Тема занятия: Особенности проведения учебно-тренировочных занятий и соревнований в базовых видах спорта

21.04.2020

Курс Элективные дисциплины по физической культуре и споту (ОФП)

Практическое занятие

Тема занятия: Особенности проведения учебно-тренировочных занятий и соревнований в базовых видах спорта.

Что такое базовые виды спорта? Существует несколько ракурсов этого понятия:

1.Утвержденный на 4 года приказ Минспорта России о перечне базовых видов спорта, направленный на определение порядка разработки стандартов, комплексов мер и требований для формирования спортивного резерва РФ. Согласно приказу Минспорта России от 26.12.2019 № 1117 «Об утверждении перечня базовых видов спорта на 2020-2024 годы» в г. Москве определен следующий перечень летних видов спорта: бадминтон, баскетбол, бокс, велосипедный спорт, водное поло, волейбол, гандбол, гольф, гребля на байдарках и каноэ, гребной слалом, гребной спорт, дзюдо, конный спорт, легкая атлетика, настольный теннис, парусный спорт, с 2020 до 2022 плавание и др. Зимние виды спорта: горнолыжный спорт, керлинг, конькобежный спорт, лыжные гонки, сноуборд и др.

2.педагогический перечень базовых видов физкультурно-спортивной деятельности. И в этой работе мы рассмотрим его подробнее.

 

Благоприятное влияние на обучающихся базовым и новым видам физкультурно-спортивной деятельности возможно при соблюдении принципов, отражающих закономерности физического, психического, интеллектуального, социально-биологического развития и определяющих эффективность их физического воспитания и спортивной тренировки.

К базовым видам физкультурно-спортивной деятельности относятся:

• гимнастика,

• легкая атлетика,

• спортивные игры,

• плавание,

• подвижные игры,

• лыжный спорт,

• туризм.

Новые виды:

• западные оздоровительные системы упражнений: аэробика и ее виды

(аква-аэробика, степ-аэробика, фитбол-аэробика, слайд-аэробика, памп-аэробика, тераробика, сайкл-эробика и др.);

• пилатес, ритмическая гимнастика, шейпинг, бодибилдинг, стретчинг, калланетика;

• восточные оздоровительные системы упражнений: йога, тай-чии другие гимнастики, основанные на единоборствах;

• отечественные оздоровительные системы упражнений, включающие дыхательную гимнастику К. П. Бутейко, парадоксальную дыхательную гимнастику А. Н. Стрельниковой, самомассаж А. А. Уманской, систему оздоровления Г. С. Шаталовой и систему оздоровления П. К. Иванова., виброгимнастику Микулина А.А.

Формирование и освоение компетенций на учебных занятиях, посвященных освоению базовых и новых видов физкультурно-спортивной деятельности с методикой тренировки, происходят согласно системе принципов.

1 .Общие дидактические принципы: сознательность и активность учащихся; систематичность (последовательность и регулярность в обучении); наглядность; доступность; индивидуализация; прочность результатов обучения.

2. Принципы дидактики, адаптированные Ю. К. Гавердовским с учетом специфики спорта: целесообразность и практичность действий; готовность как обучающего, так и обучаемого к работе; управляемость и подконтрольность процесса обучения; позитивная мотивация; систематичность; смысловая и перцептивная (имеющая отношение к чувственному восприятию) наглядность; планомерность и постепенность и др.

3. Принципы физической культуры как системы: всесторонность и гармоничность развития личности; оздоровительная направленность форм и видов физической активности; связь физического воспитания и спортивной тренировки с трудовой практикой и защитой Отечества.

4. Специфические принципы физического воспитания: непрерывность физических занятий; постепенность в наращивании развивающе-тренирующих воздействий; цикличность процесса занятий; гендерная и половозрастная адекватность.

5. Принципы развития физических способностей: регулярность педагогических воздействий; прогрессирование и адаптационно адекватная предельность в наращивании эффекта педагогических воздействий; рациональное сочетание и распределение во времени педагогических воздействий различного характера; возрастная адекватность педагогических воздействий; опережающие воздействия в развитии физических способностей; соразмерность в развитии способностей; сопряженное воздействие.

6. Принципы спортивной тренировки: направленность к высшим достижениям; углубленная специализация; непрерывность процесса тренировки; волнообразность и вариативность нагрузок; цикличность процесса подготовки; единство и взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности; единство и взаимосвязь процесса тренировки и соревновательной деятельности с вне тренировочными факторами; взаимообусловленность эффективности процесса тренировки и профилактика спортивного травматизма.

Эти принципы реализуются соответствующими методами, методическими приемами и технологиями физического воспитания и спорта.

Двигательные умения и навыки формируются методами разучивания: 1) в целом; 2) по частям (упражнение, навык делится на части); 3) по разделениям (упражнение выполняется на много счетов); 4) с помощью подготовительных упражнений (при недостаточном уровне развития физических способностей для овладения упражнением); 5) с помощью подводящих упражнений — более доступных для выполнения, они сходны по структуре и динамическим характеристикам с разучиваемым действием; 6) с помощью специальных тренажеров и тренажерных устройств — целостное разучивание упражнения с развертыванием его от ведущего звена.

Совершенствование двигательных навыков предполагает разумный выбор метода организации занятий и действий обучающихся, а также регулирование ими физических нагрузок при выполнении упражнений.

Методы организации занятий. При обучении упражнениям, относящимся к базовым и новым видам физкультурно-спортивной деятельности, применяются следующие методы организации занятий:

• фронтальный (выполнение обучающимися одинакового для всех задания);

• групповой (временное деление класса на несколько групп — команд, звеньев, отделений для выполнения каждой группой определенных заданий);

• индивидуальный (каждый обучающийся выполняет данное ему задание независимо от других);

• круговой тренировки (обучающиеся занимаются одновременно в группах или индивидуально на разных точках — станциях);

• поточный (для повышения объема и интенсивности нагрузки обучающиеся выполняют задания, двигаясь друг за другом по установленным интервалам времени и на определенном расстоянии);

• дополнительных упражнений (применяется для повышения плотности занятий при групповой форме организации урока);

• посменный (упражнения выполняются сменами в составе нескольких человек одновременно).

Методы регулирования физических нагрузок. Прежде чем изложить методы регулирования физических нагрузок на занятиях базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности, следует

определиться с сущностью и содержанием понятия «физическая нагрузка», ее показателями и классификацией.

 

Нагрузка — это величина воздействия упражнений на организм обучающихся и степень преодоления испытываемых при этом напряжений и трудностей.

Физическая нагрузка характеризуется:

1) внешними показателями — величина совершенной работы (продолжительность и скорость выполнения упражнений, количество повторений, подходов, элементов, вес отягощений и т. д.);

2) внутренними показателями — величина функциональных и связанных с ними сдвигов в организме, вызванных упражнением (степень увеличения частоты сердечных сокращений (ЧСС), легочной вентиляции, потребления кислорода, ударного и минутного объема крови и др.)

Величина нагрузки определяется ее объемом и интенсивностью.

Объем нагрузки — это длительность физических упражнений и суммарный объем физической работы, выполненной за определенное время (одно занятие, неделя, месяц и т. д.). Критерии оценки внешней стороны объема нагрузки: количество повторений упражнений (количество элементов в гимнастической комбинации, количество атакующих и защитных действий в спортивных играх и др.); количество занятий

и время, затраченное на них; суммарный вес отягощений; общий километраж и другие показатели. Критерии оценки внутренней стороны объема нагрузки — суммарный расход энергии за время упражнений или суммарные величины пульса в отдельных упражнениях за определенный период.

Интенсивность нагрузки — это сила воздействия физической работы на организм человека в данный момент, ее напряженность и степень концентрации объема нагрузки во времени. Меры интенсивности внешней стороны нагрузки: скорость передвижения в беге, плавании, лыжных гонках и т. д. Темп спортивной игры; частота прыжков в длину, высоту или частота метаний; моторная плотность занятия (отношение времени, затраченного на упражнения, к общему времени занятия) в гимнастических и иных упражнениях, вес преодолеваемого отягощения в упражнениях со штангой, гантелями, и т. д. Показатели интенсивности внутренней стороны нагрузки — минимальные, средние и максимальные значения ЧСС, величина энергетических затрат в единицу времени (в 1 с или 1 мин). Нагрузку можно изменить уменьшением или увеличением объема и интенсивности или обоих показателей одновременно.

Нагрузка бывает стандартной — практически одинаковой по своим внешним параметрам (скорости и темпу движений, весу отягощений и др.) в каждый момент воздействия — и переменной (вариативной) — изменяющейся в ходе выполнения упражнения.

Сочетание и чередование различных объемов и интенсивности физических нагрузок и разных видов интервалов отдыха лежат в основе методов развития силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости

(координационных способностей и двигательной находчивости).

Равномерный метод регулирования физических нагрузок предполагает непрерывное выполнение упражнений с относительно постоянной интенсивностью (скоростью передвижения, темпом работы, амплитудой движений). Этот метод может использоваться в циклических (бег, ходьба на лыжах, плавание и др.) и ациклических упражнениях (гимнастика и др.). Равномерный метод позволяет развивать

аэробную и специальную выносливость, способствует физиологической экономии движений, воспитанию волевых качеств. При данном методе работа может быть и более интенсивной, но менее продолжительной. Это позволяет формировать «чувство темпа» (в беге, ходьбе) и развивать аэробно-анаэробный компонент выносливости. Это предъявляет повышенные требования к сердечно-сосудистой и дыхательной системам организма, поэтому его нужно применять с хорошо подготовленными людьми.

При переменном методе последовательно варьируются нагрузки при непрерывных циклических и ациклических упражнениях изменением скорости, темпа, длительности, ритма, амплитуды движений, величины усилий, смены техники движений и т. д. Метод развивает скоростные способности, общую и специальную выносливость, ловкость, расширяет возможности использования двигательного навыка, позволяет обрести определенные тактические умения.

Повторный метод регулирования физических нагрузок состоит в многократном выполнении упражнения через интервалы отдыха, достаточные для полного восстановления работоспособности. Тренирующий эффект обеспечивается не только в ходе упражнения, но и за счет накопления в организме утомления от каждого повторения задания.

Повторным методом развиваются сила, быстрота, скоростная сила и скоростная выносливость, вырабатывается нужный соревновательный темп и ритм; стабилизируется техника высокоскоростных движений. Он используется в циклических и ациклических упражнениях, при этом интенсивность нагрузки может быть 75–95% от максимальной либо 95–100% от околопредельной, предельной, а по длительности — разной.

Так, при беге, гребле, плавании и т.д. применяется работа на коротких, средних и длинных отрезках. Скорость передвижения подбирается с учетом личного рекорда на данном отрезке. Упражнения выполняются сериями. В каждой серии число повторений ограничивается возможностями обучающегося поддерживать заданные скорость, темп движений, величину внешнего сопротивления. Интервалы отдыха зависят от длительности и интенсивности нагрузки, но должны обеспечить восстановление работоспособности к очередному повторению упражнения.

Повторная цикличная мышечная работа на коротких отрезках развивает быстроту, а на средних и длинных — скоростную выносливость. Высокоинтенсивные циклические локомоции на относительно длинных отрезках развивают чувство высокого темпа, совершенствуют технику движения. Метод иногда называют методом повторно-темповой тренировки.

Интервальный метод в отличие от повторного характеризуется воздействием на организм не только объемом и интенсивностью нагрузки, но и интервалами отдыха между упражнениями. В настоящее время его применяют при выполнении большинства физических упражнений (бег, лыжные гонки, плавание, спортивные игры и др.).

Данный метод предполагает на протяжении многократного выполнения упражнения поддерживать интенсивность нагрузки по ЧСС на уровне 160–180 уд./мин. Длительность упражнения обычно невелика, поэтому потребление кислорода не достигает максимальных величин, а вот во время отдыха, когда ЧСС снижается, потребление кислорода в течение первых 30 с растет и достигает максимума. При этом создаются наиболее благоприятные условия для повышения ударного объема сердца, поэтому тренирующее воздействие имеет место не только и не столько во время упражнения, сколько в период отдыха. Отсюда и название данного метода — «интервальный».

Пассивный или активный отдых завершается на стадии неполного восстановления, а очередное повторение упражнения начинается при ЧСС 120–140 уд./мин. Выполняются серии упражнений. Серия прекращается, если к концу стандартных пауз отдыха ЧСС не будет ниже 120 уд./мин. Всего повторений упражнений может быть от 10–20 до 20–30.

Интенсивно-интервальное упражнение развивает анаэробно-гликолитические возможности обучающихся. Его разновидность — интервальный спринт, применяемый для повышения анаэробно-алактатных возможностей обучающегося в легкой атлетике, плавании, лыжных гонках, спортивных играх и др. Параметры нагрузки следующие: интенсивность работы — 95–100% от максимальной; длительность работы — 8–15 с; количество повторений упражнений в серии — 10–20; в интервале отдыха в серии выполняются движения малой интенсивности, сходные по форме с движениями во время работы; количество серий в занятии — 2–3, с ростом тренированности — 6–8 и более; в интервале отдыха между сериями — ходьба, бег трусцой — 7–10 мин.

Интервальный метод многовариантен и он более целесообразен при подготовке квалифицированных спортсменов.

Игровой метод обладает многими признаками, характерными для игр в физическом воспитании. Игра — это и средство физического воспитания, и метод обучения, воспитания и развития обучающегося. Она представляется упорядоченной двигательной деятельностью согласно замыслу и направлена на достижение заданной цели при постоянном и случайном изменении ситуации.

Игровой метод реализуется не только через общепринятые игры. Он гораздо шире по средствам и формам реализации, чем спортивные игры, и может быть применен на основе любых физических упражнений: бега, прыжков, метаний и др.  

Характерными признаками игрового метода являются: сюжетное содержание процессов обучения и совершенствования; ярко выраженное соперничество и эмоциональность в игровых действиях; строгая регламентация взаимоотношений играющих; чрезвычайная изменчивость условий игры и выполнения действий; высокие требования к творческой инициативе в действиях; отсутствие строгой регламентации в действиях и физической нагрузке; комплексное проявление двигательных навыков и качеств.

Соревновательный метод активизирует деятельность обучающихся с установкой на победу или достижение высокого результата.

Методу присущи многие признаки, характерные для соревнования, но он имеет более широкое применение. Соревновательный метод может использоваться при любой форме организации занятий, а его предметом являются любые физические упражнения. Он может определять содержание всего урока физической культуры — от построения до его завершения. Соревнование — наиболее яркое выражение соревновательного метода.

С его помощью развиваются физические, волевые и нравственные качества, совершенствуется спортивные техника и тактика. Метод применяется, например, для выявления лучшего исполнителя техники движений или их элементов, физической подготовленности при тестировании, контрольных проверок и т.п.

Данный метод имеет много общего с игровым методом, но они принципиально различаются по наличию (в игровом методе) или отсутствию (в соревновательном методе) сюжетного содержания действия.

Признаками соревновательного метода являются: подчинение всей деятельности задаче победить; максимальное проявление физических, и психических сил в борьбе за первенство, за высокие спортивные достижения; ограниченные возможности в управлении обучающимися в регулировании их нагрузки. Он наиболее эффективен при совершенствовании двигательных действий; требует достаточно высокого уровня развития и комплексного проявления физических качеств; эффективен при условии развитой психической устойчивости учеников к победам и неудачам.

Обычно в практике отдается предпочтение одному из описанных методов или их различным сочетаниям. Они чередуются в определенной последовательности на протяжении одного или нескольких смежных занятий.

Понимание всего сказанного о физической нагрузке и ее использовании при развитии физических способностей позволяет рассмотреть вопросы ее нормирования при проведении занятий по базовым и новым видам физкультурно-спортивной деятельности.

 

В связи с этим важно обратить внимание на ряд способов повышения нагрузок на занятиях физической культурой: непрерывный, ступенчатый и волнообразный.

При непрерывном способе объем и интенсивность выполняемых двигательных действий растут от занятия к занятию. Его целесообразно применять на занятиях по физической культуре с группой обучающихся, имеющих одинаковый уровень физической подготовленности.

Ступенчатый способ повышения нагрузки предполагает многократное выполнение цикла физических упражнений, сочетающих удержание заданных объема и интенсивности нагрузки в течение нескольких занятий, а затем ее увеличение. Такой цикл повторяется несколько раз. Этот способ используется на занятиях с обучающимися, имеющими разный уровень физической подготовленности, чтобы вначале они адаптировались к заданной нагрузке, а затем перешли к освоению более высокой нагрузки.

Для волнообразного способа повышения нагрузки характерна гибкость, возможность полноценного учета индивидуальности обучающихся и их физического состояния; он характеризуется периодическими колебаниями объема и интенсивности упражнений. Начиная с незначительных показателей нагрузка повышается с каждым последующим занятием и, достигнув уровня, адекватного задачам занятия и способностям обучающихся, стабилизируется или планомерно незначительно снижается.

Для педагогического контроля и нормирования физических нагрузок, испытываемых обучающимися, следует ориентироваться на нормы ежедневной двигательной активности и внешние признаки утомления.

Задание к теме занятия:

Приведите примеры применения двух методов (обучения двигательным действиям, развития физических качеств, организации занимающихся), используемых на учебных занятиях физической культуры.

Например: метод целостного разучивания упражнения; метод сопряженного воздействия.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: