Особенности религиозного сознания

А) Роль религии и церкви в жизни человеческого общества в различные исторические эпохи.

Б)   Религия:

· деятельность официальных институтов — церквей и других вероисповедных объеди­нений (общин),

· внутренний мир верующего человека,

· связь человека с Богом.

· мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в су­ществование сверхъестественной сферы.

2)Религиозное и светское сознание:

А)Религиозное сознание:

· это убеждение верующих в реальном существовании сверхъестественного, потусторон­него, в том, что источником главных ориентиров и цен­ностей человечества является Бог — высшая сила в мире;

· нравственные требования и нормы в религиозном сознании как производное воли Бога: заветы, заповеди, священные книги.

Б)Светское сознание:

· источники всех важнейших процессов в мире -посюсторонние изменения в обще­стве;

· религия- частное дело индивидов: отделение церкви от госу­дарства и школы, укрепление позиций научных знаний в оценках места и роли религии в обществе;

· элементы безразлич­ного, атеистического отношения к религии;

· толерантность (терпимость) светской культуры к иным мировоззрениям и культурам: возможность сотрудни­чества верующих и неверующих.

3)Изучение религии:

А) Религиоведение –философская наука, которая изу­чает религию как особую сферу культуры человечества:  сущность религии, её зна­чение в общественном развитии, её возникновение, раз­витие и соотношение с другими явлениями культуры.

Б)   Теология   (бого­словие)-совокупность религиозных учений о сущности и действии Бога.

III.деятельность-религия и религиозные организации в со­временной России:

1) Религия  в со­временной России:

А) Процесс возрождения религии в нашей стране: измене­ние отношений государства и церкви, восстановление в своих правах религиозной культуры, свободы совести, ле­гализация и рост социальной активности религиозных организаций.

Б)   Конституция 1993 г.: Российская Федерация - светское государство:

· ни одна из ре­лигий не устанавливается в качестве государственной или обязательной;

· религиозные объединения отделены от госу­дарства и равны перед законом;

· граждане равны в своих правах и свободах независимо от отношения к религии, любые формы ограничений прав по этому признаку за­прещаются;

· каждому гражданину гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания, включая право испо­ведовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними;

· запрещены агитация и пропаганда религиозной ненависти и вражды, а также религиозного превосходства.

Б)Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях»:

· право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания,

· ра­венство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений. основные принципы: свобода совести и свобода вероиспо­ведания, правовое положение религиозных объ­единений.

· принцип ува­жения христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России, но при этом подчёркивает осо­бую роль православия в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры.

В)Активное влияние религиозных объединений в области образования, культуры, благотворительной и хозяйственно-предпринимательской деятельности.

Г) Рост числа религиозных объединений и организаций:

· традиционные для России вероисповедания,

· нетрадиционные для на­шей страны и её народов культы и религиозные движе­ния,

· организации экстремистской направленности: проповедь религиозной и национальной нетерпимости

· противодействие проявлениям религиозной и национальной нетерпимости как государственно-административными мерами, так и средствами последовательной разъяснительной работы.

2) Религиозные  организации в со­временной России:

А)Право­славие:

· около 12 тыс. православ­ных общин,

· около пятисот мужских и женских монастырей,

· иерархическая структура управле­ния: Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный собор, Архиерейский собор, Свя­щенный синод во главе с Патриархом Московским и ВсеяРуси. (Священный синод, возглавляемый Патриархом Мо­сковским и Всея Руси, является органом управления Рус­ской православной церкви в период между Архиерейскими соборами.),

· 17 мая 2007 г. -Акт о каноническом об­щении между патриархом Алекси­ем II и первоиерархом Русской православной церкви за границей митрополитом Лавром, восстановление единства Русской православной церкви

Б)Ислам:

· вторая религия по численности веру­ющих в Российской Федерации после православного хри­стианства,

· около 2,5 тыс. мусульман­ских общин,

· 43 духовных управления мусуль­ман, объединённых в Центральное управление мусульман России и европейских стран СНГ, Духовное управление мусульман Европейской части России, Высший координационный центр духовных управлений мусульман России и Совет муфтиев России.

В)Буддизм:

· Более 200 буддийских общин,

· Центральное управление буддистов существует с 1946 г.

· буддийские организации возник­ли в разных регионах: Калмыкии, Бурятии, Тыве, Москве, Санкт-Петербурге, Анапе, Белгороде, Екатеринбурге, Каза­ни, Краснодаре, Ростове-на-Дону и др.

Г)Организации других кон­фессий: Римско-католической церкви, старообрядцев, еван­гельских христиан-баптистов, христиан веры евангельс­кой — пятидесятников, адвентистов седьмого дня, иудеев, лютеран и многих других.

IV.образ:

1) Религия:

А) Вера в Бога как в сверхъестественное существо.

Б) Учение  о природе, проявлениях и действиях божественного существа или существ:

· многобожный (поли­теистический) принцип: рассказы, мифы, верования в богов у древних греков, древних римлян, древних индийцев, древних китайцев и других на­родов;

· единобожный (моно­теистическии) принцип:  Ветхий Завет (религия древних иудеев), религи­и христиан и мусульман;

· представления о человекоподобных (антропоморфных) бо­гах;.

· вытесне­ние из религии прямого — антропоморфного — содержа­ния.

2)Типология религий:

А)мировые религии: христианство, ислам, буддизм;

· разнообразные национально-этнические группы;

· религиозные ценности выше этно-национальной принад­лежности последователей.

Б)региональные религии:

· однородные этнические группы,

· самоидентификация по этно-национальным, основаниям.

V.язык-религия как общественный институт:

1) особая органи­зацияцерковь с чётким распределением обязанностей на каждом уровне её иерархии (структуры).

2) система религиозных обрядов, ритуалов, действий — культов (почитания):

А) идеи и представления о Боге (божествах),

Б)  жертвоприношения, церемонии, разно­образные мистерии в мировых (христианство, буддизм, ис­лам) и многих национальных (иудаизм, конфуцианство, синтоизм и др.) религиях,

В) центр отправления религиозного культа — храм, молитвенный дом с набором разнообразных куль­товых принадлежностей (иконы, скульптуры, настенная роспись, надписи и др.).

Г)   центральная роль культа:

· придание религиозным идеям и представлени­ям конкретно-чувственного характера,,

· отражение в культовых действиях самых важных событий человеческо­го существования: тайны рождения и смерти, самосознание ребёнка, вступление юноши и девушки в самостоятельную жизнь, заключение брака, появление потомства и др.

3) Функции религии:

А)социальная- влияние на различные стороны жизни общества:

· присутствие во всех важнейших исторических событиях и событиях частной жизни граждан;

· исторические события: становление древнерусской культуры, укрепление государства;

· события частной жизни граждан: обряды крещения, венчания, соборования.

Б) моральная -воздействие религии на сферу обще­ственной морали:

· духовно-организующая сила общества: роль религии и церкви в средневековой Европе и дореволюционной России;

· современная религия: возможности воздействия на нравственное сознание обще­ства (моральные учения основателей, нравственные кодексы, нормы).

VI.метод-проблема поддержания межрелигиозного мира:

1) Государство и религиозные организации:

А) Государственная и общественная поддержка различных форм социального служения религиозных объединений: средства из государственного бюджета на реставрацию, содержание и охрану храмов и других объектов, являющихся памятниками истории и культуры.

Б)   Система государственных органов, осуществляющих связь с религиозными объединениями: консультативные советы при федераль­ных и региональных органах власти.

В) Рост  влияния религиозных организаций на общественную жизнь и политические процессы: акции благотво­рительности и милосердия разных конфессий, объедине­ние усилий при проведении правозащитных, миротворче­ских, экологических акций.

Г)   Необходимость сохранения межрелигиозного мира.

2)Факторы риска, угрожающие межре­лигиозному миру и согласию:

А) религиозная нетерпимость.

Б)  расширение деятельности нетрадиционных конфессий и религий и возникновение не менее широко­го противодействия им:

· новые религи­озные движения (в мире до 140 млн верующих, а в России - 300—400 тыс.);

· неоднородность: милосердие и благотворительность; внутриобщинные пробле­мы и религиозная практика, игнорирование общества; религиоз­но-философские учения или медицинско-оздоровительные системы.

· нетрадицион­ные культы - особый тип религиозных организаций: отсутствие строго раз­работанных вероучений, структура - иерархическая с авторитарным лидером; оппозиционность к официально признанным ценностям и церковным идеалам; сочетание культа с использованием методов психического воздействия и мани­пулирования; вредное, разрушающее воздействие на индивидуальное и общественное сознание, нарушение социализации личности,

· Экстремистские религиозные группы и общины.

· Учет  специ­фики различных религиозных организаций.

Тема15. Мой конспект: Искусство

I.реальность- причины появления искусства:

1) Связь появления искусства с мифологией и охотничьей магией первобытного человека.

2) Связь искусства с потребностью всех живых существ привлекать внимание противоположного пола для продолжения рода.

3) Связь искус­ства с наличием у человека нерастраченной в тру­довой деятельности энергии.

4) Связь объекта художественного творчества и эстетического наслаждения с созданными трудом человека полез­ными предметами.

II.сознание- признаки искусств:

1) образность и наглядность,

2) ис­пользование особых способов отражения окружающей действительности (слово, звук, цвет, форма, движение и т. п.),

3) чувственное отражение окружающего мира и об­ращение к эмоциям человека,

4) ярко выраженный субъек­тивный характер.

III.деятельность-функции искусства:

1) Многообразие целей и форм эстетического освоения действительности.

2) Разно­образие  функций искусства:.

А) Эстетическая функция:

· искусство очи­щает нашу душу, влияет на наши эмоции;

· стимули­рует поиск деятельности, соответствующей этим эмоциям,

· обращает человека к самопознанию.

Б)   Познавательная функция:

· источник знаний об обществе в различные исторические эпохи,

· Источник само­познания человека.

В) Коммуникативная функция:

· общение людей по поводу конкретного про­изведения,

· контакт автора и зрителя посредством художественного образа,

· избыточная информация, интерпретация,

· символическая природа искусства: расшифровка символов и знаков.

Г)   Ценностно-ориентирующая функция:

· произведения искусства - культурные ценности, обще­ственная и личностная значимость;

· со­держание конкретных произведений -ориентир людей в существующей системе социальных норм и ценностей, жизненный ориентир.

Д) Воспитательная функция:

· воздействие на мировоззрение и поведение людей,

· со­блюдение определённых норм и правил,

· пересмотр человеком собственного поведения, изменение восприятия и оценок поведения других людей.

Е) Социальная функция:

· участие человека в процессе художественного творчества, соприкосновение с произведениями искусства, возможность возвыситься над повседневностью,

· соприкосновение с ис­кусством, возможность компенси­ровать социальные и духовные проблемы, негативные пере­живания,

· неспособность искусства реально разрешить большинство социально-экономических и духовных проблем человека, изменение отношения к ним.

3) Различные  точки зрения на соотношение функций искусства:

А) искусство как художественная реальность - эстетическая функция;

Б)  искусство как отражение действительности - все названные функции.

IV.образ- что такое искусство:

1) институты  духовной культуры общества как инструмент формирования разносторонней картины окружающего мира:

А) наука -система теоре­тических знаний,

Б)  мораль - мир в категориях добра и зла,

В) художественная культура, искусство - объекты в образной форме.

2) Искусство как отражение мира:

А)Художественный образ:

· видение творцом объекта или явления действительности, отношение творца к этому явлению;

· единство позиции автора-творца и восприятия зрите­ля, понимание, отношение исполнителя.

Б)Восприятие художественного образа:

· зависимость как от качеств личности, эстетического вкуса, жизненной ситуации, так и от социально-экономической и политической ситуации в обществе, уровня развития куль­туры;

· восприятие произведений искусства прошлого новыми поколениями совершенно иначе, чем авторами и их современниками.

3) Понятие «искусство»:

1) мастерство, уме­ние, ловкость;

2) специфический вид духовно-практи­ческого освоения и эстетического отношения к действи­тельности.

V.язык:

1)Структура искусства: система видов, жанров, стилей художествен­ного творчества.

1) Критерии классификации видов искусства- среда, материал:

А) средства: звук в музыке, линии и цветовая палитра в графике и живо­писи, камень (металл) и форма в скульптуре и архитек­туре, движение в танце;

Б)   среда, материал -специфические выразительные и технологические средства, язык.

2) Ф. Шеллинг-классификация основных видов искусства:

А) реальные: музыка, живопись, пластика (архитектура и скульптура).

Б)   идеальные: лите­ратура и поэзия.

3) Классификация видов ис­кусства, основанная на средствах выражения художествен­ного образа.

4) Классификация  по социоло­гическому принципу: элитарное, народное и мас­совое искусство.

А) Высокое (элитарное) искусство:

· производство и потребление элитой общества,

· произведения элитарно­го искусства: высокая сложность выразитель­ных форм и содержания,

· недо­ступность для иных групп общества.

Б)   Народное искусство :

· обычаи и традиции, бесписьменная форма,

· разнообразные жанры,

· эстетические потребности народа, его стремление осмыслить социальные реалии, сохранить историческую преемственность,

· произведения народного искусства: анонимность, результат коллектив­ного творчества многих поколений людей.

· расцвет в период традиционного общества.

В) Массовое искусство:

· эмоциональное состояние современного человека,

· компенсаторная функция: помогать преодолевать стрессы и иные психологические проблемы,

· искусство для народа,

· творцы - профессионалы, предприниматели, продукт для определённых групп потребителей,

· примитивность в содержательном и художественном плане.

5) Невозможность создания универсальной классификации видов искусств:

А) значительно­е количество критериев,

Б)  ди­намика развития искусства, новые виды,

В) историческая эпоха -виды искусства, дух времени.

6) Система  жанров:

А) понятие «жанр»- обобщение специфиче­ских свойств художественной формы и содержания зна­чительной группы произведений искусства какой-либо исторической эпохи, народа или мира в целом;

Б)   литература: способ отражения действительности - эпос, лирика и драма;

В) изобразительное искусство: предмет изображения — портрет, натюрморт, пейзаж, батальная или историческая картина;

Г)   музыка: способ исполнения (вокальные и инструментальные), содержание (лирические, эпические и драматические), место и условия исполнения (театральные, концертные, камерные и др.);

Д) система жанров искусства: тенденция к синтезу различных видов и жанров искусства.

Виды искусства

Характеристики Примеры
  Пространственные (пластические) Пространственное построение образов Изобразительное ис­кусство (живопись, графика, скульпту­ра, художественная фотография), архи­тектура, декоратив­но-прикладное ис­кусство, дизайн
  Временные (дина­мичные) Действие развора­чивается во вре­мени Литература, музы­ка
  Пространственно- временные (синте­тические, зрелищ­ные) Сочетают различ­ные средства вы­ражения художе­ственного образа, построены пласти­чески, а действие разворачивается во времени Хореография, те­атр, кинематограф, цирк, эстрада
       

VI.метод -современное искусство:

1) Разнообразие современного, отсутствие какие-либо стро­гих канонов и правил.

2) Пример современного искусства: Джулиан Бивер, современный британский художник, работы на улицах городов.

3) Искусство  во второй половине XX в.:

А) поиск принципи­ально новых образов и средств выражения,

Б)  переосмысление цели художественного творчества, места художника в обще­ственной жизни;

В) развитие техники и технологий: аудио, видео, Интернет;

Г)  расцвет художественной фотографии как средства выражения ярких сиюминутных ощущений, фиксации значимого для творца эпизода реальности.

4) Динамичные  художественные формы в различных видах современного искусства: перформансы и хеппенинги.

А) Перформанс:

· разворачивающееся во време­ни художественное действо, в котором всецело доминиру­ет художник, привнесённые им атрибуты, придуманные символы, жесты;

· представление, объединяющее в себе приёмы изобразительного и театрального искусства, рассчитанное на случайного, неподготов­ленного зрителя;

· отсутствие цели перформанса на обратную связь, коммуникацию со зрителем.

Б)   Хеппенинг:

· уча­стие зрителей в художественном действе,

· неопределенность фи­нала. не определён.

В) Перформансы и хеппенинги как попытка противостояния художников коммерциализации искусства, превращению художественных произведений в объект купли-продажи.

5) Театральное  искусство:

А) слияние различных художественных форм и приёмов,

Б)  смешении исторических эпох.

6) Современное искусство:

А) художественная ценность: возможность человека выразить себя во всех его видах и жанрах;

Б)   коммерческая ценность: бизнес, получение при­были, привлечение инвестиций.

Тема 16. Мой конспект: Массовая культура

I.реальность-проблемы:

1) массовая культура и индустриальное  обще­ство.

2) связь СМИ и массовой культуры

3) происхождение вы­ражения «жёлтая пресса».

II.сознание -характерные черты массовой культуры:

1) Общедоступность: доступность, узнаваемость, примитивность.

2) Простота произведений.

3) Занимательность:

А) темы: лю­бовь, секс, семейные проблемы, приключения, ужасы.

Б)  «картинка»,или так называемый видеоряд: акцент на зрительное, визуальное.

4) Серийность, тиражируемостъ:

А) большие тиражи,

Б)  повторяемость сюжетных ходов, похоже­сть героев.

5) Пассивность восприятия: отсутствие интеллектуальных или эмоциональ­ных усилий для восприятия.

6) Коммерческий характер:

А) культурный продукт— это товар, пред­назначенный для массовой продажи,

Б)  ориентация на самые общие, фундаментальные человеческие эмоции,

В) произведения -продукт профессионального творчества,

Г)  рынок массовой культу­ры — это в большей степенирынок покупателя, чем рынок продавца.

III.деятельность -факторы появления массовой культу­ры:

1) факторы формирования массовой культуры в условиях индустриального общества:

А) технический прогресс, механизация труда,

Б)  секуляризация культуры (отделение светской культуры от церковной),

В) урбанизация (сосредоточение населения и экономической жизни в городах),

Г)  распространение рыночных отношений на область культуры,

Д) становление системы всеобщего об­разования.

2) Рост  производительности труда, социаль­ные реформы:

А) появление у массы «простых людей» денежных средств сверх абсолютно необходимых для поддержания их существования;

Б)  появление досуга — социально значимое сво­бодное время,

В) возникновение платёжеспособного спроса на те товары и услуги для проведения досуга;

Г)   ры­ночный ответ на этот спрос соответствующим предложени­ем «типового» культурного продукта.

3) меры, направленные на развитие образования, прежде всего

начального в индустриально развитых странах:

А)обязательное обучение детей в возрасте 5—12 лет,

Б)отмена платы за обучение в начальной школе.

4) Изменения в сфере культуры -культура для народа:

А) церковная тра­диция,

Б)   XIV в. - переход от церковных жан­ров искусства к светским:

· элитарная культура,

· рубеж XIX и XX вв. – массовая культура.

5) Технические достижения:

А) появление ки­нематографа, фотогра­фии, граммофона,

Б)  развитие радио и телевидения.

В) развитие Всемирной компьютерной сети — Интернета.

IV.образ:

1) Термин «массовая культура»:

А) различные куль­турные продукты, система их создания и распро­странения;

Б)  продукты: произведения литературы (беллетристика), музыки (поп- музыка), изобразительного искусства (комиксы, плакаты), кино- и видеофильмы (триллеры, комедии и т. д.).

2) Определён­ные  образцы поведения, внешнего вида:

А) средства массовой информации,

Б)  реклама,

В) мода.

V.язык-средства массовой информации и массовая культура:

1) Каналы  массовой культуры- средства массовой коммуникации,

средства массовой информации (СМИ):

А) газета и журнал,

Б)  радио и телевидение,

В) кино и «миро­вая паутина».

2) Система СМИ  

А) XVII в-газеты и журналы,

Б)  XIX в. -разделение качественную и массовую прессу:

· жёлтая прес­са —издания, делающие ставку на скандальные материалы, не связывающими себя этическими нормами и ограничениями,

· «таб­лоид»- одна из разно­видностей таких изданий.

В) XX в. -радиостанции, студии телевидения,

Г)  конец XX в. -создание Интернета.

3) Вли­яние массовой коммуникации на массовое сознание:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: