Вводные слова | Члены предложения |
Кажется, шепчут колосья друг другу. | Мир кажется мне книгой бесконечной. |
За тем лесом, видно, озеро. (= наверное, находится) | За тем лесом видноозеро. |
Дождь, казалось, зарядил надолго. | Море на сотни миль вокруг казалось пустынным. |
Бесспорно,, ты прав. | Ваше право на отпуск бесспорно. |
Цех, возможно, уже реорганизован. | Цех возможно реорганизовать. |
Он, точно, немного странен. | Все три раза он проводил поезда точно по расписанию. |
Прежде всего, нужно ли говорить именно об этом? (указывается связь мыслей). | Прежде всего нужно говорить именно об этом («сначала»). |
Вставные конструкции вносят в основное предложение дополнительные сведения, попутные замечания, уточнения, пояснения, поправки и так далее. Вставные конструкции, с одной стороны, распространены в устной речи, а с другой - широко используются в языке художественной литературы.
Вставные конструкции менее тесно связаны с предложением, чем вводные, и потому резко выпадают из его структуры. Они более интонационно изолированы значительными паузами, характерными для так называемой интонации включения:
|
|
До замка оставалось около трех часов пути, людоед шел уверенно
и быстро (он очень хорошо помнил дорогу), лишь иногда останавливаясь,
чтобы перевести дух.
!!! По структуре вставная конструкция является или отдельным словом,
Или словосочетанием,
или предложением, простым или сложным:
Он не приходил сюда (в замок) много лет.
Он подошел со стороны сада, перелез через ограду (с северной стороны) и
двинулся к дверям.
По содержанию и смысловым связям с предложением вставные конструкции очень разнообразны.
Вставные конструкции могут
включать название или описание какого-либо предмета, лица, упомянутого в предложении: | Все теннисные ракетки и мячи (в основном, оранжевого цвета) валялись на полу и подоконниках. |
содержать уточнение количественного характера: | Он всю свою жизнь (ему недавно исполнилось двадцать восемь лет) мечтал бывать на всех праздниках. Все в замке (включая всю обслугу) обожали королевские праздники. |
содержать добавочное сообщение: | Он очень любил сказки (он всегда слушал их), и сейчас ему некстати вспомнилась одна, довольно страшная. |
служить для пояснения содержания всего предложения или отдельных его частей: | Он дальше шел медленно (ему как будто не хотелось идти дальше), не спеша прошел в широкий длинный коридор за залом и остановился в раздумье. |
выражать причину действия, события, явления, описываемого в предложении: | Он поморщился (он не любил спорт, особенно теннис) и прошел дальше, в следующую дверь. |
могут выражать эмоциональную оценку высказывания или его части: | Вдруг он увидел проход и дверь, ведущую – какая неожиданная удача! - на кухню. |
Вставные конструкции не выражают отношения говорящего к высказываемой мысли, не содержат оценки сообщения, указания на его источник, на связь с другими сообщениями и т.д.
|
|
Вставные конструкции могут находиться только в середине и, реже, в конце основного предложения, но не в его начале.
В речи вставные конструкции интонационно выделяются из состава предложения:
· они произносятся пониженным тоном,
· в ускоренном темпе,
· обычно без логического ударения на каких-либо словах.
Интонация предложения как бы «размыкается» вставной конструкцией.
На письме вставные конструкции выделяются
скобками | тире | запятыми |
Он огляделся в растерянности с (в холле было около десятка дверей), потом решительно повернул налево и вошел в маленькую дверь. | Этот зал – в замке его называли Малый спортивный зал –был совершенно пуст. | Дверь, как потом выяснил людоед,вела в зал для игры в теннис. |
() Случаи выделения | - вставных | , конструкций |
1.поясняющие отдельные слова в основном предложении; 2. представляющие собой попутные авторские замечания, где используются знаки восклицательный или вопросительный, передающие отношение автора к высказанной мысли или ее оценку — удивление, недоумение, одобрение, сомнение, иронию; 3. дополняющие или поясняющие содержание основного предложения. | 1. дополняющие или поясняющие основное предложение, выражающие чувства автора, 2. если вместо вставки не должно быть никакого знака. | очень редки. |
Скобки выступают как универсальный в этом случае знак препинания: они выделяют вставную конструкцию и внутри предложения, и в конце его. Скобки обладают большей выделительной силой, чем тире, которое является многофункциональным знаком.
Тире же может выделять вставную конструкцию только в середине предложения.