Задания 1-7. Задания 2,5,6,7 – письменно

2.

  Поэтический синтаксис – это система специальных средств построения речи, способствующих усилению ее образной выразительности.

 

 Инверсия -необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок.

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом... (М. Ю. Лермонтов)

 

 

Антитеза -противопоставление образов и понятий.

 

Они сошлись: волна и камень,

 Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой... (А. С. Пушкин)

 

  Градация- это последовательное усиление или ослабление смысловой окраски слов, входящих в группу однородных членов.

Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь... (М. А. Волошин)

***

 Все грани чувств, все грани правды

 Стерты в мирах, в годах, в часах... (А. Белый)

 

 

Параллелизм развернутое сопоставление двух явлений, данное в сходных синтаксических конструкциях.

День – как трава расстилаюся.

Ночь – слезами умываюся. (Н. А. Некрасов)

 

 

Многосоюзие (полисиндетон) повтор союза, ощущаемый как избыточный и употребляемый как выразительное средство, обычно – в положении анафоры).

«И блеск, и шум, и говор волн» (А.С. Пушкин).

 

 

Бессоюзие (асиндетон) построение предложения, при котором однородные члены или части сложного предложения связываются без помощи союзов.

«Швед, русский колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет «(А.С. Пушкин)

 

Перенос (анжанбеман)- несовпадение смыслового и ритмического строения строки или строфы, когда предложение не укладывается в стихотворную строку или строфу и занимает часть следующей.

 

«Над вороным утесом –

 Белой зари рукав.

 Ногу – уже с заносом

 Бега – с трудом вкопав

 В землю, смеясь, что первой

 Встала, в зари венце

– Макс! мне было – так верно

 Ждать на твоем крыльце! «(М. И. Цветаева)

Риторический вопрос- фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи.

«Знаете ли вы украинскую ночь?.. (Н. В. Гоголь)

 Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..» (М. Ю. Лермонтов)

 

Риторическое обращение- фигура, в которой в форме обращения к неодушевленным предметам, явлениям, понятиям выражается различное отношение автора к тому, о чем говорится, передается торжественность, приподнятость и другие оттенки настроения.

 

«Татьяна! Милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью... (А. С. Пушкин) *** Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! «(А. С. Пушкин)

 

 

Риторическое восклицание- фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. Риторическое восклицание отличается эмоциональностью, произносится с торжественностью, приподнятостью, воодушевлением. Служит для усиления выразительности речи.

 

― «...я так люблю Татьяну милую мою!»‖ (А. С. Пушкин)

 

Повтор - основная разновидность стилистических фигур прибавления

 

Анафора-повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или в рядом стоящих прозаических фразах.

«Как ни гнетет рука судьбины,

 Как ни томит людей обман,

Как ни браздят чело морщины..». (Ф. И. Тютчев)

 

 

Эпифора- фигура, противоположная анафоре, – повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки.

«Степям и дорогам

Не кончен счет;

 Камням и порогам
Не найден счет...» (Э. Багрицкий)

 

 

Анадиплосис -это такое построение текста, при котором окончание одной фразы повторяется в начале следующей фразы. Прием помогает добиться большей связанности и плавности текста.

 

«Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасавшего дня,

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

 И дрожали ступени под ногой у меня.»(К. Бальмонт)

 

 

5.  Тип восклицания в стихотворении А. А. Фета «КАК НЕЖИШЬ ТЫ, СЕРЕБРЯНАЯ НОЧЬ…». В этом стихотворении тип восклицания- лирическое восклицание, т. к. это стихотворение взволнованное и эмоциональное.

В стихотворении А. А. ФЕТ. «КАКАЯ НОЧЬ! КАК ВОЗДУХ ЧИСТ...» тип восклицания –лирическое восклицание, т. к  это стихотворение наполнено эмоциями, взволнованностью.

 В произведении: «Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! Как томительно-жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное... Как полно сладострастия и неги малороссийское лето!». (Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»), тип восклицания – риторическое восклицание, т.к. автор подчеркивает важную информацию и усиливает повествование.

В произведении: «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! и как чудна она сама, эта дорога!.. А ночь! небесные силы! какая ночь совершается в вышине! А воздух, а небо, далекое, высокое, там, в недоступной глубине своей, так необъятно, звучно и ясно раскинувшееся!..». (Н.В. Гоголь. «Мертвые души», тип восклицания- риторическое, т.к. автор подчеркивает главные моменты, главную информацию, которую он хочет рассказать читателю.

6. А. А. ФЕТ «В ЛУННОМ СИЯНИИ»

 Выйдем с тобой побродить

 В лунном сиянии!

Долго ли душу томить

 В темном молчании!

Пруд, как блестящая сталь,

 Травы в рыдании

, Мельница, речка и даль

 В лунном сиянии.

 Можно ль тужить и не жить

Нам в обаянии?

Выйдем тихонько бродить

 В лунном сиянии!

  

 

В этом стихотворении функция вопросительного предложения такая: это риторический вопрос, который «не спрашивает», он используется, чтобы усилить речь, эмоции, которые чувствует автор.

 

 

В. А. ЖУКОВСКИЙ «ВЕСЕННЕЕ ЧУВСТВО»

 Легкий, легкий ветерок,

Что так сладко, тихо веешь?

 Что играешь, что светлеешь,

 Очарованный поток?

Чем опять душа полна?

 Что опять в ней пробудилось?

Что с тобой к ней возвратилось,

Перелетная весна?

Я смотрю на небеса...

Облака, летя, сияют

И, сияя, улетают

 За далекие леса.

 Иль опять от вышины

 Весть знакомая несется?

 Или снова раздается

 Милый голос старины?

Или там, куда летит

 Птичка, странник поднебесный,

 Все еще сей неизвестный

Край желанного сокрыт?..

 Кто ж к неведомым брегам

Путь неведомый укажет?

Ах! найдется ль, кто мне скажет:

Очарованное Там?

 

В этом стихотворении функция вопроса такая: Это риторический вопрос, который не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность и выразительность текста.

«Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе? Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей, от моря до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце? Какие звуки болезненно лобзают и стремятся в душу и вьются около моего сердца? Русь! чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами?» (Н. В. Гоголь. «Мертвые души»).

 

В этом тексте функция вопроса- усиление эмоциональности и выразительности текста.

7.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: