Второй этап. Определение спроса

ТЕМА: ОСНОВЫ ЭК. МЕХАНИЗМА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРЕД-И

 

1.Сущность цен и их функции

2. Классификация цен

3. Основы методики установления цен на предприятии

4. Стратегии ценообразования

В. Сущность цен и их функции

 

В условиях рыночной экономики ключевым экономическим показателем, который активно влияет на развитие общественного производства и уровень жизни населения, являются цены.

Цена – есть денежное выражение стоимости товара. Она всегда колеблется около цены производства (превращенной формы стоимости единицы товара, которая равна сумме затрат производства и средней прибыли) и отражает уровень общественно-необходимых затрат.

Цены, используемые в рыночной экономике, выполняют 3 основные функции: учетно-измерительную, распределительную, стимулирующую

1. УЧЕТНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ состоит в том, что цены являются способом учета и измерения затрат общ. труда на пр-во отд. видов продукции или оказания различных услуг.

Измерительная – благодаря цене можно определить, сколько денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за товар

Учетная – цена становится вспомогательным инструментом учета (например, у предприятия имеется 5 компьютеров по такой-то цене общей стоимостью такой-то)

2. РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ сводится к тому, что с помощью цен, которые отличаются от стоимости, осуществляется перераспределение части дохода первичных субъектов хозяйствования и населения

3. СТИМУЛИРУЮЩАЯ функция - цены используются для мотивации повышения эффективности хозяйствования, обеспечения необходимой прибыльности (доходности) каждому нормально работающему производителю, посреднику и продавцу товаров производственного и потребительского назначения

Помимо этого, цена выполняет еще функции:

1. Инструмент анализа, прогнозирования и планирования

2. Социальная функция – с ценами и их изменением связаны структура и объем потребления, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи

3. Внешнеэкономические функции – как инструмент торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами

Цена единицы продукции (отдельной услуги) формируется из отдельных составляющих, которые отображают структуру соотв. видов цен, используемых разными субъектами хозяйствования.

 

 

В. Классификация цен

Основные виды цен и тарифов по отдельным классификационным признакам

1. В зависимости от особенностей купли-продажи и сферы экономики выделяют:

Мировые цены – это денежное выражение международной стоимости товаров, которые реализуются на мировом рынке. Они определяются:

а) для одних товаров – уровнем цен страны-экспортера

б) для других – ценами бирж и аукционов

в) для многих готовых изделий – ценами ведущих фирм мира

Оптовые (отпускные) цены на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и закупочные – на с/х продукцию - определяются, исходя из фактических затрат на производство продукции, прибыли предприятия (с учетом конъюнктуры рынка, качества продукции) + НДС +АС + ЛИЦ. СБОР (на алк пр-ю)

Розничные цены определяются самостоятельно торговыми предприятиями, предприятиями общепита и т.д.

Отдельная группа цен – разнообразные тарифы – цены на услуги

По уровню регулирования:

Фиксированные цены – устанавливаются государством на ресурсы, которые влияют на уровень и динамику цен, на товары и услуги, которые имеют решающее социальное значение, на продукцию и услуги, производство которых сосредоточено на предприятиях, имеющих монопольное положение на рынке

Регулируемые – ограничены предельным значением рентабельности

Договорные цены – формируются на основе договоренности между производителем (продавцом) и потребителем (покупателем) и касаются конкретных партий товара

Свободные цены – которые назначает предприятие самостоятельно. Но государство все-таки влияет на них через условия налогообложения, кредитования, антимонопольной политики и т.д.

В современной практике хозяйствования используются также рыночные цены. Некоторые из них:

Цена номинальная – указана в прейскурантах, биржевая котировочная цена на товар

Цена начальная – цена на предлагаемую к продаже на аукционе партию товара, которая устанавливается его собственником

Цена продажная – конечная цена, по которой продавец реализует товар потребителю.

Цена демпинговая – специально сниженная  цена продажи, используемая как способ вытеснения конкурентов с рынка.

Цена твёрдая – устанавливается в момент подписания контракта и не изменяется на протяжении его действия.

И т.д.

Во внешней торговле используется система франкования цен, когда в цену товара включены затраты на его страхование и доставку в место, указанное в договоре.

 

3в. Основы методики установления цен на предприятии.

Методика установления исходной цены на продукцию предприятия включает следующие этапы ценообразования:

1. Постановка целей и задач ценообразования.

2.Определение спроса.

3.Оценка издержек.

4.Анализ цен товаров конкурентов.

5.Выбор метода ценообразования.

6.Расчёт исходной  цены.

Первый этап. Постановка целей и задач ценообразования.

Можно выделить 3 группы целей:      

 1. Основанные на сбыте.

 2.Основанные на прибыли.

 3.Основанные на сохранении текущего положения.

Эти 3 группы целей определяют 3 вида ценовой политики предприятия:

1.Ценовая политика, связанная с   максимизацией сбыта.

При этом необходимо учитывать, что на рынке очень много конкурентов. При осуществлении этой политики важно учитывать коэффициент эластичности по цене.

Ценовая политика, связанная с максимизацией прибыли.

3.Ценовая политика удержания положения на рынке + поиск выходов на новые рынки.

Наряду с постановкой главных целей, на предприятии могут решаться и тактические цели, которые охватывают:

- стабилизацию рыночной ситуации;

- снижение влияния изменения цен на спрос;

- сохранение существующего лидерства в ценах;

- ограничение  потенциальной конкуренции и др.

Второй этап. Определение спроса.

На этом этапе устанавливается зависимость спроса, особое внимание – эластичности спроса по цене.

При изучении кривой спроса и коэффициента эластичности определяется верхняя граница цены, которая в дальнейшем используется в практических расчётах.

При этом учитывается два обстоятельства:

- жизненный цикл товара;

- характер рынка;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: