Избирательная система ФРГ

Избирательная система Германии построена на Конституции ФРГ от 1949 года, а также на Федеральном законе о выборах 1993 года. Кроме того, есть ещё нормативно-правовые акты земель. Однако они в большей степени повторяют соответствующие федеральные законы.

Выборы в стране бывают 3 уровней. Это:

· Местные. Выбирают бургомистров городов, а также уездные, земские и общинные советы.

· Региональные. Речь идёт о гражданских собраниях земель-городов и о ландестагах, то есть высших органах земельной ассоциации. Соответствуют землям.

· Федеральных. Это выборы в Бундестаг и в Европейский парламент.

Необходимо уточнить, что такое Бундестаг. Это орган народного представительства, который является также однопалатным собранием. Формируется по принципу мандатов. Принимает законы, выбирает федерального канцлера, а также осуществляет контроль за работой правительства. Депутаты ограничены только законом и собственной совестью.

По Конституции ФРГ новые выборы должны проходить в период с 45 по 47 месяц после того, как начала работать легислатура. Партия имеет право на распределение мандатов при получении не меньше 5% за свой список по стране. Другой вариант – это не меньше 3 депутатов, которые выиграли на одномандатных округах в ФРГ.

Выборы назначаются Президентом. Голосование происходит с 8 утра в течение 10 часов. Всё проходит либо в воскресенье, либо в другой нерабочий день. Страна разделена на 299 округа, откуда в Бундестаг выбирают депутатов. По спискам голосуют в 16 случаях. Количество депутатов зависит от размеров населения округа. Партии должны предлагать отдельные списки для каждого из округов. Один состав Бундестага работает в течение 4 лет, после чего назначаются новые выборы.

Процедура выборов канцлера ФРГ

Процедура выборов канцлера закреплена в статье 63 конституции, а также в правилах, установленных Бундестагом. Кандидатуру выдвигает президент страны (по традиции - по предложению крупнейшей парламентской фракции). Кандидат на пост канцлера должен быть немцем, обладающим избирательным правом, при этом он не обязан быть депутатом парламента.

Канцлер избирается тайным голосованием без прений. Для победы в первом туре кандидату необходимо получить абсолютное большинство голосов (50% плюс 1 голос; так называемое канцлерское большинство; в действующем Бундестаге, состоящем из 709 депутатов, "за" должны проголосовать минимум 355 человек). Если победителя выявить не удается, в течение 14 дней проводится второй тур, при этом инициатива выдвижения кандидата (их может быть несколько) переходит к Бундестагу. Предложение может быть внесено 1/4 от общего состава депутатского корпуса.

Во втором туре количество раундов голосования не ограничено, для избрания кандидату также необходимо абсолютное большинство. Если и второй тур оканчивается безрезультатно, сразу же проводится третий тур, в котором для победы достаточно относительного большинства голосов. В течение семи дней после третьего тура президент может либо назначить избранного таким образом кандидата канцлером ("канцлер меньшинства"), либо распустить Бундестаг (в этом случае в 60-дневный срок проводятся новые выборы). Если же в третьем раунде претенденту удается набрать абсолютное большинство, президент назначает его канцлером, вопрос о роспуске парламента не встает. При равном количестве голосов у кандидатов проводится новый раунд голосования на тех же условиях.

После назначения президентом канцлер приносит присягу в Бундестаге и объявляет состав нового правительства, которое также назначается президентом и приводится к присяге.

Срок выборов канцлера законодательно не установлен. До сих пор самый короткий промежуток между парламентскими выборами и выборами канцлера - 23 дня - был зафиксирован в 1983 году (6 и 29 марта). В 2018 году установлен новый рекорд по длительности этого периода - 171 день (24 сентября 2017 года и 14 марта 2018 года).

До сих пор все канцлеры избирались в первом туре, при этом большинство из них - с минимальным перевесом голосов. Так, согласно данным сайта Бундестага, первый канцлер ФРГ Конрад Аденауэр  на выборах в 1949 года получил ровно столько голосов, сколько тогда было необходимо для победы (202); Вилли Брандт  в 1969 году - на два голоса больше необходимого (251); Гельмут Шмидт в 1976 году и Гельмут Коль  в 1994 году - на один голос больше (соответственно 250 и 338; известно, что дополнительный голос за Коля отдал депутат от его партии Роланд Рихтер, который опоздал на заседание, но смог проголосовать в последний момент); Герхард Шрёдер  в 2002 году - на три голоса больше (305).[6]

Беспрецедентно высокие результаты были у Меркель. В 2005 году ее кандидатуру поддержали 397 депутатов (для победы было достаточно 308 голосов), а в 2013 году - 462 (316; в 2009 году за нее проголосовали 323 депутата, было необходимо 312 голосов).

Согласно конституции, действующей с 1949 года с последующими поправками, канцлер определяет основные положения политики страны и несет за них ответственность. Его деятельность подотчетна парламенту. Глава кабинета - единственный член правительства, избираемый Бундестагом. Срок пребывания канцлера на посту - четыре года. Полномочия заканчиваются в день первого заседания парламента очередного созыва (в 2017 году - 24 октября). После этого весь кабинет министров исполняет обязанности до приведения к присяге нового главы правительства и его кабинета.

Канцлер может быть смещен с поста, только если депутаты инициируют и вынесут ему вотум недоверия. При этом парламент должен не только проголосовать за недоверие канцлеру, но и выбрать нового главу правительства (поэтому данная процедура называется конструктивным вотумом недоверия).

С 2005 года должность канцлера занимает Ангела Меркель, она - восьмой канцлер в послевоенной истории Германии, первая женщина, возглавившая правительство страны.[7]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: