ПРИМЕР
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОНБАССКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
ОТЧЕТ
О ПРОХОЖДЕНИИ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
Направление подготовки 40.03.01. «Юриспруденция»
Квалификация: «Академический бакалавр»
Выполнил: _______________________________
студент
очной/заочной формы обучения
Группа_____________________
Курс_______________________
Руководитель практики от ДЮА:
____________________________
Дата сдачи отчета
«______» _____________20___г.
Оценка по результатам защиты:
____________________________
Донецк – 2020_г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ ………….5
1. Характеристика налоговой системы РФ……………………….…………….….5
2. Характеристика налоговой системы ДНР…………………………..…...……..11
3. Сравнительно-правовая характеристика налоговых систем ДНР и РФ……...16
|
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..……………………………………………………………..……..23
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………..……….25
ВВЕДЕНИЕ
Преддипломная практика осуществлялась в период с по на кафедре экономико-правовых дисциплин ГОУ ВПО «Донбасская юридическая академия». Кафедра является структурным подразделением академии, занимается учебно-методической, научно-исследовательской и организационной работой, занимается исследованием проблем в рамках финансового, налогового права.
Налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Задачи любой налоговой системы меняются с учетом предъявляемых к ней политических, экономических и социальных требований. Ни одно государство не может обойтись без налогов, так как налоги являются одним из основных рычагов воздействия на экономические и политические процессы в государстве. Донецкая Народная Республика – это молодое государство, его налоговая система находится в постоянном развитии. Важным для налоговой системы ДНР является не только ее внутренний анализ, но и сравнение с налоговыми системами других стран, в данном случае с Российской Федерацией, с целью внесения предложений о применении положительного опыта их развития.
Результаты изучения правовых и экономических аспектов налоговых систем отражены в работах таких ученых как Дадашев А.З., Захарьин В.Р., Лыкова Л.Н., Кучеров И.И., Крохина Ю.А., Скворцов О.В., Пансков В.Г., Черник Д.Г., Яшина Н. И и др., которые систематизировали знания о сущности налоговой системы, ее элементах, принципах построения, функциях, а также разработали традиционную классификацию налоговых систем в целом, систематизировали изучение налоговых правоотношений..
|
|
Целью исследования в рамках практики является изучение и сравнительно-правовая характеристика налоговых систем Донецкой Народной Республики и Российской Федерации, проведение сравнительной характеристики данных систем.
Для достижения указанной цели в данной работе поставлены и решены следующие задачи:
- изучена сущность налоговой системы, нормативная основа, ее функции, классификация и назначение;
- определены основные элементы налоговой системы, ее правовая основа;
- рассмотрены принципы построения налоговой системы;
- проанализированы налоговые системы Донецкой Народной Республики и Российской Федерации, их нормативно-правовое обеспечение;
- осуществлена сравнительно-правовая характеристика налоговых систем Донецкой Народной Республики и Российской Федерации;
- сделаны соответствующие выводы.
Объект исследования – налоговая система, ее элементы, принципы построения, законодательство в сфере налогообложения.
Предмет исследования – нормативно-правовая основа налоговой системы РФ и ДНР.
Научная новизна полученных результатов заключается в проведении сравнительно-правовой характеристики налоговых систем Донецкой Народной Республики и Российской Федерации с целью выявления недостатков и преимуществ налоговой системы Донецкой Народной Республики.
В процессе исследования были использованы следующие методы: индукция, дедукция, обобщение, сравнительно-правовой анализ, синтез.
ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
Понятие налогов возникло с появлением первых общественных потребностей. Без налогов не могло и не может существовать ни одно государственное образование. На протяжении долгих лет в любом цивилизованном государстве они являются основным источником доходов казны.
В Налоговом кодексе РФ (п. 1 ст. 8) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления
денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Так как налог является главным источником доходов бюджетной системы РФ, государство заинтересовано в надлежащем исполнении обязанности по его уплате. В этих целях в Налоговый Кодекс РФ устанавливает особые способы обеспечения исполнения налогового обязательства: залог, пеня, поручительство, приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей, арест имущества [10].
Налоговая система – это совокупность налогов и сборов, а также методы и принципы их построения. Значение и структура этой системы определяются социально — экономическим состоянием общества и государства [26].
Как известно, правовое регулирование отношений, возникающих в сфере налогообложения, является одним из важнейших направлений деятельности любого государства, поскольку оно связано с поступлением средств в государственную казну. Поэтому целесообразно остановиться на вопросе становления и развития налоговой системы на протяжении веков.
Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты. С расширением функций феодального государства, образованием централизованных государств постепенно возрастала роль денежных налогов в формировании государственной казны [26].
|
|
В конце XVII – начале XVIII веков налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства.
В этот период формируются первые налоговые системы, включающие в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, которые взимались, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный налог и подоходный.
В XIX веке финансовая наука продолжала свое развитие.
Современный этап развития налогообложения характеризуется более глубоким теоретическим обоснованием всех его проблем.
Через налоги государство осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью организаций граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками [29].
В XXI веке налоговая стратегия значительно поменялась. Фискальная функция сменилась на регулирующую. Произошел большой рывок в развитии страны.
Основы современной российской налоговой системы и системы налогового законодательства закладывались в октябре-декабре 1991 года.
27 декабря 1991 года был принят Закон РФ от № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ». Все новые налоги начинали действовать с 1 января 1992 года. Помимо этого, в 1992 году было утверждено Главное управление налоговых расследований при Государственной налоговой службе РСФСР, которое было преобразовано через год в автономный правоохранительный орган в области налогообложения – Федеральную службу налоговой полиции РФ [21].
В 1998 году было осуществлено принятие первой части Налогового Кодекса РФ, в 2000 году – некоторых глав второй части.
|
|
В настоящее время российское налоговое законодательство и процесс его кодификации совершенствуется: осуществляется принятие новых глав части второй Налогового Кодекса РФ, заменяющих Законы 1991 года об надлежащих налогах.
В современных условиях значение имеет результативность налоговой системы, которая способна обеспечивать бюджет доходными источниками и выполнять все возложенные на себя публично-правовыми образованиями обязательства по расходам.
Таким образом, можно сделать вывод, что налоги являются основополагающим звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства.
Устройство и правовая сущность механизма функционирования современной налоговой системы России определены характером и темпами налогово-правовой политики, осуществляемой российским государством.
Ключевые направления налоговой политики в нынешний период развития России выступают в качестве формирования устойчивой налоговой системы в РФ. Улучшение качества налогового администрирования, уменьшение налогового давления производителей товаров и недопущение двойного налогообложения, формирование налогового федерализма (как способ обеспечения целостности и, в тоже время, независимости бюджетов разных уровней государственной власти в соответствии с их задачами и непосредственными полномочиями из совокупного режима налогообложения), повышение роли экологических налогов; создание института налоговых льгот.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах.
Налоговый Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе [27]:
1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;
4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
5) формы и методы налогового контроля;
6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Действие Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов, страховых взносов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено данным Кодексом.
Также Налоговый Кодекс РФ устанавливает определение следующих понятий:
1) Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
2) Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.
3) Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
В соответствии с гл. 2 НК РФ система налогов и сборов в РФ состоит из 15 налогов и сборов и 4 специальных налоговых режимов.
Налоговый Кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ.
В систему налогов и сборов в РФ в настоящее время не включаются таможенные пошлины и сборы, платежи за пользование лесным фондом, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, регулируемые специальными федеральными законами, которые ранее в нее входили.
Налоговый кодекс РФ разделяет налоги и сборы на три вида в зависимости от их территориального уровня [27]:
1) федеральные налоги и сборы;
2) региональные налоги и сборы;
3) местные налоги и сборы.
Федеральные налоги и сборы устанавливаются исключительно НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.
К федеральным налогам и сборам отнесены [27]:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) единый социальный налог;
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
7) водный налог;
8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
9) государственная пошлина (ст. 13 НК РФ).
Региональные налоги устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ о налогах, вводятся в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях данных субъектов РФ.
К региональным налогам относятся [27]:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес:
3) транспортный налог (ст. 14 НК РФ).
Местными налогами являются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
К местным налогам относятся [27]:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц (ст. 15 НК РФ).
Специальные налоговые режимы устанавливаются НК РФ и могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК РФ. Налоговым кодексом РФ определяется порядок установления таких налогов, порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.
К специальным налоговым режимам относятся [27]:
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
2) упрощенная система налогообложения;
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (п. 2 ст. 18 НК РФ).