А) Роль религии и церкви в жизни человеческого общества в различные исторические эпохи.
Б) Религия:
· деятельность официальных институтов — церквей и других вероисповедных объединений (общин),
· внутренний мир верующего человека,
· связь человека с Богом.
· мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественной сферы.
2)Религиозное и светское сознание:
А)Религиозное сознание:
· это убеждение верующих в реальном существовании сверхъестественного, потустороннего, в том, что источником главных ориентиров и ценностей человечества является Бог — высшая сила в мире;
· нравственные требования и нормы в религиозном сознании как производное воли Бога: заветы, заповеди, священные книги.
Б)Светское сознание:
· источники всех важнейших процессов в мире -посюсторонние изменения в обществе;
· религия- частное дело индивидов: отделение церкви от государства и школы, укрепление позиций научных знаний в оценках места и роли религии в обществе;
|
|
· элементы безразличного, атеистического отношения к религии;
· толерантность (терпимость) светской культуры к иным мировоззрениям и культурам: возможность сотрудничества верующих и неверующих.
3)Изучение религии:
А) Религиоведение –философская наука, которая изучает религию как особую сферу культуры человечества: сущность религии, её значение в общественном развитии, её возникновение, развитие и соотношение с другими явлениями культуры.
Б) Теология (богословие)-совокупность религиозных учений о сущности и действии Бога.
III.деятельность-религия и религиозные организации в современной России:
1) Религия в современной России:
А) Процесс возрождения религии в нашей стране: изменение отношений государства и церкви, восстановление в своих правах религиозной культуры, свободы совести, легализация и рост социальной активности религиозных организаций.
Б) Конституция 1993 г.: Российская Федерация - светское государство:
· ни одна из религий не устанавливается в качестве государственной или обязательной;
· религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом;
· граждане равны в своих правах и свободах независимо от отношения к религии, любые формы ограничений прав по этому признаку запрещаются;
· каждому гражданину гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними;
|
|
· запрещены агитация и пропаганда религиозной ненависти и вражды, а также религиозного превосходства.
Б)Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях»:
· право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания,
· равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений. основные принципы: свобода совести и свобода вероисповедания, правовое положение религиозных объединений.
· принцип уважения христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России, но при этом подчёркивает особую роль православия в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры.
В)Активное влияние религиозных объединений в области образования, культуры, благотворительной и хозяйственно-предпринимательской деятельности.
Г) Рост числа религиозных объединений и организаций:
· традиционные для России вероисповедания,
· нетрадиционные для нашей страны и её народов культы и религиозные движения,
· организации экстремистской направленности: проповедь религиозной и национальной нетерпимости
· противодействие проявлениям религиозной и национальной нетерпимости как государственно-административными мерами, так и средствами последовательной разъяснительной работы.
2) Религиозные организации в современной России:
А)Православие:
· около 12 тыс. православных общин,
· около пятисот мужских и женских монастырей,
· иерархическая структура управления: Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный собор, Архиерейский собор, Священный синод во главе с Патриархом Московским и ВсеяРуси. (Священный синод, возглавляемый Патриархом Московским и Всея Руси, является органом управления Русской православной церкви в период между Архиерейскими соборами.),
· 17 мая 2007 г. -Акт о каноническом общении между патриархом Алексием II и первоиерархом Русской православной церкви за границей митрополитом Лавром, восстановление единства Русской православной церкви
Б)Ислам:
· вторая религия по численности верующих в Российской Федерации после православного христианства,
· около 2,5 тыс. мусульманских общин,
· 43 духовных управления мусульман, объединённых в Центральное управление мусульман России и европейских стран СНГ, Духовное управление мусульман Европейской части России, Высший координационный центр духовных управлений мусульман России и Совет муфтиев России.
В)Буддизм:
· Более 200 буддийских общин,
· Центральное управление буддистов существует с 1946 г.
· буддийские организации возникли в разных регионах: Калмыкии, Бурятии, Тыве, Москве, Санкт-Петербурге, Анапе, Белгороде, Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Ростове-на-Дону и др.
Г)Организации других конфессий: Римско-католической церкви, старообрядцев, евангельских христиан-баптистов, христиан веры евангельской — пятидесятников, адвентистов седьмого дня, иудеев, лютеран и многих других.
IV.образ:
1) Религия:
А) Вера в Бога как в сверхъестественное существо.
Б) Учение о природе, проявлениях и действиях божественного существа или существ:
· многобожный (политеистический) принцип: рассказы, мифы, верования в богов у древних греков, древних римлян, древних индийцев, древних китайцев и других народов;
· единобожный (монотеистическии) принцип: Ветхий Завет (религия древних иудеев), религии христиан и мусульман;
· представления о человекоподобных (антропоморфных) богах;.
· вытеснение из религии прямого — антропоморфного — содержания.
2)Типология религий:
А)мировые религии: христианство, ислам, буддизм;
· разнообразные национально-этнические группы;
|
|
· религиозные ценности выше этно-национальной принадлежности последователей.
Б)региональные религии:
· однородные этнические группы,
· самоидентификация по этно-национальным, основаниям.
V.язык-религия как общественный институт:
1) особая организация — церковь с чётким распределением обязанностей на каждом уровне её иерархии (структуры).
2) система религиозных обрядов, ритуалов, действий — культов (почитания):
А) идеи и представления о Боге (божествах),
Б) жертвоприношения, церемонии, разнообразные мистерии в мировых (христианство, буддизм, ислам) и многих национальных (иудаизм, конфуцианство, синтоизм и др.) религиях,
В) центр отправления религиозного культа — храм, молитвенный дом с набором разнообразных культовых принадлежностей (иконы, скульптуры, настенная роспись, надписи и др.).
Г) центральная роль культа:
· придание религиозным идеям и представлениям конкретно-чувственного характера,,
· отражение в культовых действиях самых важных событий человеческого существования: тайны рождения и смерти, самосознание ребёнка, вступление юноши и девушки в самостоятельную жизнь, заключение брака, появление потомства и др.
3) Функции религии:
А)социальная- влияние на различные стороны жизни общества:
· присутствие во всех важнейших исторических событиях и событиях частной жизни граждан;
· исторические события: становление древнерусской культуры, укрепление государства;
· события частной жизни граждан: обряды крещения, венчания, соборования.
Б) моральная -воздействие религии на сферу общественной морали:
· духовно-организующая сила общества: роль религии и церкви в средневековой Европе и дореволюционной России;
· современная религия: возможности воздействия на нравственное сознание общества (моральные учения основателей, нравственные кодексы, нормы).
VI.метод-проблема поддержания межрелигиозного мира:
1) Государство и религиозные организации:
А) Государственная и общественная поддержка различных форм социального служения религиозных объединений: средства из государственного бюджета на реставрацию, содержание и охрану храмов и других объектов, являющихся памятниками истории и культуры.
|
|
Б) Система государственных органов, осуществляющих связь с религиозными объединениями: консультативные советы при федеральных и региональных органах власти.
В) Рост влияния религиозных организаций на общественную жизнь и политические процессы: акции благотворительности и милосердия разных конфессий, объединение усилий при проведении правозащитных, миротворческих, экологических акций.
Г) Необходимость сохранения межрелигиозного мира.
2)Факторы риска, угрожающие межрелигиозному миру и согласию:
А) религиозная нетерпимость.
Б) расширение деятельности нетрадиционных конфессий и религий и возникновение не менее широкого противодействия им:
· новые религиозные движения (в мире до 140 млн верующих, а в России - 300—400 тыс.);
· неоднородность: милосердие и благотворительность; внутриобщинные проблемы и религиозная практика, игнорирование общества; религиозно-философские учения или медицинско-оздоровительные системы.
· нетрадиционные культы - особый тип религиозных организаций: отсутствие строго разработанных вероучений, структура - иерархическая с авторитарным лидером; оппозиционность к официально признанным ценностям и церковным идеалам; сочетание культа с использованием методов психического воздействия и манипулирования; вредное, разрушающее воздействие на индивидуальное и общественное сознание, нарушение социализации личности,
· Экстремистские религиозные группы и общины.
· Учет специфики различных религиозных организаций.
Тема15. Мой конспект: Искусство
I.реальность- причины появления искусства:
1) Связь появления искусства с мифологией и охотничьей магией первобытного человека.
2) Связь искусства с потребностью всех живых существ привлекать внимание противоположного пола для продолжения рода.
3) Связь искусства с наличием у человека нерастраченной в трудовой деятельности энергии.
4) Связь объекта художественного творчества и эстетического наслаждения с созданными трудом человека полезными предметами.
II.сознание- признаки искусств:
1) образность и наглядность,
2) использование особых способов отражения окружающей действительности (слово, звук, цвет, форма, движение и т. п.),
3) чувственное отражение окружающего мира и обращение к эмоциям человека,
4) ярко выраженный субъективный характер.
III.деятельность-функции искусства:
1) Многообразие целей и форм эстетического освоения действительности.
2) Разнообразие функций искусства:.
А) Эстетическая функция:
· искусство очищает нашу душу, влияет на наши эмоции;
· стимулирует поиск деятельности, соответствующей этим эмоциям,
· обращает человека к самопознанию.
Б) Познавательная функция:
· источник знаний об обществе в различные исторические эпохи,
· Источник самопознания человека.
В) Коммуникативная функция:
· общение людей по поводу конкретного произведения,
· контакт автора и зрителя посредством художественного образа,
· избыточная информация, интерпретация,
· символическая природа искусства: расшифровка символов и знаков.
Г) Ценностно-ориентирующая функция:
· произведения искусства - культурные ценности, общественная и личностная значимость;
· содержание конкретных произведений -ориентир людей в существующей системе социальных норм и ценностей, жизненный ориентир.
Д) Воспитательная функция:
· воздействие на мировоззрение и поведение людей,
· соблюдение определённых норм и правил,
· пересмотр человеком собственного поведения, изменение восприятия и оценок поведения других людей.
Е) Социальная функция:
· участие человека в процессе художественного творчества, соприкосновение с произведениями искусства, возможность возвыситься над повседневностью,
· соприкосновение с искусством, возможность компенсировать социальные и духовные проблемы, негативные переживания,
· неспособность искусства реально разрешить большинство социально-экономических и духовных проблем человека, изменение отношения к ним.
3) Различные точки зрения на соотношение функций искусства:
А) искусство как художественная реальность - эстетическая функция;
Б) искусство как отражение действительности - все названные функции.
IV.образ- что такое искусство:
1) институты духовной культуры общества как инструмент формирования разносторонней картины окружающего мира:
А) наука -система теоретических знаний,
Б) мораль - мир в категориях добра и зла,
В) художественная культура, искусство - объекты в образной форме.
2) Искусство как отражение мира:
А)Художественный образ:
· видение творцом объекта или явления действительности, отношение творца к этому явлению;
· единство позиции автора-творца и восприятия зрителя, понимание, отношение исполнителя.
Б)Восприятие художественного образа:
· зависимость как от качеств личности, эстетического вкуса, жизненной ситуации, так и от социально-экономической и политической ситуации в обществе, уровня развития культуры;
· восприятие произведений искусства прошлого новыми поколениями совершенно иначе, чем авторами и их современниками.
3) Понятие «искусство»:
1) мастерство, умение, ловкость;
2) специфический вид духовно-практического освоения и эстетического отношения к действительности.
V.язык:
1)Структура искусства: система видов, жанров, стилей художественного творчества.
1) Критерии классификации видов искусства- среда, материал:
А) средства: звук в музыке, линии и цветовая палитра в графике и живописи, камень (металл) и форма в скульптуре и архитектуре, движение в танце;
Б) среда, материал -специфические выразительные и технологические средства, язык.
2) Ф. Шеллинг-классификация основных видов искусства:
А) реальные: музыка, живопись, пластика (архитектура и скульптура).
Б) идеальные: литература и поэзия.
3) Классификация видов искусства, основанная на средствах выражения художественного образа.
4) Классификация по социологическому принципу: элитарное, народное и массовое искусство.
А) Высокое (элитарное) искусство:
· производство и потребление элитой общества,
· произведения элитарного искусства: высокая сложность выразительных форм и содержания,
· недоступность для иных групп общества.
Б) Народное искусство :
· обычаи и традиции, бесписьменная форма,
· разнообразные жанры,
· эстетические потребности народа, его стремление осмыслить социальные реалии, сохранить историческую преемственность,
· произведения народного искусства: анонимность, результат коллективного творчества многих поколений людей.
· расцвет в период традиционного общества.
В) Массовое искусство:
· эмоциональное состояние современного человека,
· компенсаторная функция: помогать преодолевать стрессы и иные психологические проблемы,
· искусство для народа,
· творцы - профессионалы, предприниматели, продукт для определённых групп потребителей,
· примитивность в содержательном и художественном плане.
5) Невозможность создания универсальной классификации видов искусств:
А) значительное количество критериев,
Б) динамика развития искусства, новые виды,
В) историческая эпоха -виды искусства, дух времени.
6) Система жанров:
А) понятие «жанр»- обобщение специфических свойств художественной формы и содержания значительной группы произведений искусства какой-либо исторической эпохи, народа или мира в целом;
Б) литература: способ отражения действительности - эпос, лирика и драма;
В) изобразительное искусство: предмет изображения — портрет, натюрморт, пейзаж, батальная или историческая картина;
Г) музыка: способ исполнения (вокальные и инструментальные), содержание (лирические, эпические и драматические), место и условия исполнения (театральные, концертные, камерные и др.);
Д) система жанров искусства: тенденция к синтезу различных видов и жанров искусства.
Виды искусства | Характеристики | Примеры | |
Пространственные (пластические) | Пространственное построение образов | Изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура, художественная фотография), архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн | |
Временные (динамичные) | Действие разворачивается во времени | Литература, музыка | |
Пространственно- временные (синтетические, зрелищные) | Сочетают различные средства выражения художественного образа, построены пластически, а действие разворачивается во времени | Хореография, театр, кинематограф, цирк, эстрада | |
VI.метод -современное искусство:
1) Разнообразие современного, отсутствие какие-либо строгих канонов и правил.
2) Пример современного искусства: Джулиан Бивер, современный британский художник, работы на улицах городов.
3) Искусство во второй половине XX в.:
А) поиск принципиально новых образов и средств выражения,
Б) переосмысление цели художественного творчества, места художника в общественной жизни;
В) развитие техники и технологий: аудио, видео, Интернет;
Г) расцвет художественной фотографии как средства выражения ярких сиюминутных ощущений, фиксации значимого для творца эпизода реальности.
4) Динамичные художественные формы в различных видах современного искусства: перформансы и хеппенинги.
А) Перформанс:
· разворачивающееся во времени художественное действо, в котором всецело доминирует художник, привнесённые им атрибуты, придуманные символы, жесты;
· представление, объединяющее в себе приёмы изобразительного и театрального искусства, рассчитанное на случайного, неподготовленного зрителя;
· отсутствие цели перформанса на обратную связь, коммуникацию со зрителем.
Б) Хеппенинг:
· участие зрителей в художественном действе,
· неопределенность финала. не определён.
В) Перформансы и хеппенинги как попытка противостояния художников коммерциализации искусства, превращению художественных произведений в объект купли-продажи.
5) Театральное искусство:
А) слияние различных художественных форм и приёмов,
Б) смешении исторических эпох.
6) Современное искусство:
А) художественная ценность: возможность человека выразить себя во всех его видах и жанрах;
Б) коммерческая ценность: бизнес, получение прибыли, привлечение инвестиций.
Тема 16. Мой конспект: Массовая культура
I.реальность-проблемы:
1) массовая культура и индустриальное общество.
2) связь СМИ и массовой культуры
3) происхождение выражения «жёлтая пресса».
II.сознание -характерные черты массовой культуры:
1) Общедоступность: доступность, узнаваемость, примитивность.
2) Простота произведений.
3) Занимательность:
А) темы: любовь, секс, семейные проблемы, приключения, ужасы.
Б) «картинка»,или так называемый видеоряд: акцент на зрительное, визуальное.
4) Серийность, тиражируемостъ:
А) большие тиражи,
Б) повторяемость сюжетных ходов, похожесть героев.
5) Пассивность восприятия: отсутствие интеллектуальных или эмоциональных усилий для восприятия.
6) Коммерческий характер:
А) культурный продукт— это товар, предназначенный для массовой продажи,
Б) ориентация на самые общие, фундаментальные человеческие эмоции,
В) произведения -продукт профессионального творчества,
Г) рынок массовой культуры — это в большей степенирынок покупателя, чем рынок продавца.
III.деятельность -факторы появления массовой культуры:
1) факторы формирования массовой культуры в условиях индустриального общества:
А) технический прогресс, механизация труда,
Б) секуляризация культуры (отделение светской культуры от церковной),
В) урбанизация (сосредоточение населения и экономической жизни в городах),
Г) распространение рыночных отношений на область культуры,
Д) становление системы всеобщего образования.
2) Рост производительности труда, социальные реформы:
А) появление у массы «простых людей» денежных средств сверх абсолютно необходимых для поддержания их существования;
Б) появление досуга — социально значимое свободное время,
В) возникновение платёжеспособного спроса на те товары и услуги для проведения досуга;
Г) рыночный ответ на этот спрос соответствующим предложением «типового» культурного продукта.
3) меры, направленные на развитие образования, прежде всего
начального в индустриально развитых странах:
А)обязательное обучение детей в возрасте 5—12 лет,
Б)отмена платы за обучение в начальной школе.
4) Изменения в сфере культуры -культура для народа:
А) церковная традиция,
Б) XIV в. - переход от церковных жанров искусства к светским:
· элитарная культура,
· рубеж XIX и XX вв. – массовая культура.
5) Технические достижения:
А) появление кинематографа, фотографии, граммофона,
Б) развитие радио и телевидения.
В) развитие Всемирной компьютерной сети — Интернета.
IV.образ:
1) Термин «массовая культура»:
А) различные культурные продукты, система их создания и распространения;
Б) продукты: произведения литературы (беллетристика), музыки (поп- музыка), изобразительного искусства (комиксы, плакаты), кино- и видеофильмы (триллеры, комедии и т. д.).
2) Определённые образцы поведения, внешнего вида:
А) средства массовой информации,
Б) реклама,
В) мода.
V.язык-средства массовой информации и массовая культура:
1) Каналы массовой культуры- средства массовой коммуникации,
средства массовой информации (СМИ):
А) газета и журнал,
Б) радио и телевидение,
В) кино и «мировая паутина».
2) Система СМИ
А) XVII в-газеты и журналы,
Б) XIX в. -разделение качественную и массовую прессу:
· жёлтая пресса —издания, делающие ставку на скандальные материалы, не связывающими себя этическими нормами и ограничениями,
· «таблоид»- одна из разновидностей таких изданий.
В) XX в. -радиостанции, студии телевидения,
Г) конец XX в. -создание Интернета.
3) Влияние массовой коммуникации на массовое сознание: