Историческая роль труда в развитии человеческого общества

Введение

 

Труд – это неотъемлемое условие человеческой жизни, это важнейший аспект преобразования окружающей действительности для благополучного существования и дальнейшего развития цивилизации, поэтому в обществе создаются, формируются системы ценностей, объясняющие не просто необходимость труда, а его ценность, высший смысл. Ценность труда – это фундамент современного общества, развитие которого определяется осознанным отношением к труду как к источнику удовольствия, самовыражения и самосовершенствования.

В настоящее время, как показывают многочисленные социологические исследования (Гришин, 2000; Удалова, 2011;Кошарная, 2012;Туев, 2014; и др.), приоритетными становятся мнимые трудовые ценности: высокий заработок, удовлетворение материальных потребностей, при этом популярными становятся пути к личному обогащению, не требующие трудовых усилий. Потребительский характер приобретает и свободное время человека. Нацеленность на высокий заработок, утрата интереса к содержанию работы, бесцельное времяпровождение ведут к неудовлетворенности своей жизнью в целом. Осознание того, что жизненной целью должно быть не зарабатывание денег, чтобы выжить, а значимая, творческая работа, развитие своих способностей и потребностей, которые ведут к творческому самовыражению. Приоритетом в образовании является воспитание и формирование личности школьника, развитие его способностей к интеллектуальному, нравственному и эстетическому творчеству.

При профессиональном самоопределении в условиях профильной школы у старшеклассников создается новая модель самоорганизации деятельности, которая подчинена достижению школьником важных для него целей – сдачи ЕГЭ, поступления в ВУЗ, получения значимой профессии, что требует более высоких, качественно-новых трудовых затрат, адекватной оценки эффективности собственных результатов учебного труда.  В такой модели совершенствуются личностные качества: трудолюбие, целеустремленность, ответственность, дисциплинированность, формируется уважительное отношение к труду как общественно, так и лично значимой ценности. Учащиеся осознают, что их труд – это залог успешной реализации своих возможностей, предмет гордости, как в школьной среде, так и в других сферах деятельности.

На современном этапе в условиях трансформации экономических, социальных, политических отношений необходимость формирования ценностного отношения к труду, к результатам своей деятельности является очевидной, особенно остро стоит этот вопрос в период профессионального самоопределения школьников, что обеспечивает актуальность нашего работы.

Цель исследования: выявить значение ценности труда для старшеклассников на начальном этапе профессионального самоопределения.

Объект исследования – ценность труда.

Предмет исследования: ценность учебного труда для современных старшеклассников профильной школы.

Гипотеза исследования: предположим, что специфика учебной деятельности в профильной школе способствует формированию ценностного отношения к труду.

Для достижения цели работы и подтверждения гипотезы нами поставлены следующие задачи:

· изучить и проанализировать литературу по проблеме ценностного отношения к труду;

· определить ценность труда для старшеклассников;

· у старшеклассников профильной школы провести исследование по выявлению значимости ценности труда «для себя» и «для общества»; оценить особенности учебного труда в профильной школе; рассмотреть удовлетворенность старшеклассников учебной деятельностью; выяснить как фиксируют результаты своего труда;

· разработать рекомендации для повышения эффективности организации учебной деятельности школьников.

Методы исследования:

  • теоретический анализ литературы и Интернет-источников;
  • методы опроса – анкетирование;
  • качественные методы обработки информации: анализ систематизация и описание.

Теоретическая значимость работы: сделан анализ и обобщение теоретического и практического материала о значении ценности труда для школьников профильных классов.

Практическая значимость: работа представляет интерес для учащихся старшей школы, для учителей, так как в ней актуализируется проблема формирования ценностного отношения к труду на начальном этапе профессионального самоопределения, поднимается проблемы результативности труда старшеклассников, выраженная в форме портфолио, подчеркивается значимость портфолио в дальнейшей жизни школьников. Презентация может быть использована на уроках обществознания, классных часах.

 

 

Глава I. Что такое труд?

Ценность труда

Будущее принадлежит двум типам людей

человеку мысли и человеку труда.

В сущности, оба они составляют одно целое,

ибо мыслить – значит трудиться.

                                                          В. Гюго

Ценность – фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту. Ценностью для человека могут быть предметы, которые доставляют ему положительные эмоции. Ценностью могут обладать как материальные вещи или процессы, так и духовные явления (знания, представления, идеи и т.д.) [14].

У каждого человека с детства формируется личностная система ценностных ориентаций, которая в свою очередь основывается с помощью господствующих в культуре ценностных представлений, меняющихся с каждым новым периодом в истории.

С точки зрения исторической типологизации культуры (доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная культуры), на постиндустриальном этапе развития общества система ценностей в обобщенном виде представляется как  модель, в которой фундаментом является ценность труда [5]:

- ценность труда;

- ценность высокого уровня человеческой свободы, ценность человеческой индивидуальности;

- ценность знания и информации;

- интенсификация экономики (прогрессивные средства производства, более экономичное использование природных ресурсов, постоянное повышение квалификации работников, современная организация производства, использование новейшими технологиями, высококачественная конкурентоспособная сфера услуг и производства товаров гражданского потребления, обмен знаниями и их взаимная оценка, узкие производственные и коммерческие решения);

- высокий уровень доверия;

- ценность высокого и стабильного благосостояния;

- ценность науки и образования;

- уменьшение ролевых различий по культурному, социальному, религиозному, расовому, национальному, половому и др. признакам;

- экологическое сознание и др.

Под трудом обычно понимают «целесообразную деятельность человека, направленную на создание материальных и духовных благ» [9].

 Человек трудится не только ради приумножения материального благосостояния, но и ради духовного. В настоящее время трудовая деятельность не просто направлена на приумножение материального блага, а в первую очередь призвана совершенствовать собственный потенциал трудящегося, удовлетворять его потребность в самовыражении, высвобождать творческий потенциал.

Американский публицист и политический аналитик Ф. Фукуяма считает, что общественное признание для человека обретает все большую значимость. Трудовая мотивация и стремление к зарабатыванию денег – не символ материального благосостояния в современном обществе, а признак социального статуса и признания в обществе [5].

Российский экономист, социолог и политический деятель В. Иноземцев отмечает, что в «постэкономическом» обществе происходит ряд основополагающих изменений: наряду с материальным прогрессом меняется ценностные ориентиры человека, его отношение к самому себе и к своему месту в окружающем мире, главным мотивом деятельности становится совершенствование своего собственного потенциала. Удовлетворив материальные потребности, человек получает возможность осваивать и культивировать в себе потребности более высокого порядка – потребность в самосовершенствовании и самовыражении (например, участие в разного рода общественных организациях, самообразование, занятие спортом и т.д.). «С изменением мотивационной структуры начинает формироваться тип личности, ориентированной не на максимизацию материального потребления, а на достижение внутренней гармонии и совершенства. В этих условиях развитие человека оказывается тождественным развитию производства знаний – главной составляющей богатства современного общества. Круг замыкается; новая система воспроизводства общественного достояния становится самодостаточной и самоподдерживающейся» [5].

Д. Трубицын рассматривает ценностное  отношение человека к труду. Он отмечает, что «качество жизни определяется качеством труда», «Единственный источник богатства народа – это труд, труд, приложенный к природе и с необходимостью порождающий те или иные общественные системы. Это труд, развивающий и воспитывающий, ведущий человека по его историческому пути от более примитивных форм присваивающего хозяйства к вершинам производящей экономики. При этом происходит безусловная общественная и внутренняя трансформация человека, которая вместе с индустриальными и информационными технологиями, а вернее, в процессе их создания обретает новый духовный мир, свободу и независимость» [5].

Д. Трубицын пишет, что сам факт труда –  результат свободного выбора, но свобода, которая дана человеку, не осознавшему, что труд – это не только есть необходимость, но и есть благо, будет свободной не для труда, а от труда, не для творчества, а от творчества.  Существование постиндустриального общества возможно, если оно увеличит свою экономическую и деловую активность, если труд станет для человека абсолютной, базовой ценностью.

Таким образом, ценность труда – это фундамент современного общества. Трудолюбие в совокупности с целеустремленностью, выдающимися интеллектуальными и творческими способностями, высокой степенью социальной мобильности, коммуникабельности, открытости и честности способны сформировать успешную, конкурентоспособную личность современном  мире.

 

Историческая роль труда в развитии человеческого общества

Труд, как сознательная целенаправленная деятельность и предприимчивость изначально присущи человеку, направлен на удовлетворение потребностей индивида и общества, на создание материальных и духовных ценностей Их становление и совершенствование происходило на протяжении многих тысячелетий вместе с развитием человека и общества. Этот процесс продолжается и в настоящее время [12].

По определению А. Маршалла, труд – это всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения получаемого непосредственно от самой проделанной работы [8].

Рассматривая роль труда в антропогенезе, обращается внимание на развитие общества, которое в значительной мере зависит от совершенствования орудий труда и производственных отношений. При помощи орудий труда в таком процессе человек осваивает, преобразовывает и приспосабливает к своим целям предметы природы. Человек, создавая новый продукт сознательно и последовательно выполняет трудовые действия, используя физическую и умственную энергию своего организма.

Предмет труда включает:

  • сырьевые материалы;
  • средства труда;
  • затраты живого труда.

Результатом взаимодействия этих трех составляющих является продукт труда – новое вещество природы, приспособленное к потребностям человека.

История развития человека и общества свидетельствует о решающей роли труда в этом процессе.

В процессе своей эволюции труд существенно усложнялся: человек стал выполнять более сложные и разнообразные операции, применять все более организованные средства труда, ставить перед собой и достигать более высокие цели. Труд стал многосторонним, разнообразным, совершенным.

В условиях применения более совершенных ресурсов и средств труда организация труда оказывает возрастающее влияние на окружающую среду, иногда и во вред среде. Поэтому экологический аспект в трудовой деятельности приобретает новое значение.

Совместный труд людей представляет собой нечто большее, чем простая сумма затраченного ими труда. Совместный труд рассматривается и как прогрессирующее единство совокупных результатов труда. Взаимодействие человека с природными материалами, средствами труда, а также отношения, в которые при этом вступают люди – все это называется производством [11]. В процессе своей эволюции труд существенно усложнялся: человек стал выполнять более сложные и разнообразные операции, применять все более организованные средства труда, ставить перед собой и достигать более высокие цели. Труд стал многосторонним, разнообразным, совершенным (Таблица 1).

Как экономическая категория труд рассматривается как организация труда со времен разделения труда, крестьянин и ремесленник работают на себя самого, самостоятельно регулируют время и интенсивность труда. При этом при феодализме крестьян могли также заставлять работать на феодала на барщине. При рабстве как сам раб, так и средства труда соединяются как собственность рабовладельца, и это порождает личную зависимость трудящегося от того, кто присваивал результаты его труда. При капитализме основной формой труда является труд наемного работника по трудовому договору. Согласно марксизму, прибавочная стоимость создается только трудом работников и безвозмездно присваивается капиталистами.

К. Маркс был одним из первых авторов, осознавших, что развитие промышленности сводит многие виды работы до однообразных, неинтересных заданий. Согласно Марксу, разделение труда отчуждает людей от их работы. Отчуждение от труда заключается в том, что труд является для рабочего чем-то внешним, не принадлежащим к его сущности; в своем труде не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развивает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свои духовные силы. В силу этого труд его не добровольный, а вынужденный; это – принудительный труд. Это не удовлетворение потребности в труде, а только средство для удовлетворения всяких других потребностей, но не потребности в труде. Внешний труд, труд, в процессе которого человек себя отчуждает, есть принесение себя в жертву, самоистязание [12].

Таблица 1

Изменение характера труда в человеческой истории

Эпоха

Этап

Характеристика труда

Организация труда

Парадигма этики труда

Первобытное общество

Человек приспосабливается к природной среде.

Труд не выделялся из других видов деятельности

Стихийная

Отсутствует

Цивилизованное общество. Человек активно изменяет окружающую среду, приспосабливает ее к себе

Традиционное общество

Преобразование ландшафта.

Основные виды деятельности – земледелие и животноводство.

Основной трудовой принцип – испытание

Первая форма – вертикальная дифференциация труда и на этой основе – иерархическая система управления трудом.

Основные черты: субординация и принуждение к труду

Примитивный мир как он есть, труд – наказание и испытание,

не требуй за него награды

Индустриальное общество

Преобразование литосферы и атмосферы.

Основные виды деятельности – промышленная и торговая.

Основной трудовой принцип – производительность (эффективность)

Вторая форма – горизонтальная дифференциация труда, на этой основе – профессиональная узкая специализация. Стимуляция труда, «конвейерная» организация труда

Дарованные Богом способности человек должен раскрыть в активном труде

Информационное общест во

Преобразование антропосферы, космоса и т.д.

Основной вид деятельности – работа с информацией.

Основной трудовой принцип – качество

Третья форма – интеграция труда как межпрофессиональная интеграция. Управление проектами как форма организации труда. Мотивация труда

Профессиональная деятельность – поле для самореализации личности

В информационном обществе возрастает роль умственного, творческого труда, позволяющего современному человеку делать выбор в организации своей деятельности, искать свой путь самостоятельно с возможностью реализации своего личностного, профессионального потенциала, выбора социально и личностно значимых приоритетов.

Выделяют особенности современного труда [8]:

- Возрастание интеллектуального потенциала процесса труда. Проявляется в усилении роли умственного труда, росте сознательного и ответственного отношения работника к результатам своей деятельности;

- Увеличение доли овеществленного труда, связанного со средствами труда. Обусловлено достижениями научно-технического прогресса и при ограниченных физических возможностях человека служит решающим фактором роста производительности и эффективности труда;

- Возрастающий аспект социального процесса. В настоящее время факторами роста производительности труда считаются не только повышение квалификации работника или повышение уровня механизации и автоматизации его труда, но и состояние здоровья человека, его настроение, отношения в семье, коллективе и обществе в целом. Эта социальная сторона трудовых отношений существенно дополняет материальные стороны труда и играет важную роль в жизни человека.

Наш современным мир требует от индивидов быть мобильными, ответственными, организованными, также требует нашего понимание таких слов, как «труд», «трудовая деятельность». Понимать всю необходимость труда в нашей жизни, так как наш мир основывается на наших целях, на наших средствах для достижения наших целей.

Таким образом, история развития человека и общества свидетельствует о решающей роли труда. В процессе своей эволюции труд существенно усложнялся: человек стал выполнять более сложные и разнообразные операции, применять все более организованные средства труда, ставить перед собой и достигать более высокие цели. Труд стал многосторонним, разнообразным, совершенным. Изменение предметно-вещественных условий производства, совершенствование его техники, с учетом экологического фактора, необходимость распространения в обществе интеллектуально-творческих видов деятельности, направленность на развитие человекотворческого потенциала труда – актуальные задачи на современном этапе развития общества.

 

Функции труда

 

Труд представляет собой одно из базовых условий жизни человека и общества. Трудовая деятельность – явление многогранное. Она положена в основу любых общественных отношений и существенно влияет на отношения и взаимодействия людей. Труд является объектом изучения различных наук, среди которых, в первую очередь, следует выделить социологию и экономику [10], однако, следует учитывать то, что во многих случаях науки, изучающие труд, тесно взаимосвязаны (Таблица 2).

Труд как экономическая категория реализует свои функции [10] по следующим направлениям:

1. Труд как процесс по производству благ и услуг.   Содержание труда связано с взаимодействием человека с орудиями и предметами труда. Оно проходит в рамках своеобразного повторения трудовых циклов, в конце которых создается продукт труда. В рамках такого процесса реализуются следующие функции:

· логическая – целеполагание и формирование условий процесса;

· исполнительская – приведение в движение орудий и средств труда;

· наблюдения – регистрация и контроль (в том числе технологического) процесса труда;

· регулирования – корректировка процесса.

Таблица 2

Аспекты труда, изучаемые общественными науками

Наука

Предмет изучения

Экономика

Труд как один из факторов производства,

исследует механизм действия экономических законов в сфере труда, трудовые затраты на всех стадиях производственного цикла, соотношение оплаты труда с его результатами.

Социология

Особенности поведения и отношений между людьми, возникающими в связи с трудовым процессом.

Психология

Психика  работника,

специфические черты личности работников, формирование трудовых установок и мотивов поведения, психофизиологические особенности различных видов деятельности

Право

Проблемы, связанные с правовым положением работников, юридическим оформлением трудовых отношений между работниками и работодателями, охраной труда

Философия

Осмысление труда как процесса создания людьми условий и средств существования, в котором воплощаются человеческие силы, умения, знания. Важно определить. Как в этом процессе проявляется человек, реализующий себя в труде.

Эти функции являются общими для трудового процесса и могут отличаться в рамках конкретных трудовых процессов различных работников.

Соотношение этих функций в рамках процесса труда определяет его сложность, позволяет характеризовать труд как преимущественно умственный или преимущественно физический.

2.Труд, как материальное условие существования и развития общества. Так как категория труда является центральной во всем общественном производстве. С его помощью преобразуется материал природы, создается «вторая природа», более приспособленная для удовлетворения потребностей человека.

3.Труд, как условие развития самого человека. Труд – источник  развития человека: в ходе труда человек развивается физически, приобретает и закрепляет новые знания и умения, у него формируются творческие способности. Развитие человека, как и всего общества, происходит на базе смены техники производства, средств труда, технологии и организации производства.

4.Трудовая деятельность как форма становления личности. Труд участвует в формировании личности. Он способствует социализации человека, его самовыражению (Таблица 3).  

 

 

Таблица 3

Социологические функции труда

Социологические функции труда

Характеристика и направленность функций

Социально-экономическая

Воздействие субъектов труда (работников) на объекты и элементы природной среды (ресурсы) с целью их преобразования в предметы удовлетворения потребностей членов общества, т.е. в материальные блага и услуги.

 

Продуктивная

Удовлетворение потребности людей в творчестве и самовыражении. Благодаря этой функции труда создаются новые предметы и технологии

Социально-структурирующая

Дифференциация и интегрирование усилий людей - участников трудового процесса.

С одной стороны, закрепление за разными категориями участников трудового процесса различных функций ведет к дифференцированию и созданию специализированных видов труда.

С другой стороны, обмен результатами трудовой деятельности ведет к установлению определенных связей между разными категориями участников трудового процесса.

Данная функция труда способствует созданию социально-экономических связей между различными группами людей.

Социально-контролирующая

Труд организовывает сложную систему социальных отношений, регулируемую посредством ценностей, норм поведения, стандартов, санкций и др., представляющих собой систему социального контроля трудовых отношений.

К ней относятся трудовое законодательство, экономические и технические нормативы, уставы организаций, должностные инструкции, неформальные нормы, определенная организационная культура.

Социализирующая

Трудовая деятельность расширяет и обогащает состав социальных ролей, образцов поведения, норм и ценностей работников, что позволяет людям чувствовать себя полноправными участниками общественной жизни.

Данная функция дает людям возможность приобрести определенный статус, ощутить социальную принадлежность и идентичность.

Социально-развивающая

Воздействие содержания труда на работников, коллективы и общество в целом. Этот связано с тем, что по мере развития и совершенствования средств труда происходит усложнение и обновление содержания труда. Данный процесс обусловлен творческой природой человека.

Таким образом, происходит повышение требований к уровню знаний и квалификации сотрудников практически во всех отраслях современной экономики. Функция обучения работников является одной из приоритетных функций управления персоналом современной организации.

Социально-стратификационная

является производной от социально-структурирующей и связана с тем, что результаты различных видов труда по-разному вознаграждаются и оцениваются обществом. Соответственно одни виды трудовой деятельности признаются более, а другие – менее важными и престижными.

Трудовая деятельность способствует формированию и поддержанию доминирующей системы ценностей в обществе и выполняет функцию ранжирования участников трудовой деятельности по рангам – ступеням стратификационной пирамиды и лестницы престижа.

Социально-экологическая

Труд выполняет не только функцию преобразования материала природы, но и функцию, направленную на сохранение, восстановление и улучшение окружающей среды.

Реализовать такую функцию труда способно лишь высоко развитое общество, которое понимает такую функцию труда как естественную и неотделимую от функции создания новой потребительной стоимости.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что трудовая деятельность обусловливает ряд взаимосвязанных социальных и экономических явлений и процессов в современном обществе. Изучение социально-трудовых отношений позволяет выявить наиболее эффективные пути управления трудовыми ресурсами организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: