т.д.). 2.Художественные акции школьников в окружающем школу социуме. 3.КТД (коллективно-творческое дело). 4.Трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры, детская производственная бригада под руководством взрослого 5.Спортивные и оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме. 6. Игра с ролевым и деловым акцентом. 7. Социально-моделирующая игра |
Общеинтеллектуальное | 1.Познавательные беседы, интеллектуальные конкурсы, олимпиады. 2. Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т. п.). 3.Образовательная экскурсия, туристическая поездка. 4. Викторины, познавательные игры, познавательные беседы. |
Общекультурное | 1.Культпоходы в музеи. 2.Концерты, инсценировки, праздничные «огоньки» на уровне класса и школы. 3.Художественные выставки, фестивали, спектакли в классе, школе. |
Приложение 1
Таблица-сетка часов плана внеурочной деятельности для 1-х классов, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, на 2019 – 2020 учебный год
Направление внеурочной деятельности | Наименование курса внеурочной деятельности | Количество часов в неделю | |||||||||||||||
I (2019-2020) | II (2020-2021) | III (2022-2023) | IV(2023-2024) | ||||||||||||||
В | Б | А | Г | В | Б | А | Г | В | Б | А | Г | В | Б | А | Г | ||
спортивно-оздоровительное | По тропе здоровья | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Здоровячок | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Народные игры кубанских казаков | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||||||
духовно-нравственное | Уроки нравственности | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Истоки | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||
социальное | Юный инспектор движения | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||||||
общеинтел- лектуальное | Почемучка | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Основы финансовой грамотности | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||||||
Умники и умницы | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
История и культура кубанского казачества | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||||||
Шахматы | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||
общекультурное | Изостудия | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Искусство слова | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Веснушки | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||
Всего по классам | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | |
Итого: | 40 |
Приложение 2
Таблица-сетка часов плана внеурочной деятельности для 2-х классов, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, на 2019 – 2020 учебный год
Направление внеурочной деятельности | Наименование курса внеурочной деятельности | Количество часов в неделю | |||||||||||||||
I (2018-2019) | II (2019-2020) | III (2021-2022) | IV(2022-2023) | ||||||||||||||
В | Б | А | Г | В | Б | А | Г | В | Б | А | Г | В | Б | А | Г | ||
спортивно-оздоровительное | По тропе здоровья | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Здоровячок | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||
Народные игры кубанских казаков | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||||||
духовно-нравственное | Уроки нравственности | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Истоки | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||
социальное | Учусь делать добро | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||
общеинтел- лектуальное | Почемучка | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Основы финансовой грамотности | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||||||
Умники и умницы | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
История и культура кубанского казачества | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||||||
Шахматы | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||
общекультурное | Изостудия | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Искусство слова | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Веснушки | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||
Всего по классам | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | |
Итого: | 40 |
Приложение 3
Таблица-сетка часов плана внеурочной деятельности для 3-х классов, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, на 2019 – 2020 учебный год
Направление внеурочной деятельности | Наименование курса внеурочной деятельности | Количество часов в неделю | |||||||||||||||
I (2017-2018) | II (2018-2019) | III (2019-2020) | IV(2020-2021) | ||||||||||||||
А | Б | В | Г | А | Б | В | Г | А | Б | В | Г | А | Б | В | Г | ||
спортивно-оздоровительное | По тропе здоровья | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Здоровячок | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||
Народные игры кубанских казаков | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||||||
духовно-нравственное | Уроки нравственности | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Истоки | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||
социальное | Вместе играем, учимся, переживаем | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||
общеинтел- лектуальное | Почемучка | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Основы финансовой грамотности | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||||||
Умники и умницы | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
История и культура кубанского казачества | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||||||
Эрудит | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||
общекультурное | Изостудия | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Искусство слова | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Веснушки | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||
Всего по классам | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | |
Итого: | 40 |
Приложение 4
Таблица-сетка часов плана внеурочной деятельности для 4-х классов, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, на 2019– 2020 учебный год
Направление внеурочной деятельности | Наименование курса внеурочной деятельности | Количество часов в неделю | |||||||||||||||
I (2016-2017) | II (2017-2018) | III (2018-2019) | IV(2019-2020) | ||||||||||||||
А | Б | В | Г | А | Б | В | Г | А | Б | В | Г | А | Б | В | Г | ||
спортивно-оздоровительное | По тропе здоровья | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Здоровячок | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
духовно-нравственное | Уроки нравственности | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Истоки | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||
социальное | Вместе играем, учимся, переживаем | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||
Учусь делать добро | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||
общеинтел- лектуальное | Почемучка | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Основы финансовой грамотности | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||||||
общекультурное | Оригами | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Изостудия | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Искусство слова | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Музыкальный фольклор | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||
Веснушки | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||
Всего по классам | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | |
Итого: | 40 |