Реферат
Этапы научно-исследовательской работы
Выполнил:
магистрант 1 курса 1 группы
направления «Межкультурная коммуникация:
теория и практика преподавания (английский язык)»
Титова Анна Сергеевна
Проверил:
Борсяков Юрий Иванович
доктор философских наук,
доцент кафедры философии
Воронеж - 2019
Содержание
Введение...................................................................................................................3
1 Научное исследование. Определение, виды......................................................4
2. Особенности процесса научного исследования...............................................6
3. Этапы научного исследования...........................................................................7
Заключение.............................................................................................................15
Список литературы................................................................................................16
Введение
Всякая наука основана на фактах. Она собирает факты, сопоставляет их и делает выводы - устанавливает законы той области деятельности, которую изучает. Способы получения этих фактов называются методами научного исследования. Всякое научное исследование - от творческого замысла до окончательного оформления научного труда - осуществляется весьма индивидуально. Но все же можно определить общие методологические подходы к его проведению. Развитие идеи до стадии решения задачи обычно совершается как плановый процесс научного исследования. Науки известны и случайные открытия, но только плановое, хорошо оснащенное современными средствами научное исследование надежно, позволяет вскрыть и глубоко познать объективные закономерности в природе.
Отличительные признаки научного исследования:
- целенаправленность процесса исследования, достижение поставленной цели и четко сформулированной задачи;
- творческий процесс, направленный на выявление оригинальных идей и новое освещение рассматриваемых вопросов
- строгая доказательность и последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов.
Цель научного исследования состоит в том, чтобы найти общее у ряда единичных явлений - открыть законы, по которым возникают, функционируют и развиваются такого рода явления, т.е. проникнуть в их глубинную сущность. Выявив и обосновав с необходимой полнотой имеющиеся практические проблемы, исследователь должен позаботиться о формулировании собственно научных проблем, делающих актуальным исследование по интересующей его теме. Исследователь обязательно должен показать, как и в какой мере в данном конкретном случае неразрешенность научных проблем обусловливает остроту проблем практики, и соответственно, какой вклад в их решение может и должна внести данная работа. Образ желаемого результата только тогда может называться целью, когда фиксирован момент ее достижения и определен способ соотнесения полученного результата с желаемым.
Всякая цель исследования должна обладать 5 основными свойствами:
1. Полнота содержания, т.е. определенность всех характеристик результата.
2.Операциональноcть определения ожидаемого результата (контролируемость).
3. Временная определенность.
4. Реальность (соответствие возможностям).
5. Побудительность (соответствие мотивам объекта деятельности). Определить цель операционально - значит так задать характеристики, которыми должен обладать ожидаемый результат, чтобы можно было проверить, достигнуты ли они (эти характеристики) или нет. Таким образом, одним из важнейших показателей профессионализма и компетентности современного педагога-музыканта, развитости его мышления является умение операционально формулировать цели.
Основными средствами научного исследования являются:
- совокупность научных методов, всесторонне обоснованных и сведенных в единую систему;
- совокупность понятий, строго определенных терминов, связанных между собой и образующих характерный язык науки в области музыкальной педагогики и психологии.
Научное исследование. Определение, виды
Научное исследование – процесс изучения, эксперимента, концептуализациии проверки теории, связанный с получением научных знаний.
Виды научных исследований:
· Фундаментальное исследование, предпринятое главным образом, чтобы производить новые знания независимо от перспектив применения.
· Прикладное исследование, направлено преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей, решения конкретных задач.
· Монодисциплинарное исследование проводится в рамках отдельной науки.
· Междисциплинарное исследование требует участия специалистов различных областей и проводится на стыке нескольких научных дисциплин.
· Комплексное исследование проводится с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности.
· Однофакторное или аналитическое исследование направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности.
· Поисковое исследование, направлено на определение перспективности работы над темой, отыскивание путей решения научных задач.
· Критическое исследование проводится в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. Критические исследования проводятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпирический запас знаний и имеются апробированные методики для осуществления эксперимента.
· Уточняющее исследование. Это самый распространённый вид исследований. Их цель -- установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. Обычно, по сравнению с первоначальным экспериментальным образцом, изменяются условия проведения исследования, объект, методика. Тем самым регистрируется, на какую область реальности распространяется полученное ранее теоретическое знание.
· Воспроизводящее исследование. Его цель – точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов. Результаты любого исследования должны повториться в ходе аналогичного эксперимента, проведенного другим научным работником, обладающим соответствующей компетенцией. Поэтому после открытия нового эффекта, закономерности, создания новой методики и т.п. возникает лавина воспроизводящих исследований, призванных проверить результаты первооткрывателей. Воспроизводящее исследование -- основа всей науки. Следовательно, метод и конкретная методика эксперимента должны быть интерсубъективными, т.е. операции, проводимые в ходе исследования, должны воспроизводиться любым квалифицированным исследователем.
· Разработка – научное исследование, внедряющее в практику результаты конкретных фундаментальных и прикладных исследований.
В науке мало установить какой-либо новый научный факт, важно дать ему объяснение с позиций современной науки, показать его общепознавательное, теоретическое или практическое значение.