Тема 1
Плоская система сходящихся сил
Определение равнодействующей
Задача 1
В точке А приложено две силы (рис. 1.1), модули которых равны
F1 = 40 Н и F2 = 80 Н. Определить равнодействующую.
Рис. 1.1. Рис. 1.2.
Аналитический метод решения.
Геометрическое сложение двух векторов показано на рис. 1.2.
Выбираем систему координат х и у.
Определяем проекции равнодействующей заданных сил на оси координат:
Определяем модуль равнодействующей заданных сил:
Определяем направляющие косинусы равнодействующей:
Определяем угол наклона равнодействующей к оси х:
Тогда угол будет равен .
Графо-аналитический метод.
Поскольку задана система двух сил, задачу можно решить с помощью формул тригонометрии.
Модуль равнодействующей определяем по формуле косинусов:
Направление равнодействующей определяем по формуле синусов:
. Учитывая, что , найдем :
и тогда .
Задача 2
Задана плоская система сходящихся сил (рис. 1.3). Модули сил равны следующим значениям: F1 = 30 H, F2 = 70 H, F3 = 60 H, F4 = 50 H.
|
|
Определить равнодействующую этой системы сил и её направление.
Рис. 1.3 Рис. 1.4
Аналитический метод решения.
Перемещаем все силы вдоль их линий действия в точку схода системы − точку А. Вводим систему координат и помещаем начало координат в точку А. Определяем алгебраическую сумму проекций сил на оси координат, которые будут равны проекциям равнодействующей системы на эти оси:
Зная проекции силы на оси можно изобразить показать положение равнодействующей на рисунке (рис. 1.5).
Модуль равнодействующей равен:
Определяем направляющие косинусы равнодействующей:
Угол наклона равнодействующей будет равен
Для проверки можно использовать известное соотношение:
Графический метод решения.
Рис. 1.5 Рис. 1.6
Графический способ нахождения равнодействующей заданной системы сходящихся сил показан на рис. 1.6.
Условия равновесия
Задача 3
Фонарь весом 80 Н подвешен на кронштейне АВС, укреплённом на вертикальной стене (рис. 2.1). Определить усилия (реакции связей), возникающие в горизонтальном стержне СВ и наклонной тяге АВ после подвески фонаря, если СВ = 1 м и АВ = 1.2 м. Соединения в точках А, В, С кронштейна – шарнирные.
Рис. 1.7
Для решения задачи можно применить три метода:
1) графический метод;
2) графо-аналитический метод;
3) аналитический метод.
Рассмотрим решение данной задачи 2-м и 3-м методом.
|
|
Графо-аналитический (геометрический) метод.
Рис. 1.8 Рис. 1.9
Найдем сторону АС треугольника АВС с помощью теоремы Пифагора:
На узел В действуют три силы, линии действия которых пересекаются в этой точке. Чтобы они находились в равновесии, силовой треугольник должен быть замкнут.
Построение силового треугольника начинают с заданной силы . Через начало вектора проведем линию параллельную стержню (направление действия силы ), а через конец вектора − линию параллельную стержню (направление действия силы ).
Расставляем направление векторов таким образом, чтобы треугольник оказался замкнутым. Видим, что стержень оказался растянутым, а стержень − сжатым (рис. 1.8 и 1.9).
Полученный треугольник , подобен треугольнику .
Используя свойство подобия треугольников, получаем
.
Из полученных пропорций, находим усилия в стержнях кронштейна:
Аналитический метод.
Используем принцип освобождаемости, т.е. отбрасываем связи кронштейна и действие их заменяем реакциями (рис.).
Используем общепринятое соглашение: будем считать, что стержни АВ и СВ растянуты.
Принцип освобождаемости применительно к данной задаче называют ещё методом вырезания узлов.
Рис. 6.
Запишем условия равновесия сил, приложенных к узлу :
Выбираем систему координат, помещая начало координат в точку В.
Угол наклона реакции обозначим через α (рис. 6).
Из треугольника АВС (рис. 4) находим
Проектируя силы системы на оси получим следуюшие уравнения:
Из второго уравнения системы получим:
Тогда из второго уравнения равновесия находим
Подставляя полученное значение силы в первое уравнение равновесия, получим
Знак «минус» в данном случае говорит о том, сто стержень СВ сжат.
Задача 4
Рис. 11. Рис. 12.
Задача №1 из расчетно-графичесчкой работы.
Тема: Равновесие плоской системы сходящихся сил.
Дано: ; трение отсутствует; размеры блока не учитываются.
Определить реакции связей и .
Аналитическое решение.
1. Освобождаем узел С от связей, и предполагая стержни растянутыми, заменяем их неизвестными силами и .
2. Выбираем систему координат Сху.
3. Записываем условие равновесия узла С.
4. Решаем систему уравнений:
Знак «минус» говорит о том, что реакция на самом деле направлена в другую сторону, то есть 2-й стержень сжат.
Проверяем решение графоаналитическим (геометрическим) способом.
1. Выбираем масштаб и строим многоугольник сил, начиная с известных сил и .
.
2. По правилу параллелограмма складываем силы и , заменяя их равнодействующей .
(Рис. 1)
3. Определяем углы треугольника АВС.
(Рис. 2)
4. Определяем реакции и , пользуясь теоремой синусов.
откуда
откуда
Погрешности составляют:
Ответ: Реакции стержней равны: (стержень растянут), (стержень сжат).
Тема 2
Применение теоремы о равновесии трех сил
Задача 1
К конструкции (рис. 1), закрепленной в точках А и В на тросе, закрепленном в точке С, подвешен груз весом Р. Определить направления и модули опорных реакций, пользуясь теоремой о трех силах
Рис.1
Решение
Линии действия сил и пересекаются в точке . По теореме о трех силах линии действия силы также пройдет через точку .
Условием равновесия сил , и является замкнутость силового треугольника. Строим силовой треугольник , замыкая который получаем направления реакций связей (рис. 2)
Рис. 2.
Из подобия треугольников и следует равенство отношений:
.
|
|
Если учесть, что , то из полученных пропорций можно получить, что
,
.
Отвег: , .
Задача 2
Горизонтальная балка закреплена в точке А с помощью неподвижного шарнира, а в точке В удерживается наклонным тросом (рис. 1). В точке С к балке приложена вертикальная сила , равная по модулю 10 кН. Определить направления и модули реакций связей, пользуясь теоремой о трех силах
Рис.3.
Решение
Линии действия сил и пересекаются в точке . Для равновесия трех сил линия действия силы тоже должна пройти через точку (рис.4).
Рис.4.
Условием равновесия сил , и является замкнутость силового треугольника. Строим силовой треугольник, замыкая который получаем направления реакций связей и (рис. 5).
Рис.5.
Длина опорного стержня равна .
Тогда и следовательно .
Длина отрезка равна
Тогда и следовательно .
Найдем внутренние углы силового треугольника и их синусы:
, ,
,
Находим неизвестные стороны силового треугольника, используя теорему синусов:
, откуда ,
, откуда .
Ответ: Реакции связей равны: и .
Задачи 3 и 4
Рис.6.
Рис.7.
Рис.8.
Тема 3
Равновесие произвольной плоской системы сил
Задача 1
Дано: , , , , .
Определить реакции опор А и В.
Рис. 5.
Решение
1. Отбрасываем связи (опоры) и заменяем их неизвестными реакциями. Распределенные нагрузки заменяем равнодействующими.
2. Раскладываем наклонные силы на составляющие по осям х и у.
3. Заменяем распределенную нагрузку ее равнодействующей
16кН.
4. Составляем уравнения равновесия.
Рис. 6.
5. Решаем систему уравнений и находим неизвестные реакции.
6.Выполняем проверку, вычисляя сумму моментов относительно произвольной точки С.
Проверка выполняется с удовлетворительной точностью.
Ответ: Реакции равны
Задача 2
Дано:
Определить реакции опор в жесткой заделке.
Рис. 1
Решение
2. Отбрасываем связи (опоры) и заменяем их неизвестными реакциями. Распределенные нагрузки заменяем равнодействующими.
|
|
2. Раскладываем наклонные силы на составляющие по осям х и у.
3. Заменяем распределенную нагрузку ее равнодействующей
4. Составляем уравнения равновесия.
Рис. 2
5. Решаем систему уравнений и находим неизвестные реакции.
6.Выполняем проверку, вычисляя сумму моментов относительно произвольной точки С.
Проверка выполняется с удовлетворительной точностью.
Ответ: Реакции равны
Задача 3
Дано:
Определить реакции связей.
Рис. 7.
Решение
1. Отбрасываем связи (опоры) и заменяем их неизвестными реакциями. Распределенные нагрузки заменяем равнодействующими.
2. Раскладываем наклонные силы на составляющие по осям х и у.
3. Заменяем распределенную нагрузку ее равнодействующей
.
4. Составляем уравнения равновесия.
5. Решаем систему уравнений и находим неизвестные реакции, учитывая, что .
Рис. 8.
6.Выполняем проверку, вычисляя сумму моментов относительно произвольной точки D.
Проверка выполняется.
Ответ: Реакции равны:
Тема 4
Равновесие плоской системы параллельных сил
Задача 1
Определить реакции опор А и В для следующей балки.
Рис.3.
Отбросив связи и заменив их действие неизвестными реакциями обнаружим, что задача содержит две неизвестные реакции: , .
Рис.4.
Решение.
Наклонную реакцию представим в виде суммы ее вертикальной и горизонтальной составляющих: = + .
Наклонную силу также представим в виде суммы: = + .
Модули составляющих сил равны: , .
Используем систему уравнений равновесия (1)
Решая систему, получаем значения неизвестных сил:
Задача 2
Определить реакции опор А и В.
Рис.5.
Решение.
Из уравнения следует, что горизонтальная составляющая реакции на опоре А равна нулю, поэтому используем систему уравнений равновесия (3):
Решая систему, получаем значения неизвестных реакций:
Задача 3
Определить реакции опор А и В.
Рис. 6.
Решение.
При определении реакций следует при любом удобном случае использовать симметрию системы.
Заметим, что горизонтальная реакция на опоре А отсутствует.
Видно, что все силы приложенные к балке расположены симметрично относительно вертикальной оси, проходящей через точку С,
По этой причине .
Формально этот результат можно получить из уравнения .
Обе реакции теперь можно обозначить одной буквой − и для их определения использовать единственное уравнение .
Формируем уравнение: , откуда получаем, что .
Задача 4
Определить реакции опор А и В.
Рис.7.
Решение.
Используем систему уравнений равновесия (3)
Решая систему, получаем значения неизвестных реакций:
Знак «минус» в выражении реакции говорит о том, что ее истинное направление противоположно тому, которое показано на рисунке.
Задача 5
Определить реакции в заделке А.
Рис.8.
Решение.
Наклонную реакцию представим в виде суммы ее вертикальной и горизонтальной составляющих: = + . Наклонную силу также представим в виде векторной суммы: двух сил и .
Используем систему уравнений равновесия (2)
Выражая неизвестные из уравнений системы, получим:
и далее: .
Подставляя значения тригонометрических функций, получим значения реакций:
Задача 6
Дано: , , .
Определить реакции опор А и В.
Решение.
Рис.9.
1. Отбрасываем связи (опоры) и заменяем их неизвестными реакциями. Распределенные нагрузки заменяем равнодействующими.
Рис.10.
2. Составляем уравнения равновесия.
3. Решаем систему уравнений и находим неизвестные реакции.
4. Выполняем проверку, проектируя все силы на вертикальную ось.
Проверка выполняется с удовлетворительной точностью.
Ответ: Реакции равны
Тема 5