The icon “the mother of vladimir” of the XII century from the uspensky Cathedral in Vladimir: a regional aspect of studying the monument

ИКОНА “ БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ” XII ВЕКА ИЗ УСПЕНСКОГО СОБОРА ВО ВЛАДИМИРЕ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПАМЯТНИКА

THE ICON “THE MOTHER OF VLADIMIR” OF THE XII CENTURY FROM THE USPENSKY CATHEDRAL IN VLADIMIR: A REGIONAL ASPECT OF STUDYING THE MONUMENT

БАЙРАМОВА Л.В. магистрант группы Рм-118, Кафедры «Дизайн, изобразительное искусство и реставрация», Института искусств и художественного образования, E-mail: Lbayramova71@mail.ru

СКВОРЦОВ А.И. – Научный руководитель, Заслуженный деятель искусств России, кандидат искусствоведения, профессор кафедры «Дизайн, изобразительное искусство и реставрация» Института искусств и художественного образования Владимирского Государственного Университета, E-mail: Ai_skvortsov@mail.ru

BAYRAMOVA L.V. – Undergraduate of the group Rm-118, Department of Design, Fine Art and Restoration, Institute of Arts and Art Education, E-mail: Lbayramova71@mail.ru

SKVORTSOV A.I. – Scientific adviser, Honored Art Worker of Russia, Ph.D., professor of the Department of Design, Fine Arts and Restoration, Institute of Arts and Art Education, Vladimir State University, E-mail: Ai_skvortsov@mail.ru

Аннотация: рассмотрение регионального опыта изучения памятника, анализ характера публикаций

Annotation: consideration of regional experience in studying the monument, analysis of the nature of publications

Ключевые слова: Византийская икона, XII век, образ Богоматери Владимирской, Успенский собор во Владимире, краеведческий аспект

Keywords: Byzantine icon, XII century, the image of Our Lady of Vladimir, Assumption Cathedral in Vladimir, local history aspect

 

Повышенное внимание к древнерусскому искусству и культуре появляется спустя век после реформ Петра Великого. Этот интерес вызвал обращение к древнерусской иконописи. В «Истории государства российского» Н. М. Карамзин уже говорит о древнерусских иконописцах и упоминает их произведения, а на рубеже XIX-XX веков в России появляются серьезные коллекции икон, собранных как настоящие произведения искусства.

С началом ХХ века происходит научное открытие древнерусской иконописи, признание ее художественного значения и понимание ее истинного духовного смысла. Икона появляется в музейном пространстве и становится предметом изучения и исследования широкого круга ученых - историков, искусствоведов и реставраторов.

Самое первое упоминание об иконах относится к образу Владимирской Богоматери: «Еще при жизни Георгия Долгорукого сын его, Андрей, в 1 155 году уехал из Вышегорода (не предуведомив отца о сем намерении). Сей Князь набожный вместо иных сокровищ взял с собою Греческий образ Марии, украшенный, как говорят Летописцы, пятнадцатью фунтами золота, кроме серебра, жемчуга и камней драгоценных; избрал место на берегу Клязьмы, заложил каменный город Боголюбов» (Н.М. Карамзин, том II, глава ХV).

Владимирская икона Божией Матери - самая ранняя из известных сохранившихся чудотворных икон Древней Руси, одна из великих святынь России. История ее почитания, подробно зафиксированная в летописях и сказаниях, отличается глубокой духовной связью событий церковной и государственной жизни.

Художественно-стилистические особенности и исторические данные свидетельствуют, что Владимирская икона была создана в 1-й трети XII в., (до 1130 г.). Икона, до 1395 года находившаяся во владимирском соборе, а с этого времени перенесенная в московский Успенский Собор, является одним из древнейших памятников станковой живописи. Выдающиеся художественные особенности этой иконы на протяжении многих веков оказывали сильнейшее влияние на русских художников, на сложение и развитие стиля древнерусской живописи.

Будучи бесценным памятником византийского и древнерусского искусства, опыт изучения и реставрации иконы явился уникальным событием для тех ученых-первооткрывателей, которые оказались у истоков ее научных исследований. На рубеже ХХ века с владимирской иконой, как с предметом реставрационного изучения, эта наука получила свое первое профессиональное значение. Результаты этих исследований легли в основу для дальнейшего развития научной и педагогической практики будущих реставраторов.

Так оказалось, что исторически, судьба этой чудотворной иконы была тесно связана с Владимирской землёй. Она охраняла Русь, с ее участием русские князья благословлялись на княжество. Она стала неразрывной составляющей истории развития Российского государства.

Сегодня икона представляет всесторонний научный интерес. Неосвещенным до сих пор остается региональный аспект ее освещения.

К числу первых владимирских историков, кто коснулся этой темы, следует отнести В.И. Доброхотова. В 1849 году была опубликована его книга «Памятники древности во Владимире Кляземском. Соборы: Кафедральный Успенский и бывший придворным В.К. Всеволода - Дмитриевский», в которой он излагает историю города с момента его основания. С отсылкой к Никоновской летописи рассказывается о перенесении иконы в Москву и о ее чудесных силах заступничества: «есть у них Богоматерь, защитница христиан. Не одолеть нам их-сказал царь Чагатайский, и велел полкам своим идти обратно. С тех пор икона Богоматери находится в Московском Успенском Соборе, по левую сторону Царских врат...» [2,15]. Приведенные примечания указывают на использовании автором исторических трудов Н.М. Карамзина. В 1850 г. во время визита великих князей Николая и Михаила Николаевичей Доброхотов преподнес им свою книгу о Владимире. В ответ на это он получил благодарность и бриллиантовый перстень, который перед смертью пожертвовал Успенскому собору.

Иеромонах Иоасаф — русский духовный писатель, археолог и историк Владимирского края. Известны его монографии «Церковно-Историческое описание Владимирских достопамятностей» (1857) и «О Св. Иконах, особенно чтимых, находящихся во Владимирской Епархии» (1859).

В его рукописном описании Владимирской епархии, были приведены общеисторические сведения о деятельности князей Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского по распространению христианства в Ростово-Суздальской земле. Здесь же приводится легенда о чудесах иконы и об основании города Боголюбова: «...кони, везшие византийскую чудотворную икону, остановились как-бы от чрезмерной тяжести. Князь признал это за чудо, молился со слезами перед иконою. В полночь явилась ему Божия Матерь и сказала: Остановись здесь, устрой обитель и храм в честь моего рождества» [3,51].

Самым востребованным трудом В.Г. Добронравова, созданным в 1898 г., является «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии». Это фундаментальное собрание, изданное в пяти томах, совместно с В. М. Березиным. Тема иконы освещена в свете истории Владимирской епархии.

Протоиерею А. Виноградову принадлежит «История Кафедрального Успенского собора в губ. гор. Владимире» (1905), в котором, автор повествует об истории иконы как о неотъемлемой составляющей истории самого собора.

В советский период эстафету историков продолжили владимирские искусствоведы. Среди них в первую очередь следует выделить творчество заслуженного деятеля искусств России, профессора А.И. Скворцова, всю свою жизнь посвятившего сохранению и защите памятников древнерусского искусства. Итогом этой многолетней работы стали опубликованные им фундаментальные труды, в которых он теме древнерусской иконописи посвятил монографии из серии «Наследие земли Владимирской»: «Монументальная живопись» и «Белокаменное Зодчество», в которых автор подробно и в увлекательной манере знакомит с историей знаменитой иконы, особенностями ее иконографии, о ее чудесах и сказаниях.

Темой отдельной статьи может послужить творчество художников- братьев Брягиных из Мстёры Владимирской губернии, богатой на таланты самобытных художников, иконописцев и реставраторов. Однако, возвращаясь к образу иконы, особенно следует отметить А.И. Брягина. Будучи успешным художником-иконописцем, он больше известен как автор копии иконы Владимирской Божией Матери, созданной им специально для выставки икон, организованной правительством СССР в 1929 г. Долгое время икона считалась утерянной. Спустя годы, стало известно, что она была передана в государственный музей искусств Грузии и хранится там до настоящего времени.

Подводя итоги, следует отметить, что в изучение знаменитой иконы свой заметный вклад сделали и владимирские исследователи. Образ этой чудотворной древнерусской иконы Богоматери Владимирской всегда присутствовал и поощрял их на любовь к своей земле, на почитание и сохранение ее ценностей.

 Несмотря на многовековой опыт изучения истории создания и бытования иконы, и, огромный уникальный труд ученых по исследованию ее иконографии и реставрации, произведение по-прежнему остается в центре внимания современных реставраторов, искусствоведов и историков.

Дальнейший исторический и иконографический анализ иконы, изучение накопленного опыта научно-исследовательских работ по ее раскрытию и реставрации в свете опубликованных материалов, составили основу для написания дипломной диссертации.

Актуальность темы обусловлена усиленным интересом к вопросам изучения данного памятника в силу следующих причин:

- во-первых, иконография «Богоматери Владимирской» выступает как предтеча возникновения и развития дальнейшего иконографического образа Богородицы в России, повлиявшего на всю древнерусскую иконопись;

- во-вторых, развитие опыта реставрационных работ по иконе является уникальным для реставраторов многих поколений, и остается предметом дальнейшего изучения;

- в-третьих, до сих пор остается плодотворным использование образа Владимирской Богоматери в современной церковной живописи.

В заключение, выражение «исключительного места Владимирской иконы в судьбе России, как древнейший чудотворный образ, главная святыня, палладиум Русской Церкви и государственности» [12,38], будет уместным завершить поэтическим восторгом И.Э. Грабаря: «Никогда сюжет материнства не был выражен в более совершенной художественной форме, никогда не был высказан столь просто, лаконично, почувствован столь исчерпывающе и глубоко, как в этом подлинно великом произведении мирового искусства» [11,77].

Список используемой литературы:

1. Карамзин Н.М. История государства российского. СПБ, 1851. — С. 648

2. Кондаков Н.П. Русская икона. Т. 4: Текст, ч. 2. Прага, 1933

3. Анисимов А.И. Владимирская икона Божией Матери. Praha, Seminarium Kondakovianum, 1928. Переиздано: Анисимов 1983, с. 191-274

4. Доброхотов В.И. Памятники древности во Владимире Кляземском. Соборы: Кафедральный Успенский и бывшим придворным В. К. Всеволода — Дмитриевский. Москва, 1849— С.200

5. Иоасаф (В. С. Гапонов). Церковно-историческое описание Владимирских достопамятностей. Владимир, 1857. — С. 153

6. Иоасаф (В. С. Гапонов). О св. иконах, особенно чтимых, находящихся во Владимирской епархии. Владимир, 1859. — С. 31

7. Добронравов В. Г., Березин В. М. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1893-1898.

8. Виноградов А. История кафедрального Успенского Собора в губ. гор. Владимир. Протоирей А. Виноградов, 1905. — С.120

9. Скворцов А.И. Наследие земли Владимирской. Монументальная живопись. М., Памятники Отечества, 2004. — С. 288

10. Скворцов А.И. Наследие земли Владимирской. Белокаменное зодчество. Владимир, Транзит-Икс, 2012. — С. 360

11. Щенникова Л. А. Владимирская икона Божией Матери. Главная святыня России. — СПб.: Метропресс, 2013.

12. Щенникова Л. А. «Владимирская» чудотворная икона в памятниках русской письменности XVI века // Русская художественная культура XV- XVI веков: Сб. статей. — М., 1998. — С. 38–52.

13. Осокина Е. Небесная голубизна ангельских одежд//Судьба произведений древнерусской живописи. 1920-1930-е годы — М.: Новое литературное обозрение, 2018. — С. 664

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: