1) Проблема сознания -предмет острых идеологических споров. 2) Представители разных философских школ -разный ответ на вопрос о природе сознания и особенностях его формирования:
А) Естественно-научный подход: сознание -проявление функций мозга, вторичность по сравнению с телесной организацией человека.
Б)Р елигиозно-идеалистический подход: первичность сознания, человек «телесный» — его производная.
3)Сходство в трактовке природы сознания -связь с речью и целеполагающей деятельностью человека: язык людей и предметы культуры — результаты труда, произведения искусства и т. п.
4)Учение о формировании устойчивых структур сознания человека в раннем возрасте благодаря общению со взрослыми:
А)приобщение через овладение языком к сознанию, т. е. совместному знанию;
Б)формирование индивидуального сознания;
В)мир предметов, созданных предшествующими поколениями,
Г)результат общения с другими людьми -обучение целенаправленному использованию этих предметов.
5) Сознание - отношение человека к объектам внешнего мира с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру:
|
|
А)чувственный образ предмета, ощущение или представление, значение и смысл- часть сознания;
Б)ряд ощущений, переживаний человека -за рамками сознания: малоосознанные, импульсивные действия, влияние на деятельность человека, искажение её результатов.
6) Влияние деятельности на сознание человека; формирование сознания деятельностью:
А)влияние сознания на эту деятельность, определение и регулирование её; преображение природы, общества и самих себя;
Б)сознание человека – отражение и творение объективного мира;
В)исторический опыт, знания и методы мышления, определённые умения и навыки- освоение действительности;
Г)цели, проекты будущих орудий, осознанное регулирование своей деятельности.
7) Обоснование единства деятельности и сознания- учение о деятельности, которая является ведущей для каждого возрастного периода жизни человека:
А) «ведущая» деятельность: во-первых, формирование на данном возрастном этапе важнейших черт личности; во-вторых, развитие всех других её видов.
Б)ведущий вид деятельности ребёнка до поступления в школу — игра,
В)ведущий вид деятельности школьника — учение,
Г)ведущий вид деятельности подростка – общение,
Д) ведущий вид деятельности взрослого — труд.