Глава I. Теоретические аспекты професионального общения с одинокими людьми пожилого возраста

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет

Им. Г.Р. Державина»

 

 

Педагогический институт

Кафедра социальной работы

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Профессиональное общение в социальной сфере»

Тема: «Социальная работа с одинокими людьми пожилого возраста в аспекте профессионального общения»

 

Работу выполнила:

студентка 1 курса

очной формы обучения

Коротаева Елена Александровна

специальность 390302 – «Социальная работа»

 

 

Научный руководитель:

Курилович Надежда Васильевна

старший преподаватель

 

Тамбов – 2020

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ С ОДИНОКИМИ ЛЮДЬМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

  1.1 Понятие профессионального общения

1.2 Методы социальной работы..Кейс-метод

ГЛАВА II. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ОДИНОКИМИ ЛЮДЬМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА.  

2.1 Проблемы одиноких людей пожилого возраста

2.2 Кейс-ситуации с одинокими людьми пожилого возраста

2.3 Пути решения проблем, возникающих с одинокими людьми пожилого возраста

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованных источников и литературы

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Старость в реальной жизни - это зачастую такой период, когда необходима помощь и поддержка, чтобы выжить. Проблемы социальной работы со старыми одинокими людьми в настоящее время находятся в центре внимания многих соци­альных институтов, социальных и исследовательских программ, направленных на обеспечение приемлемого уровня жизни по­жилых и старых людей.

Одинокие пожилые люди, согласно практике социальной работы, это лица пенсионного возраста, не имеющие детей или близких родственников в районе проживания. Одиноко живущие пожилые люди представляют собой особую «группу риска». В случае ухудшения состояния здоровья и ограничения способности к самообслуживанию они не могут рассчитывать на помощь близких и нуждаются в поддержке со стороны (покупка продуктов и необходимых товаров, помощь в работе по дому и уход за собой). В связи с этим одинокие пожилые люди в первую очередь являются клиентами надомного обслуживания. Особого внимания за­служивает и отношение самих пожилых и старых людей к той помощи, которую им оказывают социальные работники.

На сегодняшний день в наиболее тяжелом положении остаются граждане пожилого возраста. В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения, к пожилому возрасту относится население в возрасте от 60 до 74 лет, от 75 до 89 лет - к старому, а 90 лет и старше - это долгожители. Подавляющее большинство людей этого возраста - одинокие или одиноко проживающие.

Актуальность поднятой проблемы состоит в том, что одинокие люди имеют право на полноценную жизнь. Социальная работа с одинокими пожилыми людьми в России становится специфической формой государственной социальной защиты с целью обеспечения достойной старости.

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ С ОДИНОКИМИ ЛЮДЬМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

  1.1 Понятие профессионального общения

Профессиональное общение представляет собой речевое взаимодействие специалиста с другими специалистами и клиентами организации в ходе осуществления профессиональной деятельности. Профессиональное общение социального работника рассматривается как вид общения, который является нормативно одобренным, жестко регламентированным и функционирующим в социальной сфере для решения определенных задач клиентов.

Содержание профессионального общения специалиста социальной работы зависит от цели общения, то есть ради чего возникает данный вид активности.

Содержанием профессионального общения специалиста социальной работы является социально-значимая совместная деятельность, которая предполагает согласованность действий, понимание и принятие каждым ее участником целей, задач и специфики этой деятельности, своей роли и своих возможностей по ее реализации.

Профессиональное общение в социальной работе, в зависимости от содержания. Оно может быть представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психологическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками по организации помощи клиентам различных групп).

При материальном общении субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей: получение субсидий, льгот, материальной помощи

Когнитивное общение – это обмен идеями, знаниями, представлениями, логикой мышления: консультации, направленные на расширение знаний клиентов о своих правах и возможностях.

При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести клиента в определенное физическое или психическое состояние, организовать помощь в поддержании клиента в трудных жизненных ситуациях. Например, поднять настроение, успокоить, в конечном счете — оказать благоприятное воздействие на самочувствие клиента.

Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении, организация реабилитационных мероприятий по поддержанию клиента. В качестве примера такого общения можно назвать случаи, когда социальный работник желает добиться того, чтобы у клиента с ограниченными возможностями возникло стремление, сложилась определенная установка к действию, актуализировалась потребность в движении, в интересе к жизни. [63].

Средства профессионального общения специалиста социальной работы могут быть естественными и искусственными. Естественными называют средства профессионального общения, данные социальному работнику от природы. Это, например, заложенные в генетической программе развития жесты, мимика, звуки голоса и телодвижения. Искусственные — это те способы профессионального общения, которые изобрели специалисты социальной сферы для эффективной деятельности. К ним, например, можно отнести технические средства записи, хранения и передачи информации.

1.3 Методы социальной работы..Кейс-метод

Метод – способ рационального исследования и преобразования действительности и кратчайшего пути достижения цели.

По отношению к социальной работе можно говорить о двух группах методов: методы социальной работы как научного знания и как практической деятельности. Конечно, в данном случае целесообразнее изучить методы второй группы. Методы социальной работы во многом обуславливаются спецификой объекта, на которую направлена деятельность социального работника, а также – специализацией социального работника, структурой социальных и других служб. Они классифицируются:

по направлениям и формам социальной работы (организационные, социально-психологические, социально-педагогические, социально-медицинские, социально-экологические методы и др.);

по объектам социальной работы (индивидуальные, групповые, общинные методы)

по субъектам социальной работы (применяемые отдельным специалистом, коллективом социальной службы, органом управления социальной работы).

Наряду с этим все более популярной становится и другая их классификация — по объектам социальной работы

индивидуальная работа (социальный работник-клиент);

работа с группой (в группе семьей и через семью);

работа в общине (в микросоциальной среде).

Кейс-метод

Кейс-метод – анализ конкретных учебных ситуаций (case study). Представляет собой метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией — осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив.

Метод case-study, или метод конкретных ситуаций (от англ, case — случай, ситуация), — метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: