Характеристика налоговой системы РФ

ПРИМЕР

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНБАССКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

 

 

ОТЧЕТ

 

О ПРОХОЖДЕНИИ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

 

Направление подготовки 40.03.01. «Юриспруденция»

 

 

Квалификация: «Академический бакалавр»

 

 

Выполнил: _______________________________

студент

очной/заочной формы обучения

Группа_____________________

 

Курс_______________________

 

Руководитель практики от ДЮА:

 

____________________________

 

Дата сдачи отчета

«______» _____________20___г.

 

Оценка по результатам защиты:

____________________________

Донецк – 2020_г.



СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ ………….5

1. Характеристика налоговой системы РФ……………………….…………….….5

2. Характеристика налоговой системы ДНР…………………………..…...……..11

3. Сравнительно-правовая характеристика налоговых систем ДНР и РФ……...16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..……………………………………………………………..……..23

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………..……….25



ВВЕДЕНИЕ

Преддипломная практика осуществлялась в период с      по           на кафедре экономико-правовых дисциплин ГОУ ВПО «Донбасская юридическая академия».  Кафедра является структурным подразделением академии, занимается учебно-методической, научно-исследовательской и организационной работой, занимается исследованием проблем в рамках финансового, налогового права.

Налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Задачи любой налоговой системы меняются с учетом предъявляемых к ней политических, экономических и социальных требований. Ни одно государство не может обойтись без налогов, так как налоги являются одним из основных рычагов воздействия на экономические и политические процессы в государстве. Донецкая Народная Республика – это молодое государство, его налоговая система находится в постоянном развитии. Важным для налоговой системы ДНР является не только ее внутренний анализ, но и сравнение с налоговыми системами других стран, в данном случае с Российской Федерацией, с целью внесения предложений о применении положительного опыта их развития.

Результаты изучения правовых и экономических аспектов налоговых систем отражены в работах таких ученых как Дадашев А.З., Захарьин В.Р., Лыкова Л.Н., Кучеров И.И., Крохина Ю.А., Скворцов О.В., Пансков В.Г., Черник Д.Г., Яшина Н. И и др., которые систематизировали знания о сущности налоговой системы, ее элементах, принципах построения, функциях, а также разработали традиционную классификацию налоговых систем в целом, систематизировали изучение налоговых правоотношений..

Целью исследования в рамках практики является изучение и сравнительно-правовая характеристика налоговых систем Донецкой Народной Республики и Российской Федерации, проведение сравнительной характеристики данных систем.

Для достижения указанной цели в данной работе поставлены и решены следующие задачи:

- изучена сущность налоговой системы, нормативная основа, ее функции, классификация и назначение;

- определены основные элементы налоговой системы, ее правовая основа;

- рассмотрены принципы построения налоговой системы;

- проанализированы налоговые системы Донецкой Народной Республики и Российской Федерации, их нормативно-правовое обеспечение;

- осуществлена сравнительно-правовая характеристика налоговых систем Донецкой Народной Республики и Российской Федерации;

- сделаны соответствующие выводы.

Объект исследования – налоговая система, ее элементы, принципы построения, законодательство в сфере налогообложения.

Предмет исследования  – нормативно-правовая основа налоговой системы РФ и ДНР.

Научная новизна полученных результатов заключается в проведении сравнительно-правовой характеристики налоговых систем Донецкой Народной Республики и Российской Федерации с целью выявления недостатков и преимуществ налоговой системы Донецкой Народной Республики.

В процессе исследования были использованы следующие методы: индукция, дедукция, обобщение, сравнительно-правовой анализ, синтез.

ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

Понятие налогов возникло с появлением первых общественных потребностей. Без налогов не могло и не может существовать ни одно государственное образование. На протяжении долгих лет в любом цивилизованном государстве они являются основным источником доходов казны.

В Налоговом кодексе РФ (п. 1 ст. 8) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления

денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Так как налог является главным источником доходов бюджетной системы РФ, государство заинтересовано в надлежащем исполнении обязанности по его уплате. В этих целях в Налоговый Кодекс РФ устанавливает особые способы обеспечения исполнения налогового обязательства: залог, пеня, поручительство, приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей, арест имущества [10].

Налоговая система – это совокупность налогов и сборов, а также методы и принципы их построения. Значение и структура этой системы определяются социально — экономическим состоянием общества и государства [26].

Как известно, правовое регулирование отношений, возникающих в сфере налогообложения, является одним из важнейших направлений деятельности любого государства, поскольку оно связано с поступлением средств в государственную казну. Поэтому целесообразно остановиться на вопросе становления и развития налоговой системы на протяжении веков.

Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты. С расширением функций феодального государства, образованием централизованных государств постепенно возрастала роль денежных налогов в формировании государственной казны [26].

В конце XVII – начале XVIII веков налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства.

В этот период формируются первые налоговые системы, включающие в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, которые взимались, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный налог и подоходный.

В XIX веке финансовая наука продолжала свое развитие.

Современный этап развития налогообложения характеризуется более глубоким теоретическим обоснованием всех его проблем.

Через налоги государство осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью организаций граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками [29].

В XXI веке налоговая стратегия значительно поменялась. Фискальная функция сменилась на регулирующую. Произошел большой рывок в развитии страны.

Основы современной российской налоговой системы и системы налогового законодательства закладывались в октябре-декабре 1991 года.

27 декабря 1991 года был принят Закон РФ от № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ». Все новые налоги начинали действовать с 1 января 1992 года. Помимо этого, в 1992 году было утверждено Главное управление налоговых расследований при Государственной налоговой службе РСФСР, которое было преобразовано через год в автономный правоохранительный орган в области налогообложения – Федеральную службу налоговой полиции РФ [21].

В 1998 году было осуществлено принятие первой части Налогового Кодекса РФ, в 2000 году – некоторых глав второй части.

В настоящее время российское налоговое законодательство и процесс его кодификации совершенствуется: осуществляется принятие новых глав части второй Налогового Кодекса РФ, заменяющих Законы 1991 года об надлежащих налогах.

В современных условиях значение имеет результативность налоговой системы, которая способна обеспечивать бюджет доходными источниками и выполнять все возложенные на себя публично-правовыми образованиями обязательства по расходам.

Таким образом, можно сделать вывод, что налоги являются основополагающим звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства.

Устройство и правовая сущность механизма функционирования современной налоговой системы России определены характером и темпами налогово-правовой политики, осуществляемой российским государством.

Ключевые направления налоговой политики в нынешний период развития России выступают в качестве формирования устойчивой налоговой системы в РФ. Улучшение качества налогового администрирования, уменьшение налогового давления производителей товаров и недопущение двойного налогообложения, формирование налогового федерализма (как способ обеспечения целостности и, в тоже время, независимости бюджетов разных уровней государственной власти в соответствии с их задачами и непосредственными полномочиями из совокупного режима налогообложения), повышение роли экологических налогов; создание института налоговых льгот.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах.

Налоговый Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе [27]:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Действие Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов, страховых взносов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено данным Кодексом.

Также Налоговый Кодекс РФ устанавливает определение следующих понятий:

1) Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2) Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

3) Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

В соответствии с гл. 2 НК РФ система налогов и сборов в РФ состоит из 15 налогов и сборов и 4 специальных налоговых режимов.

Налоговый Кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ.

В систему налогов и сборов в РФ в настоящее время не включаются таможенные пошлины и сборы, платежи за пользование лесным фондом, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, регулируемые специальными федеральными законами, которые ранее в нее входили.

Налоговый кодекс РФ разделяет налоги и сборы на три вида в зависимости от их территориального уровня [27]:

1) федеральные налоги и сборы;

2) региональные налоги и сборы;

3) местные налоги и сборы.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются исключительно НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

К федеральным налогам и сборам отнесены [27]:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) водный налог;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина (ст. 13 НК РФ).

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ о налогах, вводятся в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях данных субъектов РФ.

К региональным налогам относятся [27]:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес:

3) транспортный налог (ст. 14 НК РФ).

Местными налогами являются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

К местным налогам относятся [27]:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц (ст. 15 НК РФ).

Специальные налоговые режимы устанавливаются НК РФ и могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК РФ. Налоговым кодексом РФ определяется порядок установления таких налогов, порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

К специальным налоговым режимам относятся [27]:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (п. 2 ст. 18 НК РФ).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: