В настоящее время в России накоплен богатейший как теоретический, так и практический опыт использования музыкального искусства в коррекционных учреждениях. Возрастает уровень эффективности применения методов и приёмов в работе с детьми с умственной отсталостью на уроках музыки, с целью раскрытия творческого потенциала обучающихся, а также развития их музыкально-сенсорных способностей. Необходимым условием развития творческого потенциала также является развитая эмоциональная сфера умственно отсталого школьника, ибо творчество невозможно без переживания.
Восприятие ребенком с умственной отсталостью музыки гораздо полнее, если опирается на практические действия. И.В. Евтушенко и Н.Н.Лукин отмечали, что любое восприятие музыки сопровождается у детей двигательными проявлениями, а именно раскачивания головой, корпусом, движения руками, ногами и вокализация. Поэтому некоторые движения – хлопки, танцевально-ритмические движения, подпевание, цокание языком успешно используются в качестве приемов, стимулирующих осознанное восприятие детьми с умственной отсталостью характера мелодии, средств музыкальной выразительности [2].
|
|
Ю.Н. Хлопков утверждает, что процесс формирования навыков и умений требует вариативности, сочетания различных методов. Применение приемов, основанных на подражании, должно стимулировать детей к самостоятельному применению освоенного. Каждый ученик может испытать себя в качестве солиста хора, ансамбля детских инструментов [8].
Существуют основные методы и приемы работы с детьми на музыкальных занятиях:
1.Наглядно-слуховой (исполнение педагогом песен, игра на музыкальном инструменте, использование грамзаписи);
2.Зрительно-двигательный (показ игрушек и ярких картинок, раскрывающих содержание песен; показ взрослым действий, отражающих характер
музыки; показ танцевальных движений);
3.Совместные действия ребенка со взрослым;
4.Подражание действиям взрослого;
5.Жестовая инструкция;
6.Собственные действия ребенка по вербальной инструкции взрослого [3].
Методы и приёмы работы по развитию музыкально-сенсорных способностей у детей с умственной отсталостью можно определить как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры. Согласно традиционной классификации методов обучения по источнику знаний они делятся на наглядные, словесные и практические.
По О.П. Радыновой наглядный метод в музыкальном воспитании имеет две разновидности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный. Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания. Основное содержание этого метода – исполнение музыкальных произведений педагогом или использование технических средств обучения. Главное требование по использованию этого метода – качество исполняемой музыки. Придание проблемности наглядно-слуховому методу может происходить с помощью приемов, побуждающих детей к сравнениям, сопоставлениям, поискам аналогий. Это может быть сравнение звучания одного произведения в «живом» исполнении и в записи, в исполнении различных инструментов, сравнение двух-трех произведений контрастных друг другу, либо наоборот, схожих, произведений одного жанра («Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского и «Солдатский марш» Р.Шумана) с похожими названиями («Баба-яга» П.И.Чайковского из «Детского альбома», «Баба-яга» А.Лядова, «Избушка на курьих ножках» М.П.Мусоргского из цикла «Картинки с выставки»). Наглядно-зрительный метод в музыкальном воспитании имеет вспомогательное значение и может рассматриваться как прием. Зрительная наглядность (картины, рисунки, цветные карточки) применяются для ознакомления с неизвестными ранее детям явлениями (какой-либо музыкальный инструмент, персонаж), обогатить и конкретизировать впечатления о музыке [5].
|
|
В свою очередь словесный метод носит универсальный характер, его назначение: организовать внимание и деятельность детей, углубить и дифференцировать восприятие музыки Его разновидности включают в себя: беседу, рассказ, пояснения, инструкции. Проблемность словесному методу придают побуждения детей к высказыванию собственных суждений о музыке, выражению предпочтений.
Роль практический метода в музыкальном воспитании также немаловажна. Показ педагогом исполнительских приемов в пении (приемы правильного звукообразования, дикции, правильного дыхания), музыкально-ритмических движениях, игре не музыкальных инструментах. Практический метод приобретает проблемность, если используется не прямой показ, а предлагается выбор нескольких возможных действий, самостоятельный поиск решения. Одним из основных практических методов является упражнение, эффективный практический метод – метод моделирования звуковых отношений. Он позволяет связать музыкальные явления с понятными и доступными умственно отсталым учащимся действиями и образами. Так, соотношение звуков по высоте, длительности, силе может моделироваться с помощью действий (например, показ рукой изменения высоты звука, отхлопывание и отстукивание ритмического рисунка, показ с помощью наклонов изменение динамики музыки и т.д.), с помощью предметов (для показа изменения высоты – предметы одного размера, расположенные на разной высоте по вертикали ветки на дереве, цветы различной высоты; смены длительностей – предметы разного размера, соответствующие разной длительности звуков, длинные и короткие бревнышки, сосульки).
Особое место в музыкальном воспитании умственно отсталых учащихся занимает игра. Использование игры позволяет в простой и доступной форме дать представления о музыке, её выразительных возможностях. Для закрепления пройденного материала в разделе слушания музыки необходимо использовать музыкально-дидактические игры: «Узнай, что звучало – песня? Танец? Марш?», «Отгадай, кто поёт – хор или солист?». Для определения характера и динамики музыки – игры: «Различай тихую и громкую музыку», «Различай весёлую и грустную музыку». В игре «Какая музыка?» ребёнок определяют вокальную и инструментальную музыку (звучание различных инструментов) [1].
Музыкально-дидактические игры развивают творческие способности умственно отсталых детей. В ходе игры учащиеся получают много эмоциональных впечатлений, дети постепенно начинают воспринимать музыку более сознательно. Музыкальная игра вызывает у них приподнятое настроение, положительные эмоции, которые активизируют познавательную и мыслительную деятельность, способствуют развитию речи, произвольного внимания, памяти, и моторики.
|
|
Многие наглядно-дидактические игры предполагают использование музыкально-дидактических пособий, однако они могут использоваться и вне игр, являясь своеобразными моделями, способствующими осознанию учащимися различных явлений музыкального искусства.
Музыкально-дидактические игры в области музыкального воспитания и обучения учащихся освещены в исследованиях Н.А. Ветлугиной. Она рассматривает музыкально-дидактическую игру в качестве универсального средства развития музыкально-сенсорных способностей. Содержание, правила и действия в процессе игр Н.А. Ветлугина подчиняет задачам систематического и планомерного развития звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха детей школьного возраста. Ею определены типы музыкально-дидактических игр в соответствии с дидактическими задачами и развертыванием действий: наглядно-предметные (настольные) игры; подвижные с элементами музыкально-пластической импровизации; танцевально-хороводные. При этом выделены следующие компоненты музыкально-дидактической игры: дидактическая задача, игровое правило, игровое действие, игровое содержание, которые помогают педагогу акцентировать внимание детей на игровом сюжете, игровом действии, а не на дидактической задаче. Это способствует созданию у детей ярких впечатлений, ощущения радости от игры [7].
Комиссарова Л.Н. предложила следующие виды пособий
для развития способностей к определенному виду музыкальной деятельности:
1.Формирующие представление о характере музыки («Солнышко и тучка»).
2.Формирующие представления о средствах выразительности («Музыкальный домик» – регистр, «Карусель» – темп).
3.Формирующие представление о содержании музыки и музыкальных образах («Море», «Узнай сказку») [4].
|
|
Эффективность дидактической игры достигается косвенным путем, преломляясь через игровую задачу, игровое правило, игровое действие. Известно, что методы прямого обучения ориентированы прежде всего на накопление определенных знаний, умений и навыков, тогда как косвенные в первую очередь оказывают стимулирующее влияние на развитие ребенка. Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь игровой деятельности и усвоения знаний.
А.П. Усова, оценивая дидактическую игру и её роль в системе обучения, писала: «Дидактические игры, игровые задания и приёмы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребёнка, вносят занимательность» [7, c.178].
Среди первых педагогов, исследовавших процесс обучения детей с использованием игр, следует назвать Е.И. Тихееву, выделившую два вида дидактического материала: искусственный (настольно-печатные игры — парные картинки, лото, разрезные картинки, игрушки) и естественный (овощи, плоды, цветы и т. д.). Дидактические игры, по мнению Е.И. Тихеевой, следует подбирать так, чтобы каждая них способствовала развитию различных сторон личности, вместе с тем, желательно выделение одной какой-нибудь особенности [6].
Поводя итог вышесказанному, можно сказать, что систематическое, методически правильное использование различных методов и приёмов способствует развитию внимания, памяти, речи, но и активизирует познавательную деятельность учащихся в целом.
Список использованной литературы:
1. Бызова, И.В.Формирование музыкальных способностей у детей с умственной отсталостью на уроках музыки / И.В. Бызова // РИМС. – 2017. – №3.
2.Евтушенко, И.В. Музыкальное воспитание / И.В. Евтушенко –Москва. – 2003. –168с.
3.Екжанова, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
4.Комиссарова, Л.Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников / Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов / Л.Н. Комиссарова, Э.П. Костина. – М.: Просвещение, 1986. –141с.
5.Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников / О.П. Радынова. – М., 2010.
6. Тихеева, Е.И. Игры и занятия малых детей / Е.И. Тихеева. – М.-
7. Усова А.П. Игра / А.П. Усова. – М.: Сфера, 1998. – 256с.
8. 26.Холопов, Ю.Н. Музыка как вид искусства / Ю.Н. Холопов. – Москва. – 1994. – 93с.