Право на возмещение убытков

Права потребителя. Защита прав потребителя.

Уважаемые обучающиеся!

Почитайте и законспектируйте:

Мы совершаем покупки каждый день и знаем, что покупка может быть неудачной – товар не соответствует рекламе и ожиданиям, обнаруживаются скрытые дефекты и так далее. Изначально потребитель не обладает полной информацией о товаре о его истинных свойствах, уровне качества, браке этой марки и даже партии. В то время как продавец осведомлен гораздо больше и может даже намеренно применять определенные маркетинговые приемы, чтобы продать потребителю товар или услугу несоответствующего качества, не отвечающий его потребностям или по неадекватно высокой цене. Экономисты это называют асимметрией информации – количество информации у потребителя и у продавца или у изготовителя неодинаково, а именно у потребителя ее всегда меньше.

По причине асимметрии информации покупатель является слабой стороной в отношениях «продавец - покупатель» и нуждается в защите, например, в гарантиях, что в случае приобретения товара или услуги ненадлежащего качества или не выполняющего заявленные функции покупатель сможет вернуть свои деньги обратно, и не только.

Из истории защиты прав потребителей

15 марта отмечается Всемирный день защиты потребителей – именно в этот день, 15 марта 1962 года, президент США Джон Кеннеди произнес пламенную речь по поводу подписанного им «Билля о правах потребителя» и сформулировал четыре основных принципа защиты прав потребителей:

ü право на информацию;

ü право на безопасность;

ü право на выбор;

ü право быть услышанным.

Впоследствии Всемирная организация потребителей (Consumers International), которая была создана в 1960 году и на сегодняшний день объединяет более 250 организаций из более чем 100 стран мира, при поддержке ООН дополнила этот список еще четырьмя принципами:

ü правом на возмещение ущерба;

ü правом на потребительское образование;

ü правом на удовлетворение базовых потребностей;

ü правом на здоровую окружающую среду.

В 2015 году ООН обратила свое внимание на следующие потребности потребителя, которые нуждаются в защите в современном мире:

1. защита потребителей, находящихся в уязвимом и неблагоприятном положении;

2. содействие формированию рациональных моделей потребления, а также просвещение потребителей, в том числе по вопросам экологических и социально-экономических последствий их потребительских предпочтений;

3. обеспечение защиты потребителей в сфере электронной торговли на уровне не ниже того, который обеспечивается применительно к другим формам торговли;

4. защита личной информации потребителей и свобода глобального обмена информацией.

Права потребителя в России

В России таким законом является Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300–1 «О защите прав потребителей».

Основные права потребителя:

1. право на приобретение качественного товара, получение услуги, а также выполнения работы;

2. право на информирование;

3. право на приобретение безопасных товаров;

4. срок службы, использования, гарантийные сроки;

5. право на возврат покупки;

6. право на возмещение убытков.

Право потребителя на приобретение качественного товара, получение услуги, а также выполнения работы

Этим положением Закон предписывает продавцу или исполнителю заказа в обязательном порядке предоставлять потребителю только качественную материальную или нематериальную продукцию. Иное влечет за собой правовые последствия.

Право потребителя на информирование

Термин предусматривает, что приобретать имеет полное право достоверно знать о технических и качественных характеристиках товарных ценностей, получать сведения об их производителе, наличии сервисных центров, которые предоставляют услуги обслуживания и гарантийного ремонта. Это право предоставлено для совершения обдуманной и взвешенной покупки. При этом продавец или исполнитель услуги обязан предоставить запрашиваемую корректную информацию полного объема.

Право потребителя на приобретение безопасных товаров

Защита прав потребителей заключается в продаже материальных ценностей, использование которых исключает вероятность нанесения вреда пользователю, его имуществу и окружающим людям. При приобретении услуги или заказе работ результат не должен носить опасного характера.

Срок службы, использования, гарантийные сроки

Время, в течение которого товарные ценности должны находится в исправном состоянии, обеспечивая выполнение функционального назначения. В полной мере их определение является ответственностью продавца (производителя). В период действия этих сроков покупатель имеет право на возврат продукции с возмещением затраченных средств на его ремонт или замену на подобную. Если эти сроки не указаны изготовителем (продавцом), то изделия относят к категории «товар с неустановленными сроками» а вышеуказанные права по передаче ему товара реализуются полным объемом.

Право потребителя на возврат продукции

При следующих условиях:

· с момента приобретения предмета (вещи) не прошло более четырнадцати дней, исключая день покупки;

· купленный товар относится к непродовольственным видам; не потерял потребительский вид;

· упаковка (при наличии) не повреждена, ценники и знаки идентификации товара находятся на предусмотренных для этого местах, комплектность не нарушена, следы эксплуатации отсутствуют;

· в наличии платежные документы, подтверждающие оплату и передачу ему товара, при их отсутствии — достаточные доказательства факта совершения покупки;

· вещь или изделие не относится к списку товаров, не подлежащих обмену или возвращению после приобретения;

· изделие не относиться к категории технически сложного оборудования.

Право на возмещение убытков

Если при эксплуатации (использования результатов работ) потребитель понес убытки, то они должны быть компенсированы в полном объёме. При этом в соответствии с законодательством ответственность за нее несет лицо, реализовавшее товар или услугу.

 

Выполните задания самостоятельной работы:

1. Тот факт, что потребитель должен быть защищен законом, человек понял давно. Найди и запиши примеры первых в истории упоминаний о защите прав потребителя.

2. Из Закона «О защите прав потребителей» (ссылка: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/») выпиши себе какая информация о товарах (работах, услугах) должна обязательно быть предоставлена потребителю.

 

Ответы на задание и свои вопросы пишите на почту преподавателя Россошанского Александра Игоревича alexanderrossy@mail.ru с указанием фамилии и имени ученика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: