Модифицированная дополнительная
Образовательная программа
«Мое право»
Тематическая направленность – социально-педагогическая
Возраст обучающихся – 11-13 лет
Срок реализации – 1 год обучения
Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению педагогическим советом муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детско-юношеский центр "Орион" Протокол № ____________ "____" ___________ 20__ г. | Автор-составитель: зам. директора по УВиНМР Липатова С.Н. Ответственные за реализацию программы: педагог дополнительного образования Нургалиева Т.В. |
Утверждаю: директор муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детско-юношеский центр "Орион" В.Л. Сафонов Приказ № ____________ от "___" ___________ 20__ г. |
г. Новокузнецк, 2006
Пояснительная записка
Образовательная программа направлена на достижение мировой правовой культуры, создание правовых условий развития личности ребенка, развитие мотивации у личности к познанию права и его реализации, приобщение обучающихся к общечеловеческим правовым ценностям, профилактику асоциального поведения, создание условий для социального, культурного, правового и профессионального самоопределения, правовое развитие ребенка, адаптацию обучающихся к жизни в правовом обществе.
|
|
Программа обладает новизной, так как направлена на развитие общения между детьми, творческого и мыслительного процессов, построение речи и диалогов, а также жизненных ситуаций. Актуальность программы состоит в том, что в настоящее время права человека, возможность их реализации стоят на первом плане, защита прав ребенка и связанные с этим проблемы затрагивают национальную и международную политику, правовая культура не только ребенка, но и всего общества определяется низким уровнем. Программа позволит заложить основу формирования гражданского общества в сознании обучающихся правам человека.
Программа «Мое право» разработана на основе «Требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», утвержденных Министерством образования РФ, Распоряжения Правительства РФ № 1756-Р от 29.12.2001 года «Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года», Постановления Правительства РФ «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» от 07.03.1995 года №233, Программы для педагогических вузов «Права человека», 2003г.
Цель программы: становление ребенка как члена гражданского общества. Для достижения целей Программы поставлены следующие приоритетные задачи:
|
|
· формирование у ребенка базовых знаний о взаимных правах, свободах, обязанностей в демократическом государстве;
· воспитание обучающихся в духе глубокого осознания и соблюдения прав человека, то есть воспитание в человеке чувства собственного достоинства и уважения к достоинству других;
· формирование системы представлений о человеке, его личном достоинстве, неповторимой индивидуальности как о высшей ценности, о правах человека и способах их защиты; воспитание ребенка в духе буквы Закона;
· привитие ребенку здорового правосознания для жизни в демократическом государстве;
· создание условия для формирования у обучающихся убеждения, что обладание правами и свободами неразрывно связано с ответственностью человека за свои поступки;
· выработка навыка оценки общественных явлений и жизненных ситуаций с правовой точки зрения;
· формирование у ребенка основ правовой культуры для реализации их в своей настоящей и будущей общественной или профессиональной деятельности;
· адаптирование ребенка к условиям жизни в рамках закона в гражданском обществе на основе принципов справедливости, демократизма, равноправия, гуманизма, солидарности, чувства собственного достоинства.
Программа рассчитана на обучение детей возраста 11-13 лет (6-8 класс) в группах по 15 человек, на 72 часа. Занятия проводятся в групповой форме.
Программа предполагает использование сочетания объяснительно-иллюстративного обучения и практического проблемного обучения, то есть объяснение теории, постановка проблемных вопросов и воссоздание предлагаемых жизненных ситуаций. Программа рассчитана на обучение с помощью словесного (лекций, дискуссий, презентаций), наглядного (демонстрация) с чередованием практического методов (ролевой игры, обсуждение ключевых моментов в малых группах).
Обучение направлено на достижение получения обучающимися практических навыков пользования правами, их защиты и несения обязанностей. Усвоение практических навыков проявляется в тестовой форме контроля. Проверка знаний обучающихся осуществляется в тестовой форме.
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Введение в курс «Мое право» | 20 | 9 | 11 |
1.1 | Значение курса «Мое право» | 2 | 1 | 1 |
1.2 | Система курса «Мое право» | 2 | 1 | 1 |
1.3 | Постулаты (законы) курса «Мое право» | 2 | 1 | 1 |
1.4 | Человек, гражданин, ребенок: понятие, признаки, отличия, роль в обществе | 3 | 1 | 2 |
1.5 | Правовое положение человека, гражданина, ребенка: понятие, содержание | 2 | 1 | 1 |
1.6 | Права, свободы человека, гражданина, ребенка: понятие, отличия, их нарушение | 3 | 1 | 2 |
1.7 | Гарантии прав, свобод человека, гражданина, ребенка: понятие, значение | 2 | 1 | 1 |
1.8 | Обязанности человека, гражданина, ребенка: понятие, отличия | 4 | 2 | 2 |
2 | Источники прав и свобод человека, гражданина и ребенка | 7 | 3 | 4 |
2.1 | Международные источники: понятие, виды, значение в мире и в РФ | 2 | 1 | 1 |
2.2 | Национальные источники: понятие, значение, содержание | 3 | 1 | 2 |
2.3 | Проблема ребенка, его прав в России | 2 | 1 | 1 |
3 | Права ребенка | 31 | 14 | 17 |
3.1 | Общая характеристика прав ребенка по международным и национальным источникам | 3 | 2 | 1 |
3.2 | . Гражданские права ребенка | 5 | 2 | 3 |
3.3 | Политические права ребенка | 4 | 2 | 2 |
3.4 | Экономические права ребенка | 5 | 2 | 3 |
3.5 | Социальные права ребенка | 5 | 2 | 3 |
3.6 | Культурные права ребенка | 5 | 2 | 3 |
3.7 | Обязанности человека, гражданина, ребенка | 4 | 2 | 2 |
4 | Гарантии прав, свобод человека, гражданина, ребенка | 14 | 6 | 8 |
4.1 | Роль гарантий прав и свобод в реализации данных прав | 4 | 2 | 2 |
4.2 | Место и роль государства в обеспечении и защите прав ребенка | 5 | 2 | 3 |
4.3 | Международный механизм защиты прав ребенка | 5 | 2 | 3 |
ИТОГО: | 72 | 32 | 40 |
Содержание программы
|
|