Производят детальное изучение издержек, для этого используются калькуляционные статьи или элементы себестоимости по каждому виду продукции и сопоставляются с фактическими затратами конкурентов. Анализ на данном этапе позволяет установить нижнюю границу цены.
Четвёртый этап. Анализ цен товаров конкурентов.
Этот анализ предполагает детальное изучение диапазона цен, заключённых между верхней и нижней границами. Анализ в основном осуществляется по равнозначной, однородной продукции конкурентов, при этом цены могут быть выше, чем у конкурентов при условии явного превосходства по качеству нашей продукции и ниже, чем у конкурентов при условии, что наша продукция уступает по качеству продукции конкурентов.
Пятый этап. Выбор метода ценообразования.
В рыночных условиях хозяйствования могут использоваться разнообразные методы ценообразования. Главные из них следующие:
1. Расчёт цен по методу «cредние издержки +прибыль».
Является наипростейшим и широко используемым. Соответственно с ним цена определяется по формуле: Ц=И+П. И-ср.
|
|
И – средние издержки, П-прибыль, которая устанавливается самим предприятием или ограничивается государством как предельный уровень рентабельности продукции. При этом могут быть случаи, когда величина П стандартна по всем видам продукции либо дифференцирована по товарам, рынкам или по другим факторам.
2. Метод обеспечения безубыточности и целевой прибыли.
Особенность этого метода состоит в том, что цена ставится в жёсткую зависимость от общего размера прибыли, которую предприятие рассчитывает получить от продажи некоторого количества продукции. Для реализации этого метода необходимо знание графиков безубыточности. Метол безубыточности был изучен в теме «излержки предприятия». Рассмотрим применение этого метода в качестве метода ценообразования.
С возрастанием объёма производства себестоимость единицы продукции снижается. Поэтому увеличение объема производства является важным фактором снижения себестоимости и роста прибыли. До объёма QА производство является убыточным, свыше – прибыльным. Этот объём производства называется критическим объёмом производства (точка безубыточности). Критический объём производства, если известна цена, можно вычислить аналитически:
Ц *Q= ИПОС +ИПЕР УД* Q; Q = ИПОС / (Ц-ИПЕР УД)
Если же известен объем пр-ва продукции, тогда min цена, которая обеспечивает безубыточность, равна:
ЦMIN = (ИПОС +ИПЕР УД*Q) / Q = ИПЕР УД + ИПОС/Q
Цена, которая обеспечивает получение целевой прибыли при фиксированном объеме пр-ва: Ц*Q = ИПОС + ИПЕР УД*Q + ПЦ
Ц = ИПЕР УД + (ИПОС + ПЦ) / Q
|
|
3. Установление цен исходя из ощущаемой ценности товара.
Осуществляется с учётом потенциального (реально выявленного) спроса.
4. Метод ценообразования на уровне текущих цен с остоит в том, что цену рассматривают и устанавливают как функцию цен на аналогичную продукцию конкурентов. В зависимости от особенностей продукции и типа рынка (монополия, олигополия) этот метод ценообразования имеет разные модификации (установление цены на основе текущей рыночной цены или несколько ниже её, установление цены на конкретное изделие с учётом цен на аналогичную продукцию и соотношение параметров этих изделий.
5. Метод установления цены на основе закрытых торгов. Это разновидность предыдущего метода и используется с целью получения заявки на изготовление некоторой продукции (тендерный метод).
6. Метод скольжения по кривой спроса означает установление цены с помощью пробной продажи на разных сегментах рынка. При этом учитываются условия продажи (конъюнктура рынка, сопутствующие услуги). При использовании этого метода в разных местах (сегментах) рынка на те же самые товары цены могут быть разные.
7. Метод зональных цен состоит в том, что предприятие выделяет несколько зон, в границах которых устанавливаются единые цены в зависимости от уровня транспортных затрат.
8. При установлении цен со скидками предприятие–продавец снижает свою исходную цену или устанавливает некоторую скидку с неё, учитывая досрочную оплату счетов, закупку большого объёма продукции или внесезонную закупку, что даёт возможность предприятию обеспечить более стабильный уровень производства на протяжении года.
Выбор метода ценообразования и установление в соответствии с ним некоторого размера цены является начальным этапом разработки ценовой стратегии предприятия.