Современные вакцины и сыворотки

 

С глубокой древности людям были известны такие страшные заболевания, как чума, холера, оспа, коклюш, сибирская язва, столбняк. Эпидемии многих из этих болезней приводили к гибели миллионов людей, которые были совершенно беззащитны перед неминуемой смертью. Так, от чумы в Европе только в 14 веке погибла четверть всего населения. Ещё в середине 17 века почти каждый человек болел оспой. При этом каждый двенадцатый погибал.

 

В настоящее время существует хорошо себя зарекомендовавшая система профилактики, где центральным звеном является вакцинация. В сегодняшней практической медицине существуют разные типы вакцин, каждый из которых имеет определённые достоинства и недостатки. В качестве живых вакцин обычно используют так называемые ослабленные штаммы возбудителей, которые утратили большинство патогенных свойств. Живые вакцины относительно дёшевы, так как для иммунизации требуется небольшая доза вируса, поскольку он размножается в заражённом организме, вызывая выработку антител В-лимфоцитами. Их главный недостаток заключается в том, что иногда у людей с ослабленной иммунной системой они могут вызывать тяжёлые формы заболевания.

 

Инактивированные вакцины представляют собой препараты убитого патогенного микроорганизма, сохранившего антигенные свойства. Риск заражения при такой вакцинации практически отсутствует. Недостаток этих вакцин – необходимость повторно вводить относительно большие дозы с определённой периодичностью.

 

Антитела можно вводить в организм и в готовом виде. Это особенно важно, если заражение уже произошло и на предохранительную прививку уже нет времени. Иммунитет, приобретённый таким образом, будет пассивным.

 

Чтобы изготовить лечебную сыворотку, берут кровь либо у человека, перенёсшего данное заболевание, либо у животных, которых предварительно иммунизируют, вводя им возбудителя инфекционного заболевания или его токсин. В ответ на это в организме животного вырабатываются защитныеантитела. Например, противодифтерийная сыворотка представляет собой антитоксин, который получают путём введения в организм животного ослабленного дифтерийного токсина.

 

Все вакцины и сыворотки строго специфичны, то есть направлены на определённое заболевание. Например, средством экстренной профилактики столбняка является противостолбнячная сыворотка, содержащая антитоксины к столбнячному токсину.

Пояснение.

Правильный должен содержать следующие элементы:

1) Сыворотку вводят инфицированному человеку, если заражение уже произошло и на предохранительную прививку уже нет времени.

2) Искусственный, активный.

3) Л. Пастер предложил метод предохранительных прививок, например от сибирской язвы, бешенства.

29. Пользуясь таблицей «Состояние некоторых жизненных процессов у млекопитающих в период активности и во время спячки» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

Название
животного

Пульс в минуту

Температура тела, °С

% потери
в весе

в период активности во время спячки в период активности во время спячки
Ёж 75 25 35,5 3,1 31,2
Летучая мышь 420 16 37,5 2,6 33,5
Хомяк 175 13 38,5 4,5 35
Жёлтый суслик 225 12 37,0 1,4 43

 

1) Опускается ли температура тела животных ниже 0 °C во время спячки?

2) Кто из перечисленных животных в норме больше тратит энергии в период их активности?

3) Кто из перечисленных животных больше остальных теряет в весе за время спячки и почему?



Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Нет.

2) Летучая мышь (на полёт).

3) Жёлтый суслик — 43 % потеря веса. Суслики спят дольше других животных, впадают в спячку летом, и летняя спячка обычно без перерыва переходит в зимнюю. Потеря веса выше у сусликов лишенных летом полноценного и богатого водой корма.

 

Примечание:

Сезонное приспособление — спячка, она свойственна многим зверям из отрядов: однопроходных, сумчатых, насекомоядных, рукокрылых, неполнозубых, хищных, грызунов.

Нет видов, впадающих в спячку, среди тех отрядов, которым в наибольшей мере свойственны сезонные миграции: китообразные, ластоногие, копытные. Исключение составляют некоторые летучие мыши, у которых спячки чередуются с миграциями.

30. В понедельник одиннадцатиклассница Евгения посетила школьную столовую, где ей предложили на обед следующее меню: суп молочный с макаронными изделиями; два мясных биточка с гарниром из отварного риса, чай с сахаром и кусочек пшеничного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на следующие вопросы.

 

1) Каково содержание углеводов в школьном обеде?

2) Какое ещё количество ккал энергии необходимо потребить с пищей в этот день Евгении, чтобы восполнить суточную потребность, если её возраст составляет 17 лет?

3) Каковы функции углеводов в организме человека? Назовите одну из таких функций.

 

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

 

Возраст, лет Белки, г/кг Жиры, г/кг Углеводы, г Энергетическая потребность, ккал
7–10 2,3 1,7 330 2550
11–15 2,0 1,7 375 2900
Старше 16 1,9 1,0 475 3100

 

 

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

 

Блюда Белки, г Жиры, г Углеводы, г Энергетическая ценность, ккал
Борщ из свежей капусты с картофелем (1 порция) 1,8 4,0 11,6 92,3
Суп молочный с макаронными изделиями (1 порция) 8,3 11.3 25,8 233,8
Мясные биточки (1 штука) 8,0 21,0 9,3 266,6
Котлета мясная рубленная (1 штука) 9,2 9,9 6.5 155,6
Гарнир из отварного риса (1 порция) 4,8 1,2 53,0 245,2
Гарнир из отварных макарон (1 порция) 5,4 4,3 38,7 218,9
Кисель (1 стакан) 0 0 19,6 80
Чай с сахаром – 2 чайные ложки (1 стакан) 0 0 14,0 68,0
Хлеб пшеничный (1 кусок) 2,0 0,6 7,2 64,2
Хлеб ржаной (1 кусок) 3,9 0,4 28,2 135,7

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: