Изучаем образный, лексико-грамматический строй поэтической речи

План анализа стихотворения

1. Место стихотворения в творчестве поэта: история его создания, цикл, в который оно, возможно, входит, как перекликается с другими стихотворениями того же автора.

2. Вид лирики, тема, идея стихотворения. Поскольку любое деление на виды лирики (гражданскую, вольнолюбивую, любовную, пейзажную, философскую) и темы (тема поэта и поэзии, тема Родины и др.) условно, необходимо пользоваться определениями осторожно. Указав тему, следует сформулировать идею – главную мысль, которую хотел выразить автор, вернувшись к ней вновь в конце своего анализа, когда компоненты формы и содержания будут рассмотрены в единстве, в их сопряжении.

3. Жанр лирического произведения: ода, послание, элегия, сонет, песня, мадригал, эпиграмма и др. Мы говорим о жанровых особенностях стихотворения, если налицо его жанровые признаки. Если мы не можем указать особые приметы жанра, лучше обратить внимание только на вид лирики и тематику.

4. Композиция и образная система. Деление произведения на части, если они есть. Проследить движение поэтической мысли в стихотворении от начала к финалу. Не следует пересказывать содержание стихотворения: это неблагодарное дело, убивающее внутреннее очарование любого лирического произведения. Необходимо указать основные образы произведения и их роль в стихотворении, уделив особое внимание образу лирического героя.

5. Изобразительные средства. Выделяя тропы (эпитеты, олицетворения, сравнения, метафоры, гиперболы и др.), не ставьте цель назвать, перечислить все и не ограничивайтесь их нахождением. Следует попытаться рассмотреть их роль в тексте, что вносит тот или иной троп в изображение явления, как передаёт авторское отношение к нему. Отметьте стилистические фигуры, используемые автором: анафору, антитезу, синтаксический параллелизм, риторический вопрос, риторическое восклицание и др.

6. Метрико-ритмические особенности: размер, своеобразие рифм, способ рифмовки. Их связь с замыслом автора, темой произведения.

7. Наиболее значимые особенности фоники (аллитерации, ассонансы), лексики (различные её пласты, многозначность слова), морфологии (наиболее часто употребляемые части речи), синтаксиса (типы синтаксических конструкций).

          «Опорный» материал для анализа стихотворения

  Прочитайте стихотворение А.Фета «На заре ты ее не буди…» (1842). Проанализируйте его, отвечая на следующие вопросы:

1. Стихотворение открывается призывом, просьбой, усиленной повтором. Как подобное начало способствует развитию лирического сюжета?

2. Первые две строфы стихотворения насыщены «горячей» лексикой. Какие образные переклички она создает? Как соприкасаются два мира – внешний, природный, и мир души героини? В чем виртуозность образного рисунка строки: «Утро дышит у ней на груди»?

3. Какие детали и образы третьей строфы стихотворения составляют контрастные пары с образным рядом первых строф? Как здесь продолжена тема диалога человека с природным миром? Какими средствами подчеркнута эта связь?

4. В чем «вершинность», кульминационность следующей строфы стихотворения? Как в ней отражено стремление Фета отображать жизнь природы и человека в моменты наивысшего напряжения внутренних сил? Какие приемы поэтической речи позволяют Фету передать это особое состояние двух стихий – природного бытия и человеческой души?

5. Обратите внимание на кольцевую композицию стихотворения? Является ли финальная строфа всего лишь повтором изначального мотива? Что открывается читателю в финале стихотворения?

6. Стихотворение «На заре ты ее не буди…» стало вдвойне популярным благодаря музыке А.Е. Варламова. Что определяет изначальную музыкальность фетовского стиха? Покажите это на примере рассматриваемого произведения.

7. Справедливы ли упреки современников Фета в «камерности» его поэзии, оторванности ее от реальной жизни? Ап. Григорьев отозвался о стихотворении «На заре ты ее не буди…» как о «песне, сделавшейся народной». Просматривается ли в стихотворении связь с народной поэтической традицией?

Готовая модель-основа для анализа стихотворения

   Выполните разбор стихотворения Ф.И. Тютчева «Фонтан», заполняя пропуски в опорном тексте.

Осваиваем содержание стихотворения

Поэт обращается (к кому?).............................. привлекая внимание к картине, изображающей (что?)...................... Фонтан — это архитектурное сооружение, устроенное таким образом, что......................С фонтаном Тютчев сравнивает........................., говоря..................................................................

Закон, по которому..........................................., поэт называет.......................................................Человеческая мысль, по Тютчеву,......................, но в то же время она.............................................Пафос стихотворения можно назвать (драматическим, трагическим, романтическим, возвышенным — нужное подчеркните), так как...............................

Рассматриваем композицию стихотворения и рифму

В стихотворении … строфы, каждая из которых состоит из … стихов. В первой изображён фонтан, во второй —......................Такую композицию можно назвать “зеркальной”, потому что..........................................................

Важную композиционную роль в стихотворении играет рифма, потому что она (парная, перекрёстная, кольцевая — нужное подчеркните), благодаря чему возникает эффект..................................................Внутри каждой строфы ощущается линия “подъёма” и “нисхождения”. В первой строфе на границе … и … стихов, во второй — … и …

Изучаем образный, лексико-грамматический строй поэтической речи

Рисуя фонтан, поэт стремится к наибольшей выразительности картины, для чего использует различные изобразительно-выразительные средства, например (приведите названия тропов)................................Многоцветность радужного блеска воды изображается при помощи..................................................Чтобы усилить впечатление от картины, автор прибегает к повторению.............................................Употребление подряд трёх глаголов (......................) придаёт описанию (динамичность, статичность — нужное подчеркните).В первых четырёх стихах глаголы...................... вида употреблены в форме...................................... времени. В последующих четырёх это глаголы (деепричастия)........................... вида, употреблённые в.................... времени. (Этим подчёркивается, что действия повторяются, длятся во времени, закончены — нужное подчеркните).Важные по смыслу слова...................... вынесены в конец строфы. Они отличаются особой выразительностью, так как их стилистическая окраска..............Во второй строфе стихотворения, где Тютчев уподобляет...................... фонтану, особой выразительностью обладают эпитеты...................... Это дополнительно усилено тем, что они рифмуются. Метафора “длань незримо-роковая” (может, не может — нужное подчеркните) быть истолкована буквально, так как......................Последнее слово в стихотворении...................... Оно уже звучало в сопровождении эпитета...................... Теперь оно звучит по-другому, потому что......................

Следовало разъяснить свое отношение к такому методическому решению.

Б) Ответ на вопрос «Можете ли вы согласиться с тем, что при анализе лирического текста «какие-то грани стиха останутся за пределами анализа» можно найти у методиста и литературоведа Г. Гуковского: «Анализировать надо такое лишь количество элементов, которое достаточно для демонстрации идейного характера и состава произведения», а не рассматривать и не описывать все его компоненты, что является "делом необъятным и ненужным"».

Задание 4: Главное отличие монографического изучения лирики в старшем классе от аналогичного в среднем – изучение в контексте творчества. Не все эту важную вещь уяснили. Именно с этих позиций следовало анализировать (а не ограничиваться общими суждениями из учебной литературы, не привязав их к конкретике урока) предложенный материал.

Задание 5: Следовало определиться с понятиями «путь» и «прием», развести их, отграничить их от понятия «метод», тогда ответ звучал бы убедительно, неразмыто и грамотно. Очень надеялась, что лекция Л.И.Петриевой будет в помощь. Но, увы, немногие о ней вспомнили.

 

ЛЗ

Основные замечания к анализу видеоурока:

1. Анализ подменяется перечислением впечатлений, причем, как правило, не от содержания урока, а от его формы. Литературоведческая концепция урока не получила осмысления, никто, к сожалению, не дал хорошего разбора содержания урока.

2. «Методической ошибкой было озвучивание темы, т.к. ученики должны сами определить тему и цели урока (по ФГОС 2 поколения)» – подобные утверждения весьма категоричны. Да, неплохо, если учитель учит детей целеполаганию. Однако я не стала бы возводить это действие в ранг абсолюта. Более того, вспомните свои планы-сценарии: мало кто смог продемонстрировать такое методическое умение.

 

Все вопросы – в личку!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: