Знакомство с новеллой

Апреля 2020

Урок № 93

Франц Кафка (1883-1924)

План:

1. «Расколотый мир» Франца Кафки.

2. «Превращение».

3. Трагическое бессилие человека перед абсурдностью окружающей действительности в новелле «Превращение».

4. Фантастическая условность как способ предельного обострения конфликта.

Цель:

· Раскрытие мысли о трагическом бессилии человека перед
окружающей действительностью;

· анализирование автобиографического характера новеллы
«Превращение».

· Развитие навыков аналитической работой с текстом художественного произведения

· Формирование гуманных понятий об ответственности человека за судьбу другого.

 

 



Материал для самообразования

                                                                                                        Эпиграф урока

                                                                        У него дар пророка… Ни одному писателю  

                                                                        не довелось дать столь глубокий анализ

                                                                        страхов и неврозов 20 века как Францу

                                                                        Кафке: (сдвиг восприятия, отчуждение,

                                                                        одиночество и ощущение преследования).

                                                                                                      Д. Берт     

                                                                              

Ход урока

 

Слово учителя

Ребята, в этом году мы с вами на уроках знакомились с русской литературой 20 века, основными тенденциями её развития. Трагический век, насыщенная концентрация событий. Всё начинания неизменно завершались трагедией. В мироощущении – чувство трагизма. Понять этот век мы пытаемся через культуру, литературу. Как никогда художественное творчество связано с общественно-политической жизнью. Три события: Первая мировая война, революция в России, Вторая мировая война повлияли на мышление людей 20 века. В 20 столетии осознаётся самоценность человеческого «я» и в то же время отчуждённость этого «я» в том мире, в котором оказывается современный человек. Новое время диктовало и новые формы. Значительным явлением культуры 20 века является модернизм, возникший и получивший распространение после Первой мировой войны. В России это прежде всего: символизм, акмеизм, футуризм и имажинизм. В переводе на русский модернизм – современный. Но в целом это понятие обозначает целый ряд нереалистических направлений и художественных методов, возникших в 20 веке. Наряду с модернизмом используют и понятие – авангард или авангардизм. Каковыми же были основные тенденции в развитии зарубежной литературы 20 века? (2м)

Показываю первый слайд-шоу (4м). Останавливаю просмотр после каждого слайда и спрашиваю ребят о том, что необычного в картине и услышанной музыке, о чём говорят с нами художники Пикассо, Отто Дикс, Нольде, Хёккель и Сальдавор Дали. Какое впечатление производят картины и музыка Миллера?

-Можно ли описать нечеловеческие ужасы и страдания войны возвышенным, благородным языком Рафаэля, Моцарта?

 

Новое время – новый язык, новые краски, иные художественные обертоны. Гнетущее, трагическое ощущение страха, безысходности художник создаёт разрушением интонации, нарочитой деформацией образа, беспокойным ритмом, изломанностью линий – и сразу же рушится гармония, надежды, красота. Начало 20 века. Германия. Именно эта страна явила миру имена художников, почувствовавших и передавших страх, отчаяние нового нарождающегося века без Бога, века мировых катаклизмов. Новый художественный язык – художественное направление – экспрессионизм (от лат. – выражение) стремится передать чувства в напряжённой, крайне заострённой форме. Это всегда крик боли, вопль отчаяния. Сущность образного языка экспрессионизма передал немецкий поэт-экспрессионист Иоганес Бехер: «Напряжённый, открытый в экстазе рот»

       «Странный», «кошмарный», «непонятный», «абсурдный», «завораживающий», «скучный», и, наконец, «гений», «пророк» - все эти полярные оценки даны одному и тому же писателю – Францу Кафке. Немецкий писатель, умерший в 1924 году, живёт сегодня в нашем лексиконе, ибо обогатил его выражениями кафкианская ситуация, персонажи Кафки, кафкианский кошмар, кафкианский мир. И подразумевают они не просто абсурдность сущего, но и запредельность абсурда. «Целесообразная несообразность мира» - вот как критик Затонский определяет бытие писателя, его мироощущение. Д.Берт включает Кафку в число ста лучших литераторов всех времён и народов, отводя ему почётное 31 место и пишет о его значении (обращаюсь к словам эпиграфа, не читая последние слова.) О творчестве этого писателя, о своеобразии его новеллы «Превращение», которая является вершиной творчества писателя, мы сегодня будем говорить.

 

- Давайте запишем тему урока и эпиграф. (2мин.)

Показываю слайд-шоу № 2 (7 минут)

Слово учителя о Кафке. (10 минут)

Вот из этого красивого города Праги Кафка всю свою жизнь хотел бежать. Он ничего не заимствует из её традиций и легенд, так как он, проживший в этом городе всю жизнь, страстно ненавидел этот город. Но если он ненавидел Прагу в такой мере, то, безусловно, прежде всего, потому, что это был город его семьи и его детства.

     Кафка противопоставлял две семейные линии: с одной стороны, семейство Кафки-отца, отмеченное силой, здоровьем, хорошим аппетитом, сильным голосом, даром слова, самодовольством, чувством превосходства над всеми, остроумием; а с другой – материнская линия семейства Леви, которое он наделяет такими качествами, как чувствительность, беспокойство, чувство справедливости. В письме, написанном отцу, которое тот так и не прочитал, Кафка открыто объявляет себя Леви. Всю жизнь его одолевали демоны и страхи. Он стыдился своего высокого роста, из-за которого чувствовал себя несильным, неуклюжим, смешным. Кафка- это галка, и галка будет служить эмблемой торгового дома отца. Франц мог идентифицировать себя с образом этой чёрной птицы и всегда ненавидел оба «К» в своей фамилии. Для него литература – это, прежде всего, та сфера, куда его отцу доступ закрыт, сфера реванша с отцом, наконец завоёванной независимости. Жестокость, гнев, несправедливость Германа Кафки в дальнейшем вошли в литературную историю. Франц вспоминал всю жизнь случай, когда он, будучи маленьким ребёнком, попросил принести ночью ему пить, отец же вытащил его в одной ночной рубашке на деревянный балкон и закрыл за ним дверь. А любимым ругательством его было: «Я разорву тебя на части». Мальчик потерял всякое доверие к себе, постоянно чувствовал себя виноватым, утратил способность свободно говорить. Мать старается его защитить, но свои страхи ребёнок проанализировать не может, он становится всё более замкнутым, ведь и мать – это «связь с отцом». Одиночество вокруг него усиливается. И даже сёстры не могли ему помочь. Он остаётся узником семейного очага, как остаётся узником Праги. В школе он дважды остаётся в пятом классе начальной школы по совету учителей. В лицее он тоже не чувствовал себя счастливым. В этом винить надо не лицей. Сам ребёнок сомневается в себе и испытывает постоянное чувство, будто находится на грани провала. В 18 у него аттестат зрелости, и он хочет избрать профессию, которая позволила бы ему относиться к ней с безразличием. «Самое подходящее – юриспруденция». На втором курсе он начинает посещать курсы германистики. Университет он захотел бросить, но отец запретил ему. В 1906 он без особого блеска сдаёт экзамены, проходит стажировку, его принимают в Агентство по страхованию рабочих от несчастных случаев. Здесь на этой службе он останется до тех пор, пока болезнь не заставит его отказаться от всякой профессиональной деятельности. Самое удивительное для него – знакомство и дружба на всю жизнь с Максом Бродом, который был на год младше его и читал лекции в университете. В 1918 году распалась Австро-Венгерская лоскутная империя Габсбургов, во главе которой почти 70 лет стоял Франц-Иосиф. Реальность этой дряхлой бюрократической монархии и её распад служили для австрийских писателей моделью мира, вели их к трагическим обобщениям.

       Жуткие истории, с которыми Кафка сталкивался на работе, усиливают его трагическое мироощущение. Он не был профессиональным писателем, но творчеству был предан безгранично, хотя писал ночами, постоянно подрывая своё здоровье и усугубляя невроз. В 1909 он начинает вести свой дневник, который к 1924 году будет состоять из 13 толстых тетрадей большого формата. Он так и не обзавёлся семьёй, хотя всю жизнь страстно о ней мечтал. Всю жизнь он мечтал иметь ребёнка, поскольку считал, вслед за Наполеоном, что страшно умереть бездетным. Он не смог быть рядом с женщиной, которую по-настоящему любил, Миленой Есенской. Она будем первым переводчиком его книг. Милена понимала его, любила, но была замужем. Она не хотела умирать, она не хотела в бездну, куда он вольно или невольно тянул её, - быть может, этим и объясняется её отказ воссоединиться с ним навсегда? Он, совершенно не способный к какой бы то ни было борьбе, отступал перед малейшими препятствиями, она – сопротивлялась. Именно за участие в чешском сопротивлении была упрятана в немецкий концлагерь, где и погибла в 1944 году.

       В 1917 году у него проявилась болезнь, и жизнь отныне для него принимает новое течение. В 31 год ему впервые предстоит покинуть столь ненавистный семейный очаг. Однако уход не принёс ему освобождения. Только творчество спасает его от страхов. Болезнь всё чаще приковывает его к постели. Страдания его становятся невыносимыми. Известны его слова, обращённые к врачу: «Доктор, дайте мне смерть, иначе вы убийца». Он умер 3 июня 1924 года и похоронен на еврейском Страшницком кладбище в Праге. Несколько лет спустя рядом с ним окажутся мать и отец.

       В литературном мире уход Кафки прошёл незамеченным, к тому времени была опубликована незначительная часть всего написанного. Единственным откликом был некролог, который опубликовала Милена в пражской газете. «Он был застенчив, нежен и добр, но написанные им книги жестоки и болезненны. Он видел мир, наполненный незримыми демонами, рвущими и уничтожающими беззащитного человека… Он был художником и человеком со столь чуткой совестью, что слышал даже там, где глухие ошибочно считали себя в безопасности».

       Не прошло и года, как Макс Брод опубликовал «Процесс» (незавершённый роман) и вручил, таким образом, имя Кафки последующим поколениям. Всем известно, что, поступая так, он нарушил настоятельную волю автора, заключающуюся в требовании сжечь после смерти все его рукописи. Но рукописи, не горят, и «Процесс», как известно, оказался первым шагом на пути посмертного издания произведений писателя, и вскоре опубликуют всё, даже самое личное и тайное. Так хотел 20 век. Макс Брод предпочёл литературу почитанию. Но кто сегодня захотел бы упрекнуть его за это? Жизнь Кафки, полная лишений и тревог, на первый взгляд кажется обыденной. Но если посмотреть поглубже, то поймёшь, что не было жизни более романтической и более несчастной. Милена скажет о нём слова простые, но самые пронзительные:»Удивительны его книги. Сам он ещё удивительней. Конечно, мы-то как будто приспособлены к жизни, но это лишь потому, что нам однажды удалось найти спасение во лжи, слепоте, в воодушевлении, в оптимизме, в непоколебимости убеждения, в пессимизме – в чём угодно. А он никогда не искал спасительного убежища, ни в чём. Он абсолютно не способен солгать, как не способен напиться. У него нигде нет прибежища, приюта. Он голый среди одетых».

       Теперь наследство писателя состоит из 10-ти объёмистых томов: это три незавершённых романа – «Америка»(1916), «Процесс» (1918), «Замок» (1922); новеллы, притчи, афоризмы, «Дневники»(1910-1923), письма 1902-1924.

       Кафка- модернист по своему мировосприятию и художественному методу, хотя он хорошо знал и любил классику: Гёте, Флобера, Т.Манна, Гоголя, Толстого, Чехова, Достоевского. Из философов ему был близок С.Кьеркегор, предшественник экзистенциалистов.

       Его трудно связать с каким-то определённым модернистским течением. Он сам создал модернистское явление – кафкианство. Он сам был пророком. Что же он предсказал?

1. Работа по исследованию интерьера комнаты Г. Замзы, анализ вещей-символов: часы, образцы ткани, фотопортрет, футляр от скрипки, ключ.

Знакомство с новеллой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: