Б) Регулирование деятельности специальными инструкциями, правилами, уставами

В) Правила:

· внешние правила, регулирующие любую профессиональную деятельность,

· система правил и норм профессиональной этики: воинской, врачебной, педагогической, спортивной, судейской и др.

· правила семейной, духовной жизни.

2)Мораль:

А) особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними;

Б)  совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в социуме, их обязанности друг перед другом и пе­ред обществом.

II.сознание:

1) Этика:

А) наука, изучающая и анализирующая состояние нра­вов, прогнозирующая развитие морали;

Б)   философская дисциплина, теория морали: рассуждения о природе морали;

В) Аристотель (IV в. до н. э.): термин «этика», философское зна­ние (наряду с логикой и физикой) о культуре, включая законы и обычаи.

2) Теории возникновения морали:

А) естественно-историческая теория возникновения морали:

· источник морали – обычай:

· отличие морали от обычая и традиции - обоснование нравственных норм в виде идеалов (добро, истина, справедливость, красота);

· возникновение нравственности в первобытном обществе на стадии его разложения: снижение роли кровнородственных связей как ведущего факто­ра общественной жизни, проявление противоречий между частными и общественным интересами;  

· функция морали - обеспечение необ­ходимой стабильности и целостности общества, упорядо­чение отношений между индивидом и обществом, регулиро­вание труда и распределения пищи без грубой силы;

· внушение образцов правильного по­ведения через систему воспитания, подражания;

· закрепление образцов в качестве обязательных мо­ральных норм, нравственных принципов, правил, законов и становятся обязательными для всех;

· основополагающие ценности (равенство, миролюбие, забота).

Б)религиозная теория возникновения морали:

· источник моральных норм -деятельность и заповеди ве­ликих учителей человечества — Моисея, Будды, Конфу­ция, Иисуса Христа;

· «золотое правило» нравственности в священных книгах: «...Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

III.деятельность:

Нравственная культура — это степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, показатель того, насколько глубоко требования нравствен­ности воплотились в реальных поступках человека.

IV.образ-устойчивость и изменчивость моральных норм:

1) Связь истории и морали:

А) устойчивость моральных норм:

· обычаи, традиции и нормы - по­рождение своего времени;

· существование и регулирующее воздействие на нрав­ственные отношения в иную эпоху.

Б)изменчивость моральных норм:

· усложне­ние социальной структуры общества;

· различие новых социальных групп и общ­ностей: положение в социу­ме, представления о духовных ценностях и нормах нравственного поведения;

· нарушение принципа общеобязательности господствующих нравствен­ных норм.

2)Связь современности и морали:

А) различия в моральных представлениях разных социаль­ных слоёв и групп;

Б)   наличие общечеловече­ских нравственных норм и ценностей: 1) делай добро; 2) не делай зла; 3) благодари за добро; 4) компенсируй нанесённый то­бой кому-либо ущерб; 5) будь справедливым; 6) будь вер­ным; 7) совершенствуйся.

V.язык -нравственный выбор:

1) Автономная регуляция нравственных отноше­ний, т.е. уровень этих отношений во многом зависит от воли самих субъектов (участников).

2) Свобода выбора человека: либо моральные ценности данного общества и линия нравственного поведения, либо - вызов общественному мнению и общественной морали.

3) Структура морали:

А) Моральные катего­рии:

· стыд — чувство, направленное вовне, выражающее ответственность человека перед другими людьми,

· со­весть — чувство, направленное вовнутрь личности, выражающее её ответственность только перед собою;

· добро, зло, справедливость, долг, честь, достоинство;

· нравственный долг — это своеобразная точка пересечения морального со­знания (мышления) личности с добровольным нравствен­ным выбором и поступком.

Б)   Моральные принципы: принцип гуманизма; основа для наполнения моральных норм конкретным содержани­ем.

В) Моральные нормы — формы нравственного требования, определяющие поведение людей в различных ситуациях.

4)Этапы самосозна­ния - постижение содержания и направленности собственного внутреннего мира, своего «Я».

5)Смысл жизни — сложная система внутренних духовных ценностей, ради достижения которых человек живет:

А) понятия   высокого и низ­кого, благородного и подлого, любви и ненависти, храбро­сти и трусости, верности и предательства;

Б)   вари­анты  поступков и линий поведения;

В) оценка побуждения к дей­ствиям и содержания деятельности других людей: отношение к непосредственному окружению, отношение к таким сложным реалиям, как человечество, глобальные проблемы, история страны, историческая и современная культура и многое другое;

6)нравственная культура лич­ности.

VI.метод:

1) Мотивы нравственных поступков:

А) внутренний закон внутри нас,

Б)   сила общественного мнения: побуждение к полезной деятельности, осуждение негативных действий.

2) Референтные группы:

А) об­разцы позитивного нравственного поведения,

Б) об­разцы негативного нравственного поведения.

3) Отличие морали от права:

А) закон: скрытое и явное принуждение государства,

Б)   мораль: общественное мнение - одобрение или неодобрение публично наблюдаемых позиций и поведения, которые выражаются определённой частью общества или обществом в целом.

4) История общественного мнения:

А) Протагор (ок. 490 — ок. 420 до н. э.): «публичное мнение» как мнение большинства населения

Б)   Платон: «публичное мнение» как мнение аристократии.

В) Демократическая позиция: общественное мнение как сила, с которой должны считаться, как инструмент участия народа в управлении государственными делами.

Г)   Аристократическая позиция: мнение господствующей элиты,  как сила, воздействующая на население.

5) Функции общественного мнения:

А) информационная:

· мнения групп, общностей и общества,

· общее состояние массового сознания.

Б)   оценочная,

В) контролирующая,

Г)  социализирующая:

· характер социальной структуры общества,

· уровень развития нравственной куль­туры, демократических институтов и свобод.

Д) воспитательная- типы нравственного поведения:

· альтруизм,

· эгоизм.

Е)   интерактивная:

· СМИ,

· гражданская позиция интеллигенции.

Тема13.Мой конспект: Наука и образование

I.реальность-наука и образование:

1) Понятия.

2) Особенности научного познания как вида деятель­ности.

3) Наука и образование как важнейшие области современного общества, осознание их глубокой и неразрывной связи.

II.сознание-наука и её функции в обществе:

1) Понятие «наука»:

А) Наука как система знаний и способы добывания таких знаний.

Б)   Наука  как творческая деятельность, направленную на получение, обоснование и систематизацию новых знаний (понятий, законов, теорий) о природе, обществе, человеке.

В) Наука как часть духовной культуры об­щества наряду с такими её компонентами, как искусство, образование, религия.

· Наука и образование: система образования -подготов­ка будущих учёных, со­держание образования -основы научных знаний.

· Наука и религия: разные объяснения многим явлениям, различные картины мира; ученые- верующие, атеисты.

Этика науки.

А) Источники этики науки:

· моральные ценности, ориентация на высшее благо;

· профессионально-специфические научные нормы;

· понимание свободы и социальной ответственности учёных в условиях возрастания роли науки во всех сферах жизни, в решении глобальных проблем.

ü Гиппократ: первое профессиональное моральное обязатель­ство учёного, ответ­ственность перед человечеством.

ü Адам Смит (1723—1790): «Теория нравственных чувств», со­весть- вершитель всех наших действий.

Б)Принципы этики науки:

ü Добросовестность: точное проведение всех этапов исследования; доказательность новых научных знаний, их неодно­кратная проверка; научная честность и объективность.

ü Уважение к творцам науки прошлого, опора в своей де­ятельности на полученные ими результаты.

ü Возрастание  гуманизирующего влияния науки и социальной ответственности учёных за их деяния.

ü Использование  достижений науки на благо всем людям в демократическом обществе.

III.деятельность:

1) Наука в современном обществе как важней­ший социальный институт:

А) XVII—XVIII вв. -первые научные сообщества в Евро­пе;

· вторая половина XVII в. -возникновение первых академий наук: Лондонского королевского общества, Парижской акаде­мии наук.

· 1725 г. -учреждение Петербургской акаде­мии наук, позже названной Российской.

Б)   пре­вращение научной работы в профессию, научно-исследовательской деятель­ности — в устойчивую общественную и культурную традицию.

Б)Функции науки социального института:

· Информационная функция науки: в ооружение людей новыми объективными знаниями о природе, обществе, человеке.

· Культурно-мировоззренческая функция науки: систематизация знаний и представление их в определённых картинах мира.

· Социально-производственная функция науки: техническое освоение научных открытий - суть научно-технической революции.

· Социальная функция науки: использование научных знаний и методов при ре­шении различных общественных проблем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: