Задача 2.3. «Исследовать зависимость величины селекционного дифференциала от напряженности отбора в популяциях

 

Для решения задачи 2.3. необходимо рассчитать селекционный дифференциал при изменении (увеличении или уменьшении) жесткости требований к отбору, в частности – при уменьшении числа наиболее «качественных» объектов. Те же действия необходимо осуществить в отношении показателя интенсивности отбора. Решение задачи 2.3 предусматривает следующие позиции и этапы.

- Зависимость величины селекционного дифференциала от «жесткости» режима отбора или напряженности режима отбора в популяции исследуют в процессе сопоставления результатов трех (или четырех) разных режимов отбора, в одной и той же исходной популяции.

- Исследование выполняется по исходному дидактическому материалу в файле Excel: «Дифференциал рабочий», Лист «Напряженность». Файлом «подсказки» является файл Excel: «Дифференциал Образец», Лист «Напряженность».

1. Пусть из одной и той же популяции проводится отбор с разной его напряженностью: в каждом случае отбирают все меньшее число самых лучших особей.

2. Сравним между собой результаты отбора и достигаемый в каждом случае эффект, если из одной и той же популяции отбор производить с разной «жесткостью»:

а) отобрать из популяции 13 лучших деревьев, затем 6 лучших, затем 3 лучших и, наконец, только одно самое лучшее дерево;

б) отобрать из популяции все особи со значением признака 16 единиц и более, затем 17 единиц и более, затем 18 единиц и более и, наконец, 19, единиц и более.

 

В такой ситуации каждый вариант отбора рассматривается как независимый акт отбора. При этом исходная база отбора остается неизменной, то есть каждый отбор осуществляется из одной и той же исходной базы с одинаковыми средними значениями и дисперсиями признаков и одинаковой структурой (все одно и то же).

3. Рассмотрим в качестве примера ряд вариантов отбора из одной и той же исходной базы, проводимого с разной интенсивностью или «жесткостью». Интенсивность определяется как количеством отбираемых лучших особей (например, 15 лучших особей или 10 лучших особей), так и заданным критическим уровнем отбора (например, высота ствола 30 м и более, 32 м и более или 35 м и более).

4. Выявим факт наличия влияния интенсивности отбора на его результат и эффективность, а также характер такого влияния. Работа выполняется по дидактическому материалу (см. пример в файле электронных таблиц Excel «Образец Дифференциал», лист «Напряженность»).

5. При выполнении задания удается заметить, что при «ужесточении» отбора (как по количеству отбираемых особей, так и по уровню значений признака) повышается эффективность отбора, оцениваемая селекционным дифференциалом или оценкой интенсивности отбора.

6. Результаты работы записать в индивидуальный рабочий файл студента в форме аналитического заключения.

 

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: