Перечень тем по учебной дисциплине « Биология» для студентов групп СД 19-1,2,3 и МПД-19

Используя учебник Биология 11 класс.

1.Основы экологии. Экологические сообщества.

Изучить §26,сделать опорный конспект.

Вариант 1

А1. Наука, изучающая связи организмов с окружающей средой:

□ 1) зоология                   □ 3) анатомия П 2) ботаника □ 4) экология

А2. Совокупность элементов окружающей среды, воздей­ствующих на организм:

□ 1) абиотические факторы

□ 2) биотические факторы

□ 3) антропогенные факторы

□ 4) экологические факторы

A3. Факторы неживой природы, воздействующие на ор­ганизм:

□ 1) абиотические           □ 3) антропогенные

□ 2) биотические             □ 4) биохимические

А4. Факторы живой природы, воздействующие на орга­низм:

□ 1) абиотические           □ 3) антропогенные

□ 2) биотические             □ 4) биохимические

А5. Воздействие человека и его хозяйственной деятельно­сти на живые организмы и природу в целом - это:

□ 1) абиотические факторы

□ 2) биотические факторы

□ 3) антропогенные факторы

□ 4) физиологические факторы

А6. Экологический фактор, выходящий за пределы вы­носливости организмов:

□ 1) антропогенный        □ 3) абиотический

□ 2) ограничивающий     □ 4) стимулирующий

А7. Тип межвидовых взаимоотношений, при котором оба организма получают взаимную пользу:

□ 1) симбиоз                    □ 3) хищничество □ 2) конкуренция □ 4) паразитизм

А8. Абиотическими факторами среды являются: ] 1) осушение болот, вырубка лесов, строительство дорог "2 2) растения, бактерии, грибы, животные, вирусы 2 3) паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз

□ 4) температура, состав воздуха и почвы, рельеф, свет,

влажность

А9. К биотическим факторам среды относят: 1) осенний листопад

□ 2) строительство плотин

□ 3) обильный снегопад

□ 4) извержение вулкана

В1. Выберите три правильных ответа. Наука экология занимается изучением:

1) взаимодействия организмов между собой

2) исторического развития органического мира

3) влияния загрязнения окружающей среды на живые организмы

4) индивидуального развития организмов

5) круговорота в природе химических элементов, осу­ществляемого при участии живых организмов

6) наследственности и изменчивости организмов

(В ответ запишите ряд цифр.) Ответ:       

В2. Водная среда обитания характеризуется следующими особенностями:

1) малым содержанием кислорода

2) сильными перепадами давления

3) низкой плотностью

4) ограниченной проницаемостью для света

5) обилием света и высоким содержанием кислорода

6) значительными температурными колебаниями

(В ответ запишите ряд цифр.) Ответ:               

С1. Почему численность промысловых растительноядных рыб может резко сократиться при уничтожении в водоеме хищных рыб?


 

2. Демэкология.

Изучить §27,28, сделать опорный конспект.

3. Синэкология.

Изучить §29стр.150-154, §30, сделать опорный конспект.

А1. Агроценоз считают искусственной экосистемой, так как он:

□ 1) существует только за счет энергии солнечного света

□ 2) не включает продуцентов и редуцентов

□ 3) не может существовать без дополнительной энергии

□ 4) не включает консументов и редуцентов

А2. Показателем устойчивости экосистемы служит: ] 1) многообразие видов

□ 2) уменьшение числа хищников в экосистеме ] 3) высокая плодовитость животных

□ 4) увеличение численности популяции травоядных

A3. Увеличение в экосистеме числа видов, образование но­вых и разветвленных цепей питания являются признаками: ] 1) смены одной экосистемы другой

□ 2) неустойчивого состояния экосистемы

□ 3) перехода устойчивой экосистемы в неустойчивую О 4) устойчивого развития экосистемы

А4. Значительные изменения организмами среды оби­тания в процессе их жизнедеятельности — это причина:

□ 1) биологического регресса Q 2) смены экосистемы

3) колебания численности видов

□ 4) вымирания популяций

А5. Примером смены экосистемы служит:

□ 1) осенний листопад

Q 2) сокращение численности хищников в лесу Q 3) зарастание пресноводного водоема

□ 4) отмирание надземных частей растений зимой в степи

А6. В агроэкосистеме в отличие от природной экосистемы:

□ 1) наблюдается большое видовое разнообразие ^ 2) имеются разветвленные цепи питания

П 3) кроме солнечной, используется дополнительная энергия

□ 4) используется только солнечная энергия

А7. Биоразнообразие в экосистеме: Q 1) повышает хаотичность и неустойчивость экосистемы Q 2) характеризует воздействие антропогенного фактора Q 3) повышает устойчивость экосистемы

□ 4) характеризует возраст экосистемы

А8. В агроценозах:

□ 1) отсутствуют редуценты

Q 2) большое видовое разнообразие

3) значительная часть продукции уходит из экосистемы

Q 4) отсутствуют продуценты

В1. Выберите три правильных ответа. В экосистеме прес­новодного водоема саморегуляция проявляется в:

1) сокращении количества рыбы

2) ограничении роста численности плотвы щуками

3) повышении температуры воды

4) минерализации органических остатков организма­ми-редуцентами

5) сокращении численности хищников при снижении

численности жертв

6) повышении численности живых организмов в водо­еме при сокращении концентрации растворенного

в воде кислорода

(В ответ запишите ряд цифр.)

Ответ:___________

В2. Установите последовательность событий, происходя­щих при освоении живыми организмами новых безжиз­ненных территорий.

A. Появление мхов и кустистых лишайников

Б. Появление травянистых растений, кустарников

B. Появление лесных сообществ

Г. Образование тончайшего слоя почвы Д. Появление бактерий, водорослей и накипных ли­шайников Е. Выветривание горных пород

(В ответ запишите ряд букв.) Ответ:   

С1. Укажите не менее четырех причин того, что агроце- нозы менее устойчивы, чем биогеоценозы.


 

4. Типы экологических взаимоотношений между организмами. Продуктивность и стадии развития экосистем.

Изучить§29стр.155-159, §30-32,сделать опорный конспект.

На основании правила экологической пирамиды, решите задачи:

1 вариант. Сколько нужно зерна, чтобы в лесу вырос один филин массой 3,5 кг, если цепь питания состоит из следующих организмов: мыши-полевки, зерно злаков, хорек, филин.

2 вариант. Сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания состоит из следующих организмов: кузнечики, лягушки, злаки, орел, змеи.

3 вариант. Сколько коршунов может жить в сосновом лесу биомассой 70т, если средняя масса 1 коршуна 5 кг, а цепь включает еще гусениц и синиц.

 

Вариант 2

А1. Продуцентами в экосистеме являются:

□ 1) растения и хемосинтезирующие бактерии

□ 2) грибы и гетеротрофные бактерии

□ 3) травоядные животные

□ 4) хищные животные

А2. Различают два типа трофических пищевых цепей:

□ 1) лесную и симбиотическую Q 2) луговую и зоогенную

□ 3) пастбищную и детритную

□ 4) морскую и наземную

A3. Консументом II порядка в лесной экосистеме явля­ется:

□ 1)олень

□ 2) осина

□ 3) плесневый гриб

□ 4) волк

А4. Укажите правильную последовательность прохожде­ния энергии в пастбищной пищевой цепи.

□ 1) редуценты (детритофаги), растения, растительнояд­

ные животные

□ 2) растения, растительноядные животные, хищники

□ 3) хищники, растительноядные животные, растения

□ 4) мертвые растительные и животные остатки, реду­

центы (детритофаги)

А5. Выберите правильно составленную пищевую цепь.

□ 1) фитопланктон - мелкие ракообразные - хищные

птицы - рыбы

□ 2) мелкие ракообразные - фитопланктон - рыбы -

хищные птицы

□ 3) фитопланктон - мелкие ракообразные - рыбы -

хищные птицы Q 4) рыбы - хищные птицы - фитопланктон - мелкие ракообразные

А6. Уменьшение численности особей, количества био­массы и энергии от первого трофического уровня к по­следующим называют:

□ 1) цепью питания

□ 2) пищевой сетью

□ 3) биогеоценозом с антропогенным фактором

□ 4) правилом экологической пирамиды

А7. Согласно правилу экологической пирамиды в любой экосистеме на любой трофический (пищевой) уровень переходит энергии с предыдущего уровня:

□ Di %                ПЗ) ю%

□ 2)50%                           04)100% А8. Гетеротрофы в экосистемах являются:

□ 1) консументами и редуцентами

□ 2) продуцентами и консументами

□ 3) продуцентами I и II порядка

□ 4) продуцентами и редуцентами

В1. Выберите три правильных ответа. Организмы, играю­щие роль консументов в биогеоценозе:

1) осина

2) подосиновик

3) береза

4) лиса

5) филин

6) рябина

(В ответ запишите ряд цифр.) Ответ:     

В2. Выберите три правильных ответа. Организмы, играю­щие роль продуцентов в биогеоценозе:

1)хемосинтезирующие бактерии

2) шампиньон

3) фотосинтезирующие бактерии

4) заяц-беляк

5) гетеротрофные бактерии

6) тополь

(В ответ запишите ряд цифр.) Ответ:             

 

 

5.Лабораторная работа №8 «Выявление приспособлений у организмов к влиянию разных экологических факторов».

 



Лабораторная работа


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: