Ф. Шуберт – первый венский романтик (1797 - 1828)

    В творчестве Шуберта ощутимо влияние венской классической школы. Это богатство круга образов, широта охвата тем и явлений действительности, которые нашли выражение в стройных, закруглённых формах, написаны простым понятным языком. Его наследие из 1500 произведений представлено разными жанрами. И вместе с тем он прокладывал новые пути в искусстве. Шуберт – первый представитель романтизма в музыке. Живший в одно время с Бетховеном, он представлял другую эпоху. Австрия времён Шуберта – центр европейской реакции во главе с канцлером Меттернихом. Ощущая на себе её гнёт, он восполняет отсутствие светлого идеала в жизни наличием его в искусстве. Шуберт не уходит от действительности, потому что для него светлый идеал – это проявление человеческого в человеке. Он открыл богатейший мир чувств, переживаний человека и правдиво выразил их в музыке. Простота, сердечность, непосредственность его музыки связаны с личностью композитора. По словам Асафьева «Шуберта отличала редкая способность быть лириком, но не замыкаться в свой личный мир, а ощущать скорби жизни, как их чувствуют и хотели бы передать большинство людей…».

    Редко использовал подлинные народные мелодии, хотя язык австрийской песни во многом определил особенность мелодического мышления композитора. Преломлены и черты фольклора других народов, населявших Австрию (венгры, славяне).

    Господствующее положение в музыке Шуберта занимает мелодия, величайший мелодист. Особую роль играет колорит. Гармония, которая подчиненна раскрытию образного содержания. Широко применяет побочные трезвучия терцового соотношения , сближение одноимённых мажора и минора, богатство модуляций и отклонений, в том числе и внезапных, красочное сопоставление тональностей. Тяготение к красочности заметно и в оркестровке, частом применении вариационных приёмов. Будучи мастером полифонического развития, форму фуги применяет в отдельных эпизодах, подчиняет её общему развитию.

     Грандиозности и мощи бетховенской музыки, его революционному пафосу Шуберт противопоставил лирические миниатюры, картинки демократического быта – домашние, интимные. Его творчество опирается на венскую городскую культуру, являясь её частью. Воспевая поэзию народного быта, его творчество там же зарождалось. Поэтому в народно бытовых жанрах – песне и инструментальной музыке, прежде всего, раскрылся гений композитора.

    Важнейшее место в творчестве Шуберта принадлежит песне (600). Расцвет немецкой поэзии нового, связанного в народной песней направления, представленного Гердером, Гёте, Уландом, а также развитие фортепианной музыки Бетховена, подготовили условия для реформы песенного жанра. Шуберт явился родоначальником австро-немецкой вокальной лирики. Второстепенный жанр стал ведущим, способным к воплощению глубокого содержания. Лирика становится господствующим компонентом в сочетании с поэтическим текстом. Вокальная мелодия иногда включает речитативные моменты, фортепианная партия принимает участие в формировании музыкальных образов (не просто аккомпанемент), зачастую играет звукоизобразительную роль, многие песни – дуэты для голоса и фортепиано. Он создаёт новый тип песни сквозного развития с объединяющим лейтмотивом.

    Важное место занимают циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь», положившие начало этому жанру (цикл «К далёкой возлюбленной» Бетховена имеет репризу, в нём отсутствует членение на отдельные звенья). Шуберт добивается углублённой характеристики героя. Оба цикла складываются из многочисленных высказываний героя.

    К песням примыкают вокальные ансамбли и хоры. Квартеты для мужских голосовбез сопровождения (жанр утверждённый Гайдном), многочисленные ораториально-кантатные сочинения. Не признававший официальной религии Шуберт писал о судьбах людей. В его мессах глубина и величие образов (As dur и Es dur) отличаются масштабностью. Лучшие из нелитургических сочинений – Stabat mater на стихи Клопштока.

В течение жизни стремился писать для музыкального театра: 2 оперы, 7 зингшпилей, музыка к 2 драматическим пьесам. Особенно популярна музыка к пьесе «Розамунда» Шези. Неудача в области оперного творчества объясняется вялой драматургией, слабым либретто, обращением к старым, исторически обречённым типам оперы (волшебный фарс, рыцарская драма и т. д.).

    Песенное творчество – ключ к пониманию его инструментальной музыки. Лирические части сонатно-симфонического цикла писал в форме вариаций на тему собственной песни. Песенные темы вводились и в крайние части цикла, отсюда изменение драматургии. Музыка отражает не борьбу противоречий, последовательное развитие событий, а переживание автором каждого из них. Г. и П. партии становятся более замкнутыми, связующая тема переходящими. В разработках темы сохраняет полностью, перекрашивая их ладово, тембрально. Это связано с лирическим содержанием. Шуман назвал медленные части «Божественными длиннотами».

    Написал 7 симфоний, 6 – юношеские опыты. Свежесть и непосредственность музыки делают их репертуарными. Самая известная «Неоконченная в 2-х частях» Последняя C dur № 9 (или 7) – величественное, выдержанное в героико-эпических тонах сочинение.

    Камерные сочинения связаны с традицией домашнего музицирования. Большой известностью пользуется октет для струнных и духовых, фортепианный квинтет «Форель», струнный квинтет, 14 квартетов.

     Одна из главных областей творчества Шуберта – фортепианная музыка. В сонатах, опираясь на традиции Бетховена, достиг оригинальности трактовки жанра. Многие отличаются масштабностью концепций, чертами оркестровости. Фантазия «Скиталец» предвосхищает симфоническую поэму Листа. Новаторский характер имеют экспромты и музыкальные моменты, предвосхищая миниатюры Шопена.

    Шуберт автор 400 танцев – вальсов, лендлеров, экоссезов, галопов, возникших из импровизаций на дружеских вечеринках. Эти сохраняющие прикладной характер пьесы по тонкости и красоте образов несравнимые с танцевальной продукцией эпохи, шаг на пути к поэтизации танца.

    Написано множество ансамблей для фортепиано в 4 руки, 2 сонаты, 4 фантазии, 2 рондо, вариации, полонезы,12 маршей. Оригинальна последняя фантазия с венгерским колоритом.

    При жизни Шуберта публично исполнялись главным образом ресни. В последующие годы после смерти композитора рассматривали главным образом как песенного композитора. Мендельсон исполнил в 1839 году Симфонию № 9, а «Неоконченная» прозвучала в 1865 году. В творчестве Шуберта нашли выражение многие идейно-художественные тенденции, которые станут типичными для передовых направлений западноевропейского искусства XIXвека.

 

        

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: